Сергей ТУНИК, "Мегаполис", 29 октября
- Бесплатность и дармовщина приводят к искажению ценностей, извращают мотивацию к труду, расслабляют человека, снижают его жизнеспособность…
Такими словами министр индустрии и торговли Галым Оразбаков попытался убедить мажилисменов в необходимости скорейшего принятия поправок в законодательство в области жилищно-коммунальной сферы. Суть этих поправок проста: когда мы в свое время приватизировали наши квартиры, то стали собственниками исключительно квадратных метров жилья. Подвалы с чердаками, подъезды с лифтами и лестницами, фасады и междомовые территории остались как бы ничейными. Теперь правительство желает, чтобы соотечественники стали полноценными владельцами всего этого добра по полной программе.
* * *
Справка "Мегаполиса"
Впервые эти поправки в правительстве начали обсуждать в конце 2003 года. Тогда всем областным акимам дали поручение подготовить список ветхого и аварийного жилья с указанием средств, которые планируется затратить на его ремонт. Бывшего в ту пору премьером Даниала Ахметова представленные цифры, помнится, сильно огорчили: от 2,5 до 3,5 миллиона "квадратов" (сегодня 1,7 миллиона).
Чтобы привести их в более-менее божеский вид потребовалось бы порядка 35 миллиардов тенге. А для переселения жильцов из совсем уж развалюх в новостройки – около 80 миллиардов. Такие деньги у правительства были, но приближались выборы в парламент. После этого идею похоронили под сукном.
* * *
Кроме того, авторы идеи придумали еще несколько достаточно занятных штук. Например: собственники квартир должны перерегистрировать квартиры вместе с общедомовой территорией и собственностью в центрах по недвижимости. Чтобы потом отвечать за ее состояние и ремонт. Для чего КСК придется открыть два фонда: накопительный – для финансирования текущего ремонта и сберегательный – для капитального. А те, кто не пожелает проходить перерегистрацию и выплачивать деньги – для тех, по словам г-на Оразбакова, будет включен "механизм судебного преследования, в соответствии с которым можно налагать арест на имущество – вплоть до изъятия квартиры".
Депутаты словам министра не поверили. Даже прозвучало мнение, что правительство пытается обмануть народ. Однако по итогам дебатов во вторник стороны "сыграли вничью". Между тем в предлагаемых правительством изменениях в правила игры содержится столько подводных камней, что не учитывать их – значит обрекать себя на аварию.
Известный эксперт и главный критик правительства Петр СВОИК назвал предложение Оразбакова "выкручиванием рук", поскольку министр "просто не владеет ситуацией": "Сначала акимат должен все починить, а потом требовать с людей деньги. Или компенсировать первоначальный ремонт. От этого и плясать"…
Такой же позиции придерживается и мажилисмен Владимир НЕХОРОШЕВ. Он полагает, что акиматы первыми должны вложиться в ремонт и только после этого передавать народу в собственность то, что ранее в законах толком прописано не было…
Мажилисмен Валерий ДОСКАЛОВ:
– Помимо двух репрессивных поправок в Административный кодекс министерство должно было подготовить предложения по другим законопроектам, которые касаются социальных вопросов. Потому что это касается затратной части бюджета, в частности, по социальным вопросам…
В мире нет ничего вечного. Когда в начале-середине 60-х годов в Алматы сдавали в эксплуатацию микрорайоны, считали, что они без проблем простоят более полувека. Разумеется, они могут простоять и дольше, если следить за их состоянием и вовремя проводить ремонт. Но уже сегодня многие из этих "панелек" покрылись сетью "морщин" – трещины расползаются с каждым годом все гуще. И как ни ремонтируй этот "тришкин кафтан" – крепче и надежнее от этого он не станет…
Кстати, в своей речи перед мажилисменами министр здорово оскорбил соотечественников, назвав всех оптом иждивенцами. По его мнению, они получили свое жилье почти задаром. Похоже, г-н Оразбаков забыл, что люди десятилетиями стояли в очереди на квартиру и давным-давно отработали ее своим трудом.
Если верить генеральному плану развития Алматы, то лет через 10-15 микрорайоны южной столицы будут снесены, как отслужившие свой срок. А на их месте вознесутся новые многоэтажки. Получается, что люди будут поддерживать жизнь своих "хрущоб" (чего государство не делало десятилетиями) только для того, чтобы потом остаться у разбитого корыта?
Еще одна коллизия заключается в подвалах и придомовых территориях. Городские власти успешно содействовали продаже и того, и другого различным частным структурам, не спрашивая при этом у хозяев их мнения. При этом новые владельцы подвалов самостоятельно перестраивают их, создавая угрозы жильцам сверху. И примеров тому уже много. В эти дни аккурат идут два судебных разбирательства по этой проблеме. Я уже не говорю о том, как в последние годы "уплотняли" наши дворы магазинами, автостоянками, офисами и прочими "необходимыми" объектами…
В наших законах прописано, что "земельный участок при жилом доме может принадлежать собственникам помещений на правах общего землепользования". Но большинство кооперативов собственников квартир так и не зарегистрировало эту собственность (вот она, лукавая сущность одного слова – "может"). Впрочем, КСК – отдельная песня в этой правительственной "саге". С учетом вороватости и повышенной алчности руководителей КСК (примеры, когда они требовали "откаты" при покупке стройматериалов и найме строительных бригад, общеизвестны), говорить в этом случае об эффективности деятельности такого института – бессмысленно. К слову, вице-президент ассоциации председателей КСК республики Александр Рязанов вообще считает, что эта форма управления ЖКХ давно изжила себя в нынешнем виде…
Мне почему-то кажется, что правительство совершенно не случайно приняло недавно решение выкупать у строительных компаний готовые и полуготовые объекты по 700-800 долларов за метр, чтобы потом продавать соотечественникам по 450 долларов. Похоже, что эта идея способна хоть отчасти снизить накал на рынке жилья, хотя г-н Оразбаков убежден в том, что рост доходов населения – даже несмотря на взбесившиеся цены на продукты питания и повышение тарифов на коммунальные услуги, – все-таки позволяет и людям принять условия игры, предложенные правительством.
К слову, еще в мае этого года я выслал официальный запрос в алматинский департамент архитектуры и градостроительства с просьбой ответить на несколько вопросов касательно будущего ветхого и аварийного жилья южной столицы. Вопреки действующему законодательству и Кодексу чести госслужащего Республики Казахстан, его работники долго кормили меня "завтраками", после чего вообще ушли в "подполье".
Если не хотят говорить – значит хотят что-то скрыть. Если хотят скрыть – значит по этой теме у них много "косяков". Видимо, рассчитывают, что поправки, предложенные правительством, будут приняты – а после этого для них хоть трава не расти: из высоких кабинетов проблемы аварийного жилья плохо видны… |