NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 23:00 ast
21:00 msk

Предстоящие в досрочные выборы в Мажилис остаются самым обсуждаемым внутриполитическим событием
К.Турганкулов: В соответствии с законодательством Республики Казахстан финансирование политических партий из зарубежных источников запрещено. Думаю, не надо объяснять, почему это сделано
03.07.2007 / политика и общество

"Жеты кун" // ""Хабар", 1 июля

Предстоящие в августе досрочные выборы в Мажилис остаются самым обсуждаемым внутриполитическим событием. Центризбирком на этой неделе давал подробные разъяснения о допустимых источниках финансирования участников выборов, сроках и правилах агитации и количестве бюллетеней, которые придется заполнять избирателям. В этом году - напомню - выборы в парламент будут проведены параллельно с выборами в маслихаты всех уровней, но по разным системам. Мажилисменов казахстанцам предстоит избирать, отдавая голос за политические партии, а вот выборы депутатов маслихатов пройдут по прежней – мажоритарной схеме, где оценивать претендентов придется исходя из индивидуальных программ и личностных характеристик.
Пока остается неясным, каким образом будет определен порядок расположения партий в бюллетенях для голосования по партийным спискам. Очевидно, с этим вопросом ЦИК определится уже после того, как закончится регистрация партий-претендентов.
На парламентских выборах 2004 года нумерацию участников в избирательных бюллетенях установили с помощью жеребьевки.
Более обстоятельно о процедурных особенностях предстоящих выборов в Мажилис и маслихаты мы поговорим сегодня с председателем Центризбиркома Куандыком Турганкуловым.
Его собеседник в студии - обозреватель нашей программы Данил Москаленко.
- Куандык Турганкулович! На недавней пресс-конференции Вы сказали, что на предстоящих выборах охват применения электронной системы голосования будет большим, чем на последних выборах Президента. Конкретно была названа цифра – полторы тысячи участков. А сколько всего будет участков? Т.е. можно ли в процентном соотношении предположить, какой процент населения будет голосовать при помощи электронного пульта, а какой воспользуется бумажными бюллетенями?
- Да, действительно, на предстоящих выборах мы планируем применить автоматизированную информационную систему "Сайлау" на 1520 избирательных участках, расположенных в городах Астана, Алматы, областных центрах и некоторых городах областного значения. Прирост количества избирательных участков, оборудованных "Сайлау", по сравнению с 2005 годом не так велик, всего 5%, но мы и не гонимся за количеством. Во-первых, существует требование международной организации БДИПЧ/ОБСЕ о необходимости постепенного внедрения системы электронного голосования. Во-вторых, основным показателем готовности избирательного участка для использования АИС "Сайлау", является его обеспеченность стабильным энергоснабжением и линиями связи. С учетом того, что указанные избирательные участки расположены в крупных населенных пунктах (г. Астана, Алматы и областных центрах), в них зарегистрировано более трети избирателей от их общего количества в Республике Казахстан. То есть, более чем 33% избирателей будут иметь возможность проголосовать электронными бюллетенями. Конечно, некоторые из них в качестве способа голосования предпочтут традиционный бумажный бюллетень, но статистика прошлых выборов показывает, что в 2004 году более половины избирателей, пришедших на избирательные участки, оборудованные АИС "Сайлау", а именно 54%, проголосовали электронными бюллетенями. В 2005 году эта цифра также составила около 50%.
На настоящий момент всего по республике у нас 9734 избирательных участка, но в связи с активными миграционными процессами внутри страны, некоторые избирательные участки ликвидируются, а в регионах, где идет прирост населения, создаются новые. На первое июля мы эту цифру скорректируем.
- Существуют ли какие-либо предварительные требования к политическим партиям, желающим участвовать в выборах? Есть ли, например, ограничения, связанные с количественным составом партии, ее финансовыми возможностями и т.д.?
- Нет, ни количество членов партии, ни ее финансовое состояние нас, т.е. организаторов выборов, не интересуют. Эти вопросы регулируются законом о политических партиях и если партия официально зарегистрирована, то она имеет полное право принять участие в избирательной кампании. Что для этого необходимо - установлено в законе о выборах. В частности, включение в партийный список лиц для избрания в депутаты мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии. Обычно это съезд партии. В качестве ограничения можно, пожалуй, привести лишь положение, согласно которому политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся ее членами.
После того, как решение высшего органа партии о выдвижении партийного списка принято и соответствующим образом оформлено, оно вместе с заявлениями о согласии быть включенными в партийный список всех членов партии, чьи фамилии перечислены в списке партии, направляется в Центральную избирательную комиссию.
Все партийные списки должны быть составлены в алфавитном порядке государственного языка. Они представляются в Центральную избирательную комиссию представителями политических партий одновременно с выпиской из протокола высшего органа политической партии о выдвижении партийного списка. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами.
Затем политические партии, выдвинувшие партийные списки, должны внести из средств партий на счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос в пятнадцатикратном размере установленной законодательством Республики Казахстан минимальной заработной платы за каждое лицо, включенное в партийный список. Здесь конечно может сказаться финансовая состоятельность партии. Ведь если партийный список состоит из максимально возможного количества кандидатов – 127 фамилий, то и сумма избирательного взноса окажется немаленькой.
Избирательный взнос полностью возвращается политической партии, если она набрала не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти единственного кандидата, включенного в партийный список.
Во всех остальных случаях внесенный взнос возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета.
- Можете ли Вы сейчас четко пояснить, как будут подсчитываться голоса? На прошлых выборах политическим партиям необходимо было преодолеть минимальный семипроцентный порог. Будет ли действовать это правило на предстоящих выборах? Каким образом голоса избирателей будут конвертироваться в депутатские мандаты? Я думаю, что эти технические нюансы интересуют сейчас всех.
- Как я уже отметил, семипроцентный барьер для политических партий установлен действующим избирательным законодательством, и депутатские мандаты будут распределены среди тех партий, которые набрали семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Что касается формулы, по которой будет вычисляться количество завоеванных партией мест в мажилисе, то она такова. Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за каждый партийный список, получивший семь и более процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Сумма голосов избирателей, поданных за все политические партии, преодолевшие семипроцентный барьер, делится на число распределяемых депутатских мандатов, т.е. на 98. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота), т.е. количество проголосовавших избирателей, приходящееся на один распределяемый мандат.
Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия, сформировавшая партийный список.
Если после этого остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем партийным спискам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления. При равенстве наибольшего остатка преимущество отдается партийному списку, зарегистрированному раньше. Так что в целом система проста и понятна, несмотря на кажущуюся сложность, а главное она дает возможность учесть все голоса избирателей и увидеть реальный расклад политических сил.
- На парламентских выборах 2004 года Минюсту и Центризбиркому пришлось дважды выступить с очень жестким заявлением по поводу зарубежных источников финансирования политических партий. Тогда даже звучали предупреждения о возможном отстранении некоторых участников выборов в случае использовании материальной помощи иностранных спонсоров. Намерен ли ЦИК контролировать этот вопрос и во время нынешней избирательной кампании?
- Да, и очень строго. В соответствии с законодательством Республики Казахстан финансирование политических партий из зарубежных источников запрещено. Думаю, не надо объяснять, почему это сделано.
Все политические партии в нашей стране для проведения предвыборных мероприятий могут использовать только средства своих избирательных фондов.
Избирательное законодательство предусматривает только два вида источников финансовых средств, из которых может формироваться избирательный фонд партии. Это, в первую очередь, собственные средства политической партии, а также добровольные пожертвования граждан и организаций.
При этом общая сумма средств в избирательном фонде политической партии на выборах мажилиса парламента в 2007 году не может превышать 146 млн. 280 тыс. тенге.
- Сейчас и в газетах, и на интернет-сайтах достаточно активно обсуждаются различные аспекты предстоящих выборов и многие предрекают "острую борьбу" с использованием "черных" PR-технологий. Насколько готов Центризбирком к применению во время избирательной кампании недобросовестных приемов? Будет ли ЦИК накануне начала агитации выступать с неким предупреждением ко всем участникам выборов ?
- Да, мы уже думали об этом. "Грязные" PR-технологии, учитывая уровень их развития и распространения в современном обществе, становятся реальной угрозой для основного принципа демократии – выборности органов власти. Конечно, наш закон о выборах содержит нормы, ограничивающие, или исключающие возможность применения подобных методов, но с каждым днем появляется все больше их новых воплощений и если не будет волевого желания вести честную борьбу со стороны самих участников избирательного процесса, выборы могут превратиться в банальную войну компроматов. В итоге проигрывают все, и избиратели, и кандидаты, и партии. Надеюсь, сегодня в обществе уже есть понимание этого.
Поэтому наряду с зарекомендовавшими себя во время предыдущих избирательных кампаний методами правового регулирования процесса предвыборной агитации и информационного сопровождения выборов, мы обратимся к партиям и кандидатам в депутаты маслихатов с призывом вести честную борьбу за голоса избирателей.
- Досрочные выборы в мажилис несколько отодвинули в тень другие политические события, между тем в этом году пройдут еще и выборы в маслихаты, которые - благодаря последним поправкам в Конституцию – становятся важным институтом самоуправления. Претерпит ли серьезные изменения механизм выборов в маслихаты? Там тоже будут партийные списки или сохраняется прежняя система?
- Вы правильно отметили, что маслихаты становятся важным институтом самоуправления, и поэтому, на законодательном уровне закреплен принцип избирания депутатов маслихатов по мажоритарной избирательной системе, т.е. по одномандатным избирательным округам на альтернативной основе. Всего по стране их будет 3335.
550 депутатов будут избраны в 14 областных маслихатов и маслихаты городов Астана и Алматы, 2160 депутатов - в 160 районных и 625 депутатов - в 37 городских маслихатов.
В соответствии с избирательным законодательством, правом выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов обладают республиканские или местные общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, их структурные подразделения, а также граждане в порядке самовыдвижения.
- Вы не думаете, что есть смысл в будущем и в выборах в маслихаты перейти на партийно-пропорциональную систему – ведь смотрите, что получается – выборы пройдут в одно время, для избирателей будет довольно сложно сориентироваться, поскольку две выборные кампании сразу – согласитесь, это огромный вал информации – придется разбираться, где кандидаты в мажилис, а где кандидаты в маслихаты… Ваше мнение на этот счет?
- Я не думаю, что возникнут сложности в процессе голосования. На предстоящих выборах большинство избирателей, получат три разных бюллетеня. Они будут различаться и по цвету. Один из них предназначен для голосования за политическую партию на выборах депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан. Второй бюллетень - это бюллетень, с помощью которого можно проголосовать за кандидата в депутаты областного маслихата, а третий бюллетень предназначен для голосования за кандидата в депутаты районного или городского маслихата.
Жители Астаны и Алматы получат по два избирательных бюллетеня. Так как в этих городах нет районных маслихатов, там избирателям необходимо будет отдать свой голос за политическую партию, а также избрать депутатов городского маслихата.
Все просто. Замечу, что на выборах депутатов Мажилиса избиратели будут голосовать не за кандидатов, а за политические партии, и соответственно в бюллетене по выборам депутатов Мажилиса будут названия политических партий, а не фамилии кандидатов.
Что касается перехода на пропорциональную систему и на выборах депутатов маслихатов, я уже ответил, что поскольку маслихатам будут переданы некоторые функции органов местного самоуправления, то они должны представлять интересы избирателей и избираться по мажоритарной избирательной системе от конкретных местных избирательных округов.
- Поскольку предстоящие выборы будут досрочными и пройдут по принципиально новой формуле, можно предположить, что большой интерес к ним проявят зарубежные наблюдатели. К Вам уже начали поступать заявки от международных организаций, которые хотели бы выступить в качестве наблюдателей?
- В настоящее время в нашей стране открыт институт международных наблюдателей, т.е. наблюдателей иностранных государств и международных организаций на выборах депутатов мажилиса парламента и маслихатов Республики Казахстан
В соответствии с нормами избирательного законодательства аккредитация наблюдателей иностранных государств и международных организаций будет производиться Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан до 12 августа 2007 года.
Представители иностранных СМИ также смогут осуществлять наблюдение на выборах при наличии удостоверения Министерства иностранных дел Республики Казахстан о постоянной или временной аккредитации.
Заявок нам международные организации и иностранные граждане не присылают. Всех международных наблюдателей приглашает наша страна. И все, кто прибудет к нам на выборы из-за рубежа, будут находиться тут по приглашению. В частности, МИДом уже направлены соответствующие приглашения в ШОС, Исполнительный комитет СНГ и БДИПЧ/ОБСЕ, нами направлены персональные приглашения некоторым руководителям избирательных органов зарубежных стран.
- Спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Обращение Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан к избирателям 31.07.2007
30 июля 2007 года состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 31.07.2007
54 зарегистрированных кандидата в депутаты маслихатов не будут участвовать в выборах 31.07.2007
Лицом к аулу 31.07.2007
Первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" побывал в Костанайской области 31.07.2007
ЦИК совместно с банками и фискальными органами осуществляет контроль за расходованием средств 31.07.2007
Стабильность, справедливость и духовное возрождение! 31.07.2007
Реквием каравану КПК 31.07.2007
Подготовка наблюдателей ведется по стандартам ОБСЕ 31.07.2007
"Это наше право - государственной газеты!" 31.07.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz