NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 17:34 ast
15:34 msk

Свидетельство о рождении
Ж.Кожахметов: Антимонопольный орган в лице АЗК стоит на защите конкуренции, а регулирующие органы в лице АРЕМ и АИС занимаются тарифным и технологическим регулированием деятельности монополистов и доминантов
25.08.2008 / политика и общество

Гульмира Кунапия, "Бизнес и власть", 22 августа

Зампредседателя Агентства по защите конкуренции (АЗК) Жанат Кожахметов в интервью "&" пояснил разницу между функциями АЗК и АРЕМ.

- С целью более ясного понимания функций и миссии антимонопольного органа и регуляторов в государственном регулировании нами в новом законе о конкуренции предлагается четко разграничить полномочия между антимонопольным органом и регуляторами. Хочу особо отметить, что речь идет именно о разграничении, а не о передаче каких-либо полномочий и функций от АЗК к регуляторам или наоборот.

Данное разграничение происходит впервые в практике взаимодействия антимонопольного органа и регуляторов. Это позволит внести ясность во взаимоотношения антимонопольного органа с регуляторами и понимание бизнеса и потребителей, что именно антимонопольный орган в лице АЗК стоит на защите конкуренции, а регулирующие органы в лице АРЕМ и АИС занимаются тарифным и технологическим регулированием деятельности монополистов и доминантов. Сегодня в действующем Законе "О конкуренции" все это прописано довольно размыто, что вызывает непонимание у потребителей и проблемы у предпринимателей, а также усложняет администрирование антимонопольного законодательства.

- Эксперты утверждают, что регулирование цен не всегда приводит к появлению конкуренции…

- Это верно, поэтому-то антимонопольный орган и отказался от этой функции в 2006 году, так как создавался своего рода конфликт интересов: антимонопольный орган должен способствовать развитию и защите конкуренции, хотя в то же время он занимался и регулированием цен, что сдерживало вхождение новых компаний в отрасль. В связи с этим в проекте закона о конкуренции отсутствуют положения, касающиеся процедур ценового регулирования субъектов рынка, что полностью соответствует международным стандартам конкурентного права.

- Тем не менее сегодня в Казахстане наблюдается госрегулирование цен на отдельных товарных рынках. С принятием нового закона о конкуренции какой госорган будет заниматься регулированием цен и на каких рынках?

- Все, что касается вопросов ценового регулирования товарных рынков, будет отражено в отраслевых законах. При этом госрегулирование цен предусматривается на рынках естественной и государственной монополий, то есть там, где полностью отсутствует конкуренция, а также на высококонцентрированных товарных рынках со слаборазвитой конкуренцией, с высокими барьерами для входа новых игроков. Что это значит? Приведу пример: железнодорожная отрасль, где на протяжении 10 лет конкуренция практически не развивается, имеются высокие барьеры для входа новых игроков, отсутствуют инвестиции, ежегодно подтверждается монопольное положение КТЖ и его "дочек" практически по всем услугам, оказываемым на этом рынке. В данном случае с целью защиты прав потребителей и недопущения установления монополистом монопольно высоких цен предлагается ввести госрегулирование тарифов, но только для монополий, имеющих значительную долю рыночной власти. Регулирующие органы будут заниматься мониторингом и контролем за ценообразованием на данных рынках. После развития там конкуренции и снижения монопольной власти отдельных субъектов (кстати, этому должен способствовать не только антимонопольный орган, но и отраслевые министерства и региональные власти) госрегулирование цен на этих рынках отпадет за ненадобностью.

- Эксперты говорят, что АЗК должен быть настолько независимым, насколько независимы Счетный комитет или Генпрокуратура. Какие полномочия определяют независимость АЗК?

- Независимость Счетного комитета, Генпрокуратуры и Конституционного совета прописана в Конституции, эти органы не входят в структуру ни одной ветви власти. А антимонопольный орган во многих странах находится в структуре исполнительной власти. Вместе с этим в большинстве стран институциональная независимость антимонопольного органа заключается в наличии института правления. В связи с этим в новом законе о конкуренции также предусмотрено коллегиальное управление в лице правления антимонопольного органа, которое будет принимать решения по особо важным вопросам. Все решения принимаются коллегиально, члены правления независимы друг от друга. Может, как следующий этап надо рассматривать независимость антимонопольного органа от органов государственной власти. Такие прецеденты в мировой практике также существуют. Единого шаблона независимости антимонопольного органа, исходя из его подчинения какой-либо ветви власти, нет. Он должен быть независимым в функциях, полномочиях, чтобы на него не оказывалось давление, тогда, я думаю, и его решения будут независимыми. На мой взгляд, все это нами максимально учтено в проекте закона о конкуренции.

- Возникают ли трудности из-за того, что АЗК пока работает в соответствии с действующим законом, а не с тем новым проектом, в котором прописаны ваши функции?

- Ряд трудностей существует, поэтому и принимается новый закон о конкуренции. Действующий закон не раскрывает многих положений и дублирует Закон "О недобросовестной конкуренции", причем санкции за одно и то же правонарушение прописаны разные. Это приводит к непониманию бизнеса, усложняет администрирование антимонопольного законодательства и дает сбои в принятии решений. Действующий закон на практике осложняет выявление доказательств совершения антиконкурентных действии отдельными субъектами. В проекте закона все эти недочеты учтены, как учтены и вопросы взаимодействия с правоохранительными органами по выявлению и доказательству фактов недобросовестной конкуренции. Но нельзя сказать, что действующий закон о конкуренции нерабочий. Будь это так, то, наверное, по рынку ГСМ нашим агентством не был бы выявлен ряд антиконкурентных согласованных действий. Как вы знаете, мы передали материалы по выявленным антиконкурентным согласованным действиям субъектов рынка, занимающихся оптовой и розничной реализацией ГСМ, в органы финполиции. Несомненно, работай мы уже сейчас в соответствии с проектом закона о конкуренции, который в сентябре текущего года планируется внести в парламент, эти материалы были бы более отточенными, четкими и ясными. Но мы передали их в том виде, который позволяет нам действующее законодательство.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в заседании Совета глав государств-членов ШОС 29.08.2008
Совместное коммюнике 29.08.2008
Председатель КС РК призывает госорганы при применении ими конкретных норм законодательства ссылаться в первую очередь на Конституцию 29.08.2008
В РК принята Концепция развития системы ювенальной юстиции на 2009-2011 годы 29.08.2008
Состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с Каримом Масимовым 29.08.2008
Чтобы не потерять достоинство, засуньте его в одно место 29.08.2008
Растет число претендентов 29.08.2008
Еще один кандидат в сенаторы 29.08.2008
Его семья - его богатство 29.08.2008
Россия и Казахстан обменялись территориями 29.08.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz