NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 22:25 ast
20:25 msk

Визит государственного секретаря Казахстана в Великобританию
К.Саудабаев: Расползание оружия массового уничтожения и возможность его попадания в руки международных террористов являются наиболее серьезными угрозами безопасности планеты
06.03.2008 / политика и общество

"Ак Орда", 5 марта

Проходящий в эти дни визит Государственного секретаря Казахстана Каната Саудабаева в Великобританию включил его участие в "Диалоге государственных деятелей" Проекта ядерной безопасности, прошедшем в историческом Ланкастер-хаус в Лондоне 2 марта, и многочисленные встречи с мировыми политиками и экспертами в области нераспространения оружия массового уничтожения.

Проект ядерной безопасности, недавно инициированный четырьмя уважаемыми американскими политиками – бывшими государственными секретарями Джорджем Шульцем и Генри Киссинджером, министром обороны Уильямом Перри и председателем комитета по делам вооруженных сил Сената Сэмом Нанном, – ставит своей целью вдохнуть новую жизнь в глобальное движение за мир без ядерного оружия. Эта инициатива нашла поддержку у многих государственных деятелей и экспертов в сфере нераспространения США и мира, и в настоящее время для выработки конкретных механизмов достижения цели инициирован диалог международных экспертов и диалог на уровне государственных деятелей из США, России, Великобритании, Франции, Германии и других стран. Казахстан, как государство, добровольно выбравшее путь ядерного разоружения и имеющее особое моральное право на позицию по этой животрепещущей проблеме, получил особое приглашению к участию в состоявшейся в Лондоне 2 марта конференции для того, чтобы представить свои аргументы в пользу безъядерного выбора и изложить видение конкретных шагов по пути освобождения мира от угрозы ядерного оружия.

Обращаясь к собравшимся, среди которых советник по ядерному распространению Премьер-министра Г.Брауна баронесса Ш.Уильямс, бывшие министры иностранных дел Великобритании, Германии, России, Франции М.Бекетт, Й.Фишер, И.Иванов и У.Ведрин, а также бывший Генеральный директор МАГАТЭ Х.Бликс, Канат Саудабаев заявил: "Расползание оружия массового уничтожения и возможность его попадания в руки международных террористов являются наиболее серьезными угрозами безопасности планеты. Поэтому сегодня важно объединить усилия правительств и мировой общественности для выработки "дорожной карты" к миру, свободному от ядерного оружия. И пример Казахстана, закрывшего второй крупнейший ядерный полигон на Земле и добровольно отказавшегося от четвертого ядерного арсенала в мире, мог бы быть весьма полезным и востребованным".

После распада СССР безъядерный выбор Казахстана был сделан в чрезвычайно сложных условиях, существенно отличавшихся от условий Украины и Беларуси. Находясь в Азии, имея значительное мусульманское население и будучи под патронатом царской России и Советского Союза на протяжении трех веков, Казахстан стоял перед гораздо большим искушением и имел дело с весьма красноречивыми советчиками.

"В первые дни независимости не было отбоя от иностранных эмиссаров, которые убеждали Президента Назарбаева сохранить ядерное оружие, суля огромное финансовое вознаграждение и международный престиж в качестве первой и единственной мусульманской страной с ядерным оружием. Значительная часть нашей элиты также была за сохранение ядерного оружия, что, по ее мнению, в одночасье ввело бы униженный и никому не известный Казахстан в клуб ядерных держав. Но Президент Назарбаев, опираясь на мощную поддержку народа, перенесшего почти 500 советских ядерных испытаний, принял мудрое и мужественное решение и выбрал путь ядерного разоружения, осознав, что только мирное развитие в сотрудничестве с мировым сообществом обеспечат нам долгосрочную безопасность и процветание. Время показало верность такого шага. Вместо того, чтобы стать новым ядерным государством, которое бы подвергалось остракизму, Казахстан предстал как миролюбивое государство, которое хочет стать частью цивилизованного и ответственного мира", - подчеркнул Государственный секретарь.

Этим мы обеспечили благоприятные внешние условия для развития страны, привлечения иностранных инвестиций, проведения общественно-политических и социально-экономических реформ и, как следствие, добились впечатляющих успехов в развитии и признания в мире.

Говоря о конкретных шагах, которые мир должен предпринять во имя избавления от угрозы ядерного оружия, К.Саудабаев привел слова Президента Н.Назарбаева, прозвучавшие с трибуны ООН осенью прошлого года. Казахстан считает, что настало время существенного реформирования всей системы нераспространения оружия массового уничтожения. Весь комплекс соглашений, регулирующих эту сферу, должен быть нацелен в сторону глобальных мероприятий, ответственности всех государств по сокращению ядерного оружия, постепенному и окончательному уничтожению их арсеналов.

"В первую очередь Казахстан предлагает адаптировать Договор о нераспространении ядерного оружия к новым реалиям. Мир должен признать, что Договор стал асимметричным, предусматривая санкции лишь к неядерным государствам. Призывая к запрету на разработку ядерного оружия, ядерные державы сами должны стать примером сокращения и отказа от атомного арсенала, а этого не происходит. Такая несправедливость является побудительным мотивом для государств, не оставляющих ядерные амбиции. С точки зрения Казахстана такое стремление иррационально, ибо ведет лишь к гонке вооружений и не обеспечивает ни безопасность конкретного государства, ни безопасность всего мира", - подчеркнул К.Саудабаев.

"Другим практическим шагом, который имеет полную поддержку Казахстана, является скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Мир должен объединить усилия, чтобы возродить шансы этого договора на существование как действенной меры сдерживания распространения ядерного оружия", - заявил Госсекретарь.

Задача мировой общественности в том, чтобы совместными усилиями убедить девять стран, до сих пор либо не подписавших вовсе, либо не ратифицировавших договор, и без участия которых он и бессмыслен, и не действителен, сделать это. На данный момент договор подписали 178 государств, ратифицировали 144. В то же время, договор не подписан Индией, Пакистаном и КНДР и не ратифицирован Китаем, Египтом, Индонезией, Ираном, Израилем и США. Согласно условиям договора, все эти страны входят в обязательный список государств-участников для его вступления в силу.

В целом, как подчеркнул К.Саудабаев, решение обсуждаемых проблем лежит в фундаментальном изменении мировоззрения руководителей и политиков ядерных держав и стран с ядерными амбициями. "Только будучи абсолютно убежденными, что ядерное оружие не только не защитит страну, но напротив может привести к катастрофе, лидеры смогут сделать безъядерный выбор. Примером такого подхода являются исторические инициативы Рональда Рейгана и Михаила Горбачева, мужественные решения Нурсултана Назарбаева, мудрый шаг Сэма Нанна и Ричарда Лугара, основавших программу ССУ, и нынешняя инициатива "четверки" по возрождению движения к безъядерному миру. Именно такое понимание было в основе исторического решения Президента Нурсултана Назарбаева", - заключил Госсекретарь РК.

Выступления собравшихся политиков и экспертов в ходе конференции, а также состоявшиеся накануне и в ходе нее встречи К.Саудабаева с С.Нанном, Дж.Шульцем, Г.Киссинджером, заместителем Генерального секретаря ООН по разоружению С.де Куэйруш Дуарте, министром иностранных дел Норвегии Й.Г.Стором и другими показали общность позиций и заинтересованность в дальнейшем тесном сотрудничестве.

Как подчеркнул С.Нанн, "пример Казахстана показывает, что за словами могут и должны идти конкретные дела. История и пример разоружения Казахстана посылает мощный сигнал всему миру о том, что это реально. Мы благодарны Президенту Назарбаеву за его лидерство и видение, и мы с оптимизмом смотрим на перспективы нашего сотрудничества во имя мира без ядерной угрозы".

Дж.Шульц считает, что "вклад Казахстана в разоружение – значительный позитивный пример, и очень важно, что страна продолжает дальнейшую работу в этой важной сфере, разбавляя высокообогащенный уран и осуществляя иные проекты".

Как отметил Г.Киссинджер, "начиная нашу инициативу, мы оценивали реальное состояния этого вопроса в мире, и считаем, что у нашей инициативы есть возможность быть услышанной и воспринятой. Мы надеемся на тесное сотрудничество с представителями всех стран, разделяющих наши цели, включая Казахстан, чей позитивный пример ядерного разоружения придает ему моральный авторитет для того, чтобы играть важную роль в этих процессах. И на нашей сегодняшней конференции особо отмечался потенциал участия в данной инициативе Казахстана".

В свою очередь заместитель Генсека ООН подчеркнул, что "единственным способом добиться конкретного движения мира в сторону ядерного разоружения является убеждение ядерных стран в том, что весь мир считает обладание ими оружием неприемлемым и что они должны последовать примеру стран, уже вставших на путь разоружения, и в этом отношении пример Казахстана как нельзя показателен".

По мнению члена Парламента Великобритании, бывшего министра иностранных дел М.Бекетт, "мы должны еще сильнее пропагандировать позитивные примеры таких стран, как Казахстан, которые показали путь к безъядерному миру. Мы должны разработать многосторонний конкретный план действий, и практический опыт разоружения стран будет в этом весьма полезным".

Как считает известный английский государственный деятель Дж.Хоу, занимавший посты заместителя премьер-министра и министра иностранных дел, "история ядерного разоружения Казахстана – это интересный пример, поскольку эта страна по сути дела стала первым "не-распространителем" оружием, обосновав свое решение интеллектуальными и практическими соображениями. Миру следует более тщательно изучить эти соображения и применять их на практике".

Весьма теплой и содержательной стала беседа К.Саудабаева с министром иностранных дел Норвегии Й.Г.Стором, в ходе которой были обсуждены вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Была выражена взаимная заинтересованность во всестороннем расширении взаимодействия в сфере энергетики и экономики, а также в координировании позиций двух стран в вопросах ядерного разоружения и нераспространения. По мнению собеседников, активизация отношений между двумя странами – это естественный процесс, обусловленный наличием многих точек соприкосновения. В этой связи, была достигнута договоренность об организации визита Министра иностранных дел Норвегии в Казахстан в ближайшее будущее.

* * *

Выступление Государственного секретаря РК К.Саудабаева на Диалоге Государственных Деятелей Проекта Ядерной Безопасности Лондон, 2 марта 2008 г.

Уважаемые организаторы сегодняшней встречи!

Ваши превосходительства! Дамы и господа!

Для меня большая честь участвовать в сегодняшней встрече. В Казахстане горячо приветствуют инициативу Джорджа Шульца, Сэма Нанна, Генри Киссинджера и Уильяма Перри – видных государственных деятелей, обладающих высоким международным авторитетом и подлинно стратегическим видением, которые так нужны миру.

Расползание оружия массового уничтожения и возможность его попадания в руки международных террористов являются наиболее серьезными угрозами безопасности планеты. Поэтому сегодня важно объединить усилия правительств и мировой общественности для выработки "дорожной карты" к безъядерному миру. И пример Казахстана, закрывшего второй крупнейший ядерный полигон на Земле и добровольно отказавшегося от четвертого ядерного арсенала в мире, мог бы быть весьма полезным и востребованным.

После распада СССР безъядерный выбор Казахстана был сделан в чрезвычайно сложных условиях, существенно отличавшихся от условий Украины и Беларуси. Находясь в Азии, имея значительное мусульманское население и будучи под патронатом царской России и Советского Союза на протяжении трех веков, Казахстан стоял перед гораздо большим искушением и имел дело с весьма красноречивыми советчиками. В первые дни независимости не было отбоя от иностранных эмиссаров, которые убеждали Президента Назарбаева сохранить ядерное оружие, суля огромное финансовое вознаграждение и международный престиж в качестве первой и единственной мусульманской страной с ядерным оружием. Значительная часть нашей элиты также была за сохранение ядерного оружия, что, по ее мнению, в одночасье ввело бы униженный и никому не известный Казахстан в клуб ядерных держав. Но Президент Назарбаев, опираясь на мощную поддержку народа, перенесшего почти 500 советских ядерных испытаний, принял мудрое и мужественное решение и выбрал путь ядерного разоружения, осознав, что только мирное развитие в сотрудничестве с мировым сообществом обеспечат нам долгосрочную безопасность и процветание.

Время показало верность такого шага. Вместо того, чтобы стать новым ядерным государством, которое бы подвергалось остракизму, Казахстан предстал как миролюбивое государство, которое хочет стать частью цивилизованного и ответственного мира.

Такой подход обусловил участие Казахстана в программе Совместного сокращения угрозы Нанна-Лугара, благодаря чему мы полностью избавились от ядерного оружия.

Такой же позицией и активной дипломатией обусловлено получение Казахстаном гарантий безопасности и территориальной целостности от пяти признанных ядерных держав. Этим мы обеспечили благоприятные внешние условия для развития страны, привлечения иностранных инвестиций и проведения общественно-политических и социально-экономических реформ. Благодаря этим реформам Казахстан превратился в экономически сильное и динамично развивающееся демократическое государство, признанного лидера Центральной Азии, ответственного и надежного партнера мирового сообщества в деле укрепления безопасности.

Вклад Казахстана в обеспечение режима нераспространения не ограничивается закрытием полигона и ликвидацией ядерного оружия. В сотрудничестве с международным сообществом наша страна реализует новые конкретные проекты, такие как разбавление около трех тонн высокообогащенного урана совместно с Фондом "Инициатива по сокращению ядерной угрозы".

Казахстан активно участвует в соответствующих международных инициативах. В 2005 году мы стали членом Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. В 2006 году Казахстан стал одним из учредителей Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом, объявленной Россией и США. Прошлым летом третья встреча государств-участников этой инициативы прошла в Астане. В 2006 году в Семипалатинске представители пяти стран Центральной Азии заключили Договор о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия.

В то же время мы считаем, что настало время существенного реформирования всей системы нераспространения оружия массового уничтожения. Весь комплекс соглашений, регулирующих эту сферу, должен быть нацелен в сторону глобальных мероприятий, ответственности всех государств по сокращению ядерного оружия, постепенному и окончательному уничтожению их арсеналов.

Должен появиться механизм обеспечения режима нераспространения как основная гарантия безопасности всех государств, основанный на трех принципах: нераспространение путем необладания, нераспространение путем неразмещения и нераспространение путем запрета на испытания.

Поэтому, помимо моральных, экономических и иных мотивов, нужны правовые преграды процессу распространения. В первую очередь Казахстан предлагает адаптировать Договор о нераспространении ядерного оружия к новым реалиям. Мир должен признать, что Договор стал асимметричным, предусматривая санкции лишь к неядерным государствам. Призывая к запрету на разработку ядерного оружия, ядерные державы сами должны стать примером сокращения и отказа от атомного арсенала, а этого не происходит. Такая несправедливость является побудительным мотивом для государств, не оставляющих ядерные амбиции. С точки зрения Казахстана такое стремление иррационально, ибо ведет лишь к гонке вооружений и не обеспечивает ни безопасность конкретного государства, ни безопасность всего мира.

Другим практическим шагом, который имеет полную поддержку Казахстана, является скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Мир должен объединить усилия, чтобы возродить шансы этого договора на существование как действенной меры сдерживания распространения ядерного оружия. Совместными усилиями мы должны убедить страны, до сих пор либо не подписавших вовсе, либо не ратифицировавших договор, сделать это, так как без их участия и бессмыслен, и недееспособен.

В целом, решение этих проблем лежит в фундаментальном изменении мировоззрения руководителей и политиков ядерных держав и стран с ядерными амбициями. Только будучи абсолютно убежденными, что ядерное оружие не только не защитит страну, но напротив может привести к катастрофе, лидеры смогут сделать безъядерный выбор. Примером такого подхода являются исторические инициативы Рональда Рейгана и Михаила Горбачева, мужественные решения Нурсултана Назарбаева, мудрый шаг Сэма Нанна и Ричарда Лугара, основавших программу ССУ, и нынешняя инициатива "четверки" по возрождению движения к безъядерному миру. Именно такое понимание было в основе исторического решения Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Еще раз хотел бы поблагодарить организаторов сегодняшней встречи за приглашение к сотрудничеству и пожелать успеха в реализации этой важной и весьма актуальной инициативы. В завершение хотел бы пригласить провести следующую встречу "Диалога государственных деятелей" в Казахстане, где вы могли бы воочию увидеть позитивные результаты безъядерного развития моей страны.

Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2008
"Казахстан пойдет на демократизацию с ростом доходов населения" 31.03.2008
Состоялось очередное заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом 31.03.2008
ЦИК планирует в декабре внести в парламент законопроект о внесении изменений в закон "О выборах" 31.03.2008
Реформам СНГ – зеленый свет 31.03.2008
"Возникает необходимость мониторинга за использованием свободных денег акционерных обществ с участием государства, включая национальные компании" 31.03.2008
Местные представительные органы должны помочь обеспечить эффективную реализацию предвыборной платформы "Нур Отана" 31.03.2008
Депутаты Кызылординского областного маслихата просят остановить строительство Коксарайского водохранилища 31.03.2008
Без альтернативы 31.03.2008
Рабочий график Главы государства 28.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz