NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 23.10.2020 14:33 ast
11:33 msk

В Мажилисе МЭБП представило законопроект "О Фонде национального благосостояния"
К.Сагадиев: Функции фонда "Самрук-Казына" переплетаются с государственными, при исполнении которого могут возникнуть конфликты интересов
16.01.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 15 января

Сегодня в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов представил законопроект "О Фонде национального благосостояния" и сопутствующие поправки (тезисы прилагаются). Вела заседание председатель Комитета Гульжан Карагусова.

Министр ответил на вопросы ряда депутатов. Владимир Нехорошев указал на необходимость четкого обозначения задач Фонда. При этом он поинтересовался, насколько законно прямое кредитование фонда "Даму ?олдау". Сегодняшним состоянием малого и среднего бизнеса озадачен депутат Кенжегали Сагадиев. Функции фонда "Самрук-Казына" переплетаются с государственными, при исполнении которого могут возникнуть конфликты интересов. Как решается этот вопрос в законопроекте и почему бы не обязать национальные компании приобретать квартиры для социально уязвимых слоев населения интересовался Ержан Рахметов. Его коллега Марал Итегулов считает нецелесообразным подготовку отдельного закона о Фонде. По его мнению, существует достаточная законодательная база для функционирования акционерных обществ. Почему для фонда "Самрук - Казына" требуются особые условия? И для чего требуется создавать особый закон, когда можно внести ряд поправок в действующего законодательство, считает М.Итегулов. Депутаты Е.Рахметов и М.Итегулов высказали свои возмущения относительно правильности приобретения жилья сотрудникам Фонда.

Согласно пояснению разработчиков законопроекта, в целях обеспечения организации и эффективной деятельности Фонда национального благосостояния в законопроекте отражены следующие положения.

Законопроектом определяются особенности статуса, организации и деятельности Фонда, регламентированы предмет и цели его деятельности, заключающиеся в управлении принадлежащими ему на праве собственности или доверительного управления пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.

Законопроект предусматривает создание Фонда в организационно-правовой форме акционерного общества. При этом законопроект содержит ряд особенностей корпоративного управления, направленных на регламентацию исключительной компетенции органов Фонда и компаний, со стопроцентным участием Фонда, с тенденцией отнесения на уровень единственного акционера и совета директоров вопросов только стратегического характера и контроля, а решений оперативного характера - на уровень исполнительного органа.

Деятельность Фонда будет основываться на декларируемых в законопроекте принципах законности, соблюдения интересов государства, прозрачности, эффективности и гибкости деятельности, ответственности и подотчетности.

В целях обеспечения национального благосостояния Фонду придан ряд особых полномочий, в том числе приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан стратегических объектов, объектов конкурсной массы при банкротстве отдельных организаций, отчуждаемого права недропользования и доли участия в юридическом лице, обладающем правом недропользования и т.д.

В рамках принятия Закона Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния" потребуется внесение изменений и дополнений в 4 кодекса и 14 законов Республики Казахстан, а также признание утратившим силу Закона Республики Казахстана "Об Инвестиционном фонде Казахстана".

Наряду с вышеназванным разработан и законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности Фонда национального благосостояния и признании утратившим силу Закона Республики Казахстан "Об Инвестиционном фонде Казахстана"". Он предусматривает внесение изменений и дополнений в 4 кодекса, 14 законов Республики Казахстан, а также признание утратившим силу Закона Республики Казахстан "Об Инвестиционном фонде Казахстана".

Изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) устанавливают приоритетное право Фонда национального благосостояния (далее ­- Фонд), по решению Правительства Республики Казахстан, на покупку стратегических объектов.

В Земельный кодекс Республики Казахстан вносятся изменения и дополнения по предоставлению земельных участков для реализации инвестиционных стратегических проектов.

В Экологический кодекс Республики Казахстан вносятся изменения по упрощению порядка реализации инвестиционных проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.

В Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) вносятся изменения в целях вычета Фондом и его дочерними организациями из корпоративного подоходного налога сумм расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств по выдаваемым займам, ввиду того, что согласно вносимым изменениям в Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности" заемные операции, осуществляемые указанными субъектами, выводятся из-под понятия "банковские операции".

Наряду с этим вносятся поправки в ряд других законодательных актов, преследующие цель унификации с нормами законопроекта.

Кроме того, ставится на утрату силы Закон Республики Казахстан "Об Инвестиционном фонде Казахстана", поскольку предполагается осуществление деятельности Инвестиционного фонда Казахстана в рамках общего правового поля, с использованием методов корпоративного управления в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах".

Вносимые изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана" направлены на эффективную реализацию поставленных Правительством Республики Казахстан задач по обеспечению макроэкономической стабильности, более тесного сотрудничества с бизнесом, финансирования полного цикла проекта. Изменения значительно расширяют функции Банка, способствующие продолжению поступательному развитию экономики в условиях нестабильности.

Вносимые изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности" направлены на возможность осуществления Фондом и его дочерними организациями заемных операций вне рамок банковских операций, с соответствующим решением вопросов соблюдения пруденциальных нормативов и иных показателей финансовой устойчивости.

* * *

Тезисы доклада Министра экономики и бюджетного планирования РК Бахыта Султанова:

Концепция законопроекта о Фонде национального благосостояния, в первую очередь, основана на задачах, поставленных перед Фондом. Глава государства в своей речи на вышеуказанном расширенном заседании Правительства указал, что Фонд должен быть гибким, активным, мобильным, и мы должны создать все необходимые законодательные условия для этого.

В целях обеспечения организации и эффективной деятельности Фонда, основной законопроект определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, а также некоторые особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду и иных организаций, входящих в группу Фонда.

Следует отметить, что законопроект содержит понятия "Фонд" (как национальный управляющий холдинг), "компании" Фонда (дочерние компании Фонда) и "группа Фонда" (куда входит сам Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний).

К числу важных нововведений законопроекта, подчеркивающих особенности правового положения группы Фонда, относятся:

1) запрет на отчуждение акций Фонда: акции Фонда являются исключительной государственной собственностью и не могут приватизироваться, выставляться на фондовый рынок или отчуждаться иным образом;

2) возможность приобретения Фондом отчуждаемых собственниками стратегических объектов и конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, при реализации Правительством приоритетного права покупки стратегических объектов;

3) право Фонда приобретать акции банков в порядке, предусмотренном законодательным актом Республики Казахстан о банках и банковской деятельности - в целях создания законодательной основы для возможности капитализации Фондом БВУ путем участия в их уставных капиталах;

4) приоритетное право приобретения права недропользования (его части) и (или) связанного с ним объекта, - суть данной нормы сводится к тому, что приоритетное право государства на приобретение отчуждаемого права недропользования и (или) акции (доли участия) недропользователя может по решению Правительства реализовываться через Фонд или национальные компании;

5) проведение закупок Фонда и его аффилиированных лиц в соответствии со специальным порядком закупок товаров, работ и услуг, предусмотренным Типовыми правилами, утверждаемыми Правительством;

6) особенности корпоративного управления в группе Фонда, направленные на регламентацию исключительной компетенции органов Фонда и компаний, со стопроцентным участием Фонда, с тенденцией отнесения на уровень единственного акционера и совета директоров важнейших вопросов стратегического характера и контроля, а решений оперативного характера - на уровень исполнительного органа;

7) нераспространение на крупные сделки и сделки с заинтересованностью между организациями, входящими в группу Фонда, особых условий совершения, установленных законом об акционерных обществах, и их заключение в порядке, определяемом Советом директоров Фонда;

8) установление предельно допустимой структуры вертикальной интеграции в количестве четырех уровней (под первым уровнем понимается сам Фонд). Данная норма направлена на обеспечение контроля, оптимизации и повышения эффективности управления активами в группе Фонда. Исключения допускаются в отдельных случаях (когда это экономически обосновано) по решению Правления Фонда;

9) возможность создания по решению Правления Фонда единых централизованных служб внутреннего аудита на уровне стопроцентных дочерних компании Фонда;

10) реализация Фондом единой политики по управлению деньгами юридических лиц, сто процентов голосующих акций которых принадлежат Фонду;

11) возможность управления компаниями и другими организациями группы Фонда, все акции которых прямо или косвенно принадлежат компаниям, без создания советов директоров.

Перечисленные и другие новеллы Законопроекта беспрецедентны и не имеют аналогов в казахстанском законодательстве.

Содержание, суть, смысл и характер данных нововведений призваны способствовать увеличению возможностей государства по преодолению негативной ситуации, связанной с гло­бальным кризисом в мире.

В целях обеспечения организации и эффективной деятельности Фонда, а также приведения действующего законодательства в соответствие с проектом Закона Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния" возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан.

Проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности Фонда национального благосостояния и признании утратившим силу Закона Республики Казахстан "Об Инвестиционном фонде Казахстана"" предусматривается внесение изменений и дополнений в 4 кодекса, 13 законов Республики Казахстан, а также признание утратившим силу Закона "Об Инвестиционном фонде Казахстана".

В частности речь идет о внесении изменений и дополнений в Гражданский, Земельный, Экологический, Налоговый кодексы, законы о нефти, о банках и банковской деятельности, о недрах и недропользовании, о страховой деятельности, о банкротстве, о Банке развития Казахстана, о железнодорожном транспорте, о почте, об инвестициях, о рынке ценных бумаг, о частном предпринимательстве, о государственной поддержке инновационной деятельности.

Следует отметить, что положения Сопутствующего законопроекта являются обоснованными исходя из следующих обстоятельств:

1) изменения в Земельный и Экологический кодексы вносятся в связи с необходимостью обеспечения реализации инвестиционных проектов, в том числе инвестиционных стратегических проектов, и оказания содействия привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан; эти задачи возлагаются на Фонд национального благосостояния в соответствии с основным законопроектом;

2) изменения в Налоговый кодекс связаны с необходимостью управления кредитными рисками - созданием провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств.

3) изменения, вносимые в законы о нефти, о железнодорожном транспорте, об инвестициях, о почте, о государственной поддержке инновационной деятельности являются редакционными улучшениями, вызванными, в том числе необходимостью уточнения статуса единственного акционера отраслевых национальных компаний;

4) внесение изменений в законы о банках и банковской деятельности, о недрах и недропользовании, о страховой деятельности, о Банке развития Казахстана, об акционерных обществах, о рынке ценых бумаг, о частном предпринимательстве преследует цель отражения особенностей правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда в соответствующих законодательных актах, затрагивающих правовое положение хозяйствующих субъектов;

5) существующий закон "Об Инвестиционном фонде Казахстана" уже не отвечает современным требованиям, ограничивает деятельность фонда. Деятельность Инвестиционного фонда будет осуществляться в рамках общего правового поля в соответствии с законом "Об акционерных обществах".

Принятие представленного сопутствующего законопроекта будет способствовать устранению противоречий между положениями нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение группы Фонда.

Законопроекты разработаны с участием всех организаций группы Фонда и ведущих ученых-цивилистов Республики.

Проекты законов согласованы со всеми заинтересованными государственными органами. Имеются положительные заключения научной и антикоррупционной экспертиз.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.01.2009
В Министерстве финансов РК состоялось заседание коллегии ведомства с участием Премьер-Министра 30.01.2009
В МВД РК прошло расширенное заседание коллегии с участием Премьер-Министра 30.01.2009
В Астане завершены переговоры по размещению депозитов в "Казкоммерцбанке" и "Народном банке", выделяемых "Самрук-Казына" 30.01.2009
Мажилису предложено поддержать законодательно использование возобновляемых источников энергии 30.01.2009
"Проблемы недостроенного жилья в Казахстане необходимо решать с помощью страхования" 30.01.2009
Профсоюз работников угольной промышленности Казахстана против госрегулирования цен на уголь 30.01.2009
Встреча Государственного секретаря РК с видными деятелями литературы и искусства 30.01.2009
Пленарное заседание Сената Парламента Республики Казахстан 30.01.2009
Казахстан и ВТО: соглашения в Маракещ и национальное законодательство 30.01.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.10.20 Пятница
83. САРЖАНОВ Кудайберген
73. МАРТЫНОВ Александр
71. САРТАЕВ Жанбатыр
70. КРАУЗЕ Юрий
69. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
69. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
65. КАРИМЖАНОВ Бахриден
64. ДЕНЯКИН Александр
64. ЖАКЫПОВ Болат
63. ДЮСЕНОВА Сауле
63. СМАГУЛОВ Сейсехан
62. КУШЕРБАЕВ Жомарт
61. ИБРАЕВ Марат
61. ИБРАЕВА Гафура
57. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.20 Суббота
86. ХОЛОДКОВ Александр
83. ЛЕММЛЕ Вальтер
79. УРМУРЗИНА Гульшара
77. ШВЕДЮК Владимир
74. ТУРСУМБАЕВ Балташ
73. ЖУМИН Канатбек
65. МУСИН Алиаскар
63. БИСЕНБАЕВ Асылбек
60. АГИТАЕВ Садуакас
60. БАРПИБАЕВ Тлектес
60. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
60. КЕНЖАЛИЕВ Малик
58. БАЛГАРИН Амантай
56. УСКЕНБАЕВ Каирбек
54. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>
25.10.20 Воскресенье
81. КОСЕНКО Виктор
80. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
78. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
75. БАЙГУТ Мархабат
75. КАЛИЕВ Кудайберген
73. АЛИБАЕВ Айтбай
71. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
69. ИЗБАНОВ Мухит
68. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
66. МАХАРИНЕЦ Юрий
66. ФАТКУЛЛИН Рашид
63. ЖАСУЗАКОВ Сакен
63. КАРАМАНОВ Серик
63. ХАКИМОВ Шамиль
61. КОНАКБАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz