NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:52 ast
13:52 msk

"Депутаты от АНК являются гарантом отсутствия в парламенте монополии мнения одной партии"
"Деятельность депутатов Ассамблеи должна и будет заключаться в обеспечении реализации интересов всех граждан Казахстана вне зависимости от их этнической, религиозной и культурной принадлежности"
10.10.2008 / политика и общество

Астана. 9 октября. "Казахстан Сегодня"

Депутаты от Ассамблеи народов Казахстана (АНК) являются гарантом отсутствия в парламенте монополии мнения одной партии. Такое мнение сегодня в ходе "круглого стола" "Казахстанская модель межэтнического согласия" в мажилисе парламента РК высказала заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Мариан Абишева, передает корреспондент агентства.

"Следует отметить, что депутаты от Ассамблеи будут обеспечивать в мажилисе не только соблюдение интересов этносов Казахстана при законотворческой деятельности. Как известно, по итогам выборов был сформирован однопартийный мажилис, а депутаты от Ассамблеи не являются членами политических партий", - сказала М. Абишева.

"В этом аспекте беспартийные депутаты Ассамблеи, выражающие интересы всех этносов Казахстана, являются также гарантом того, что в нижней палате парламента не наступит монополия мнения одной партии", - считает она.

С другой стороны, по ее мнению, тот факт, что депутаты от АНК не принадлежат ни к одной партии, является "механизмом, препятствующим политизации обсуждения вопросов, затрагивающих этнополитику государства". "Деятельность депутатов Ассамблеи должна и будет заключаться в обеспечении реализации интересов всех граждан Казахстана вне зависимости от их этнической, религиозной и культурной принадлежности", - убеждена М. Абишева.

--------

Мажилис: участники круглого стола поддерживают и всецело одобряют инициативу Главы государства Н.А.Назарбаева, выдвинутую на 62 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о проведении в 2009 году Третьего съезда лидеров мировых и традиционных религий под эгидой ООН и объявлении 2010 года - Международным годом сближения культур и религий

parlam.kz, 9 октября

К консолидированному мнению по дальнейшей эффективной реализации государственной национальной политики пришли участники Круглого стола, состоявшегося сегодня в Мажилисе по инициативе Комитета по международным делам, обороне и безопасности. Тема Круглого стола: "Казахстанская модель межэтнического согласия: формула совместного участия в построении успешного государства".

За Круглым столом собрались депутаты Парламента, представители Ассамблеи народа Казахстана, министерства культуры и информации, ученые и эксперты Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан и Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан. В мероприятии участвовали также представители национально-культурных центров и других этнокультурных организаций.

Обеспечение межэтнического согласия в стране является одной из наиглавнейших задач, которая должна находиться на повестке дня постоянно, сказал, открывая форум, председатель Комитета Нурбах Рустемов. По его словам, межэтническое согласие, успешность действий государства в этом направлении являются базовым условием обеспечения безопасности страны и свидетельство этому 17 лет истории суверенного Казахстана.

"Ассамблея народа Казахстана это не клуб по интересам, а эффективная диалоговая площадка для большого количества представителей населяющих Казахстан этносов, включая титульную нацию, это своеобразный предохранительный механизм от межэтнических проблем", отметил Нурбах Рустемов.

Участники Круглого стола сошлись во мнении, что Ассамблея народа Казахстана - это инструмент цивилизованного обсуждения вопросов национальной политики, реального продвижения вопросов развития казахского языка, казахской культуры как фактора единения казахстанского народа, укрепления казахстанской государственности во имя процветания всех казахстанцев.

На Круглом столе прозвучали доклады "Казахстанская модель межэтнического согласия: новая роль Парламента" (тезисы предлагаются ниже), "Казахстан и современные межэтнические процессы на Евразийском пространстве", "Национальная идея как фактор консолидации общества", "Роль регионов в укреплении единства народа Казахстана", "Государственный язык и его роль в консолидации казахстанского общества", "Межэтнический диалог - основа стабильности в обществе", "Роль гражданского общества в реализации модели межэтнического согласия".

Результатом работы Круглого стола стал принятый с учетом высказанных предложений итоговый документ в виде Рекомендаций (тезисы, принятые за основу, предлагаются ниже):

"Участники круглого стола, обсудив роль казахстанской модели межэтнического согласия в построении успешного государства, выработали консолидированное мнение по дальнейшей эффективной реализации государственной национальной политики.

Сегодня, когда мировое сообщество переживает существенные и неоднозначные перемены, а этнические и религиозные конфликты в целом ряде стран представляют серьезную угрозу для стабильного поступательного развития, Казахстан демонстрирует умение на системной основе решать возникающие в этой области проблемы. Наша страна сумела выработать эффективную модель гражданского мира и согласия, противопоставив ее разрушительной идеологии превосходства одних народов над другими.

Уважение друг к другу и равенство всех казахстанцев, независимо от их национальности и вероисповедования, неуклонное укрепление общественного согласия и гармонизация межэтнических отношений были и остаются ключевыми приоритетами казахстанской государственной политики. Опыт нашей страны в укреплении межэтнических отношений успешен и уникален. Не имеет аналогов в мире и созданная по инициативе Президента Республики Н.А.Назарбаева Ассамблея народа Казахстана, ставшая ключевым институтом государственной политики в сфере межэтнических отношений. Знаковыми событиями явились обретение Ассамблеей народа Казахстана конституционного статуса, право избрания Ассамблеей девяти депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и завершающаяся работа по принятию Закона "Об Ассамблее народа Казахстана".

Все это результат политики Президента Республики, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Н.А.Назарбаева, каждодневной и кропотливой работы государства, институтов гражданского общества и всего многонационального народа, которая последовательно проводится в республике с первых дней независимости нашей страны.

Вместе с тем, динамика современного мира стремительно изменяет облик и сущность общественных процессов. В ближайшее время наша страна выйдет на новые серьезные рубежи, в том числе на председательствование в 2010 году в ОБСЕ. Поэтому новый этап развития и страны, и общественных отношений требует привнесения новых подходов и в сферу регулирования и укрепления межэтнических отношений, в практику совместного участия государственных и общественных институтов в построении суверенного, демократического и успешного государства.

В этой связи участники круглого стола считают необходимым:

1. Продолжить на системной основе последовательную работу с участием депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, членов Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных общественных организаций, представителей институтов гражданского общества с использованием средств массовой информации республики по широкой пропаганде казахстанской модели межэтнического согласия в стране и мире и ее роли в успешном построении демократического и успешного государства.

2. В соответствии с новыми задачами, поставленными Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в области совершенствования внутриполитической деятельности, наряду с утверждением и дальнейшей пропагандой традиционных приоритетов казахстанской политики, таких как внутриполитическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, активнее адаптировать их к меняющейся политической обстановке в мире.

3. Депутатам Мажилиса Парламента Республики и членам Ассамблеи народа Казахстана, с учетом председательствования Казахстана в 2010 году в ОБСЕ, в рамках реализации Государственной программы "Путь в Европу" на 2009-2011 годы активизировать работу по углублению межпарламентских связей и укреплению в странах Европы позитивного имиджа Ассамблеи народа Казахстана и казахстанской модели межэтнического согласия.

4. С учетом задач, обозначенных Главой государства Н.А.Назарбаевым на 17 сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в городе Астане и при открытии второй сессии Парламента Республики четвертого созыва, депутатам Мажилиса Парламента совместно с Секретариатом и Советом Ассамблеи народа Казахстана продолжить разработку согласованных предложений по внесению необходимых изменений в Закон "О выборах в Республике Казахстан" в части детализации механизма избрания Ассамблеей народа Казахстана девяти депутатов Мажилиса Парламента Республики.

5. С целью повышения эффективности работы по укреплению межэтнических отношений продолжить практику разработки и осуществления совместных мероприятий на республиканском и региональном уровнях Народно-демократической партии "Нур Отан", Ассамблеи народа Казахстана и ассамблей в регионах, а также выработки согласованных действий в этом направлении депутатской группы "Жа?а ?аза?стан" Мажилиса Парламента Республики Казахстан с Секретариатом Ассамблеи и ассамблеями народа Казахстана в регионах.

6. С учетом обретения Ассамблеей народа Казахстана конституционного статуса и закреплением его в рамках предстоящего принятия Закона "Об Ассамблее народа Казахстана" на законодательном уровне депутатам Мажилиса и членам Ассамблеи развернуть широкую работу в регионах и в средствах массовой информации по пропаганде и информационному сопровождению деятельности Ассамблеи народа Казахстана.

* * *

Участники круглого стола поддерживают и всецело одобряют инициативу Главы государства Н.А.Назарбаева, выдвинутую на 62 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о проведении в 2009 году Третьего съезда лидеров мировых и традиционных религий под эгидой ООН и объявлении 2010 года - Международным годом сближения культур и религий".

* * *

Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада кандидата политических наук, заместителя директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Мариан Абишевой: "Казахстанская модель межэтнического согласия: новая роль Парламента":

"Сегодня Республика Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Осуществляемая в стране стратегия сохранения и укрепления гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия направлена на обеспечение социальной базы развития демократии. Единожды выбрав свое собственное направление развития, как сказал Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 6 февраля 2008 г., "мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества".

Данный принцип последовательно реализуется в рамках политического курса в сфере межэтнических отношений, объявленного Президентом Казахстана в декабре 1991 года, по созданию в республике "высокоразвитой полиэтнической цивилизации, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности". Данная установка, в целом, характеризует политику реформирования, проводимую Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым с первых дней независимости нашей страны.

Эта мировоззренческая установка является тем основанием, которое определяет политические, культурные и духовно-нравственные приоритеты и ценностные ориентации казахстанского общества.

Внутриполитическая стабильность стала самым большим достижением нашей республики за годы независимости, ее сохранение является основным приоритетом Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Осуществление этого конституирующего приоритета стало возможным только в совокупности следующих условий: равенство возможностей для всех граждан страны; устранение этнических разногласий и равенство прав для всех этнических групп.

На современном этапе идеология равноправия и равных возможностей вне зависимости от национальной принадлежности по-прежнему остается основой стабильного развития нашего государства. Известные российские эксперты называют Казахстан "ярким примером наиболее успешной постсоветской государственности". Успехи, которые сегодня демонстрирует наше государство, а также способность властей успешно решать проблемы, в больше мере обусловлены тем, что им удалось сконцентрироваться на основных вопросах политической и экономической стабильности на начальном периоде развития. В числе этих вопросов основным стало обеспечение межэтнической стабильности, суть которой заключается в неконфликтном функционировании сферы межнациональных отношений.

Полиэтнический состав населения Казахстана послужил основанием для неутешительных прогнозов в отношении будущего развития страны. Если в конце 1980-х годов западные "советологи" размышляли о том, что очень скоро Центральная Азия окажется в кризисе из-за таких причин, как исламский фундаментализм, перенаселенность по сравнению с остальными регионами Советского Союза и экологические проблемы, то уже в 1990-х годах приоритет был отдан ими этническому фактору. Приведу лишь некоторые примеры: "успешное проведение политики в условиях многонационального государства - задача очень сложная и дорогостоящая, а, учитывая то, что бюджет государства не имеет достаточных средств для ее полного решения, нельзя исключать потенциальную возможность нестабильности" (Роджер Д. Кангас, заместитель директора Института Центральной Азии при Университете Дж. Хопкинса, США). "Казахстан имеет наибольший потенциал при его изобильных энергетических и минеральных ресурсах и более высоком первоначальном уровне человеческого капитала, хотя в стране наблюдается острое этническое деление, которое может негативно повлиять на экономическое развитие" (Ричард Помфрет, профессор Университета Аделаиды, США).

Вопреки многим прогнозам, благодаря взвешенному подходу к сфере межэтнических отношений, Казахстану удалось превратить мультиэтничность из фактора потенциального риска в конкурентное преимущество. Взяв за основу политическую формулу "единство в многообразии", в стране удалось сохранить мир и приумножить согласие представителей разных национальностей. Чтобы не быть голословной, приведу конкретные данные социологических опросов, проведенных по заказу Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК за последние три года. В 2006 году, согласно результатам республиканского социологического опроса "Состояние и перспективы развития этнополитических процессов в Республике Казахстан", межнациональные отношения в республике характеризовались как стабильные, не содержащие явных, открытых конфликтов между представителями различных национальностей. По мнению значительного большинства респондентов казахской (89,8%), русской (84,8%) и других национальностей (88,3%), на период опроса в Казахстане складываются мирные дружеские отношения между людьми разных национальностей. При этом большая часть опрошенных считала, что за предшествующий год (соответственно, 2005 г.) не произошло каких-либо значительных изменений в сфере межнациональных отношений. 19,7% опрошенных респондентов казахской национальности заявили, что отношения между людьми разных национальностей за последний год улучшились. Этот же ответ отметили 14,7% опрошенных русских и 14,9% респондентов других национальностей.

В 2007 году, согласно результатам республиканского социологического опроса "Уровень социальной конфликтности: существующие риски и потенциальные угрозы", при общей оценке межнационального климата в стране абсолютное большинство опрошенных (92.5%) оценило межнациональный климат в стране позитивно с градацией на "хороший" и "очень хороший", что говорит о высоком потенциале и устойчивости системы межэтнического согласия, созданной в Казахстане. При этом в числе причин, повлиявших на положительную оценку, были названы следующие:
- люди доброжелательны и терпимы друг к другу;
- в стране сохраняется мир и согласие между нациями;
- все национальности имеют возможности развиваться;
- все граждане имеют возможность общаться на устраиваемом их языке общения;
- все граждане защищены государством, независимо от национальной принадлежности;
- все имеют равный доступ к работе и получению образования, независимо от национальной принадлежности.

Хотелось бы также выделить, что данный соцопрос показал, что наметилась тенденция ориентации значительной части населения Казахстана на идентификацию по гражданской принадлежности, что говорит о начале складывания единой нации казахстанцев. В частности, треть респондентов (33,8%), участвовавших в соцопросе, считает себя, в первую очередь, гражданами РК, что говорит о прогрессировании процесса консолидации народов Казахстана.

Миграционные настроения также являются показателем состояния сферы межэтнических отношений. По этому вопросу я хочу привести показатели социологического республиканского опроса "Миграционный потенциал казахстанцев" 2008 года. Лишь 5.7% озвучили свою готовность покинуть Казахстан в ближайшее время или через несколько лет. Более трети (35.1%) респондентов будут определяться по конкретным обстоятельствам. Все остальные ответы являются отрицательными в разной степени и составляют сумму 52.5%. Из них 4.6% настроены выехать только временно, для получения образования или же на заработки.

Показательным для характеристики этнополитической ситуации является также рейтинг проблемы межнациональных отношений в Казахстане. В 2006 году, согласно данным упоминавшегося выше соцопроса, проблема межнациональных отношений в Казахстане была отмечена на 20-м месте в ряду наиболее актуальных для населения проблем. Согласно ответам респондентов, в течение предшествующих трех лет случаи ущемления прав по национальному признаку снизились в 4 с лишним раза. О значимости данной проблемы заявили в ходе последнего опроса только 1,6% респондентов. В 2007 году, при определении факторов, которые, по мнению респондентов, могли бы нарушить гражданский мир и спокойствие в Республике Казахстан, национально-религиозные конфликты были отнесены к числу наименее опасных факторов риска внутренней стабильности.

В целом, можно констатировать высокий уровень доверия казахстанского общества структурам власти в вопросах межэтнической интеграции. Так, невозможно недооценивать деятельность Главы государства, образ которого для представителей нетитульного этноса выступает символом гаранта межэтнической стабильности. Консолидация казахстанского общества осуществляется вокруг сильного и динамичного лидера с четким видением перспектив дальнейшего развития. Единство и стабильность под руководством Президента Н.А. Назарбаева является сознательным политическим решением большинства населения страны, неоднократно подтверждавшего свое волеизъявление на выборах, в т.ч. президентских выборах 2005 г. и парламентских выборах 2007 г. Таким образом, в данном случае стабильность выступает в качестве массового запроса, а политика стабильности, проводимая руководством страны, отвечает ожиданиям населения.

В Послании народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" Глава государства отмечает: "За 16 лет независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это наше казахстанское "ноу-хау", которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять". Российские эксперты подчеркивают: "Казахстан является самой успешной страной СНГ. Только он смог провести весьма эффективную модернизацию экономики при сохранении социальной и межэтнической стабильности". Взвешенная национальная политика государства, которая решала стратегические задачи, но не ущемляла национальное достоинство кого бы то ни было, стала одним из факторов нашего успеха.

Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность народа Казахстана, обеспечивающая равенство прав и свобод всех граждан независимо от их этнической или религиозной принадлежности. В результате за более чем 16 лет независимости в нашей стране были заложены основы собственной, уникальной модели обеспечения общественно-политической стабильности через развитие гармоничных межэтнических отношений и формирование казахстанской идентичности.

Многочисленные исследования и сама жизненная практика показывают, что гармония в межэтнических взаимоотношениях во многом возникает как следствие взаимопонимания этносами друг друга. Основой же взаимопонимания является диалог культурных ценностей, так как культура выступает главной средой самовыражения человека. В этом смысле обеспечение возможности свободного культурного самовыражения является одним из основных факторов развития толерантности и гармонии общества.

За годы независимости в Казахстане были созданы условия для свободной реализации этносами своих родных языков, обычаев, традиций и других культурных феноменов. Так, к настоящему времени в республике действует более 100 этнических школ, 126 общеобразовательных школ, где представители 15 национальностей изучают родной язык, в 76 средних школах родные языки изучаются факультативно или в кружках. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков. Кроме того, функционируют 170 воскресных языковых центров, где изучаются языки ряда народов Казахстана. В поддержку воскресных школ правительством ежегодно выделяются финансовые средства в размере 12 миллионов тенге, оказывается помощь из местного бюджета. Ежегодно по государственному заказу выпускаются до 30 книг на языках этнических меньшинств Казахстана общим тиражом более 80 тысяч экземпляров.

В Казахстане работают 19 республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, 6 национальных театров. Если в 1998 г. объем государственных субсидий национальным театрам составлял 31,5 миллионов тенге, то в 2005 г., например, этот показатель составил почти 172 млн. тенге. Республика Казахстан является единственным государством в СНГ, где финансирование национальных театров осуществляется из республиканского бюджета.

Значительным событием в деле укрепления и развития самобытности культур народов, населяющих Казахстан, стало объявление выходными днями таких религиозных праздников как Курбан Байрам и Рождество Христово. Традиционным стало ежегодное проведение различных торжественных мероприятий, посвященных народным праздникам Наурыз и Масленица. Участие в таких народных праздниках является неоценимым средством приобщения подрастающего поколения к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры, развития понимания этнических культурных традиций.

Большой вклад в укрепление и развитие стабильности межэтнической сферы нашей страны вносят специальные программы. Из них самой масштабной и действующей в настоящее время является Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг., на которую выделены средства из республиканского и местных бюджетов в размере 1,5 миллиарда тенге. Большинство мероприятий по поддержанию самобытности и диалога культур Казахстана, проведенные в последние два года, были реализованы как раз в рамках этой программы.

В Послании народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" Глава государства особо выделил роль Ассамблеи народа Казахстана в дальнейшем обеспечении общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. И в этом нет ничего удивительного. За прошедшие 13 лет после своего создания этот уникальный общественный институт стал важным элементом, скрепляющим единство и согласие народов нашей страны.

Ассамблея ежегодно проводит ряд различных мероприятий, направленных на развитие языков, традиций и обычаев народов Казахстана. В прошлом году, например, усилиями этой организации были проведены общереспубликанские конкурсы, посвященные развитию государственного языка, лучшему освещению вопросов гражданского мира и межнационального согласия.

Под эгидой Ассамблеи работают 22 республиканских и региональных национально-культурных центров, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. При этом в рамках Ассамблеи учреждены национальные культурные центры более сорока этносов Казахстана.

Особое место в эффективной реализации АНК своих задач заняли ее региональные филиалы - так называемые Малые Ассамблеи. Обширная территория Казахстана, наличие во многих его регионах районов с компактным проживанием различных этносов делали насущной необходимостью введение региональных представительств специальных структур, занимающихся разрешением этнических проблем. В этом аспекте функционирование Малых Ассамблей стало одним из путей воплощения в жизнь этой задачи.

Вертикаль Малых Ассамблей народа Казахстана, выстроенная сверху донизу по всей стране, стала в то же время своего рода диалоговой площадкой между властью и этническими элитами, обеспечивающей отражение интересов казахстанских этносов в политике нашего государства. В данном случае эта схема совпадает с мнением известного американского ученого А. Лейпхарта о том, что именно диалог элит этносов является одним из главных факторов развития согласия народов, предупреждения межэтнических конфликтов. Таким образом, АНК стала одним из механизмов агрегации и артикуляции интересов этносов Казахстана.

С момента своего создания Ассамблея народа Казахстана осуществляла деятельность, направленную на повышение культуры межэтнического диалога и взаимопонимания. Принципиально важно то, что именно АНК смогла аккумулировать конструктивные инициативы и созидательные устремления общества и направить их в единое русло развития и прогресса. Плодотворная деятельность АНК привела к тому, что 26 апреля 2002 года были расширены ее функции, что отразилось в принятой новой стратегии Ассамблеи на среднесрочный период (до 2007 года). Согласно этой стратегии, Ассамблея народа Казахстана получила довольно широкие полномочия: участие в выработке рекомендаций и положений по этнополитике государства; укрепление межэтнического согласия и единства на основе культурно-воспитательных мероприятий и специальных исследований межэтнических отношений в Республике Казахстан; участие в развитии нормативно-правовой базы, регулирующей сферу межэтнических отношений.

Успешное функционирование АНК стало примером деятельности, направленной на сохранение и развитие взаимопонимания народов. В результате сейчас некоторые страны стали перенимать опыт Казахстана, планируя создать у себя организацию наподобие нашей ассамблеи. Поэтому вполне закономерным стал ее новый статус конституционного органа, занявшего значительное место в политической системе нашего государства.

Введение выборности 9 депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана в рамках конституционной реформы 2007 года вывела этнополитику государства на качественно новый уровень. Помимо Мажилиса, АНК будет представлена и в Сенате, 6 депутатов которой станут назначаться Президентом только лишь после консультаций с нею. Тем самым, почти десятой части депутатов Парламента отведена ключевая роль в обеспечении реализации интересов этносов нашего государства. Так, впервые в истории Казахстана был создан Парламент, который станет основой более эффективного развития межэтнического согласия и диалога.

Казахстан на данном этапе своего развития приступил к построению современного, конкурентоспособного государства. Перед Парламентом стоит ряд масштабных задач по законодательному и программному обеспечению вхождения нашего государства в разряд развитых стран мира. Для реализации поставленных задач новому Парламенту необходимо создать основу укрепления межнационального согласия и толерантности.

Консолидация многочисленных этносов на достижение одной цели возможна лишь только через развитие их взаимного согласия. Достижение же последнего невозможно без создания государством всех условий для свободного выражения этносами своих различных интересов. Новому Парламенту в этой связи отводится одна из главных ролей в настоящем процессе. Причем наибольшую ответственность при реализации этой задачи будут нести депутаты от АНК, имеющие большой опыт работы в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. В самой смене названия Ассамблеи (Ассамблея народа Казахстана) отобразился курс национального единства, консолидации всего казахстанского народа.

Таким образом, одной из ключевых задач Парламента для развития гармонизации межэтнических взаимоотношений и укрепления суверенитета и независимости Республики Казахстан является выработка и принятие концепции казахстанской общенациональной идеи, позволяющей сплотить все этносы, населяющие нашу страну в единую нацию. Отсутствие национальной идеологии усиливает процессы сепаратизма и дезинтеграции страны и, наоборот, сильная национальная идеология способствует укреплению ее экономического и политического единства. Ассамблея, имеющая большой опыт в деле установления единения народов Казахстана, могла бы посредством своих депутатов в Парламенте внести существенную лепту в создание национальной идеи.

В то же время следует отметить, что консолидация всех этносов в одну нацию невозможна без развития чувства патриотизма, гордости за свою родину. В этих целях депутатам от Ассамблеи необходимо проработать механизм патриотического воспитания молодежи, подрастающего поколения на всех ступенях социализации. В этом ключе перед Парламентом стоит задача по развитию в обществе чувства патриотизма, основывающегося не на этнической, а на гражданской принадлежности.

Кроме того, для достижения согласия народов нашего государства необходимо развивать культуру толерантности. Важным составным элементом культуры толерантности является религиозная веротерпимость. Депутатам Ассамблеи на этом направлении предстоит разработать концепцию развития и защиты религиозной веротерпимости, свободной реализации народами Казахстана своих религиозных предпочтений.

Как в развитии культуры толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия, так и в предотвращении конфликтов на религиозной и этнической почве большое значение имеет создание единой системы информационного обеспечения национальной политики. В этом плане целесообразно изучить вопрос создания специальной государственной структуры, которая занималась бы мониторингом, сбором информации и последующим анализом характера межнациональных отношений, проблем и угроз в данной сфере.

В то же время невозможно искусственно поддерживать согласие в обществе - оно само, на основе свободного выбора, должно участвовать в настоящем процессе. В этих целях необходимо создание системной концепции, на основе которой будет разработан механизм взаимодействия, слаженных действий государства, общественных и неправительственных организаций при выработке курса национальной политики.

Следует отметить, что депутаты от АНК будут обеспечивать в Мажилисе не только соблюдение интересов этносов Казахстана при законотворческой деятельности. Как известно, по итогам выборов был сформирован однопартийный Мажилис. Депутаты от Ассамблеи не являются членами политических партий. В этом аспекте беспартийные депутаты Ассамблеи, выражающие интересы всех этносов Казахстана, являются также гарантом того, что в Нижней палате Парламента не наступит монополия мнения одной партии.

С другой стороны, тот факт, что депутаты от АНК не принадлежат ни к одной партии, является механизмом, препятствующим политизации обсуждения вопросов, затрагивающих этнополитику государства. Деятельность депутатов Ассамблеи будет и должна заключаться в обеспечении реализации интересов всех граждан Казахстана вне зависимости от их этнической, религиозной и культурной принадлежности.

Успехи, достигнутые Ассамблеей народа Казахстана за прошедшие 12 лет после ее создания, позволяют с уверенностью полагать, что деятельность депутатов Ассамблеи в новом Парламенте станет главным фактором его успешной деятельности в деле предотвращения межнациональных конфликтов в нашей стране и консолидации всего казахстанского народа в единую нацию.

Возросший статус и авторитет Ассамблеи в казахстанском обществе, значительные результаты ее деятельности поставили на повестку дня вопрос о дальнейшем расширении полномочий этой организации. В этом отношении вполне обоснованными выглядят предложения по принятию специального закона об Ассамблее народа Казахстана. В рассматриваемом в настоящее время законопроекте об АНК ясно определены местоположение Ассамблеи в иерархии государственных органов, порядок формирования и направления ее деятельности, позволяющие повысить эффективность взаимодействия государственных и гражданских институтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял Председателя Правительства Российской Федерации 31.10.2008
Президент Казахстана предложил российской стороне выкупить долю Омана в КТК на паритетных условиях 31.10.2008
Рабочий график Главы государства 31.10.2008
Заседание глав правительств ШОС 31.10.2008
Председатель Правительства РФ В.В.Путин выступил на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в расширенном составе 31.10.2008
Выступление 31.10.2008
Госсекретарь принял главного исполнительного директора Британского совета 31.10.2008
В Сенате состоялась презентация проекта нового Налогового кодекса 31.10.2008
В Мажилисе презентованы поправки в закон "Об образовании" 31.10.2008
Правящая коалиция в Литве распределила основные портфели 31.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz