Николай Кузьмин, "Эксперт Казахстан", 23 февраля
Повышение роли президентской партии в процессе управления государством сначала было обозначено на уровне политических деклараций. Полтора года назад, после того как все места в мажилисе были заняты нуротановцами, начались предварительные презентации перед партийной фракцией в парламенте программ и законодательных инициатив правительства, обращения премьера к представителю "Нур Отана" с просьбой о поддержке в ходе правительственных совещаний. И вот на прошлой неделе, накануне ожидаемого выступления президента с посланием к народу Казахстана, глава страны Нурсултан Назарбаев провел генеральную репетицию с бюро политсовета своей партии. Не случайно секретарь центрального аппарата партии Ерлан Карин расценивает выступление президента "как своего рода обращение к нации". Поскольку на начало марта намечен партийный съезд, то именно на нем, а не на заседании парламента, может состояться обращение к народу. С точки зрения участников этих мероприятий разницы практически никакой не будет, а особая роль партии будет подчеркнута.
Тема кризиса и борьбы с ним присутствовала в выступлениях и президента, и многих участников встречи. В частности, Нурсултан Назарбаев напомнил о своей статье "Ключи от кризиса" (в которой он предложил ввести новую мировую валюту), а представители бизнеса с партийной прямотой поблагодарили своего лидера за девальвацию тенге и установление контроля над банками, приблизившимися к дефолту.
Но главным в выступлении Нурсултана Назарбаева была не информация о планах работы правительства на ближайшие, предположительно кризисные, годы, а установки, данные партии. Вероятно, они же станут сердцевиной будущего президентского послания.
По словам зампреда столичного филиала "Нур Отана" Павла Казанцева, перед партийными органами стоит триединая задача: "Первая - это консолидация общества. Существует разное отношение к усилиям государства в преодолении кризиса, но мы должны максимально консолидировать и сплотить общество. Второе - необходимо информировать его о происходящих процессах. На первый взгляд это простая задача, но, к сожалению, большинство наших людей традиционно больше доверяют слухам, нежели здравому смыслу. Даже многие предприниматели не понимают глобального смысла девальвации, а неподготовленные граждане и вовсе находятся в плену обывательских заблуждений. И третья задача - это контроль за предоставленными государством ресурсами, необходимо, чтобы они были использованы по назначению и дали соответствующий результат".
Это не вполне совпадает с официальным текстом выступления президента, где эти же задачи поставлены в обратном порядке: контроль - информирование общества - консолидация. Но и другой участник заседания, председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией Оралбай Абдыкаримов, близкий к президенту ветеран казахстанской политики, считает, что "главная задача, поставленная перед партийцами президентом, - это консолидация всего общества, народа и власти для достижения одной цели: укрепления государственности и повышения благосостояния граждан".
Партийный мозг
Конкретизируя задачу активного участия в решении социально-экономических проблем, стоящих перед страной в условиях мирового кризиса, президент сказал: "Партия должна стать одним из ведущих мозговых центров страны, генерирующим инновационные идеи, конструктивные проекты и предложения по решению актуальных проблем общества, по приоритетам стратегического развития страны". Из этого можно сделать вывод, что пока партия таким мозговым центром не является, хотя Нурсултан Назарбаев еще год назад, выступая перед политсоветом, призывал: ""Нур Отан" должен не только обеспечивать преемственность долгосрочного курса развития, но и генерировать новые стратегические идеи развития страны". Но пока что президентская партия даже не имеет достаточных ресурсов для поддержки работы существующих мозговых центров Казахстана, уступив эту честь Фонду Эберта при Социал-демократической партии Германии.
Угроза превращения "Нур Отана" в мозговой центр может показаться более реальной на фоне информации о первом заседании созданного при партии экономического клуба "Орлеу". В скупом сообщении, появившемся на партийном сайте, указано, что экономический клуб создан в целях организации диалоговой площадки по обсуждению "экономической ситуации в свете появившихся стратегически новых глобальных социальных и экономических тенденций, выработки рекомендаций по эффективной реализации стратегических задач национальной экономики". Там же поясняется, что события, происходящие в мировой экономике и влияющие на ход социально-экономических процессов в Казахстане, требуют "проведения постоянного анализа, исследования причин и факторов этих процессов, выработки нового взгляда и новых подходов в анализе тех или иных экономических явлений". Этот намек на возможность появления неких новых, возможно, даже альтернативных официальным взглядов и подходов настораживает, тем более что членами клуба уже стали "ведущие экономисты страны, государственные управленцы, эксперты и исследователи".
Перечисленные в сообщении клубмены (Кайрат Келимбетов, Асет Исекешев, Гульжан Карагусова и другие) - люди, безусловно, достойные уважения и даже членства в партийном клубе, но практически все они отнюдь не исследователи, а матерые управленцы, то есть исполнители поручений президента и премьер-министра. Страшно даже представить себе, чем может обернуться "выработка рекомендаций по эффективной реализации стратегических задач национальной экономики" людьми, которых и о тактических-то задачах информируют обычно непосредственно перед началом их решения. Успокаивает лишь то, что собираться они будут в партийном клубе раз в месяц, проводя время за "консолидацией мнений, сбором оценок, обсуждением стратегии экономического развития Казахстана в посткризисный период" и прочими вполне безопасными для экономики страны занятиями. Первое заседание, например, было посвящено обсуждению президентской статьи "Ключи от кризиса".
Партийный контроль
Что касается задачи по контролю над расходованием средств, то ее выполнение предполагает трансформацию партийных структур в партийно-хозяйственные, чего на практике пока не наблюдается. Тем не менее именно такая задача была поставлена Нурсултаном Назарбаевым в эксплицитной форме: "По моей инициативе была создана партийная комиссия по контролю за процессом распределения и использования государственных средств, направляемых на стабилизацию экономики и финансовой системы страны. Партия должна осуществлять мониторинг и контроль за целевым и эффективным использованием средств Национального фонда и государственного бюджета. Филиалы партии "Нур Отан" на местах, депутатские фракции в маслихатах должны обеспечить контроль над расходованием средств местных бюджетов".
Когда контроль над расходованием бюджетных средств осуществляют маслихаты или мажилис, это не вызывает никаких вопросов - ни к правомочности такого контроля, ни к компетентности контролеров. Но контроль работы правительства со стороны партии сегодня выглядит сомнительным просто с юридической точки зрения.
Самым лучшим комментарием к этому могут служить слова председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева, сказанные на заседании по итогам работы комитета за прошедший год и задачам на 2009 год (причем в тот же день, что и партийная встреча): "В целях повышения эффективности контроля и надзора за законностью расходования антикризисных денег работаем над разработкой механизма совместных действий Счетного комитета с министерствами финансов, экономики и бюджетного планирования, Генеральной прокуратурой и финансовой полицией. Часто меня спрашивают, как я отношусь к контролю этих денег со стороны многочисленных комиссий. Скажу одно - в каждом деле должен быть профессиональный подход". Кроме того, в докладе Омархана Оксикбаева в качестве союзников по контролю указаны различные структуры - от администрации президента до маслихатов, но партии среди них нет. Все это, на наш взгляд, вполне развеивает опасения относительно того, что партийные функционеры займутся контролем и надзором.
Партийная платформа
Выполнение платформы, с которой партия "Нур Отан" шла на выборы в 2007 году, определено президентом в качестве второй важнейшей задачи: "В 2009 году правительство будет в первую очередь финансировать текущие расходы. Повсеместно нужно вводить режим экономии средств. Но мы должны сделать все, чтобы социальные обещания, которые партия давала избирателям, максимально выполнялись! Необходимые рычаги и ресурсы для этого у "Нур Отана" есть".
Однако "Нур Отан" сегодня выполнять данные когда-то обещания может не напрямую, а только через воздействие на правительство, о чем год назад достаточно ясно высказался сам Нурсултан Назарбаев, заявивший, что партия "обязана быть главным защитником интересов казахстанцев, требовать от правительства выполнения каждого пункта предвыборной платформы". Президент тогда счел нужным напомнить, что правительство "в новом конституционном поле несет равную с партией ответственность за реализацию предвыборной платформы". Правда, не уточнил перед кем.
В отсутствие управленческих функций партии остается информационно-разъяснительная работа с населением. Именно так президентское поручение и было воспринято партийцами. "Народу важно разъяснять суть ситуации, которую мы наблюдаем, и то, каким должен быть выход из нее", - сказал первый заместитель председателя алматинского филиала "Нур Отана" Токмухамед Садыков.
Разъяснительная работа необходима, но ее эффективность вызывает некоторые сомнения. Что позволено президенту в узком кругу однопартийцев, может оказаться неуместным при работе партийных активистов с населением. Например, слова о том, что учителя "за январь реально почувствовали рост заработной платы на 25 процентов" вполне спокойно были восприняты членами политсовета партии. Но если их дословно повторить, обращаясь к этим самым учителям, то можно встретить, мягко говоря, раздражение, потому что в январе они зарплату вообще не получали (задержка зарплаты в январе уже стала почти традицией), да и увеличили им на 25% совсем не зарплату, а базовый оклад, что совсем не одно и то же.
Партийный оптимизм
Как уже писал наш журнал, возможности казахстанского правительства изменить ситуацию на мировых рынках, которые когда-то сформировали отечественную экономику, а сегодня ее разрушают, весьма ограничены. Поэтому кризисные времена надо просто пережить. А главная задача правительства - внушать оптимизм, успокаивать и обнадеживать всех - от бизнесменов до бюджетников (см. "Облучение оптимизмом [1]", "Эксперт Казахстан" № 1-3 от 21 января 2008 года).
Почти то же самое сказал и Нурсултан Назарбаев на партийном форуме, только задачу внушения надежды он возложил на прессу: "Нужно настойчиво убеждать казахстанцев в том, что мы можем и должны преодолеть кризис, выйти из него более сильными, и двигаться дальше к процветанию и прогрессу. СМИ должны учить людей, как выходить из сложных ситуаций на опыте других людей, достойно справившихся с трудностями". Попутно президент напомнил и об ответственности, предусмотренной законом, "за распространение провокационных слухов и дезинформации".
Едины, но не равны
Первый зампред партии Дархан Калетаев объявил, что партия должна заключить нечто вроде социального контракта. Его участниками должны стать различные объединения граждан - профессиональные, общественные, политические. А предметом договора - поддержка социальной стабильности. Что-то вроде пакта о взаимном ненападении. Вполне возможно, что в понятие социальной стабильности будет включено и предотвращение массовых увольнений, и отказ от повышения цен на топливо по причине снижения цен на нефть.
На следующий же день после заседания политсовета "Нур Отана" общественная палата при мажилисе парламента приняла Обращение ко всем общественно-политическим силам, институтам гражданского общества и средствам массовой информации Казахстана.
В преамбуле дается ссылка на призыв Нурсултана Назарбаева к единству народа и делается вывод: "Мы все должны сплотиться вокруг нашего президента, сделать все для консолидации единого народа Казахстана". Далее следует призыв "объединить свои усилия, работать на благо страны, на стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие". Не вызывает возражений утверждение о том, как "важно направить общественные настроения в конструктивное русло и эффективно, системно, выверенно бороться с социально-экономическими проявлениями кризиса. Только в тесном и активном взаимодействии мы сможем не допустить сокращения трудовых мест и безработицы, необоснованного роста цен на продукты питания и медикаменты, ослабления продовольственной безопасности, роста социальной напряженности и ухудшения криминогенной ситуации в стране".
Составители обращения подчеркивают, что они представляют различные политические и общественные организации, объединения и сообщества, имеющие различные идеологические и мировоззренческие позиции, но объединены одной главной целью - обеспечением стабильности, процветания государства и достойной жизни казахстанских граждан. Но проблема Казахстана не в том, что какие-то общественно-политические силы, институты гражданского общества и средства массовой информации стремятся к нестабильности, разрушению государства и нищенской жизни своих сограждан. Проблема в отсутствии единого подхода государства и к субъектам рынка, и к политическим партиям, и к средствам массовой информации. Кто-то получает преференции, кто-то - нет. Если предлагаемая консолидация предполагает отмену свободной конкуренции, то ее последствия будут деструктивными и для экономики, и для общества.
Впрочем, в некоторых странах крах фондового рынка не вызвал никаких разрушительных последствий просто потому, что сам этот рынок был ничтожно мал, а роль фондовой биржи в кредитовании экономики была минимальной. Неподвластность "Нур Отана" экономическим флуктуациям заставляет предположить, что сегодня партия включена в процесс управления государством лишь на символическом уровне. |