"Хабар", 23 июля
Правительство принимает меры по стабилизации ситуации на рынке горюче-смазочных материалов. Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы подняли цены и задерживают поставки крестьянским хозяйствам. Между тем практически вся техника готова к уборке зерновых. Об этой проблеме министр сельского хозяйства заявил сегодня на совещании в Астане.На юге уборка хлеба уже идет полным ходом. Дизельное топливо задерживается для северных – главных - зерновых регионов страны. По словам министра Ахметжана Есимова, по графику ГСМ отгружают только с Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Шымкентский и Павлодарский поставок сельским хозяйствам почти не делают. Они установили необоснованно высокие, как считают в Минсельхозе, цены на топливо. В среднем оно подорожало на 75 долларов за тонну. В прошлом такое сезонное повышение цен правительству удавалось сдержать.
Ахметжан Есимов, министр сельского хозяйства РК:
- Почему на одном нефтеперерабатывающем заводе рост происходит всего лишь на 10 долларов за 2,5 месяца, а на двух других на 75 долларов? Есть у нас испытанный старый метод, который мы не применяли этой весной – это запрет на экспорт дизельного топлива. Надо посмотреть, надо или не надо это делать. Он, конечно, не является рыночным, но достаточно эффективный метод.
Пока нет запрета, производителям выгоднее ГСМ экспортировать. Как отмечают в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, большие объемы топлива с юга Казахстана сейчас уходят за пределы страны.
Бактыкожа Измухамбетов, министр энергетики и минеральных ресурсов РК:
- Дело в том, что в Российской Федерации цена на дизтопливо значительно выше, чем у нас, и в связи с этим тоже надо отрегулировать вывоз нефти за пределы.
Премьер-министр Карим Масимов распорядился создать рабочую группу, которая за неделю должна разобраться в ситуации и предложить решение.
Карим Масимов, премьер-министр РК:
- Все ресурсы государства мы для этого используем, и налоговые, и таможенные, и антимонопольные, для того, чтобы уборка прошла в необходимые сроки.
В этом году ожидается богатый урожай пшеницы, и казахстанские хлеборобы могут рассчитывать на хорошую прибыль. По прогнозам, запасы зерна на мировом рынке будут самыми низкими за последние 25 лет из-за плохой погоды в большинстве стран-производителей.
-----
Глава МСХ не исключает вероятности введения запрета на вывоз дизтоплива из Казахстана на период нынешней уборочной страды АСТАНА. 23 июля. Kazakhstan Today
Министр сельского хозяйств РК Ахметжан Есимов не исключает вероятности введения запрета на вывоз дизельного топлива из Казахстана на период нынешней уборочной страды. Об этом он заявил сегодня в ходе селекторного совещания в правительстве, передает корреспондент агентства.
"Есть у нас испытанный, старый метод, который не применяли нынешней весной, - это запрет на экспорт дизельного топлива... Надо посмотреть, нужно или нет вводить его в нынешнюю уборочную страду", - сказал А. Есимов.
Он пояснил, что это предложение связано с тем, что "хотя по сравнению с прошлым годом обеспечение сельхозпроизводителей ГСМ выше (прошлогодних показателей. - Прим. Kazakhstan Today), но поставки ГСМ идут в соответствии с утвержденным графиком только с Атырауского завода". "С двух остальных НПЗ (Шымкентского и Павлодарского) отгрузка для сельхозпроизводителей практически не производится: из 143 тыс. планируемых тонн они отгрузили лишь 285 тонн, что составляет 0,5%", - подчеркнул министр.
По его словам, это "связано с тем, что ресурсодержатели нефтепродуктов установили высокую цену на дизтопливо - $511 - 515 за тонну". "По сравнению с апрелем текущего года рост цен на указанных НПЗ (Шымкентском и Павлодарском) составил в среднем $75 за тонну, в то время как на АНПЗ он увеличился лишь на $10", - сказал глава МСХ.
"По нашему мнению, такое повышение цен является необоснованным, так как за эти два с половиной месяца основные факторы, влияющие на ценообразование на внутреннем рынке (цена нефти, ее переработки и транспортировки), изменились незначительно", - сказал он. В связи с этим глава МСХ заявил, что считает необходимым "разбирательство с обоснованностью роста отпускных цен со стороны АРЕМа и Комитета по защите конкуренции МИТ РК". "Сделать это надо очень быстро, чтобы не получилось, как в прошлом году, когда мы все оказались беззубыми в отношении ПНХЗ, не откликнувшегося даже на предложение премьер-министра", - напомнил он.
Кроме того, А. Есимов считает необходимым ввести запрет на вывоз дизтоплива из Казахстана в связи с тем, что "запасы топлива - товарный остаток на казахстанских НПЗ - в текущем году составляет всего 52 тыс. тонн, что в два раза меньше, чем было на соответствующую дату прошлого года".
В свою очередь глава МЭМР Бахтыкожа Измухамбетов считает главной проблемой в обеспечении крестьян горюче-смазочными материалами то, что "очень большой объем дизельного топлива вывозится за пределы Казахстана, причем как с юга страны, так и с севера". "В России сегодня цена на дизельное топливо значительно выше, чем у нас, поэтому надо отрегулировать процесс вывоза этого вида ГСМ", - подчеркнул он. Кроме того, глава МЭМР отметил, что Павлодарский НПЗ около месяца стоял на ремонте, "сейчас он только набирает обороты, работает на 50% от мощности, перерабатывая 5 - 6 тонн нефти, но в ближайшее время выйдет на полную мощность". "Я встречался с руководством завода, и мне конкретно обещали снизить цену дизтоплива до $490 за тонну", - добавил Б. Измухамбетов. Он также уточнил, что "у ПНХЗ есть проблемы с поставками нефти из России, я переговорил с Христенко, и он пообещал, что поставки сибирской нефти на ПНХЗ также будут отрегулированы в ближайшее время".
В свою очередь премьер-министр РК Карим Масимов поручил главе МСХ создать рабочую группу, которая в течение недели предложит правительству ряд мер по разрешению ситуации с обеспечением крестьян ГСМ. "Я готов принять любое решение, которое вы подготовите", - подчеркнул К. Масимов, обращаясь к А. Есимову. |