Серик БАЙТАНАЕВ, "Вечерний Алматы", 8 декабря
И этот процесс набирает обороты, несмотря на возросшее финансирование и инвестирование отечественной высшей школы. У нас созданы международные университеты, например, КИМЭП, Казахстанско-Турецкий университет и другие. Многие отечественные университеты имеют партнерские отношения с признанными университетами мира. Но все это не удерживает молодых алматинцев, рвущихся получать высшее образование в зарубежных "альма-матер". Основатель общественно-политического дискуссионного клуба "АйтPARK" Нурлан Еримбетов пригласил в гости на этой неделе президента Ассоциации вузов Казахстана, ректора университета "Туран", профессора Рахмана АЛШАНОВА. Из ответов на вопросы молодежи и сложился его взгляд на проблему: куда идет высшая школа Казахстана?
– Все понимают, что образование – главный фактор конкурентоспособности страны в мировом пространстве. Постоянные реформы в системе образования, к большому сожалению, привели к тому, что основное содержание учебного процесса не всегда адекватно требованиям мирового уровня образования. Реформы, увы, не решают внутренние проблемы: обеспеченность учебниками оставляет желать лучшего, ощущается острая нехватка интернет-ресурсов. Что такое доступ к современному образованию? Это доступ к современному учебному материалу, современной информации, к преподавателям, мыслящим по-современному. Это все продекларировано, но системного подхода так и не видно. Конечно, отдельные вузы демонстрируют великолепные результаты. Они вкладывают финансовые средства не в ремонт фасадов, не в железные заборы вокруг университета, а в библиотеки и Интернет. Тем не менее у нас есть вузы, где студенты имеют широкий доступ в Интернет, а есть такие, где у студентов выход в мировую сеть меньше, чем приходится на одну семью в Европе. Подход, мягко говоря, противоречивый. Это обусловлено, мне кажется, частой сменяемостью министров, чехардой с кадрами, когда некому заниматься системной реализацией задач и целей отечественного образования. Вроде бы внедряем новые учебные технологии, но остаются рецидивы прошлого. При этом ученые подвергаются необоснованной критике. Тогда как предлагаемые ими конструктивные новации, содержащиеся в кандидатских и докторских диссертациях, зачастую остаются за бортом внимания министерства. А ведь 80 процентов роста экономики в мире обеспечивается именно инновациями ученых высшей школы. Действует целая инфраструктура: технопарки, ноу-хау в малом и среднем бизнесе. Но базовые основы закладываются в студенческой среде. К примеру, выпускники Массачусетского технологического университета ежегодно приносят доход в 260 миллиардов долларов США. От экспорта нефти Казахстан получает 30–40 миллиардов. Сопоставление этих цифр говорит в пользу укрепления и развития высшей школы страны. Студент зарубежного вуза с первого дня учебы уже думает: кем он станет? И во время учебы он не привязан к стандарту, у него есть выбор, так как существуют мобильно меняющиеся учебные программы. Поэтому студент лично и заинтересованно участвует в освоении своей будущей профессии. Как правило, по окончании такого вуза выпускник создает новую компанию, предлагает инновационный продукт. У нас есть разрыв в этом плане с зарубежными вузами, и его надо сегодня преодолеть. Необходимо кардинально изменить отношение к вузам, модернизировать их оснащение. Государство в силах выделять определенные средства вузам, включая частные. Это остановит их погоню за деньгами и вернет к налаживанию передовых форм обучения. Мы решим проблему качества образования только кропотливым подходом к делу всех: и чиновников из Министерства образования, и преподавателей, и самих студентов. |