Иван Ярцев, Политком.Ру, 9 января
2007-й запомнится населению значительной части бывшего Советского Союза определением преемников, которые встанут во главе этих стран на ближайшие годы. "Определяющихся" было много: Россия, Туркмения, Узбекистан, Армения и даже отчасти Казахстан.
Первой своего нового Баши выбирала Туркмения, где скоропостижно скончался диктатор Сапармурат Ниязов. Замены он себе, судя по тому, как происходил переход власти, не успел подготовить, и честно верил, что жить будет едва ли не вечно. В итоге высший и единственный значимый пост в государстве в результате альтернативных выборов получил Гурбангулы Бердымухамедов, про которого даже распускали слухи, что он является не только наследником, но и сыном Ниязова. Главной чертой нового правителя иностранные наблюдатели называют относительный либерализм - разумеется, в сравнении с предшественником.
Бердымухамедов не постеснялся избавиться от конкурентов среди бывших "соратников" Ниязова, не исключая и тех силовиков, которые, собственно, и привели его к власти. Зато он внимательно - по крайней мере, первые полгода - прислушивался к мнению объективно куда более либеральных правителей России. Вернул в страну русский язык, легализовал право получать высшее образование и даже обеспечил выход своим согражданам в Интернет (разумеется, подконтрольный). Бердымухамедов заявил о намерении восстановить полностью разрушенные его предшественником системы медицинского и пенсионного обеспечения. Так что не только Москва, с которой он подписал договор о строительстве Прикаспийского газопровода, но и Запад, все еще не теряющий надежд построить альтернативный Транскаспийский газопровод, не устает заявлять, что новый Туркменбаши "куда либеральнее"…
Своим собственным преемником стал президент соседнего Узбекистана Ислам Каримов. И это также был либеральный преемник, хоть личность правителя и не поменялась. Каримов основательно преобразовал конституцию, внеся в нее ряд значительно более либеральных положений, которые вызывали одобрение даже на Западе. Например, Германия, стала добиваться отмены санкций ЕС против Узбекистана.
Правда, в реальности конституция была парадоксальным образом использована для того, чтобы Ислам Каримов избрался на высший государственный пост в третий раз – еще на семь лет, в нарушение норм даже нового Основного закона. Сторонники президента (таковых по итогам выборов обнаружилось 88,1%) объясняли, что смена конституции "обнулила" предыдущие сроки президентства Каримова.
В Казахстане преемник в текущем году назван не был. Бессменный лидер Нурсултан Назарбаев, получивший на выборах 2005 г. более 91% голосов, "организовал" для своей страны однопартийный парламент, получил карт-бланш на определение политического курса, но своего наследника пока не назвал. Он лишь разрушил семью своей дочери Дариги, изгнав из Казахстана ее слишком усилившегося супруга и лишив ее саму политического влияния. Аналитики пока гадают, кто же сменит Нурсултана Абишевича на высоком посту. Однако после того как Запад сделал Казахстану подарок, разрешив порулить ОБСЕ в 2009 г., все меньше сомнений в том, что это также будет "либерал". Точнее, тот, кто так назовется, и получит соответствующий образ.
Как это уже произошло в России, где официальным преемником Владимира Путина назван Дмитрий Медведев. На Западе и в глазах собственных избирателей ему на контрасте с "силовиком" Сергеем Ивановым присвоен имидж либерала. Тот факт, что на него упал выбор, особенно радует Запад, учитывая, насколько ухудшились его отношения с Россией за последнее время. Как и в других постсоветских странах, обнародованию имени преемника в Москве предшествовало резкое ухудшение отношений с ЕС и США. После этого фактически любая смена политического курса будет оценена как либерализм.
Не повезло разве что Армении, где из двух вероятных преемников неожиданно выжил бывший министр обороны Серж Саркисян, то есть, по сути дела, силовик, аналогичный Сергею Иванову. (Кстати, по слухам, в Армении надеялись, что Москва выберет именно Иванова, а не Медведева.) После неожиданной смерти премьера Андраника Маркаряна играть в доброго и злого следователя нынешний президент Роберт Кочарян уже не мог, и преемник автоматически остался только один. С ним, конечно, договорились - Кочарян может после выборов занять пост премьера, но представить смену верховного правителя как либерализацию режима уже не получится.
Таким образом, в текущем году значительная часть стран СНГ сделала условный шаг на встречу либерализму. Чем это обернется в реальности, пока предсказать сложно. Уверенно можно только сказать, что операция преемник в постсоветском масштабе проходит в основном успешно. |