NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 02:46 ast
00:46 msk

Выступление
Президента РК Н.А.Назарбаева на 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан
09.12.2008 / политика и общество

Уважаемые члены Совета иностранных инвесторов! Уважаемые гости!

Я хочу выразить благодарность всем вам за те идеи и предложения, которые сегодня были высказаны. Я услышал в целом поддержку сути повестки дня сегодняшнего заседания по казахстанскому содержанию. Теперь я хочу обсудить, как мы собираемся это осуществить. Мы сейчас информировали вас о том, как реагирует казахстанское руководство на существующее положение в условиях мирового финансового кризиса, который переживает весь мир и ваши компании тоже. Мы все в ожидании окончания этого кризиса и начала подъема.

Одна из составляющих работы нашего Совета заключается в том, что с Вашим участием мы всегда, во все периоды определяли путь развития Казахстана, использовали ваш опыт.

Мировой финансовый кризис серьезно нанес серьезный урон глобальной экономике, выйдя за пределы финансовой сферы в реальный сектор. Последствия такого развития события сегодня испытывают все страны.

Казахстан еще в 2007 году ощутил на себе первую волну этого кризиса, принимал соответствующие меры, адаптировался к нему. О том, что мы сейчас предпринимаем, было доложено в выступлении К.Келимбетова, в выступлениях Председателя Нацбанка и Премьер-министра.

В целом, становится очевидно, что в текущих условиях, когда трудности испытывает весь мир, страны могут полагаться только на внутренние резервы роста своих экономик. Мы знали о колебании капиталистического рынка, который имеет такие колебания в истории. Государства в хорошие времена должны готовиться к этому, что мы и делали.

В качестве одной из мер поддержки отечественной экономики я дал поручение Правительству, национальным компаниям и государственным органам обеспечить максимальное размещение закупок у отечественных производителей. Каждый руководитель государственного органа и национальной компании несет ответственность за повышение доли отечественных производителей в своих закупках. Как видите, мы придаем этому вопросу большое значение.

В этой связи считаю, что деятельность успешно работающих в Казахстане иностранных инвесторов по повышению казахстанского содержания в инвестиционных и операционных расходах, трудовых ресурсах может стать еще одним значительным вкладом в развитие казахстанской экономики.

Безусловно, ключевая роль в этом процессе принадлежит присутствующим здесь крупнейшим иностранным инвесторам. На Вас, на компании, которые Вы возглавляете, возлагается особая роль в поддержке экономики Казахстана в непростое время.

Я обращаюсь ко всем Вам в условиях мирового финансового кризиса не забывать о социальной защите людей в это время, сохранить рабочие места. Я благодарен персонально тем компаниям, которые этим занимаются.

В самом начале нашего сотрудничества мы создали для Ваших компаний комфортные и либеральные условия для работы, в том числе и по ввозу импортных товаров, услуг, трудовых ресурсов. Мы понимали, что на тот момент казахстанские компании были не готовы предложить вам конкурентоспособные товары и услуги.

Однако Вы сами стали свидетелями того, что за 17 лет независимости наша экономика развилась и окрепла, стала более конкурентоспособной. Мы воспитали совершенно другое поколение казахстанцев, умеющих жить и работать в условиях конкуренции и открытого рынка. Многие из отечественных компаний способны обеспечить значительную часть потребностей Ваших компаний.

Из представленных отчетов видно, что по итогам 9 месяцев 2008 года доля казахстанского содержания не превышает 10-15%. Очевидно, что эта цифра не отражает потенциал казахстанских производителей.

Такое положение дел не может устраивать ни государство, ни недропользователей, ни казахстанских производителей. Тем более что во всех контрактах содержатся прямые обязательства компаний по казахстанскому содержанию.

В чем дело? Есть несколько вопросов, которые мы должны решать.

У нас нет единой согласованной методологии оценки казахстанского содержания. Как следствие, отсутствует достоверная оценка доли казахстанских производителей в поставках недропользователям.

По предоставленным мне данным, из 575 недропользователей реальному мониторингу подвержены только 135 компаний. При этом в числе этих компаний нет таких крупных недропользователей, как Тенгизшевройл, Аджип ККО, Карачаганак Петорлиум Оперэйтинг, на которые приходится 42% от всех закупаемых товаров.

Нефтяные и горнорудные предприятия, работающие в Казахстане, закупают услуги на 18 млрд. долларов. Из них 8 млрд. на товары, 10 млрд. на услуги. Любой нефтяной компании вначале нужно 500 видов товаров. Дело в том, что Вы, руководители, сидящие здесь, не всегда не знаете, что происходит "внизу". Однако зачастую Ваши сотрудники очень трудно идут на сотрудничество по данному вопросу, не хотят меняться. Я думаю, что у нас хватит воли, чтобы заставить их повернуться лицом к Казахстану. Надеюсь, Вы нам поможете в этом.

Казахстанские производители не имеют информации о сроках и условиях проведения тендеров на закупку товаров, работ и услуг, а также о перспективных планах закупок. Если бы у нас была такая информация, мы бы соответствующим образом готовили к ним наши компании. И более того, эти тендера, подразумевающие разработку наших недр, проводятся, например, в Лондоне. Это полное безобразие! Туда не приглашаются казахстанские компании. Такие тендера мы не будем признавать справедливыми. К ним должны иметь доступ наши компании. Тогда мы найдем с вами общий язык.

В рамках выделяемой квоты в Казахстан приезжают иностранные рабочие, в которых нет недостатка в нашей стране. Например, разнорабочие, разные строительные профессии, повара, официанты. Кого только там не найдешь! Люди-то наши это видят.

Национальная компания "Казмунайгаз" наделена полномочиями по работе с недропользователями по крупным проектам. Она должна согласовывать годовые планы закупок, годовые программы капитальных и операционных затрат.

Однако имеющимися полномочиями Казмунайгаз так и не воспользовался и не служил интересам повышения казахстанского содержания в совместных проектах. Нужно немедленно это исправить!

Считаю, что отсутствие прогресса в вопросе казахстанского содержания - это результат неудовлетворительной работы Правительства по данному направлению.

Правительство не обозначило задачи и критерии, не выработало и не согласовало с ними условия и правила, не предприняло реальных действий по работе с казахстанскими производителями.

В мире есть примеры стран, которые добились значительных результатов в решении данной проблемы. В Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании доля местного содержания составляет в среднем от 50 до 80%. В Германии - 90%, в США - 77%.

Даже в Нигерии достигнуто 30%! Конечно, эти результаты достигнуты не сразу. За ними стоит длительная целенаправленная и кропотливая работа.

Поэтому для Правительства развитие казахстанского содержания должно стать вопросом номер один. Это и есть работа по развитию нашего реального сектора, от которой зависят наши планы по диверсификации и индустриализации экономики.

Мы говорим, что мы должны готовиться к посткризисному периоду. Как мы должны готовиться? Прежде всего, диверсифицируя и развивая малый и средний бизнес, создавая условия, убирая все препоны, что мы и делаем, снижая налоги для них в два раза, определяя другие преференции.

Казахстанское содержание - это и есть ваша помощь Казахстану в развитии именно этого сектора нашей экономики, который пока занимает только 30-32% от ВВП. Мы обязаны довести его хотя бы до более 50%.

Поэтому я поручаю лично заместителю Премьер-Министра Умирзаку Шукееву заняться этой работой в Правительстве, создать рабочую группу высокого уровня с участием отраслевых министров, руководства холдинга "Самрук-Казына", и с каждым недропользователем вести конкретную работу по повышению казахстанского содержания.

Основной задачей рабочей группы должна стать разработка конкретных предложений по решению следующих проблем.

Первое. Как я уже отмечал выше, необходима единая и согласованная с крупнейшими недропользователями методика расчета казахстанского содержания. В рамках методики должен быть отдельно выделен учет по товарам, работам, услугам, трудовым ресурсам.

Эту методику нужно утвердить нормативным актом и обеспечить ее действие по всем контрактам на недропользование.

Я обращаюсь к присутствующим здесь крупнейшим недропользователям и надеюсь на Ваше сотрудничество по этому вопросу.

Также поручаю Правительству в трехмесячный срок провести переговоры и подписать Соглашения с недропользователями по вопросам казахстанского содержания, где определить конкретные условия их работы в Казахстане. Они должны включать в себя методику, порядок предоставления информации по плану закупок, предстоящим тендерам, отчетов и т.д.

Второе. Правительству следует наладить эффективную систему мониторинга исполнения обязательств по казахстанскому содержанию. Должна быть усилена ответственность за невыполнение контрактных обязательств, налажена система проверок госорганами деятельности недропользователей по этому вопросу.

Кроме того, нужно четко определить ответственность государственных органов. Даже там, где предусмотрено контрактами обязательство обеих сторон - эта работа выполняется сегодня только на 20-25%. Потому что никакого контроля ни с какой стороны нет.

Таким образом, Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно вести мониторинг и контроль исполнения всех контрактов по недропользованию. При этом контроль должен охватывать все положения контрактов, включая и обязательства по казахстанскому содержанию. Министр энергетики и минеральных ресурсов Мынбаев будет нести персональную ответственность за эту работу.

"Казмунайгаз" в рамках данных ему полномочий по соглашениям о разделе продукции должен обеспечить ежегодное увеличение закупок казахстанских товаров, работ и услуг. Президент "Казмунайгаза" лично отвечает за этот вопрос.

Задача по максимальному использованию казахстанских кадров, товаров, работ и услуг стоит не только в отношении иностранных компаний-недропользователей, но и собственных, отечественных.

Министерство финансов должно отвечать за мониторинг и контроль по вопросам казахстанского содержания в закупках центральных и местных государственных органов и государственных компаний. Министр финансов Жамишев, Вы персонально доложите мне о выполненной работе.

Председатель Правления Фонда "Самрук-Казына" Келимбетов - ответственный за увеличение казахстанского содержания в закупках национальных компаний.

Задача Министерства индустрии и торговли - развивать отечественных производителей, способствовать повышению качества их работы до мирового уровня. Если Вы, иностранные инвесторы, дадите нам знать за год, два, три о Ваших планах, мы можем инвестировать в наши машиностроительные заводы, вместе с Вами привезти туда новое оборудование, обучить людей и начинать выпускать те товары, которые Вам необходимы. Ведь это будет выгодно Вам и по цене.

В целом, все меры по усилению ответственности госорганов и недропользователей за вопросы казахстанского содержания, проведения соответствующих проверок, уточнения сфер ответственности должны быть закреплены законодательно. Мы внесем этот вопрос в Парламент, чтобы все это было ясно и четко закреплено казахстанском законодательстве.

Третье. Правительству и конкретно рабочей группе необходимо наладить тесную работу с недропользователями по вопросу казахстанского содержания. По тем контрактам, где есть количественные обязательства, следует составить согласованный поэтапный план достижения этого показателя, определить какие казахстанские производители могут быть задействованы.

Там, где количественных обязательств нет, нужно найти приемлемый для сторон уровень казахстанского содержания и также поэтапно действовать. Все это следует закрепить соответствующими соглашениями между сторонами в рамках переговоров Правительства с недропользователями.

Эту работу также поручаю Умирзаку Шукееву. Ее следует начать незамедлительно и завершить к концу 1-го полугодия 2009 года.

Четвертое. Важнейшей составляющей казахстанского содержания являются местные трудовые ресурсы. Я уже отметил, что есть определенные недоработки в системе квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы.

Поручаю Правительству, Министерству труда и социальной защиты населения упорядочить систему определения и выдачи квот регионам, усилить мониторинг за качественным наполнением выделяемых квот.

Кроме того, необходимо инвестировать в человеческий капитал.

Очевидно, что без активного участия работодателей в профессиональном образовании предприятия не получат специалистов с необходимой квалификацией. В то же время, всю работу по обучению казахстанского персонала на иностранных инвесторов мы перекладывать не собираемся. Мы благодарны многим компаниям, которые выделяют специальные средства, обучают людей, создают обучающие комплексы. Они очень качественны, и мы на них учимся. Государство уже приняло специальную Программу развития профессионально-технического образования и приступили к ее реализации. Этот вопрос особенно важен, в условиях высвобождения рабочей силы на некоторых крупных предприятиях. Мы должны их перенаправить на другие специальности.

Рабочей группе я поручаю совместно с крупными недропользователями определить потребность в рабочих специальностях, разработать качественные требования к их подготовке и в рамках этой Госпрограммы предусмотреть создание или модернизацию соответствующих учебных заведений.

Аналогичную работу нужно провести по геологическим, инженерно-техническим специальностям для нефтегазового, горнорудного и других секторов.

Пятое. Я уверен, что развитие казахстанского содержания невозможно осуществить только административными методами. Необходимо вкладывать средства в развитие наших отечественных предприятий, которые способны поставлять свои услуги и продукцию на необходимом уровне качества и безопасности.

Уверен, что отечественные предприятия, работающие в сфере строительства, обслуживания скважин и оборудования, металлобработки и машиностроения и других отраслей, их у нас больше двухсот, способны освоить новые направления работы и соответствующие объемы.
Поручаю Рабочей группе разработать и финансово обеспечить специальную программу развития отечественных поставщиков товаров, работ и услуг с учетом качественных требований недропользователей.

Поручаю персонально руководителю холдинга "Самрук-Казына" подключить к этой Программе институты развития. Это наши инвестиции в реальный сектор Казахстана и индустриализацию, которую мы осуществляем.

Изучите международный опыт, имеющийся в этой сфере, и все лучшее реализуйте в рамках Программы.

Шестое. Я поддерживаю инициативу Фонда "Самрук-Казына" по созданию Каспийского энергетического хаба. Этот проект имеет большие перспективы. И я призываю все крупные нефтегазовые компании принять участие в его реализации.

В завершение я хотел бы обратиться к присутствующим здесь иностранным инвесторам.

Ваше участие, Ваши инициативы чрезвычайно важны в реализации тех задач, которые я здесь обозначил.

В конечном итоге, наша совместная работа должна стать взаимовыгодным проектом для всех сторон. При целенаправленной работе и поддержке со стороны Правительства Вы получите казахстанских поставщиков товаров и услуг, способных качественно и при невысоких издержках производить необходимые для Вас товары, работы и услуги.

Более того, в результате этой работы мы вместе сможем сделать еще один вклад в развитие благосостояния граждан Казахстана, благосостояния страны, в которой Вы успешно работаете.

Уверен, что этот призыв соответствует той высокой корпоративной культуре, которая сложилась в Ваших компаниях и в наших с Вами взаимоотношениях за все эти годы совместной работы.

Уважаемые участники заседания!

Хотелось бы призвать членов Совета использовать весь возможный потенциал нашей страны для увеличения казахстанского содержания.

Правительство в свою очередь примет все меры по обеспечению нужного качества товаров, работ и услуг, подготовки специалистов по необходимым квалификационным требованиям.

* * *

Перед тем, как завершить наше заседание я хотел бы обсудить несколько протокольных вопросов.

Во-первых, необходимо определиться с датой и местом проведения следующего заседания.

В качестве места проведения 21-го пленарного заседания Совета, следуя нашей традиции знакомства с регионами Казахстана, предлагаю город Костанай, центр крупного агропромышленного региона.

Что касается даты проведения заседания, то, я думаю, 12 июня 2009 года устроит всех. Есть ли какие-нибудь предложения по этому поводу?

Во-вторых, темой для обсуждения в рамках следующего пленарного заседания иностранная сторона предложила следующую тему - "Альтернативные источники финансирования для дальнейшего экономического развития Казахстана в условиях меняющейся обстановки на мировых финансовых рынках".

Если нет возражений, предлагаю поддержать.

--------

Казахстан - это выгодный проект
Асет КАЛЫМОВ, "Казахстанская правда", 6 декабря

Вчера в Алматы под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялось юбилейное 20-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте РК. На повестке дня стоял вопрос об увеличении доли казахстанского содержания в контрактах, заключаемых с зарубежными компаниями, работающими в нашей стране.

Десять лет партнерству

Открывая работу заседания, Нурсултан Назарбаев отметил, что за десять лет встречи с инвесторами стали хорошей традицией, а сам совет - открытой площадкой для диалога по самым важным как для инвесторов, так и для нашей страны темам.

Глава государства обозначил основные направления сотрудничества в этом векторе. Он, в частности, напомнил, что в самом начале межгосударственного сотрудничества для иностранных компаний были созданы комфортные и либеральные условия для работы, в том числе и по ввозу импортных товаров, услуг, трудовых ресурсов. Потому что на тот момент казахстанские компании были не готовы предложить конкурентоспособные товары и услуги. Однако за 17 лет независимости казахстанская экономика развилась и окрепла, стала более конкурентоспособной. Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные примеры, в целом показатели казахстанского содержания выглядят пока недостаточно убедительно - по итогам девяти месяцев 2008 года их доля не превышает 15 процентов.

- Такое положение дел не может устраивать ни государство, ни недропользователей, ни казахстанских производителей, - заявил Нурсултан Назарбаев и предложил комплексно рассмотреть проблемы казахстанского содержания.

А они таковы.

Первое. Несмотря на то что задача развития казахстанского содержания стоит уже очень давно, до сих пор в стране - ни у государственных органов, ни у национальных компаний, ни у иностранных инвесторов - нет единой согласованной методологии оценки казахстанского содержания.

Второе. Правительством до сих пор не налажен мониторинг за исполнением обязательств по казахстанскому содержанию. По предоставленным Президенту данным, из 575 недропользователей реальному мониторингу подвержены только 135 компаний. При этом в числе данных компаний нет таких крупных недропользователей, как Тенгизшевройл, Аджип ККО, Карачаганак Петролеум Оперейтинг, на которые приходится 43 процента от всех закупаемых товаров.

Казахстанские производители не имеют информации о сроках и условиях проведения тендеров на закупку товаров, работ и услуг, а также о перспективных планах закупок.

Третье. Из года в год растет количество привлекаемой иностранной рабочей силы. Это оправданно, если в страну приглашаются высококлассные специалисты узкого профиля - инженеры, технологи. Но в реальности в рамках выделяемой квоты в Казахстан приезжают рабочие, в которых нет недостатка в нашей стране: повара, разнорабочие строительных специальностей и так далее.

Четвертое. Правительством не координируются государственные органы и национальные компании, которые имеют полномочия для работы с недропользователями по казахстанскому содержанию.

- Кроме Министерства индустрии и торговли, у которого нет даже базы данных недропользователей, казахстанским содержанием никто не озадачен, - сказал Н. Назарбаев.

В связи с этим национальная компания "КазМунайГаз" должна бы согласовывать годовые планы закупок, годовые программы капитальных и операционных затрат. Однако имеющиеся полномочия "КазМунайГаза" так и остались "вещью в себе" и не служат интересам повышения казахстанского содержания в совместных проектах.

- Считаю, что отсутствие прогресса в вопросе казахстанского содержания - это результат неудовлетворительной работы Правительства по данному направлению, - отметил Нурсултан Абишевич. - Работа по развитию казахстанского содержания должна стать вопросом номер один для Правительства. От этого зависят все наши планы по дальнейшей диверсификации экономики.

Глава государства поручил первому заместителю Премьер-Министра Умирзаку Шукееву курировать работу Кабмина в этом аспекте и счел необходимым создать рабочую группу высокого уровня с участием отраслевых министров и руководства холдинга "Самрук-Казына", основной задачей которой должна стать разработка конкретных предложений по решению следующих проблем.

Задачи ставит Президент

Первое. Необходима единая и согласованная с крупнейшими недропользователями методика расчета казахстанского содержания, где должен быть отдельно выделен учет по товарам, работам, услугам, трудовым ресурсам. Эту методику нужно утвердить нормативным актом и обеспечить ее действие по всем контрактам на недропользование.

Президент поручил Правительству в трехмесячный срок провести переговоры и подписать соглашения с недропользователями по вопросам казахстанского содержания, определив конкретные условия их работы в Казахстане.

Второе. Должна быть усилена ответственность за невыполнение контрактных обязательств, налажена система проверок госорганами деятельности недропользователей по вопросу казахстанского содержания.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно вести мониторинг и контроль исполнения всех контрактов по недропользованию, включая и обязательства по казахстанскому содержанию. Персональную ответственность за эту работу будет нести министр Сауат Мынбаев.

НК "КазМунайГаз" должна обеспечить ежегодное увеличение закупок казахстанских товаров, работ и услуг. Президент компании лично отвечает за этот вопрос. А Министерство финансов в лице Болата Жамишева - за мониторинг и контроль по вопросам казахстанского содержания в закупках центральных и местных государственных органов и государственных компаний.

Председатель правления фонда "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов назначен ответственным за увеличение казахстанского содержания в закупках национальных компаний. Задача Министерства индустрии и торговли - развивать отечественных производителей, способствовать повышению качества их работы до мирового уровня.

Третье. Правительству и рабочей группе необходимо наладить тесную работу с недропользователями по вопросу казахстанского содержания. По тем контрактам, где есть количественные обязательства, следует составить согласованный поэтапный план и определить, какие казахстанские производители могут быть задействованы в процессе. Эту работу следует начать незамедлительно и завершить к концу первого полугодия 2009 года.

Четвертое. Важнейшей составляющей казахстанского содержания являются местные трудовые ресурсы. Правительству, Министерству труда и социальной защиты населения поручено упорядочить систему определения и выдачи квот регионам, усилить мониторинг за качественным наполнением выделяемых квот.

Пятое. Необходимо вкладывать средства в развитие отечественных предприятий, которые способны поставлять свои услуги и продукцию на необходимом уровне качества и безопасности.

Нурсултан Назарбаев поручил рабочей группе разработать и финансово обеспечить специальную программу развития отечественных поставщиков товаров, работ и услуг с учетом качественных требований недропользователей.

- Это наши инвестиции в реальный сектор Казахстана, - сказал Глава государства.

Шестое. Президент поддержал инициативу фонда "Самрук-Казына" по созданию Каспийского энергетического хаба, так как этот проект имеет большие перспективы стать интегрированным кластером для нефтегазового сектора.

В завершение, обращаясь к иностранным инвесторам, Нурсултан Абишевич подчеркнул, что совместная работа должна стать взаимовыгодным проектом для всех сторон.

- Вы получите казахстанских поставщиков товаров и услуг, способных качественно и при невысоких издержках производить необходимые для вас товары, работы и услуги, - отметил Президент. - Более того, в результате такой работы мы вместе сможем сделать еще один вклад в развитие благосостояния граждан Казахстана, благосостояния страны, в которой вы успешно работаете.

Инвестиции в рост

Инициативы Президента нашли отражение и в выступлениях участников встречи. Как отметил министр индустрии и торговли Владимир Школьник, важнейшей задачей является создание в Казахстане собственной индустрии, обслуживающей потребности недропользователей. Глава МИиТа напомнил, что в марте 2006 года между министерством и группой компаний-недропользователей были подписаны меморандумы о развитии местного содержания на сервисном рынке недропользования и о реализации инициативы прозрачности деятельности недропользователей в осуществлении закупок.

Эти соглашения поддержали более 60 компаний нефтегазового и горнорудного комплексов и свыше 70 отечественных производителей. Между тем доля казахстанского содержания в нефтегазовом комплексе составляет чуть больше восьми процентов, а в горнорудном - 22 процента.

Основными проблемами, которые препятствуют увеличению местного содержания, В. Школьник назвал отсутствие единой методологии в определении понятия "казахстанское содержание" и неполное предоставление недропользователями информации о спросе на товары, работы и услуги.

В числе других нерешенных вопросов - ограниченность номенклатуры товаров, выпускаемых отечественными производителями для добывающего сектора, и нехватка квалифицированных отечественных кадров.

Увеличивая содержание

Мининдустрии уже выработало предложения по дальнейшему увеличению казахстанского содержания. Для госорганов основным механизмом станет недавно принятый Закон "О государственных закупках", а для компаний с государственной долей участия требование обязательного приобретения казахстанской продукции будет закреплено в соответствующих правилах, утвержденных советом директоров фонда "Самрук-Казына".

- Не менее важно стимулировать иностранных участников к созданию совместных предприятий по производству высокотехнологичной продукции, а при проведении крупных закупок импортного оборудования необходимо добиваться локализации внутри страны их производства, ремонта и обслуживания, - сказал министр.

По словам председателя правления фонда "Самрук-Казына" Кайрата Келимбетова, нефтегазовая отрасль сегодня играет стратегическую роль в развитии экономики страны. Такую же роль играет и Каспий в нефтегазовой жизни региона.

- Вместе с тем Каспийский регион не обладает должной интеллектуальной инфраструктурой. В результате все крупнейшие игроки нефтегазовой отрасли сегодня вынуждены импортировать интеллектуальные услуги, что в значительной степени увеличивает их расходы и делает ведение бизнеса не очень удобным, - считает К. Келимбетов. - В связи с этим мы намерены создать интеллектуальный нефтегазовый хаб для всего Каспийского региона. Мы хотели бы заявить о начале реализации проекта Каспийского энергетического хаба, аналогичного тем, которые созданы в регионе Персидского залива, Норвегии и в Хьюстоне. Этот проект предполагает создание инфраструктуры для подготовки кадров, дефицит которых сегодня в значительной степени затрудняет развитие региона. Для этого мы создадим сеть университетов, о чем сейчас идут переговоры с ведущими мировыми вузами.

Глава фонда "Самрук-Казына" сообщил также, что со своей стороны Казахстан передислоцирует крупнейшие нефтегазовые компании в этот хаб, который будет дислоцироваться в Актау на территории 1 200 гектаров. Начало его строительства планируется в следующем году.

...Члены совета - представители иностранных компаний и международных финансовых институтов - подробно обсудили ключевые проблемы развития казахстанского содержания, а также вопросы инвестиционной политики и инвестиционного климата в Казахстане.

Руководители компаний - "Лукойл", "КонокоФиллипс", "Тоталь", "Эни", "Шелл" и других - благодарили Президента Нурсултана Назарбаева и Правительство РК за плодотворное сотрудничество, а также выразили полное согласие и единодушие с тезисом о необходимости повышения местных товаров и услуг в заключаемых с ними контрактах.

Так, глава Европейского банка реконструкции и развития Томас Миров выразил поддержку мерам, предпринимаемым в Казахстане по развитию казахстанского содержания, и акцентировал внимание на необходимости совместных усилий сторон в этом направлении.

- Вне всякого сомнения, иностранным инвесторам экономически выгодно поддерживать меры, направленные на рост и диверсификацию экономики Казахстана, - подчеркнул в свою очередь главный исполнительный директор компании "Би Джи Групп" Фрэнк Чапмэн.

По его словам, традиции открытого диалога между Правительством и бизнесом сделали Казахстан привлекательным для иностранных инвестиций.

- Казахстан поставил перед собой цель и настойчиво продвигается к тому, чтобы занять достойное место в сердце энергетической индустрии Евразии, - сказал исполнительный вице-президент корпорации "Шеврон" Джордж Киркланд. - Мы рады идти этим путем вместе с вами и понимаем важность и своевременность мер, принимаемых Правительством РК, по преодолению воздействия мирового финансового кризиса, включая усиление поддержки местных производителей.

- Для стимулирования роста потребления местных товаров на внутреннем рынке необходимы государственные программы, нацеленные на увеличение перечня этих товаров, повышение их качества и снижение себестоимости, - предложил акционер Евразийской корпорации природных ресурсов (ENRC) Александр Машкевич. - И совершенно очевидно, что привлечение институтов развития и ресурсов национальных компаний может обеспечить эффективность реализуемых программ. Катализатором всех этих процессов может быть только Правительство, что позволит выработать единую политику, более четкую координацию и стратегию по дальнейшему развитию местного содержания.

Сильная местная экономика необходима для макроэкономической стабилизации роста инфраструктуры устойчивости малого бизнеса, считает председатель и главный руководитель компании "АрселорМиттал" Лакшми Миттал.

- Мы принимаем на себя обязательства по развитию местных предприятий и заинтересованы в усовершенствовании технических кадров, сказал в связи с этим он.

Комментируя выступления участников встречи по поводу влияния мирового финансового кризиса на казахстанскую экономику, Премьер-Министр Карим Масимов подчеркнул, что инвесторы должны взять на себя часть убытков. По его мнению, однозначно "чистыми", то есть без потерь, из этой ситуации выйти никто не может. Глава Кабмина также проинформировал об основных мерах, принимаемых Правительством для поддержки финансового сектора Казахстана, субъектов малого и среднего бизнеса, вкратце изложил пять шагов, обозначенных в антикризисной программе.

Итоги и выводы

...Юбилейное заседание совета, как и подобает праздничному мероприятию, завершилось на мажорной ноте: Нурсултан Назарбаев вручил победителям конкурса "Лучший иностранный инвестор-2008" специальные дипломы. Затем на брифинге Глава государства коротко резюмировал итоги проведенной сессии.

- Сегодня мы впервые выдвинули условие о том, что казахстанская составляющая с каждым годом должна нарастать, - подчеркнул Н. Назарбаев. - Как вы знаете, принят Закон "О государственных закупках", согласно которому мы обязываем наши национальные компании закупать все, что им необходимо, у казахстанских производителей. Отныне и иностранные компании должны пойти на переговоры с нашими Правительством и компаниями, с тем чтобы основные свои потребности закрывать на внутреннем рынке, привлекать больше наших рабочих и инженеров, закупать казахстанское оборудование.

Естественно, встает вопрос: насколько качественно наше оборудование, насколько оно отвечает международным требованиям и стандартам высоких технологий, продолжил Президент.

- Если мы будем знать планы по закупкам иностранных компаний на два-три года вперед, государство вместе с инвесторами сможет помочь нашим заводам и фабрикам произвести необходимую продукцию. Эту точку зрения поддержали представители всех иностранных компаний, также они одобрили меры, которые Казахстан принимает по борьбе с мировым финансовым кризисом, то есть ту программу, которую недавно приняло Правительство. По их словам, государство, которое имеет такие природные ресурсы, как нефть, газ, различные виды металлов, всегда будет привлекательным для инвестиций, а в Казахстане после этого кризиса наступит хороший подъем экономики.

...Следующее заседание Совета иностранных инвесторов состоится в Костанае 12 июня 2009 года. Его тема - "Альтернативные источники финансирования для дальнейшего экономического развития Казахстана в условиях меняющейся обстановки на мировых финансовых рынках".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2008
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК 31.12.2008
Бык за крысу не ответчик 31.12.2008
Налетели... Подешевело! 31.12.2008
Рождественское противостояние 31.12.2008
Медведев утвердил закон об увеличении срока полномочий президента и ГД 31.12.2008
Военная хунта Гвинеи назначила премьер-министром банкира 31.12.2008
На выборах в Бангладеш победила партия бывшего премьер-министра 31.12.2008
Рабочий график Главы государства 30.12.2008
Подписан меморандум о сотрудничестве между ФНБ "СамрукКазына", Ассоциациями застройщиков и финансистов Казахстана 30.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz