Сергей Козлов, "Время", 28 февраля
Перспектива нашего председательства в ОБСЕ оживила дискуссию о том, что же оно привнесет в предполагаемый у нас в стране политический процесс? Есть мнение, что ожидаются послабления для прессы и либерализация для партий. А на днях один из политологов высказал даже предположение, что будто бы к 2010 году и вовсе будет сформировано первое в истории страны коалиционное правительство.
Вот только вопрос: кто туда войдет? Вопрос не праздный и отнюдь не ернический. А дискуссия о "политическом процессе" весьма напоминает обсуждение другой темы - бурного экономического роста Казахстана. Хотя разговор все время идет о бурном росте только одной, базовой и основополагающей нашей отрасли - добыче и экспорте нефти. Все остальное в нашей экономике - приложимо к этому, зависит от него и на нем держится. Даже экспорт зерна или других сельхозкультур.
Закончится рост нефтедобычи - и все придет к своему логическому предопределению, к естественному процессу. К пониманию того, что собой представляет "бурный экономический рост".
Параллель с политической сферой здесь совершенно очевидная. Так же, как и отсутствие диверсификации экономики, в стране нет реальной политической конкуренции. Нет условий для формирования политических лидеров, политических программ, выработки альтернативных путей развития общества. Многие казахстанские политические партии - это фантомы, возникающие перед очередными выборами и исчезающие после них. О каком же публичном политическом процессе можно сегодня говорить? О какой плодотворной конкуренции или взаимодействии политических сил?
Именно такое "развитие" политического процесса способствовало тому, что лидерами оппозиции в последние годы становятся бывшие представители власти. В итоге казахстанская политическая система уже давно не продуцирует ни новых лидеров, ни плодотворных идей.
Такое положение, и это совершенно очевидно, очень опасно. И становится все более опасным по мере дальнейшего социального расслоения казахстанского общества. По мере обострения противоречий и борьбы за влияние и собственность между ведущими кланами в стране. По мере того, как стремительно и далеко не в лучшую сторону меняется обстановка вокруг республики. Неужели никто в Астане не видит, что благоприятный период удачного стечения внешнеполитических обстоятельств для Казахстана проходит?
Вина за то, что в стране нет публичного политического процесса, конечно же, лежит на власти. Вернее, на тех ее идеологах и политтехнологах, кто способствует углублению страха перед политической альтернативой. Не тех, кто в тезисе "внутриполитическая стабильность" видит только политическое однообразие и одномерность.
Если же продолжить параллели с экономикой, то можно предположить, что резкое сокращение нефтяных доходов будет способствовать тому, что мы наконец начнем учиться зарабатывать средства своими руками и собственным умом. А резкое сокращение монополии "Нур Отана" реанимирует к новой жизни внутриполитический процесс. Пусть и сумбурный.
Ну а пока с многопартийным Кабинетом министров придется подождать... |