NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:27 ast
04:27 msk

"Возникает необходимость мониторинга за использованием свободных денег акционерных обществ с участием государства, включая национальные компании"
Выступление председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на научно-практической конференции "Повышение эффективности внешнего финансового контроля на этапе модернизации экономики"
31.03.2008 / политика и общество

www.esep.kz, 28 марта

Құрметті конференцияға қатысушылар!

Экономикалық ойлау пайда болған уақыттан бері оны басқарудың қағидаттары мен басым бағыттары ең көп талқыланатын мәселелердің бірі болып табылады.

Бүгінгі озық елдердің экономикалық жүйелерінің даму жолы мынаны көрсетеді: мемлекет нақты бақылау (әкімшілік емес) тетіктерін қолданған жағдайда ғана экономиканы тиімді басқаруға болады.

Аталмыш жағдайда мемлекеттің міндеті осы тетіктерді пайдалану арқылы елдің әлеуметтік-экономикалық дамуындағы келеңсіз үрдістерді жұмсарту болып табылады.

Мемлекеттің экономикасын, қаржы ресурстары мен активтерін тиімді басқару тәсілдердің бірі – сыртқы қаржылық бақылау жүйесі.

Алайда, қазіргі таңда, республикада сыртқы қаржылық бақылау жүйесінің рөлі жеткілікті бағаланбай отыр. Бұл – бұрынғы кеңестік кеңістіктегі елдер үшін тән жағдай.

Сондай-ақ, объективтік себептерімен қатар, бұл мемлекеттік қаржылық бақылау жүйесінде кездесетін үйлеспеушіліктерге де байланысты. Бұл жөнінде сәлден соң, кеңірек тоқталамын.

Мынаған назар аударайық. Соңғы жылдары, республикадағы қаржы жүйесі бюджетке елеулі қаржы ресурстарын жұмылдыруға тұрақты мүмкіндіктері бар екендігін көрсетіп келеді.

Бес жыл ішінде Қазақстанның мемлекеттік бюджетінің кірісі үш есе өсіп, 2007 жылы 2,8 трлн. теңгеден асып жығылды. Ұлттық қорда 20 млрд. АҚШ долларынан астам қаржы жинақталған.

Сайып келгенде, мынадай екі заңды сұрақ туындайды.

Бірінші – қазақстандық экономика үшін әлемнің шикізат рыноктарында қолайлы конъюнктура ұзақ уақыт бойы сақталған жағдайда бюджеттің қазіргі кіріс резервтерін барынша жұмылдыру қамтамасыз етіледі деуге болады ма?

Екінші – экономикалық өсудің тұрақты қарқынын қамтамасыз ету жөніндегі жаңа міндеттерді шешуге бөлінетін қаржы ресурстары (басқаша айтқанда, мемлекеттік аппарат жинаған салық төлеушілердің қаражаты) қаншалықты тиімді пайдаланылуда?

Уважаемые участники конференции!

Учитывая факторы конфликта интересов, можно констатировать, что объективно на эти вопросы могут ответить независимые от исполнительной власти органы.

Что касается первого вопроса.

Как вы знаете, Счетный комитет в соответствии с Бюджетным кодексом с 2005 года осуществляет внешний контроль за деятельностью госорганов по обеспечению полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из бюджета.

Проведенные нами контрольно-аналитические мероприятия в рамках имеющихся полномочий позволили выявить следующие недостатки в системе налогообложения.

Внесенные с 2003 года изменения и дополнения в Налоговый кодекс республики были связаны в основном с предоставлением налоговых льгот.

К примеру, в 2005-2006 годах по корпоративному подоходному налогу внесено 13 изменений, предусматривающих налоговые льготы, а по НДС – 16. При этом количество отсылочных норм на решение Правительства составляет более 90 пунктов.

Только за 2007 год общая сумма предоставленных льгот по таможенным платежам, налогам, а также по НДС, уплаченному методом зачета и отсрочки, составила 587 млрд. тенге, или 36% от суммы налоговых поступлений республиканского бюджета.

Эта сумма равнозначна объему финансирования нескольких государственных программ, годовому объему всех социальных расходов республиканского бюджета.

Несмотря на это, оценка экономической целесообразности и социальной оправданности предоставляемых льгот правительственными структурами не проводится.

В данном случае, имеется в виду оценка потерь бюджета от предоставления тех или иных льгот и сопоставление их с выгодами для государства (увеличение налоговой базы, создание новых рабочих мест и т.д.).

А проблемы есть. Еще в 2005 году Счетным комитетом в Правительство внесен ряд предложений по совершенствованию механизма возврата НДС по нулевой ставке, в частности было рекомендовано из облагаемого оборота по нулевой ставке исключить экспорт лома и черных металлов.

По этому вопросу решение до сих пор не принято, соответственно бюджет продолжает нести потери.

В целом, по оценке Счетного комитета, принимаемые меры по стимулированию, в том числе налоговому, производства и реализации товаров с добавленной стоимостью являются недостаточно проработанными.

Так, ежегодно возрастающая сумма возврата из республиканского бюджета по НДС в 2007 году составила более 180,0 млрд. тенге, из которых более 90% получают хозяйствующие субъекты, экспортирующие сырье, а не готовую продукцию, как было заложено в идеологии действующего налогового кодекса.

Отдельного обсуждения требуют вопросы эффективности налогового администрирования, что доказывается динамикой двух показателей.

Уровень взыскаемости в бюджет доначисленных сумм налогов и других платежей в бюджет сократился с 17% в 2006 году до 10% в 2007 году; а сумма обжалуемых результатов налоговых проверок увеличилась до 480 млрд. тенге, или в 27 раз. Этот факт свидетельствует прежде всего об уязвимости действующего налогового законодательства и слабой квалификации налоговых работников.

Самостоятельной темой для дискуссии также служит проблематика эффективности межбюджетных отношений и, соответственно, взаимодействия органов внешнего финансового контроля.

Так, устойчивая централизация налоговых поступлений в республиканский бюджет (в республиканский бюджет мобилизовано по итогам 2007 года 71% налоговых поступлений, в местные бюджеты – 29%, против 63% и 37% в 2006 году) привела к следующему.

С 2002 года сумма выделяемых местным бюджетам официальных трансфертов увеличилась в 14 раз, а доходы местных бюджетов без учета трансфертов лишь в 2 раза, с учетом трансфертов – в 4 раза. При этом доля трансфертов в доходах местных бюджетов составляет 46%.

Приведенные цифры говорят о том, что местные исполнительные органы при стабильности "вливаний" из республиканского бюджета не заинтересованы в решении вопросов бюджетной самообеспеченности.

Дать полную оценку налогового потенциала регионов из-за ограниченности полномочий Счетного комитета и недостаточности ресурсной базы ревкомиссий маслихатов на сегодня, к сожалению, не представляется возможным, а центральные государственные органы этим не занимаются.

К проблемам межбюджетных отношений по доходам следует отнести вопросы продолжающейся практики погашения налоговой задолженности по местным налогам путем зачета налоговых поступлений в республиканский бюджет (только по городу Алматы сумма погашения налоговых задолженностей за счет республиканского бюджета увеличилась за два года в 1,4 раза).

А также высокая зависимость исполнения республиканского бюджета от поступлений корпоративного подоходного налога и НДС, а местных бюджетов – от индивидуального подоходного налога, социального налога и трансфертов.

Необходимо отметить, что в республике собирается 11 видов налогов, 13 видов сборов и 15 видов платежей, а исполнение доходов государственного бюджета в основном зависит от 3-4 видов налогов. С чем это связано?

По оценке Счетного комитета, уполномоченными и налоговыми органами не на должном уровне осуществляется мониторинг и контроль за поступлением в бюджет отдельных сборов и платежей.

Дело в том, что сумма их поступлений в бюджет незначительна, а проведение налогового администрирования и мониторинга требует значительных затрат времени и средств. Мы предыдущие 2 года вносили рекомендации об ущербности для государства трех видов сборов.

И аналогично с ситуацией по налоговым льготам и преференциям, в республике не проводится контроль целесообразности и эффективности применения их к отдельным видам налогам, сборов и платежей.

В связи с этим в новом Налоговом кодексе в условиях модернизации экономики республики должны быть предусмотрены процедуры проведения контроля эффективности мер налогового администрирования, функционирования налоговой системы в целом, включая вопросы предоставления налоговых льгот и преференций.

И что очень важно – контроль эффективности должен осуществляться независимыми от исполнительной власти органами, а именно Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов.

Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность реализуемой в республике фискальной политики, являющейся одним из главных направлений процессов управления экономикой.

Уважаемые участники конференции!

Определяя роль системы внешнего госфинконтроля в государственном управлении, необходимо, не ограничиваясь механизмами контрольного принуждения, обозначит и ее ответственность за "раскрытие" внутренних источников экономического роста республики.

В соответствии с наделенными полномочиями Счетным комитетом осуществляется контроль на соответствие, контроль финансовой отчетности и контроль эффективности.

При этом, если контроли на соответствие и финансовой отчетности, называемые сегодня традиционными, в большей степени нацелены на повышение уровня финансовой дисциплины, то контроль эффективности – на улучшение показателей эффективности в контролируемой сфере.

Именно по этой причине в последние годы Счетным комитетом большое внимание уделяется вопросам контроля эффективности реализации государственных, отраслевых и бюджетных программ, а также деятельности государственных органов.

К примеру, в 2007 году нами дана оценка эффективности реализации Госпрограммы развития космической деятельности в республике.

На следующей неделе планируется рассмотрение итогов контроля эффективности реализации Госпрограммы формирования "электронного правительства".

Поскольку госпрограммы нацелены на поступательное и качественное развитие целых секторов и отраслей экономики, оценка их эффективности независимыми органами внешнего финансового контроля весьма востребована.

И главное – по итогам данной оценки вносятся рекомендации, позволяющие повысить отдачу от их реализации.

К примеру, по итогам контроля эффективности реализации Госпрограммы развития космической деятельности нами внесены предложения по выработке мер по дальнейшему развитию космической деятельности и выстраиванию четкой структуры управления и кооперации, задействованных в космической отрасли государственных органов и организаций.

Основными источниками финансирования государственных и отраслевых программ являются средства республиканского и местных бюджетов.

В свою очередь, в рамках бюджетных программ государством оказываются услуги населению, решаются важные социальные и экономические вопросы.

Это, в свою очередь, актуализирует задачу оценки эффективности расходов государственного бюджета, оценки их "вклада" в поступательное развитие экономики страны.

Так, согласно нашей оценке, политика государственного расходования в последние годы в целом способствовала решению основных социально-экономических задач.

Однако, итоги контрольных мероприятий свидетельствуют об определенных упущениях в экономическом развитии республики, обусловленных проблемами неполного освоения средств бюджета в рамках финансового года и допускаемыми фактами нецелевого, необоснованного и неэффективного расходования.

Основные причины складывающейся ситуации: несовершенство законодательства, издержки бюджетного планирования; неотработанность механизмов освоения бюджетных средств в рамках реализации программ, инвестпроектов и т.д.

Здесь же необходимо отметить, что мобилизация значительных бюджетных средств открывает возможности направления их на приобретение финансовых активов.

Только за 2007 год из республиканского бюджета на приобретение активов направлено 369 млрд. тенге, что в 3 раза превышает показатель 2006 года.

Реализация же Счетным комитетом с 2005 года полномочий по проведению контроля эффективности использования активов государства позволяет обозначить ряд проблем, которые уже выносились на обсуждение.

Во-первых, вопросы управления активами государства, осуществления мониторинга за их "движением" и контроля за их использованием не отрегулированы законодательными актами.

В частности, это касается вопросов приобретения представителями частного сектора в собственность доли в крупных компаниях с участием государства, а также приобретения активов в собственность государства.

Следствием данного правового вакуума становятся финансовые нарушения, снижающие эффективность управления активами государства.

Во-вторых, выполнение государственных функций по управлению, мониторингу и контролю за активами государства (государственной собственностью) на сегодня ограничено вопросами аренды и приватизации, а также разовыми контрольными мероприятиями Счетного комитета, проводимыми с привлечением аудиторских организаций.

К примеру, уполномоченный орган на сегодня не владеет достоверными данными о валовой стоимости активов государства, соответственно, о динамике показателей эффективности их использования.

Закономерными при проведении Счетным комитетом проверок в акционерных обществах с участием государства можно назвать такие выявляемые проблемы, как приоритетность направления свободных остатков институтами развития и акционерными обществами с участием государства на депозиты банков второго уровня и получение ими непрофильных доходов.

По нашей оценке, в условиях нестабильности мирового финансового рынка возникает необходимость мониторинга за использованием свободных денег акционерных обществ с участием государства, включая национальные компании (где они размещены, какие внешние займы ими привлечены под залог финансовых активов государства?).

В текущем году будет завершена реализация утвержденной постановлением Правительства Программы управления государственными активами на 2006-2008 годы, нацеленной на повышение эффективности управления госактивами.

Среди основных задач программы обозначены:

- определение состава госимущества и его закрепление необходимого для выполнения задач, поставленных перед государственными юридическими лицами, АО "Холдинг "Самрук", АО "Ќазына", региональными СПК;

- создание единой базы учета государственных активов;

- совершенствование законодательной базы.

В связи с этим, необходимо по итогам реализации данной программы проведение комплексной оценки достижения ожидаемых результатов и оценки ее эффективности.

Уважаемые участники конференции!

Как вы могли убедиться, контрольно-аналитическая работа Счетного комитета направлена не только на выявление финансовых нарушений, но и на совершенствование механизмов управления финансовыми ресурсами государства.

На современном этапе модернизации экономики для усиления роли Счетного комитета, являющегося высшим органом государственного финансового республики, необходимо комплексное решение вопросов законодательного, методологического, информационного и кадрового обеспечения его деятельности. Это касается и ревизионных комиссий маслихатов.

В связи с этим, в рамках разрабатываемого нового Бюджетного кодекса необходимо предусмотреть все аспекты усиления государственного внешнего финансового контроля.

В рамках законопроекта о Счетном комитете необходимо отрегулировать все аспекты организации его деятельности.

Что закладывается в данный проект?

Усиление в условиях модернизации экономики и необходимости развития различных сегментов финансового сектора роли независимого финансового контроля за управлением финансовыми ресурсами и активами государства.

Повышение прозрачности деятельности Счетного комитета, являющегося, прежде всего, контролирующим органом.

В частности, Счетный комитет, как коллегиальный орган, принимает решения, защищающие интересы народа с учетом мнений представительной и исполнительной власти.

Однако процедуры принятия коллегиальных решений не рассмотрены в Бюджетном кодексе и других нормативных правовых актах.

Определенный правовой вакуум присутствует и в вопросах назначения, переназначения членов Счетного комитета и прекращения их полномочий, а также их прав и обязанностей.

И наконец, законопроект предусматривает выстраивание четкой модели взаимодействия Счетного комитета по результатам контрольно-аналитической работы с Администрацией Президента, Парламентом, Правительством, государственными и правоохранительными органами.

Конференцияға қатысушы құрметті қауым!

Елбасы өзінің Қазақстан халқына арналған биылғы Жолдауында Қазақстан азаматтарының әл-ауқатын арттыру жөніндегі негізгі міндеттерді нақты белгілеп берген болатын.

Бұл міндеттер мыналар: ішкі инвестициялық ресурстарды жандандыру; қаржы жүйесіне құрылымдық реформа жасау; салық жүйесін жетілдіру арқылы экономиканы жаңғыртып, әртараптандыруға жәрдемдесу; бюджет қаражатын пайдаланудың және мемлекет активтерін басқарудың тиімділігін арттыру; бюджеттік нәтижелілікті арттыру.

Осыған байланысты, сөзімнің соңында республика экономикасын басқару процестеріне сыртқы қаржылық бақылаудың қатысуын күшейтуге бағытталған сыртқы қаржылық бақылаудың перспективалық даму бағыттарына қысқаша тоқтала кетсем деймін. Атап айтқанда олар:

- республиканың сыртқы қаржылық бақылау институттары қызметін заңнамалық тұрғыдан қамтамасыз ету мәселелерін шешу;

- бақылау жұмысының жаңа бағыттарын енгізу, атап айтқанда, салықтық әкімшілік жүргізу, салықтық жеңілдіктердің жекелеген түрлерін ұсыну және тағы басқа өзекті мәселелер жөніндегі шараларға тиімділік бақылауын жасау;

- бюджеттеуге көшу жөніндегі бастамаларды ескере отырып, әкімшілік реформа аясында нәтижелерге бағдарланған мемлекеттік органдар қызметінің тиімділігін бағалау бойынша бақылау-талдау жұмысын жүргізу;

- тексеру жүргізудің жаңа әдістері мен тәсілдерін пайдалана отырып, бақылау іс-шараларын жаңғырту және олардың сапасын одан әрі арттыру;

- экономиканы жаңғырту жағдайындағы мемлекеттік қаржылық бақылауға деген жаңа көзқарасқа бет бұрған қаржылық бақылаудың мамандарын даярлау жүйесін құрып, біліктілігін арттырып, оларды қайта даярлау.

Аталған міндеттер шешілген жағдайда тексеру комиссиялары және Есеп комитеті іс жүзінде күшейіп, олардың қызметінің тиімділігін және экономиканы басқарудың мәнділігін арттыруға мүмкіндік туады.

Назар қойып тыңдағандарыңызға рахмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2008
"Казахстан пойдет на демократизацию с ростом доходов населения" 31.03.2008
Состоялось очередное заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом 31.03.2008
ЦИК планирует в декабре внести в парламент законопроект о внесении изменений в закон "О выборах" 31.03.2008
Реформам СНГ – зеленый свет 31.03.2008
"Возникает необходимость мониторинга за использованием свободных денег акционерных обществ с участием государства, включая национальные компании" 31.03.2008
Местные представительные органы должны помочь обеспечить эффективную реализацию предвыборной платформы "Нур Отана" 31.03.2008
Депутаты Кызылординского областного маслихата просят остановить строительство Коксарайского водохранилища 31.03.2008
Без альтернативы 31.03.2008
Рабочий график Главы государства 28.03.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz