NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 10:15 ast
08:15 msk

Мажилис: Премьер-министр Карим Масимов - об уточнении республиканского бюджета
"Правительство оптимизирует административные расходы государственных органов и всего госсектора… Вводится мораторий до конца 2009 года на проведение конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей… Численность работников головной компании холдинга "Самрук-Казына" будет сокращена в два раза"
02.04.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 1 апреля

"Численность населения республики достигла 16 миллионов 402 тысячи 861 человек. При этом, расчетная численность населения на начало проведения переписи оценивалась в 15 миллионов 730 тысяч человек (прирост - 672 тысячи человек). По сравнению с данными переписи 1999 года население Казахстана увеличилось почти на полтора миллиона человек. Только население столицы, города Астаны, возросло за последнее десятилетие более чем в 2 раза и достигло 678 тысяч человек. За этот же период в Южно-Казахстанской области численность населения возросла почти на 30%, в Мангистауской области - на 60%.

По оперативным данным численность коренного населения составила более 67%, тогда как в 1999 году - чуть более 53%.

Казахстанцы - молодая и энергичная нация. И это преимущество нашего государства. Средний возраст жителя страны - около 32 лет. Почти треть населения - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Значительная часть молодежи в ходе переписной кампании заявила о своих планах иметь от 3 до 5 детей. Это - главный фактор уверенного движения вперед, к построению конкурентоспособного Казахстана, конкурентоспособной нации.

Уважаемые депутаты!

Сегодня весь мир переживает не самые лучшие времена - времена большой неопределенности и непредсказуемости. Всего год назад немногие могли предвидеть глобальную рецессию нынешнего масштаба и глубины. И об этом свидетельствуют последние сводки по экономическим показателям всех стран мира, как развитых, так и развивающихся.

В 4 квартале прошедшего года в США, странах Европейского Союза и Японии был зафиксирован отрицательный рост ВВП. В целом по итогам 2008 года темпы развития экономик этих стран значительно снизились.

В текущем году Международный валютный фонд уже дважды понижал прогнозы развития мировой экономики в 2009 году. Буквально на днях Всемирный банк опубликовал оценки развития глобальной экономики. Согласно прогнозам сокращение мировой экономики в этом году может составить 1-2%. В крупнейших развитых странах прогнозируется отрицательный прирост в 3-3,5%.

Темпы развития Казахстана также существенно снизились. По предварительным данным, в январе т.г. ВВП страны сократился на 1,2%. Промышленное производство за 2 месяца текущего года уменьшилось на 3,2%, объем строительных работ- на 11,5%. Уровень безработицы возрос с 6,9% в январе до 7,1% в феврале т.г.

Как вы знаете, Правительство в настоящее время реализует пакет антикризисных мер, принятых в конце 2007 и 2008 годов. И логика наших действий исходит из того, что в условиях мирового кризиса первоочередной задачей является устранение "тромбов" для того, чтобы экономика полноценно функционировала.

И это, прежде всего, стабилизация ситуации в банковском секторе, который является "кровеносной системой" экономики. В рамках мероприятий по дополнительной капитализации четырех системообразующих банков 480 млрд. тенге уже перечислены банкам и пошли на кредитование экономики.

Другой важной мерой, направленной как на защиту прав дольщиков, так и сохранение стабильности в банковском секторе, является поддержка жилищного строительства.

С начала текущего года по различным каналам государственной поддержки были решены проблемы около 1,5 тысяч дольщиков. Только по Астане до конца 2009 года будет достроено 99 объектов, около 17 тысяч дольщиков получат свои квартиры. По городу Алматы за два года планируется завершить 82 объекта.

В целом, через Фонд "Самрук-Казына" планируется завершить в городе Астане 32 из 36 объектов строительства, требующих государственной поддержки, в городе Алматы - 54 из 62 объектов, соответственно. По остальным объектам будут приняты решения в ближайшее время.

Для рефинансирования ранее выданных ипотечных займов населения банкам перечислены средства в объеме 120 млрд. тенге.

Для сохранения деловой активности в стране Правительство оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса. На эти цели 120 млрд. тенге поступили в банки. В первом квартале освоено 22,5 млрд. тенге, профинансирован 881 проект.

Для обеспечения устойчивого развития страны продолжается работа по финансированию проектов в сельском хозяйстве, развитию инфраструктуры и отечественных производств, нацеленных на рост несырьевого экспорта. На этом подробнее я остановлюсь позже.

Своевременно отреагировав адекватными мерами на первые проявления мирового финансового кризиса, Правительство усилило мониторинг текущей ситуации в стране и мире.

Учитывая принимаемые меры и перспективы развития мировой экономики, Правительство прогнозирует рост экономики страны в текущем году на уровне 1%. При расчете доходов бюджета на 2009 год учтен консервативный прогноз мировой цены на нефть марки "Brent" на уровне 40 долл. США за баррель.

Но, если ситуация в мировой экономике во втором полугодии 2009 года покажет новые тенденции, Правительство внесет на рассмотрение депутатов дополнительные корректировки.

Сегодня главный вопрос заключается в том, что необходимо сделать для того, чтобы экономика страны вышла из текущего кризиса более крепкой и сильной, что нужно сделать для того, чтобы в условиях глобального кризиса уровень жизни наших граждан не снизился, как добиться стабильного развития в будущем? Ответы на этот счет непросты. Но мы знаем - в каком направлении двигаться.

Считаю, что в условиях беспрецедентного по своим масштабам глобального экономического кризиса, затронувшего одновременно все страны мира, переход на "ручное управление экономикой" оправдан.

Еще будет много дискуссий в мире о природе этого масштабного кризиса. Но уже очевидно, что его суть - в накопленных глобальных дисбалансах, нарушении функционирования мировой финансовой системы, пробелах в финансовом регулировании, которые провоцировали формирование виртуальных, спекулятивных операций.

Главные вопросы, которые сегодня волнуют все мировое сообщество, - это поиск оптимальных путей выхода из кризиса, создание более эффективных путей устойчивого развития мировой системы, реформирование финансовой системы таким образом, чтобы в будущем предотвратить кризисные явления такого глобального масштаба.

Считаю, что инициатива Президента нашей страны о создании единой мировой валюты, является одним из таких решений. Конечно, это процесс не одномоментный, он займет значительное время. Но то, что эта тема активно обсуждается в мире, говорит о серьезности постановки этого вопроса.

Безусловно, необходимо провести реформирование международных финансовых институтов, таких как МВФ, Всемирный банк, для того, чтобы они могли поддерживать глобальную финансовую стабильность.

Уважаемые депутаты!

Глава государства 6 марта т.г. обозначил дальнейшие пути выхода страны из кризиса и дал Правительству конкретные поручения, уделив особое внимание занятости населения.

Хочу еще раз отметить, что отдельным и самым главным вопросом для Правительства был и остается вопрос социального благополучия казахстанцев.

Сегодня, представляя проект уточненного республиканского бюджета на текущий год, хочу подчеркнуть, что он является отражением проводимой работы по снижению негативного влияния мирового кризиса на отечественную экономику и нацелен, в первую очередь, на поддержание занятости и доходов населения.

Предлагаемые Правительством изменения и дополнения в республиканский бюджет текущего года имеют ярко выраженный антикризисный и социальный характер. Страна должна сохранить средне- и долгосрочную фискальную устойчивость для того, чтобы создать фундаментальные основы для посткризисного развития страны. И в таких условиях Правительство преследует две главные цели.

Первое. Это сокращение неприоритетных расходов.

Мы провели комплексную ревизию расходов бюджета. Расходы государственных органов на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт максимально сокращены, за исключением организаций социальной сферы.

В среднем на 30% также сокращены текущие расходы на приобретение товаров и осуществление текущих затрат. Существенно сокращены расходы, направляемые на увеличение уставных капиталов государственных организаций.

Реализация новых инвестиционных проектов отодвинута на более поздние сроки. Это касается и социальных объектов. На сегодня это объективная необходимость в условиях кризиса. После стабилизации экономической ситуации Правительство внесет предложения по реализации этих проектов.

В целом Правительство предлагает сократить расходы в текущем году на общую сумму 321 млрд. тенге, или на 9%.

Второе. Усиление социальной составляющей бюджета, включая реализацию мер по обеспечению занятости и поддержанию доходов населения.

В соответствии с предвыборной платформой партии "Нур-Отан" все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам Правительством будут выполнены в полном объеме.

Кроме того, на основе уточненного прогноза по инфляции Правительство, действуя на опережение, предлагает дополнительно увеличить расходы на социальные выплаты на 11 млрд. тенге. С 1 июля 2009 года будет повышен минимальный размер заработной платы и величина прожиточного минимума для исчисления базовых социальных выплат до 13717 тенге. Уровень базовой пенсионной выплаты возрастет до 5487 тенге.

Во исполнение поручений Главы государства о поддержке талантливых студентов увеличен государственный образовательный заказ на 3,2 млрд. тенге для студентов платной формы обучения, обучающихся на "отлично".

Как вы знаете, долгосрочные льготные кредиты для отдельных категорий студентов выделяются за счет средств фонда "Самрук-Казына".

Также дополнительно будут выделены средства для развития городов Астаны, Алматы и Алматинской области в общей сумме 95 млрд. тенге. Более 50% дополнительно выделяемых средств будут использованы на выкуп квартир и завершение строительства проблемных объектов жилья с участием дольщиков с целью стабилизации ситуации на рынке недвижимости.

Остальные средства будут направлены на строительство объектов образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, а также на развитие систем водоснабжения и водоотведения.

Отдельно хочу остановиться на мерах по обеспечению занятости населения и переподготовки кадров.

В начале марта утвержден План действий Правительства на 2009 год (дорожная карта) по реализации Послания Главы государства народу Казахстана. Основными целями дорожной карты стали:

во-первых, обеспечение занятости и недопущение существенного роста уровня безработицы;

во-вторых, создание условий для устойчивого посткризисного развития страны.

Правительство провело большую работу для старта стратегии региональной занятости и переподготовки кадров. На эти цели в проекте уточненного республиканского бюджета предусмотрено 140 млрд. тенге. Из них 14,4 млрд. тенге будут направлены на переподготовку кадров и 8,6 млрд. тенге - на создание социальных рабочих мест и организацию молодежной практики.

На сегодняшний день уже разработана карта занятости. На ее основе, в зависимости от уровня регионального риска, определены лимиты финансирования для каждого региона.

Как вы знаете, расходы по модернизации жилищно-коммунальной сферы, ремонту и реконструкции дорог местного значения, школ, больниц и других социальных объектов, а также расходы по реализации конкретных проектов в городах, селах и сельских округах будут софинансироваться из местных бюджетов.

Для этого совместно с акимами проведена работа по оптимизации расходов местных бюджетов на тех же принципах, которые использованы при уточнении республиканского бюджета. Изысканы возможности софинансирования из местных бюджетов на сумму около 51 млрд. тенге. Регионы уже определили конкретные объекты для этой работы.

Общий объем финансирования стратегии занятости и переподготовки кадров с учетом местных бюджетов должен составить порядка 191 млрд. тенге.

По предварительным подсчетам, в результате реализации Стратегии занятости будет создано около 260 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, более 95 тысяч человек будут трудоустроены по программам социальных рабочих мест и молодежной практики.

Уважаемые депутаты!

Даже в кризисных условиях Правительство продолжит реализацию начатых прорывных инфраструктурных и инвестиционных проектов, в том числе в агропромышленном комплексе, которые позволят создать прочную базу для дальнейшего устойчивого развития страны. И необходимые средства для этого предусмотрены в бюджете.

Для обеспечения растущей потребности в электроэнергии южного и центрального регионов республики будут продолжены работы по строительству Балхашской ТЭС. Буквально на днях было подписано соглашение с двумя корейскими компаниями (Korea Electric Power Corporation и Samsung C&T Corporation) по совместной реализации этого проекта.

Финансирование строительства магистрального газопровода "Бейнеу - Шымкент" также будет продолжено. В республиканском бюджете на этот проект предусмотрено 32,8 млрд. тенге.

В области транспортной инфраструктуры и развития транзитного потенциала мы поэтапно будем реализовывать проект реконструкции автодорожного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай". В 2009 году на финансирование этого проекта предусмотрено 31,3 млрд. тенге.

В рамках ускоренного индустриального развития страны одним из наиболее важных проектов является строительство газохимического комплекса в Атырауской области. В текущем году будут профинансированы работы на 4 млрд. тенге.

Также Правительство предлагает увеличить финансирование строительства Коксарайского контррегулятора на 10 млрд. тенге до 21,3 млрд. тенге.

Расходы на развитие сельского хозяйства остаются для нас одними из приоритетных, которые не подвергнуты сокращению. Наша задача - создать эффективно функционирующую систему поддержки развития агропромышленного сектора, который бы обеспечивал, с одной стороны, продовольственную безопасность страны, и с другой -стал бы базовым сектором диверсификации экономики и экспорта.

Уважаемые депутаты!

Текущие реалии таковы, что снижение доходов республиканского бюджета будет компенсировано за счет целевого трансферта из Национального фонда на сумму 348 млрд. тенге. В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию", доходы от сырьевого сектора в течение текущего и следующего годов будут направляться в бюджет для финансирования антикризисных мер.

Помимо предлагаемого сокращения расходов бюджета, Правительство оптимизирует административные расходы государственных органов и всего государственного сектора.

С сегодняшнего дня на государственной службе вводится мораторий до конца 2009 года на проведение конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей. При этом, будет сокращена утвержденная штатная численность служащих центральных и местных государственныхорганов за счет существующих вакансий. Это порядка 9 тысяч вакансий.

Оптимизация коснется и государственных холдингов.

Численность работников головной компании холдинга "Самрук-Казына" будет сокращена в два раза, в его дочерних и зависимых компаниях - на 15%.

Должностные оклады сотрудников в целом Холдинга "Самрук-Казына" будут снижены в среднем на 30%. Хочу подчеркнуть, что это не коснется инженерно-технического персонала, занятого на производственных предприятиях холдинга.

Кроме того, будут отменены бонусы, премии и другие поощрительные выплаты руководящему составу всего Холдинга за 2008, 2009, 2010 годы. Будут сокращены командировочные расходы, особенно расходы на зарубежные командировки, а также запрещены авиаперелеты бизнес-классом и чартерные рейсы. Это касается всего холдинга.

Параллельно будет проведена работа по оптимизации структуры управления головной компании Холдинга, всех ее дочерних и зависимых организаций.

Аналогичная работа будет проведена в банках с государственным участием, других национальных холдингах и организациях государственного сектора".

* * *

МАЖИЛИС: Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов - об уточнении республиканском бюджета:

"27 марта на ваше рассмотрение был представлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы".

На презентации законопроекта, на заседаниях рабочих групп и комитетов мы подробно обсуждали все его показатели, поэтому позвольте мне лишь напомнить основные моменты.

Представленный законопроект сформирован с учетом тенденций дальнейшего замедления роста мировой экономики в 2009 году, снижения общемирового спроса на ресурсы и сохранения низкого уровня мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта. Кроме того учтен эффект девальвации тенге.

Рост реального ВВП в 2009 году прогнозируется на уровне 1%, что на 1,7 процентных пункта ниже по сравнению с ранее одобренным прогнозом.

Снижение показателей роста ВВП в 2009 году связано с замедлением темпов роста промышленной продукции (по оценке до 0,4%), в сфере услуг и сокращением объемов строительства.

В связи с сокращением общемирового потребления энергоресурсов, прогноз объема добычи нефти в 2009 году снижен с ранее запланированного объема 79,2 млн. тонн до 76 млн. тонн.

Прогноз объемов экспорта и импорта уточнен также в сторону снижения на 17 и 9 млрд. долларов США, соответственно.

Инфляция прогнозируется на уровне 11 % на конец 2009 года с учетом проведенной девальвации тенге, вклад которой в общий показатель индекса цен по совместной с Национальным банком оценке не превысит 2%.

В совокупности изменения макроэкономических показателей привели к необходимости уточнения параметров утвержденного республиканского бюджета.

Принимая во внимание неоднозначность существующих оценок сценариев развития мировой экономики в среднесрочной перспективе было принято решение при уточнении трехлетнего республиканского бюджета внести изменения в показатели только текущего года.

Системные изменения параметров 2010-2011 годов будут учтены в новом законе о республиканском бюджете на 2010-2012 годы на основе уточненного по итогам полугодия текущего года макроэкономического прогноза.

В результате, уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на текущий год составил 1 529,5 млрд. тенге, или с уменьшением против утвержденного в бюджете на 371,1 млрд. тенге.

Справочно: факторы, влияющие на уменьшение доходов:

за счет уточнения расчетов по итогам 2008 года доходы пересмотрены на 176,9 млрд. тенге;

снижение темпа роста экономики приводит к потерям в размере 61,8 млрд. тенге;

изменение показателей внешнеторгового оборота и курса тенге к доллару США также приведут к потерям на 22,8 млрд. тенге;

снижен объем НДПИ по горнорудному сектору на 89,9 млрд. тенге за счет понижения ставок налога, рассчитанных по текущим ценам на минеральное сырье (медь, хром, цинк, свинец);

также учтен и ряд других решений и тенденций, возникших после утверждения бюджета на 2009-2011 годы.

В целях реализации положений Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта т.г. "Через кризис к обновлению и развитию" в ходе уточнения предусматривается увеличение отдельных расходов, на общую сумму 297,4 млрд. тенге, из них на:

- реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров - 140 млрд. тенге;

- финансирование казахстанской доли участия в создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества -15 млрд. тенге;

- индексацию расходов, направленных на социальные выплаты, связанных с ростом индекса потребительских цен на 11,2 млрд. тенге;

- обеспечение единовременного перевода студентов-отличников платной формы обучения на государственный образовательный грант, на что потребуется 3,2 млрд. тенге;

- покрытие курсовой разницы по выполнению международных обязательств государства - 6,1 млрд. тенге;

- решение проблемных вопросов города Астаны, в том числе в жилищном секторе и в связи с переносом в столицу ряда мероприятии Азиады - 79,2 млрд. тенге;

- развитие объектов теплоэнергетики и магистральных инженерных сетей жилых комплексов, строящихся с участием дольщиков в Алматинской области и г. Алматы на общую сумму 15,5 млрд. тенге;

- уплату НДС по строительству республиканских объектов, на территории СЭЗ в связи с отменой льгот - 1 млрд. тенге, согласно новой редакции Налогового кодекса.

В целом общая сумма компенсации потерь в доходной и финансирования дополнительных потребностей в расходной частях бюджета составляет 668,5 млрд. тенге.

Источниками покрытия данных потребностей являются:

во-первых, в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана, привлекается целевой трансферт из Национального фонда в размере 347,9 млрд. тенге для использования поступлений текущего года от сырьевого сектора в финансировании мер по обеспечению занятости, недопущению существенного уровня безработицы и созданию условий для устойчивого посткризисного развития.

При этом необходимо отметить, что активы Нацфонда накопленные на 1 января 2009 года, составляющие 3,3 трлн. тенге (или 22,4 млрд. долларов США), останутся неизменными.

во-вторых, за счет оптимизации отдельных расходов бюджета привлекаются еще 320,6 млрд. тенге.

в том числе:

- увеличение уставных капиталов госорганизаций - 105,4 млрд. тенге, из них:

- АО "Фонд стрессовых активов" - 50 млрд. тенге;

- ФНБ "Самрук-Казына" -42,1 млрд. тенге;

- АО "Арна медиа" - 2,8 млрд. тенге;

- АО "Национальная компания ?арыш сапары"- 2,6 млрд. тенге;

- АО "Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств" -0,1 млрд. тенге.

- материально-техническое оснащение и капитальный ремонт республиканских организаций, за исключением организаций социальной сферы - 28,3 млрд. тенге;

- трансферты местным бюджетам на аналогичные цели - 8,7 млрд. тенге;

- административные расходы госорганизаций - 16,2 млрд. тенге за счет сокращения в среднем на 30 % расходов на приобретение прочих товаров и прочих текущих затрат;

- строительство республиканских объектов - 51,2 млрд. тенге;

- целевые трансферты на развитие на местном уровне - 87,4 млрд. тенге;

- проекты информатизации - 7,5 млрд. тенге;

- кредитование ФНБ "Самрук-Казына" - на 16 млрд. тенге.

Необходимо отметить, что при подготовке законопроекта Парламент первым проявил инициативу по оптимизации своих текущих и капитальных затрат на общую сумму 1,7 млрд. тенге, и это послужило хорошим примером для всех администраторов республиканских бюджетных программ.

В результате, поступления в 2009 году составят 2 837,4 млрд. тенге или с уменьшением на 23,4 млрд. тенге относительно утвержденного бюджета.

Расходы бюджета сокращены на 21,2 млрд. тенге и составят 3 411,0 млрд. тенге, в том числе текущие бюджетные программы - 2 523 млрд. тенге (с увеличением на 114,6 млрд. тенге), бюджет развития 888 млрд. тенге (с уменьшением на 135,7 млрд. тенге).

Дефицит республиканского бюджета составит 573,6 млрд. тенге (3,4% от ВВП).

Справочно: Увеличение абсолютного показателя на 2,3 млрд. тенге от утвержденного является техническим и связано с проведенной ранее на основании статей 104 и 111 Бюджетного кодекса корректировкой бюджета, при которой свободные остатки бюджетных средств по итогам 2008 года были включены в бюджет текущего года и направлены на финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств по продолжающимся инвестиционным проектам и текущим расходам.

Таковы основные параметры проекта уточнения бюджета текущего года.

Уважаемые депутаты!

Как вы видите, значительные средства переориентированы на реализацию мер антикризисного характера.

При этом сохранены расходы, направленные на обеспечение социальных гарантий государства, т.е. все ранее принятые обязательства, том числе повышение пенсии, рост заработной платы, стипендии и т.д. будут выполнены.

В заключение своего выступления хочу выразить глубокую признательность депутатам Мажилиса Парламента за проведенную совместную конструктивную работу по рассмотрению законопроекта, позволившую в сжатые сроки рассмотреть столь важный для всех нас законопроект".

* * *

МАЖИЛИС: заместитель председателя Национального банка РК Бисенгали Таджияков - об уточнении республиканского бюджета

"Сегодня рассматривается важный закон, которым вносятся изменения и дополнения в главный финансовый документ государства - Закон "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы".

Принятие данного закона позволит внести коррективы в бюджетную политику Правительства, необходимость которых обусловлена реализацией недавнего послания Президента народу страны и существующими реалиями.

Национальный Банк в целом поддерживает изменения и дополнения, представленные на Ваше рассмотрение.

В этой связи, хотелось бы проинформировать о проводимой денежно-кредитной политике Национального Банка.

В целом, по закону основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в стране.

Тем не менее, при проведении антиинфляционной политики мы не можем игнорировать тенденции, которые происходят, как на финансовом рынке, так и в целом в экономике Казахстана.

На протяжении последних двух лет при проведении денежно-кредитной политики Национальный Банк старался находить оптимальный баланс при достижении различных целей. То есть приоритет отдавался той цели, достижение которой находилось под угрозой и невыполнение которой грозило наибольшей опасностью для экономики.

Теперь об этих приоритетных направлениях.

О политике обменного курса

В условиях роста давления на обменный курс тенге, которое в конце прошлого - начале этого года значительно усилилось, дальнейшее обеспечение стабильности обменного курса стало нецелесообразным и потребовало пересмотра подходов к валютной политике.

Как известно, с 4 февраля 2009 года Национальный Банк отказался от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре и установил новый коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колебанием ±3% или 5 тенге.

Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 5 февраля по настоящее время находится в пределах 148-152 тенге за доллар.

В краткосрочной перспективе мы будем защищать установленный коридор, и привязка к обменному курсу будет одним из приоритетов денежно-кредитной политики.

В этой связи хотелось бы отметить, что ожидания дальнейшей девальвации являются беспочвенными. Ориентир установлен на среднесрочный период, и в ближайшее время пересматриваться не будет.

Ожидается, что в дальнейшем произойдет улучшение конкурентных условий для отечественных товаров и финансовых условий предприятий, работающих в экспортном и импортозамещающем секторах.

Как общий результат, ожидается существенное улучшение платежного баланса, сохранение золотовалютных резервов Национального Банка.

На конец февраля 2009 года международные резервы страны составили 42,0 млрд. долл. США (около 30% к ВВП), в том числе золотовалютные активы Национального Банка - 19,7 млрд. долл. США.

Об инфляции

Мы понимаем, что одним из последствий проведенной девальвации тенге стало формирование инфляционных ожиданий на потребительском рынке.

Безусловно, возникший на рынке ажиотаж спровоцировал рост цен на отдельные товары. Так, по итогам февраля 2009 года основной прирост цен пришелся на непродовольственные товары, большая часть которых импортируется.

При этом цены на продовольственные товары показали умеренную динамику роста, характерную для данного периода.

Тем не менее, инфляционный эффект от девальвации тенге оказался незначительным. В феврале цены повысились лишь на 0,8% (в январе - 0,3%), что является обычным уровнем для этого месяца.

В январе-феврале 2009 года инфляция составила 1,1%. Годовая инфляция в феврале составила 8,7% (в декабре 2008 года - 9,5%).

В целом ситуация на потребительском рынке остается стабильной.

Ожидать резкого роста инфляции в последующие месяцы не стоит, поскольку в настоящее время отсутствуют значимые фундаментальные факторы. В частности, потребительский спрос остается ограниченным, темпы роста денежных доходов населения являются низкими.

В 2009 году мы ожидаем, что инфляция будет находиться в контролируемых рамках. Тем более со стороны Правительства также принимаются все необходимые меры по стабилизации цен.

О ситуации на финансовом рынке

Несмотря на ограниченность источников фондирования банков, снижения уровня монетизации экономики не наблюдается. Наоборот, денежная масса за январь-февраль 2009 года выросла на 8,2% до 6,8 трлн. тенге.

Депозиты резидентов в банковской системе за этот период увеличились на 12,4% до 6,1 трлн. тенге".

При этом вклады физических лиц достигли 1,6 трлн. тенге, увеличившись с начала года на 8%.

В течение последних двух лет население постепенно начало переводить депозиты из национальной валюты в иностранную. Доля тенговых вкладов снизилась с 67% на конец 2006 года до 38% на конец февраля 2009 года.

Таким образом, большинство населения диверсифицирует возможные валютные риски.

Вместе с тем, для повышения привлекательности тенговых депозитов с 16 февраля 2009 года ставки вознаграждения по вновь привлекаемым депозитам физических лиц (гарантируемых КФГД) установлены:

- по вкладам в тенге в размере - 13,5% годовых;

- по вкладам в иностранной валюте - 8% годовых.

Что касается кредитов банков экономике, то с начала года их объем вырос почти на 9% до 8,1 трлн. тенге.

Также значительную финансовую поддержку бизнесу и населению оказывает Правительство, размещая через Фонд "Самрук-Казына" средства в банках. Согласно антикризисной программе объем таких средств может превысить 1 трлн. тенге. Эффективное использование этих средств позволит стабилизировать работу не только банков, но и ситуацию в экономике в целом.

О мерах по обеспечению финансовой стабильности

С начала текущего года нами приняты дополнительные меры для обеспечения стабильности на финансовом рынке.

Так, с 5 февраля 2009 года ставка рефинансирования была снижена до 9,5%.

С 3 марта 2009 года минимальные резервные требования к банкам снижены:

- по внутренним обязательствам - с 2% до 1,5%;

- по иным обязательствам - с 3% до 2,5%.

Это уже третье снижение нормативов за последние 8 месяцев. В результате этих снижений была расширена краткосрочная ликвидность банков на сумму 490 млрд. тенге.

Данные меры поддержки позволили Национальному Банку прекратить проведение операций валютный СВОП и СВОП под залог остатков денег на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.

В результате снизился объем непогашенной задолженности банков перед Национальным Банком по займам рефинансирования. На конец февраля 2009 года он составил лишь 71,4 млрд. тенге (на конец января 2009 года - 440,5 млрд. тенге, на конец 2008 года - 255,9 млрд. тенге).

Кроме того, был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО.

В настоящее время он включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных финансовых организаций, АО "КИК", АО "Банк развития Казахстана", ФНБ "Самрук-Казына", а также облигации отечественных банков с участием государства в капитале более 50%.

В 2009 году мы продолжим предоставление банкам необходимой краткосрочной ликвидности под залог утвержденных инструментов.

При этом такая поддержка будет оказываться на краткосрочной основе, тогда как долгосрочное финансирование банков должно обеспечиваться за счет государственного бюджета, средств Национального фонда, институтов развития.

Кроме того, нами принимаются и другие меры в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.

Уважаемые депутаты!

Разрешите мне выразить уверенность, что скорректированный бюджет позволит полностью реализовать положения послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года".

* * *

МАЖИЛИС: Комитет по финансам и бюджету - о проекте Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы":

"Основной целью уточнения республиканского бюджета 2009 года является обеспечение дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для устойчивого посткризисного развития страны, озвученных Главой государства в Послании народу Казахстана от 6 марта текущего года, а также оптимизации ряда неприоритетных расходов, не требующих безотлагательного решения.

Прогноз макроэкономических показателей на 2009 - 2011 годы уточнен с учетом тенденций дальнейшего замедления роста мировой экономики в 2009 году, снижения общемирового спроса на ресурсы и сохранения низкого уровня мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта, кроме того учтен эффект девальвации тенге.

Базовый сценарий развития предполагает, что мировые цены на нефть (Brent) в 2009 году будут находиться на уровне 40 долл. США за баррель, в 2010 - 2011 годах - 50 долл. США.

В связи с девальвацией, прогнозный уровень инфляции на конец 2009 года скорректирован в сторону повышения до 11%.

С 1 июля 2009 года увеличены размеры:

минимальной заработной платы с 13 470 до 13 717 тенге;

государственной базовой пенсионной выплаты с 5 388 до 5 487 тенге;

месячного расчетного показателя с 1 273 до 1 296 тенге;

прожиточного минимума с 13 470 до 13 717 тенге.

Прогноз доходов республиканского бюджета (без поступления трансфертов) на 2009 год уточнен и определен в объеме 1 529 482 785 тыс. тенге или с уменьшением против утвержденного плана 2009 года на 371 150 210 тыс. тенге, в том числе уменьшены налоговые поступления на 371 708 499 тыс. тенге, поступления от продажи основного капитала - на 2 901 775 тыс. тенге, увеличены неналоговые поступления на 3 460 064 тыс. тенге.

Доходы республиканского бюджета 2009 года уменьшены против утвержденного плана в общей сумме на 373 376 783 тыс. тенге.

Увеличение доходов республиканского бюджета предполагается на сумму 2 226 573 тыс. тенге за счет налогов на сверхприбыль.

Расходы республиканского бюджета на 2009 год предусматриваются в общей сумме 3 411 041 560 тыс. тенге или уменьшены на 23 436 928 тыс. тенге относительно скорректированного бюджета.

Законопроектом предусматривается в 2009 году увеличение расходов на:

- реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров - 140 000 000 тыс. тенге;

финансирование казахстанской доли участия в создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества - 15 000 000 тыс. тенге;

- индексацию расходов, направленных на социальные выплаты, связанных с ростом индекса потребительских цен, на 11 210 506 тыс. тенге;

- обеспечения единовременного перевода студентов-отличников платной формы обучения на государственный образовательный грант, на что потребуется 3 157 507 тыс. тенге;

- покрытие курсовой разницы по выполнению международных обязательств государства - 6 106 734 тыс. тенге;

- решение проблемных вопросов города Астаны, в том числе в жилищном секторе и в связи с переносом в столицу ряда мероприятий Азиады - 79 197 483 тыс. тенге;

- развитие объектов теплоэнергетики и магистральных инженерных сетей жилых комплексов, строящихся с участием дольщиков в Алматинской области и г. Алматы на общую сумму 15 455 000 тыс. тенге;

- уплату НДС по строительству республиканских объектов на территории СЭЗ в связи с отменой льгот согласно новой редакции Налогового кодекса 980 303 тыс. тенге.

В связи с поступлением заявок пересмотрены лимиты предоставления государственных гарантий. В результате лимит предоставления государственных гарантий на 2009 год определен в размере 60 млрд. тенге против утвержденного показателя в 30 млрд. тенге.

Дефицит республиканского бюджета 2009 года составит 573 624 995 тыс. тенге или 3,4 % к ВВП. Увеличение абсолютного показателя на 2 260 870 тыс. тенге от утвержденного, связано с проведенной ранее на основании статей 104 и 111 Бюджетного кодекса корректировки бюджета, при которой свободные остатки бюджетных средств по итогам 2008 года были направлены на финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств по продолжающимся инвестиционным проектам и текущим расходам.

В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Комитетами Мажилиса Парламента РК представлены положительные заключения. Проведены заседания рабочей группы с участием депутатов, работников заинтересованных государственных органов. Текст законопроекта приведен в соответствие с правилами юридической техники.

На основании изложенного, Комитет по финансам и бюджету вносит предложение об одобрении Мажилисом Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2009
Монумент "Казак Елі" - символ независимого Казахстана 30.04.2009
На селекторном совещании Премьер-Министр РК поручил разработать карту размещения производственных мощностей и инвестпроектов в республике 30.04.2009
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.04.2009
Министр иностранных дел РК М.Тажин провел встречу с директором БДИПЧ/ОБСЕ Я.Ленарчичем 30.04.2009
"Понятие свобода слова - это не грибы!" 30.04.2009
В Москве прошло Совещание министров обороны стран ШОС 30.04.2009
Кризис глазами казахстанцев (март 2009 г.) 30.04.2009
Отныне звания "Почетный гражданин г. Астаны" могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства 30.04.2009
Министр здравоохранения РК заявил о введении государственной дистрибуции лекарственных средств 30.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz