Евгений Дмитриев, "Известия-Казахстан", 15 апреля
ОБСЕ надеется на принятие Казахстаном закона "О свободе информации", гарантирующего прозрачность деятельности властей и свободный доступ населения к официальной информации, под которой подразумеваются не только законы, но и подзаконные акты и иные официальные документы.
Об этом на круглом столе "Нужен ли Казахстану закон "О доступе граждан к информации?" сообщила заведующая отделом по человеческому измерению Центра ОБСЕ в Алматы Эуджения Бенини. По ее словам, аналогичные законы приняли или разрабатывают 45 стран из 56 участников организации. Принципиальное назначение таких законов – ограничить объемы засекречиваемой государством информации до возможного минимума. И дать "законное право всем людям и организациям запрашивать и получать информацию от госорганов и лиц, занимающих публичные должности".
Границы секретного минимума каждое государство проводит само, но все же некоторые рекомендации ОБСЕ на этот счет существуют. Прежде всего европейцы настаивают на сужении спектра информации, которую можно считать секретной. Например, к секретной безоговорочно можно относить ту информацию, которая прямо или косвенно может серьезно подорвать национальную безопасность либо территориальную целостность страны. Или связана с военными секретами и научными изысканиями, разглашение которых нанесет ущерб обороноспособности или экономический ущерб государству.
Тайна следствия или коммерческая тайна, согласно этим принципам, также имеют право на существование, однако гриф "Секретно" на них, следуя логике ОБСЕ, следует навешивать лишь на ограниченный срок (при условии, конечно, что они не связаны с вышеупомянутыми "святая святых"). При этом в таком законе, согласно рекомендациям ОБСЕ, следует четко оговорить срок, в течение которого представляющие государство носители секретной информации обязаны не разглашать засекреченную информацию. По словам Эуджении Бенини, рекомендуемый организацией срок – не более 15 лет.
Кроме того, ОБСЕ рекомендует закладывать в нормы такого закона обязанность госорганов и публичных лиц "отвечать на все запросы быстро, а на срочные запросы информации, имеющие отношение к неизбежной угрозе здоровью или безопасности граждан, – незамедлительно". "Процесс запроса информации должен быть простым и бесплатным либо недорогим, – процитировала Эуджения Бенини текст рекомендаций. …Должны быть предусмотрены санкции в тех случаях, которые показывают, что чиновник или госорган преднамеренно утаивают информацию, нарушая тем самым данный закон".
Стоит отметить, что ОБСЕ рекомендовало разработать такой закон всем своим участникам. Кстати, в Казахстане уже разрабатывается концепция законопроекта, перекликающегося с предлагаемым организацией проектом. Как сообщил директор центра компетенции АО "Национальные информационные технологии" Жанас Мамиров, в рамках работы над формированием нормативной базы функционирования "электронного правительства" предполагается разработка пяти законопроектов, в числе которых – и проект закона об открытом доступе к информации. |