Пресс-служба Сената Парламента, 12 января
Сегодня в Комитете Сената по законодательству и правовым вопросам обсуждены законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О политических партиях" и "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".
Изменения и дополнения, вносимые в Закон "О политических партиях", направлены на продвижение демократических процессов, дальнейшее развитие политической системы Казахстана и повышение роли политических партий во всех сферах общественных отношений, а также совершенствование организационно-правовых вопросов в деятельности политических партий.
Новеллы законопроекта упрощают процедуру регистрации политических партий, предусматривают снижение численности сторонников политической партии, требуемой для ее регистрации с 50 тысяч до 40 тысяч человек, снижают региональный ценз с 700 до 600 человек.
Внесены изменения, увеличивающие срок предоставления документов для государственной регистрации партии со дня проведения учредительного съезда (конференции) политической партии, с двух до четырех месяцев. Кроме того, Закон дополняется нормой, регламентирующей, что нарушения по спискам членов партии, не влияющие на общее количество членов политической партии, не являются основанием для отказа в ее государственной регистрации.
Законопроектом с целью урегулирования вопросов статуса и срока деятельности организационных комитетов (инициативных групп) по созданию партий, предусматривается обязательность создания организационного комитета для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции) политической партии.
Законопроектом также предлагается дополнение, запрещающее гражданам или организациям, получающим гранты и иные средства от международных или иностранных неправительственных организаций, вносить пожертвования политической партии, ее структурным подразделениям (филиалам и представительствам).
В целях приведения в соответствие с нормами Конституции и Бюджетного кодекса пункт 1 статьи 18 Закона "О политических партиях" дополнен новым подпунктом 4), предусматривающим в качестве источника средств политической партии бюджетные средства.
Закон "О политических партиях" также дополнен новой статьей 18-1, регламентирующей механизм финансирования политических партий, прошедших в Мажилис по итогам последних выборов, за счет бюджетных средств.
Что же касается законопроекта, направленного на совершенствование избирательного законодательства отмечалось, что в нем предусматривается введение правового механизма, исключающего возможность формирования однопартийного Мажилиса Парламента. Так, если семь процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получено только одной партией, то к распределению депутатских мандатов допускается список указанной политической партии, а также партийный список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если после действий, произведенных в соответствии с пунктом 3 статьи 97-1 названного Конституционного закона, остаются нераспределенные мандаты, тогда проводится их вторичное распределение.
Нераспределенные мандаты передаются по одному тем партийным спискам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
При равенстве наибольшего остатка преимущество отдается партийному списку, зарегистрированному раньше. Данная норма гарантирует формирование Мажилиса с участием не менее двух политических партий независимо от итогов выборов, а также реализует рекомендацию БДИПЧ/ОБСЕ.
Законопроектом также вносятся поправки, касающиеся полномочий Центральной избирательной комиссии РК по организации разъяснений законодательства о выборах, проведению семинаров не только с представителями политических партий, но и с другими участниками избирательного процесса, по организации изготовления открепительных удостоверений на право голосования.
В целях обеспечения равных условий для всех кандидатов при освещении избирательной кампании устанавливается обязанность СМИ распространять информацию о выдвижении всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени.
Кроме этого лицам, совершившим коррупционные преступления или административные правонарушения, вина которых признана судом, запрещено участие в избирательном процессе, в связи с чем пункт 4 статьи 4 изложен в новой редакции, согласно которому не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены иного органа местного самоуправления: 1) лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке; 2) лицо, вина, которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.
Также для установления основания для освобождения члена избирательной комиссии, являющегося представителем партии, в случае принятия решения о ликвидации партии, пункт 6 статьи 19 дополнен частью третьей. Это касается принятия в установленном законами РК порядке решения о ликвидации политической партии, которое является основанием для освобождения от обязанностей выдвинутого ею члена территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий.
Документы направлены на рассмотрение палаты. |