NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 24.09.2021 12:16 ast
09:16 msk

Парадигма безопасности и стабильность в Азии
М.Тажин: Суть исторической инициативы Президента Нурсултана Назарбаева заключалась в создании надежного, а самое главное, эффективного механизма превентивной дипломатии на азиатском континенте
25.08.2008 / политика и общество

Марат ТАЖИН, министр иностранных дел Республики Казахстан, председатель Совета министров иностранных дел СВМДА, "Казахстанская правда", 23 августа

Особое место Азии в современном мире предопределено ее колоссальными человеческими, природными ресурсами и динамичным экономическим ростом. Известная как колыбель древнейших цивилизаций, культур и религий, сегодня Азия восстанавливает свое значение в качестве одной из движущих сил общемирового развития. Однако Азия также стала средоточием различных конфликтов, неоднократно приводивших к вооруженным столкновениям и напряженности, что, безусловно, негативно влияет на глобальную безопасность.

Как показывает мировой опыт, решение современных проблем возможно только при условии коллективного взаимодействия государств. Последние события на евразийском пространстве демонстрируют, что отсутствие действенных механизмов предупреждения конфликтов чревато серьезными последствиями. Поэтому необходимость развития системы регуляции региональных отношений для Азии актуальна как никогда. Одним из весомых шагов в данном направлении стала предложенная мировому сообществу Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Впервые выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, Глава независимого Казахстана выдвинул свое видение будущей системы безопасности в Азии. "Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой явные и смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий", - сказал он в своем выступлении.

Суть исторической инициативы Президента Нурсултана Назарбаева заключалась в создании надежного, а самое главное, эффективного механизма превентивной дипломатии на азиатском континенте. Инициатива также предусматривала активизацию процессов политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия азиатских государств и в перспективе создание, по емкому выражению казахстанского президента, "единого пояса безопасности на евразийском континенте".

Казахстан и государства, поддержавшие процесс СВМДА, отчетливо понимали чрезвычайную сложность задачи создания подобной структуры безопасности, так как Азия - самый разнородный континент во всех своих проявлениях: политических, экономических, религиозных, этнических и культурных. Нельзя было не учитывать высокую степень напряженности в некоторых регионах Азии в силу затяжных исторических конфликтов и устоявшегося недоверия. И все-таки к этому времени уже стало понятно, что единственным путем, который позволил бы странам Азиатского региона в полной мере воспользоваться преимуществами глобализации и эффективно противостоять новым вызовам и угрозам, являются диалог и сотрудничество в безопасном и стабильном окружении.

В силу специфических причин, упомянутых выше, не могло быть и речи о слепом копировании принципов деятельности таких региональных организаций, как например ОБСЕ. Необходимо было создавать новую структуру, принципы и механизмы деятельности которой были бы приемлемы для всех ее участников. Современные тенденции развития убедительно демонстрируют, что в Азии всеобъемлющий подход к вопросам безопасности и сотрудничества требует практического и поэтапного применения мер доверия.

Процесс СВМДА, как механизм перевода отношений между ними в диалоговый режим по поиску взаимоприемлемых решений проблем региональной безопасности, как никакая другая инициатива способствует укреплению доверия между государствами континента. Больше безопасности и предсказуемости в Азии и в мире в целом - эта целевая установка все больше определяет содержательную сторону процесса СВМДА. И первым практическим достижением процесса СВМДА стала первая встреча министров иностранных дел государств-участников 14 сентября 1999 года, когда была подписана декларация, регулирующая отношения между государствами - членами Совещания - своего рода прообраз юридической базы для создания азиатской системы безопасности и сотрудничества.

Основополагающими принципами, которыми государства - члены СВМДА обязались руководствоваться в своих отношениях, стали:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
- неприменение силы или угрозы силой;
- территориальная целостность государств-членов;
- мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- разоружение и контроль над вооружениями;
- экономическое, социальное и культурное сотрудничество;
- соблюдение прав и основных свобод человека.

Таким образом, впервые были заложены юридические основы системы азиатской безопасности, с конкретными механизмами обеспечения стабильности в регионе на принципах, прописанных в Уставе ООН.

Первый саммит форума, проведенный четвертого июня 2002 года, вызвал неподдельный интерес во всем мире. Международные СМИ сообщали об итогах встречи на высшем уровне глав Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министров Азербайджана и Индии, уполномоченных официальных лиц Ирана, Египта, Палестины и Израиля, представителей государств и организаций-наблюдателей.

В ходе саммита главы государств и правительств приняли решение придать Совещанию необходимую структуру и институты для повышения эффективности его функционирования и дали поручение министрам иностранных дел завершить проработку всех аспектов создания Секретариата СВМДА с целью обеспечения административной поддержки регулярных встреч и политических консультаций. По итогам была принята Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.

Успешное проведение первого саммита и подписание его учредительного документа - Алматинского акта спустя всего десять лет после выдвижения идеи о его созыве позволило Совещанию де-юре стать форумом для диалога с целью поиска компромиссных путей урегулирования проблем и конфликтов в Азии.

Следующим шагом на пути реализации инициативы Президента Казахстана стало принятие Каталога мер доверия, Правил процедуры и Декларации на II Министерской встрече СВМДА 22 октября 2004 года. Традиционно под мерами доверия понимаются меры, предпринимаемые государствами для уменьшения угрозы и недоверия, существующих между ними, в том числе для снижения угрозы войны. Сама концепция мер доверия возникла из попыток, предпринятых во время "холодной войны", во избежание ядерной войны, которая могла возникнуть случайно в результате аварий и ошибок. По сути, меры доверия воспринимались как сотрудничество в военно-политической области для уменьшения напряженности между государствами.

Меры доверия СВМДА выходят за рамки традиционных концепций, ведь безопасность с каждым днем становится все более тонкой и чувствительной материей, все более объемным и зависимым от решения социально-экономических, экологических, энергетических, демографических и иного рода проблем.

Руководители государств - членов СВМДА признали, что во взаимосвязанном и взаимозависимом мире XXI века меры доверия в социально-экономическом измерении так же важны, как и в военно-политическом. Поэтому Каталог мер доверия СВМДА определяет пять измерений для осуществления мер доверия: военно-политическое; противостояние новым вызовам и угрозам; экономическое; экологическое и гуманитарное.

Семнадцатого июня 2006 года состоялся второй саммит СВМДА, в ходе которого был принят всеобъемлющий политический документ - Декларация II Саммита, а также подписан основополагающий документ по практической институционализации Совещания - Соглашение о Секретариате СВМДА. В Декларации нашли отражение общее видение государствами-членами ключевых проблем безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом, предложения государств-членов по развитию универсального подхода к преодолению неразрешенных проблем и заявлено о необходимости практической реализации мер доверия СВМДА, вошедших в Каталог мер доверия 2004 года и дальнейшего развития процесса. В этот же день, с подписанием соответствующего уставного документа, в Алматы начал свою работу Секретариат СВМДА.

Сегодня основной целью СВМДА является укрепление сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии. Сейчас мы вырабатываем механизмы достижения этой стратегической задачи. Мы отказались сразу же обсуждать вызывающее множество противоречий военно-политическое измерение и решили начать работу со скромных шагов, приемлемых для всех, на поэтапной основе, что позволит избежать жестких рамок.

Процесс реализации мер доверия начался в четырех социально-экономических измерениях. Принятый в марте 2007 года в Бангкоке рабочий документ "Кооперативный подход к реализации мер доверия СВМДА" ознаменовал собой переход к практическому осуществлению странами-участницами конкретных мер по сближению и укреплению доверия в четырех направлениях: экономическом, экологическом, гуманитарном, а также в области борьбы с новыми вызовами и угрозами.

Семь государств-членов выразили готовность действовать в качестве координаторов отдельных проектов по реализации мер доверия: Азербайджан - в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; Иран - вопросы контроля над наркотиками и вопросы национального управления чрезвычайными ситуациями; Казахстан - в гуманитарном аспекте; Республика Корея - сотрудничество в области IT и энергетической безопасности; Россия - сотрудничество в экономическом аспекте; Таджикистан - сотрудничество в области туризма; Турция - в области новых вызовов и угроз.

***

Более 15 лет Казахстан возглавляет процесс создания основ системы общеазиатской безопасности. Мировому сообществу понадобилось немало времени для осмысления этой идеи. Ведь все понимали, что потенциальные государства - участники СВМДА имеют различные пути развития и особую ментальность, широкий спектр национальных интересов, свое видение путей решения проблем региональной и мировой политики.

Однако нельзя не отметить, что в мире сформировалось позитивное отношение к Совещанию как к эффективному общеазиатскому диалоговому механизму обеспечения безопасности. Востребованность процесса наглядно демонстрирует предстоящее вступление в ряды Совещания в качестве полноправных членов Хашимитского Королевства Иордания и Объединенных Арабских Эмиратов, а также присоединение к СВМДА Государства Катар в качестве наблюдателя. Таким образом, число членов Совещания составляет 20 государств, среди них такие крупные государства Азии, как Россия, КНР, Индия, Пакистан. Показательным является членство в Форуме Израиля, Ирана и ряда арабских государств.

Сегодня общая площадь государств - членов СВМДА составляет около 400 миллионов квадратных километров - примерно 90 процентов всей территории Азии и 72 процента территории Евразийского материка. В этих странах проживает более 2,8 миллиарда человек, что составляет 45 процентов всего населения земного шара. И процесс расширения СВМДА набирает силу - заинтересованность к участию в работе Совещания проявляют ряд государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Несомненным выражением признания со стороны международного сообщества является получение СВМДА в декабре 2007 года статуса наблюдателя при ГА ООН. Совещание стало реальным фактором по укреплению стабильности и безопасности на Азиатском континенте.

Успех СВМДА базируется на нескольких составляющих.

Во-первых, идея была выдвинута в новых исторических реалиях и исходила она от ответственного и конструктивного члена международного сообщества. В начале 90-х годов прошлого века Казахстан обладал четвертым ядерным арсеналом в мире. Однако Президент Назарбаев провозгласил Казахстан безъядерным государством, тем самым не только продемонстрировав приверженность политике разоружения и мира, но и подчеркнув ответственность молодой страны за обеспечение безопасности на Азиатском континенте и в мире.

Во-вторых, высокий личный авторитет Президента Нурсултана Назарбаева, который последовательно проводит сбалансированный внешнеполитический курс, нацеленный не только на продвижение национальных интересов Казахстана, но и решение наиболее актуальных вызовов современности.

В-третьих, Совещание полностью соответствует духу современных международных отношений, развивая принципы взаимоуважения, многостороннего сотрудничества и коллективной ответственности государств.

Предстоящая 25 августа 2008 года в Алматы третья встреча министров иностранных дел государств - членов СВМДА - событие важное не только для Казахстана, но и для всех азиатских стран. В ходе мероприятия главы внешнеполитических ведомств стран-участниц обменяются мнениями относительно путей дальнейшего развития процесса СВМДА. В развитие идей и духа Алматинского акта планируется принять Решения и Декларацию III Министерской встречи "Прогресс СВМДА в осуществлении мер доверия", которые выводят процесс СВМДА на качественно новый уровень - практической имплементации мер доверия.

Предстоит также подписать Протокол о внесении изменения в Соглашение о Секретариате СВМДА, а также открыть к подписанию Конвенцию о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Секретариата СВМДА и его персонала, что знаменует собой завершение основного этапа институционализации процесса.

В повестке дня СВМДА и подготовка к проведению летом 2010 года III Саммита глав государств и правительств СВМДА, которое Президент Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана охарактеризовал как одно из крупнейших международных мероприятий, имеющих глобальное значение.

Совещание становится все более важным звеном в укреплении стабильности и безопасности в Азии. Теперь в его деятельности наступил ответственный период практических шагов по реализации ранее достигнутых договоренностей. Имеющиеся предпосылки также позволяют надеяться на переход Совещания в перспективе к качественно новым уровням сотрудничества - превентивной дипломатии и предотвращению конфликтов. Казахстан вместе со своими партнерами по СВМДА намерен активно работать в данном направлении.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в заседании Совета глав государств-членов ШОС 29.08.2008
Совместное коммюнике 29.08.2008
Председатель КС РК призывает госорганы при применении ими конкретных норм законодательства ссылаться в первую очередь на Конституцию 29.08.2008
В РК принята Концепция развития системы ювенальной юстиции на 2009-2011 годы 29.08.2008
Состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с Каримом Масимовым 29.08.2008
Чтобы не потерять достоинство, засуньте его в одно место 29.08.2008
Растет число претендентов 29.08.2008
Еще один кандидат в сенаторы 29.08.2008
Его семья - его богатство 29.08.2008
Россия и Казахстан обменялись территориями 29.08.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.09.21 Пятница
84. РЫБИНСКИЙ Владимир
75. АРИНБАСАРОВА Наталья
74. ИСАЕВ Мусабек
70. КУНДЕБАЕВ Нуралбай
70. МАЛИБЕКОВ Калижан
68. ПЕТУХОВА Надежда
68. ХАЙДАРОВ Хайрболат
65. АЙДАРОВ Латиф
63. ДЮСЕМБАЕВ Бакытриза
63. КАЛАШНИКОВ Николай
61. АЙТИМОВ Касимбек
59. КАРАКОЗОВ Батыржан
58. МУХАМЕДЖАНОВ Джакан
57. ГИЛИМОВ Самат
56. ЛЮ Чжихуа
...>>>
25.09.21 Суббота
91. АКБИЕВ Махмуд
79. МАХМЕТОВ Тулеген
75. ЛЕПЕШКИН Геннадий
73. ЖАРИМБЕТОВ Жантеке
73. МУРЗАЛИН Ахат
70. КУСАИНОВ Темирхан
68. ТЕЛЕШЕВ Кайсар
66. КОШАНБЕКОВ Ергазы
65. АРЫНОВ Кажмухан
65. РЫСГАЛИЕВ Сагидулла
64. БАЯНДАРОВ Магзам
64. КУСАИНОВ Амирлан
63. ДМИТРИЕНКО Петр
62. АДИМОЛДА Радильбек
59. АБДЫКАДЫРОВА Айман
...>>>
26.09.21 Воскресенье
88. БИЕКЕНОВ Кенес
68. АКАНОВ Досмурат
63. АБДИЛОВ Онайбек
63. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
62. БАЙГОНОВ Жамбыл
62. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
60. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
58. БОПИЕВА Жамиля
58. ЖАНКИН Аскар
57. АХМЕТОВ Саяш
57. КАЗЕЕВ Евгений
57. КАСИЕНОВ Марат
57. САПАРОВА Назым
56. ИДРИСОВ Тимур
55. ЖУМАГАЗИЕВ Муратжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz