Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 марта
Сегодня в Мажилисе открылись парламентские слушания на тему: "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан".
С докладом выступил депутат, руководитель временной рабочей комиссии по подготовке слушаний Кылышбай Бисенов. Обращаясь к депутатам и участникам парламентских слушаний, он сказал:
"Глава нашего государства Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 6 марта текущего года "ЧЕРЕЗ КРИЗИС К ОБНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ" отметил необходимость осуществления нового плана дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости, которая предусматривает полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров для обеспечения посткризисного развития страны.
Предварительная работа, проведенная в ходе подготовки к Парламентским слушаниям, материалы социологических исследований по изучению общественного мнения, анализ информации, поступившей из регионов и министерств выявили серьезные недостатки в системе технического и профессионального образования. В настоящее время ясно обозначились конкретные проблемы, требующие своего скорейшего решения.
Среди них наиболее острыми являются
- в первую очередь нехватка квалифицированных кадров среднего звена с профессиональным техническим образованием. Во многих регионах республики подготовка специалистов проводится по устаревшим (не актуальным в наше время) специальностям, спрос на них почти (практически) отсутствует. Темпы и уровень внедрения современных технологий обучения находятся на низком уровне. Практически все еще не получила своего развития подготовка специалистов с техническим и профессиональным образованием и кадров среднего звена по новым специальностям, отвечающим современным требованиям. Наукоемкие производства и отрасли, требующие большие капиталовложения, испытывают кадровый голод, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена;
- во-вторых, отсутствие анализа ситуации по определению потребности кадров в различных сферах экономики привело к низкому уровню трудоустройства выпускников, что в конечном итоге отразилось на рынке труда;
- в третьих, низкий объем финансирования, недостаточность расходов местного бюджета на реализацию региональных программ развития технического и профессионального образования, слабая, не соответствующая нынешним условиям материально-техническая база технического и профессионального и послесреднего образования, с недостаточным финансовым подкреплением, не дает возможности в полной мере решить проблемы в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов. К примеру на 1 компьютер приходится 16 обучающихся, из 866 учебных заведений технического и профессионального образования к широкополосному интернету подключено лишь 3 %, интерактивным оборудованием оснащено только 19 % учебных заведений. Несмотря на обновление учебных программ и государственных общеобязательных стандартов образования в учебном процессе в основном применяется морально и физически устаревшие техника, оборудование и приборы. В колледжах и профессиональных лицеях, осуществляющих образовательную деятельность по сельскохозяйственным специальностям до сих пор используется сельскохозяйственная техника, приобретенная еще в 1970- 1990 годы. Профессиональные лицеи, находясь в ведении местных исполнительных органов, финансируются без учета средней стоимости расходов на обучение одного специалиста и значительно хуже, чем общеобразовательные школы. Колледжам, финансируемым из местного бюджета, на содержание одного обучающегося в год выделяется в два раза меньше средств по сравнению с колледжами, финансируемыми из республиканского бюджета. Низкий уровень социальной поддержки обучающихся в профессиональных лицеях по сравнению с другими ступенями профессионального образования. Выделяемые за счет местных бюджетов средства на организацию питания обучающихся профессиональных лицеев составляют в среднем 152 тенге в день. Из 208 государственных колледжей только 166 имеют общежитие, из 298 профессиональных лицеев общежитие имеют только 167.
- в четвертых, нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовки кадров. Законодательно не урегулирована роль, ответственность и заинтересованность работодателей в организации технического и профессионального образования. Работодатели, особенно частные компании и организации, иностранные компании практически не участвуют в подготовке квалифицированных специалистов. Налицо слабая связь организаций технического и профессионального образования с центрами поддержки и развития малого и среднего бизнеса, объединениями и ассоциациями работодателей областей. Серьезную озабоченность вызывает подготовка кадров на базе крупных производственно-промышленных предприятий (горнодобывающих, горнометаллургических, добывающих углеводородное сырье и других) и сельхозформированиях;
- в пятых, остро стоит вопрос повышения квалификации преподавателей и мастров производственного обучения. В настоящее время в системе технического и профессионального образования работают около 40 тыс. работников, в том числе 5384 мастеров производственного обучения и 33673 преподавателей. Среди них в колледжах и профессиональных лицеях осуществляют педагогическую деятельность 82 доктора и 513 кандидатов наук. Преподаватели по общеобразовательным дисциплинам повышают свою квалификацию в областных и республиканских институтах повышения квалификации. К сожалению, преподаватели по специальным дисциплинам и мастера производственного обучения не всегда имеют возможность повысить свою квалификацию и мастерство;
- в шестых, система оплаты труда мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования крайне несовершенна. Низкая оплата труда не способствует созданию конкурентной среды. Из-за мизерной зарплаты многие высококвалифицированные мастера производственного обучения, преподаватели спецпредметов ушли в другие структуры. Только в 2007-2008 учебном году из системы технического и профессионального образования в другие отрасли ушли 2954 преподавателя. У многих работающих низкий уровень знаний, не отвечающий современным требованиям.
Для решения этих проблем считаем необходимым предпринять следующие меры .
Обеспечить подготовку квалифицированных специалистов из числа молодежи по востребованным на рынке труда специальностям, привести структуру и качество профессионального обучения в соответствии с требованиями работодателей. Для этого, прежде всего необходимо организовать постоянный мониторинг труда и на его основе регулярно составлять прогноз потребности в специалистах с техническим и профессиональным образованием. Считаем необходимым создание и функционирование отраслевых советов по подготовке рабочих кадров, разработку типовых квалификационных характеристик профессий, приведение к единому стандарту квалификационных уровней, разрядов и категорий с учетом международных требований, формирование единой национальной квалификационной системы, обновление квалификационных требований к специалистам, разработку профессиональных стандартов. Данные предложения требуют внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в Закон Республики Казахстан "О занятости населения".
К тому же увеличение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием на 30% за счет средств республиканского бюджета обеспечит потребность отраслей экономики в квалифицированных специалистах. Кроме того, для обеспечения учебных заведений технического и профессионального образования высококвалифицированными специалистами необходимо выделять государственные образовательные гранты тем высшим учебным заведениям, в которых налажена система подготовки инженерно-педагогических кадров.
Из года в год увеличивается количество выпускников колледжей, продолжающих обучение в вузах республики. В настоящее время для продолжения обучения выпускников колледжей в высших учебных заведениях по педагогическим специальностям ежегодно выделяются государственные образовательные гранты. Считаем необходимым также предусмотреть государственные образовательные гранты для выпускников колледжей по инженерно-техническим специальностям.
Уважаемые депутаты,
участники Парламентских слушаний, коллеги!
В настоящее время для обучения рабочего и обслуживающего персонала необходимо также активно внедрять в учебном процессе использование элементов дистанционного обучения, виртуальных лабораторных комплексов с имитационным программным обеспечением с целью изучения и дальнейшего компьютерного моделирования различных производственных и технологических приемов.
Подготовка квалифицированных специалистов невозможна без участия бизнес-структур в организации профессионального образования. В составе отраслевых советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров они должны прогнозировать и определять потребность в квалифицированных кадрах своих компаний, и постоянно информировать об этом государственные органы труда и занятости; участвовать в разработке профессиональных стандартов; предоставлять учащимся учебных заведений технического и профессионального образования возможность прохождения учебно-ознакомительной и производственной практик на базе предприятий; оказывать содействие в модернизации учебно-производственной базы учебных заведений и переоснащении их современным оборудованием; создавать условия для повышения квалификации и стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях компаний; присуждать стипендии предприятий обучающимся из числа социально незащищенных слоев населения участвовать в работе квалификационных комиссий по присвоению квалификаций и сертификации выпускников. Для реализации всех этих поставленных задач, а также определения механизма участия работодателей и других социальных партнеров в подготовке и трудоустройстве рабочих и специалистов считаем необходимым внести изменения и дополнения в Законы Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", "О государственном предприятии". Кроме того, предоставление дополнительных налоговых льгот предприятиям, инвестирующим техническое и профессиональное образование будет стимулировать активное их участие в организации подготовки квалифицированных специалистов.
Также создание при Правительстве Республики Казахстан Национального совета по развитию технического и професионального образования и подготовке кадров с включением в него представителей государственных органов, республиканских объединений работодателей окажет содействие в реализации государственной политики в области развития человеческих ресурсов и координации работы по социальному партнерству на республиканском уровне.
В настоящее время возникает необходимость создания социально-бытовых условий для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей и профессиональных лицеев и повышения их заработной платы. Скорейшее решение данной важной проблемы определено в платформе Народной Демократической Партии "Нур Отан".
--------
Парламентские слушания: МОН - об основных направлениях реализации Госпрограммы технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 марта
Сегодня в Мажилисе начались парламентские слушания по вопросу "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы". Слушания организованы Комитетом Мажилиса по социально-культурному развитию. Вела слушания председатель Комитета Динар Нукетаева. Вступительным словом к участникам слушаний обратился Председатель Мажилиса Урал Мухамеджанов (www.parlam.kz).
Министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев проинформировал депутатов об основных направлениях реализации данной программы.
На сегодня в 866 учебных заведениях технического и профессионального профиля обучаются 610 498 человек. За последние четыре года контингент обучающихся увеличился на 18,1%.
В 542 колледжах, где обучаются 499 278 человек, осуществляется подготовка по 217 специальностям. В том числе по госзаказу - 86 915 человек.
В 324 профессиональных лицеях ведется подготовка специалистов по 149 профессиям с общим контингентом 111 180 человек.
В рамках реализации программы для обновления содержания ТиПО с учетом требований современного рынка труда разработаны:
· новые Классификатор и Перечень профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования;
· государственные общеобязательные стандарты по 72 специальностям;
· интегрированные образовательные программы по 94 специальностям.
Для модернизации инфраструктуры сферы создан Республиканский научно-методический центр развития ТиПО и присвоения квалификации. Построены профессиональные лицеи в г. Каркаралинске за счет РБ и в г. Кульсары Атырауской области за счет средств ТОО "Тенгизшевройл". Начато строительство двух профлицеев в г. Астана и межрегионального центра по подготовке кадров для нефтегазовой отрасли в г. Атырау и т.д.
Целенаправленная работа проводится для повышения качества подготовки и конкурентоспособности кадров. Среди них создание 6 Межрегиональных центров по повышению квалификации педагогических работников, подписание Национального Пакта между Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты населения и Национальной экономической палатой "Союз "Атамекен" и другие.
В развитии технического и профессионального образования заинтересованы и местные исполнительные органы. В частности, в переподготовке кадров и повышении квалификации работников государственных организаций ТиПО. Также они оказывают материальную поддержку детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; содействуют трудоустройству лиц, окончивших организации ТиПО.
Известно, что многое зависит от мотивации и стимулирования труда. В этом плане в рамках реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы предусмотрен ряд мер. Это ежегодная подготовка за счет государственного образовательного заказа 1000 специалистов с высшим образованием для педагогической деятельности в системе ТиПО. Совершенствование системы оплаты труда педагогических работников, мастеров производственного обучения. Внедрение системы по регулярному распространению положительного опыта работы учебных заведений, поощрения инноваций в системе ТиПО.
Кроме того, для совершенствования системы оплаты труда в 2009-2011 годах планируется пересмотреть реестр должностей и системы доплат и надбавок за условия труда.
--------
Парламентские слушания: Спикер Мажилиса - современное техническое и профессиональное образование Казахстана в настоящее время переживает непростой период
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 марта
Сегодня в Мажилисе состоялись парламентские слушания на тему: "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан". Со вступительным словом к участникам слушаний обратился Председатель Мажилиса Урал Мухамеджанов (с незначительными сокращениями):
"Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что растущий спрос на высококвалифицированные кадры не удовлетворяется за счет отечественных трудовых ресурсов, что ведет к росту численности иностранных специалистов, привлеченных на работу в Казахстан, значительную долю которых составляет технический и обслуживающий персонал. Мы уже видим, что нехватка специалистов сказывается на темпе экономического роста.
"Численность иностранных специалистов, работающих в Казахстане, растет из года в год. Это происходит не потому, что у нас нет людей, наши люди не обладают соответствующей квалификацией, чтобы работать на современных предприятиях", - отметил Глава государства, выступая на Международном торговом форуме в городе Рудный Костанайской области. Все эти причины вызвали необходимость принятия мер, направленных на развитие системы технического и профессионального образования, предоставляемого как молодежи, так и взрослым.
Именно поэтому Президентом была утверждена Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. При ее принятии учитывалось, что современное техническое и профессиональное образование Казахстана в настоящее время переживает непростой период. Факторами, оказывающими негативное влияние на состояние дел в этой сфере, чаще всего называют низкий уровень заработной платы, прежде всего, мастеров производственного обучения, как следствие нехватка квалифицированных кадров, их текучесть (например, в 2007-2008 учебном году из системы ушел 331 мастер производственного обучения, а это золотой фонд системы профтехобразования), неэффективность системы повышения квалификации педагогов, несоответствие предлагаемых организациями образования перечней специальностей и программ потребностям экономики, устаревшая материально-техническая база и ряд других.
Приведу простой пример. В развитых странах дисциплины изучаемых предметов выбирает для себя сам обучающийся при минимальном объеме обязательных, у нас же сохраняется сплошная принудиловка. Конечно, и в этой схеме есть свои минусы. Она страдает излишней узкопрофильностью специализации, что ограничивает способности работника. Зато у нас дается всеобъемлющее вселенское изучение вопроса, хотя общеизвестно, что такой подход меньше всего приближает к постижению сути выбранного ремесла, выбранной профессии.
Сегодня как никогда требуется четкое видение развития в целом системы профтехобразования. Нам необходимо изменить ситуацию на рынке труда, подняв роль и значение квалифицированных рабочих специалистов с техническим и профессиональным образованием, преодолеть серьезные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. Также необходимо проведение постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе с тем, чтобы согласовать объемы и профили подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях образования. Каждый заинтересован в том, чтобы получить специальность, востребованную на рынке труда. Значит, мы должны давать населению прогноз - информацию и о потребностях этого рынка и о рейтинге учреждения профобразования, готовившего таких специалистов и о возможном трудоустройстве в конкретных отраслях и на конкретных предприятиях.
Параллельно необходимо реорганизовать систему образования, сделать ее направление на ликвидацию дефицита рабочих кадров в отраслях с технической составляющей. Нужна работа по созданию адекватной системы подготовки, переподготовки и последующего трудоустройства работников. Ориентиром и мотивации для высшей школы должен стать спрос на рынке труда.
Я думаю, мы начали понимать, подобно тому, как существует рынок труда, есть и рынок образовательных услуг и они тесно взаимосвязаны.
В своем Послании народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию" Глава государства указал на то, что наша стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров, а также отметил, что системная работа по переподготовке и привлечению кадров должна привести к поэтапному замещению иностранных рабочих отечественными профессиональными кадрами.
"Нашему населению надо учиться, в мире люди учатся всю жизнь. В этом случае есть возможность и необходимость переучиваться и получать другую профессию, которая сегодня востребована",- подчеркнул Президент. Соответственно, дано поручение Правительству и акимам дать возможность обучиться и переобучиться каждому новой профессии.
Парламент со свои стороны должен принять все меры по правовому обеспечению реализации установок Президента и утвержденной им государственной программы. Главной задачей сегодняшних парламентских слушаний является не только концентрация внимания общественности на данной проблеме, а подкрепление реформы системы профтехобразования законодательной базой. Мы должны инициировать внесение изменений и дополнений в Закон "Об образовании" и в Трудовой кодекс, касающиеся, прежде всего, необходимости в разработке профессиональных стандартов технических регламентов. Требуется обновление инструкций и положений, регулирующих внутреннею деятельность система ПТО, совершенствование налогового законодательства в целях расширения возможности участия работодателя в развитии учреждения начального, среднего и высшего профобразования. Надо решать задачи внедрения новых подходов в подготовке и квалификации специалистов в системе профтехобразования на основе формирования национальной квалификационной системы, регулирования взаимодействия с гражданским обществом и бизнес - структурами, поэтапной консолидации и модернизации действующей структуры ПТО, улучшения условий преподавания и обучения в учебных заведениях системы. Обеспечение в переподготовке высвобождающегося и незанятого населения через систему профессионально-технического образования. Также нуждается в законодательном регулировании взаимоотношения учебных заведений и органов исполнительной власти на местах, разработка четкого механизма многоканального и разноуровнего финансирования училищ.
Еще один немаловажный момент. Наша профшкола в отличие от западных моделей, кроме профессионального обучения, выполняла еще и функции социальной поддержки. Это функция крайне востребована обществом и должна сохраняться в перспективе. Социальная поддержка обучающихся в системе профобразования - это не только национальная традиция, но и объективная необходимость.
В современных условиях развития платных форм образования социальная дифференциация в системе профобразования объективно возрастает. Относительно низкий уровень материальной обеспеченности обучающихся в системе профобразования требуют также особых мер материальной поддержки: обеспечения льготным питанием, социальными стипендиями, специальной одеждой на время прохождения производственного обучения. Я уверен, что на сегодняшних парламентских слушаниях эти и другие проблемы будут всесторонне обсуждены и найдут свое отражение в принимаемых рекомендациях".
--------
Парламентские слушания: итоговый документ
Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 27 марта
Парламентские слушания на тему: "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан" состоялись сегодня в Мажилисе. Его организатором выступил Комитет Палаты по социально-культурному развитию. По итогам слушаний приняты Рекомендации.
В принятом за основу документе отмечается, что разработанная по инициативе Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы направлена на модернизацию сети профессиональных лицеев (школ), учебных курсов, центров и колледжей и приведение системы в соответствие с современными требованиями рынка труда в целом, в том числе к качеству рабочей силы, ее профессиональному и квалификационному уровню.
Принятие Государственной программы, а также Постановления Правительства от 31 июля 2008 года № 730, которым утверждены мероприятия по ее реализации, создали новую ситуацию, заложили необходимые предпосылки для решения накопившихся проблем, реформирования в целом технического и профессионального образования в стране.
Участники парламентских слушаний подчеркивают, что современное техническое и профессиональное образование республики переживает сложный период.
Особое внимание обращается, прежде всего, на несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование и развитие системы технического и профессионального образования. Законодательство Республики Казахстан не в полной мере регламентирует подготовку рабочих кадров, соответствующих современным потребностям республики и ее регионов. Законодательно не урегулирована роль, ответственность и заинтересованность работодателей в организации технического и профессионального образования, нет законодательно закрепленного механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования. Закон Республики Казахстан "Об образовании" не решает всех этих задач, так как носит ведомственный характер.
Участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству Республики Казахстан:
Принять меры по совершенствованию законодательной базы реализации Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008 - 2012 годы, посредством внесения изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан:
- в Закон Республики Казахстан "Об образовании", в части внесения изменений и дополнений, с целью более полного регулирования системы технического и профессионального образования;
- в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в части установления: компетенции по разработке профессиональных стандартов; формирования национальной квалификационной системы; типовых квалификационных характеристик профессий рабочих и специалистов; разработки технических регламентов по структуре рынка труда; трудоустройства молодых специалистов, их социальной поддержки;
- в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", в части предоставления дополнительных налоговых льгот предприятиям, инвестирующим развитие материально-технической базы технического и профессионального образования, а также учебным заведениям технического и профессионального образования;
- в Закон Республики Казахстан "О занятости населения", в части: разработки порядка осуществления анализа, прогнозирования спроса и предложения на рабочую силу, на основе создания единой информационной базы рынка труда (в том числе базы данных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования); трудоустройства выпускников; регламентации порядка проведения мониторинга и контроля над распределением квоты на привлечение иностранной рабочей силы;
- в законы Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", "О государственном предприятии", в части: обязательного членства предприятий в отраслевых объединениях; предоставления рабочих мест для профессиональной практики в организациях и предприятиях; внутрипроизводственного обучения персонала (непосредственно на рабочем месте) с последующим присвоением квалификационного разряда; квотирования рабочих мест; финансирования подготовки и переподготовки кадров.
В принятых рекомендациях предлагается также внести изменения и дополнения и в подзаконные нормативные правовые акты:
- в Указ Президента Республики Казахстан от 28 июля 2000 года № 422 "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации", в части включения государственных организаций технического и профессионального образования в перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации;
- в постановлениях Правительства Республики Казахстан, которыми ежегодно утверждается государственный образовательный заказ, предусматривать оптимальное количество мест для целевой подготовки инженерно-педагогических кадров, а также специалистов с техническим и профессиональным образованием, в соответствии с потребностями экономики;
- в постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1256 "Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования", в части установления норматива сети учебных заведений технического и профессионального образования;
- в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 116 "Об утверждении Правил выплаты государственных стипендий отдельным категориям обучающихся в организациях образования", в части установления стипендии учащимся профессиональных лицеев (школ);
- в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий", в части пересмотра системы оплаты труда инженерно-педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения, путем увеличения их заработной платы до уровеня квалифицированного специалиста производственной сферы;
- в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 452 "Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности", в части введения квалификационных требований к учебным центрам.
В итоговом документе слушаний рекомендуется создать межведомственную рабочую группу по разработке проекта Закона Республики Казахстан, направленного на развитие государственно-частного партнерства в вопросах подготовки кадров.
Предложено также рассмотреть возможность разработки проекта Кодекса Республики Казахстан "О национальной квалификационной системе" и внесения дополнений в статью 3-1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" дополнив соответственно перечень однородных важнейших общественных отношений, с целью регулирования которых принимаются Кодексы Республики Казахстан.
Рекомендуется образовать при Правительстве Республики Казахстан межотраслевой центр по постоянному мониторингу рынка труда, с целью определения потребности в специалистах с техническим и профессиональным образованием, последующего их трудоустройства.
Участники парламентских слушаний полагают необходимым в республиканском бюджете ежегодно предусматривать необходимый объем средств на реализацию Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. Совместно с фондом национального благосостояния "Самрук-Казына", социально-предпринимательскими корпорациями разработать долгосрочную программу "Инвестиции в кадры". В целях социальной защиты обучающихся в колледжах на платной основе, рассмотреть возможность выделения дополнительных образовательных грантов и льготных кредитов.
По итогам слушаний предложено рассмотреть вопрос создания в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан комитета по техническому и профессиональному образованию с территориальными структурными подразделениями. Предпринять необходимые программные, правовые и организационные меры по созданию оптимальной сети организаций, дающих качественное техническое и профессиональное образование, соответствующей потребностям социально-экономического развития страны. Осуществить комплекс мероприятий по усилению внимания реального сектора экономики к системе технического и профессионального образования, стимулируя привлечение средств инвесторов и национальных компаний. Рассмотреть возможность развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий путем лизинга сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для организаций технического и профессионального образования.
Рекомендуется также предпринять необходимые меры по реализации широкомасштабных программ профессиональной подготовки и переподготовки со сроками обучения 3-6 месяцев, используя при этом практику обучения наполовину в классах, наполовину на предприятиях, которые планируют в дальнейшем нанять этих работников. Принять меры по активному внедрению в учебный процесс организаций технического и профессионального образования элементов дистанционного обучения, виртуальных лабораторных комплексов с имитационным программным обеспечением, компьютерным моделированием производственных и технологических процессов.
* * *
В окончательном тексте Рекомендаций, отметила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева, будут учтены предложения и замечания, высказанные в выступлениях участников парламентских слушаний, в том числе депутатами Мажилиса Сатыбалды Ибрагимовым, Айткуль Самаковой, Владмиром Нехорошевым, Нуртаем Сабильяновым. (www.parlam.kz). |