NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 23:48 ast
21:48 msk

Пути совершенствования системы государственного внешнего финансового контроля
Выступление председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на встрече с депутатами Карагандинского областного маслихата
16.04.2009 / политика и общество

www.esep.kz, 15 апреля

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич! Уважаемые депутаты, коллеги!

Позвольте выразить благодарность за организацию сегодняшней встречи с депутатами областного маслихата, моими коллегами - председателями ревизионных комиссий маслихатов на нашей общей земле "Сары - Арка" - политическом центре наших предков-кочевников, где в прошлые века решались многие вопросы суверенности и единства Казахской земли.

Сегодня Карагандинская область - крупнейший промышленный регион Казахстана, имеющий огромные запасы угля, меди, серебра и свинца, с высоким уровнем привлекаемых инвестиций и доходов населения и самым низким уровнем безработицы в стране.

Ваша область занимает лидирующие места по многим ключевым показателям, рост доходов бюджета за последние годы многократно возрос, что говорит об эффективном государственном управлении регионом.

Поэтому именно с Вами я хотел поделиться своим видением путей совершенствования государственного внешнего финансового контроля в нашей республике.

Тема актуальная, требует обсуждения и принятия конкретных решений.

Мы несколько лет шли к тому, чтобы закрыть дублирующий нашу с Вами работу - Комитет финансового контроля Министерства финансов, который достался нам с прошлого советского времени.

Как Вы знаете, с 1 января 2010 года Финконтроль на уровне республики и в областях будет упразднен.

Закрытием Комитета финконтроля мы открываем новый этап в системе госфинконтроля Казахстана, адаптированный к современным условиям и мировому опыту, и оптимальный с точки зрения обеспечения эффективного внешнего контроля государственных финансовых активов.

Одним из основных принципов государственного финансового контроля по общепризнанной в мире Лимской декларации является принцип "Независимость", предполагающий самостоятельность органов госфинконтроля.

Первоначально вопрос укрепления и усиления органов внешнего финансового контроля был озвучен в Послании Главы государства народу Казахстана "Стратегия "Казахстан - 2030" на Новом этапе развития Казахстана" в феврале 2007 года.

Одним из приоритетных направлений реформирования государственной системы в этом Послании указывалось развитие местных представительных органов, их усиление путем предоставления дополнительных контрольных полномочий.

Уже в сентябре того же года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на открытии первой сессии Парламента Казахстана четвертого созыва повторно отметил необходимость реального усиления ревизионных комиссий маслихатов, а также укреплении Счетного комитета.

Вы все это помните.

Счетному комитету было поручено рассмотреть возможность распространения влияния на местные, областные бюджеты, а также создания единообразного подхода.

Уважаемые депутаты!

Мы, как высший орган финансового контроля, четко и системно выполняем поставленные Главой государства цели и задачи по выстраиванию эффективной системы госфинконтроля в Республике Казахстан.

Сегодня мы состоим в членстве таких влиятельных международных организациях как: INTOSAI - Международная организация высших контрольных органов, ASOSAI - Азиатская организация высших контрольных органов, EUROSAI - Европейская организация высших контрольных органов и ECOSAI - Ассамблеи высших органов финансового контроля Организации экономического сотрудничества.

Счетный комитет особенно тесно взаимодействует с INTOSAI, в состав которого входит более 180 стран мира.

На основе международного опыта нами разработана Стратегия и Концепция развития государственного финансового контроля Республики Казахстан. При этом в основу Стратегии и Концепции заложено поручение Главы государства.

Наши ответственные работники сегодня являются экспертами и членами ряда рабочих групп ИНТОСАЙ, о чем мы не могли и мечтать 5-10 лет назад.

На постоянной основе изучается международный опыт функционирования Счетных палат передовых стран мира.

В 2006 году Счетным комитетом с целью изучения международного опыта была инициирована поездка председателей ревизионных комиссий облмаслихатов в Великобританию, имеющей двухсотлетнюю историю работы института государственного аудита.

В результате поездки был получен бесценный опыт.

Наши коллеги, в частности председатели ревизионных комиссий ряда областей, на деле смогли убедиться, что при желании можно и у нас выстроить целостную, эффективно функционирующую систему государственного аудита.

В октябре 2008 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своем поручении Правительству и соответствующим органам структурно указал модель государственного финансового контроля Казахстана, которая предполагает усиление внешних органов госфинконтроля.

Было поручено закрепление за Счетным комитетом методологического и иного руководства в системе госфинконтроля, создание служб внутреннего контроля за счет ликвидации Комитета финансового контроля.

Концептуальные сроки для проведения реформы системы государственного финансового контроля Глава государства установил на Антикоррупционном форуме НДП "Нур Отан" и в ноябре 2008 года, поручив Правительству, до конца 2008 года разобраться и навести порядок по упорядочиванию деятельности органов госфинконтроля.

При этом, если вы помните, Президент беспощадно раскритиковал существующую модель, отметив, что контроль за расходованием бюджета "растащен" по разным органам.

В этой связи в конце 2008 года под председательством Премьер-Министра Карима Масимова состоялось обсуждение моделей системы госфинконтроля, предложенных Счетным комитетом, Министерствами финансов, экономики и бюджетного планирования.

По результатам совещаний была одобрена модель, предложенная нами, которая ориентирована на повышение эффективности госфинконтроля путем создания государственных, самостоятельных, коллегиальных органов внешнего госфинконтроля на уровне областей, городов Алматы и Астаны, подотчетных маслихатам, со штатной численностью не менее 30 единиц.

Хотел бы отметить, что согласно нового Бюджетного кодекса, ревизионные комиссии маслихатов уже имеют статус органов, поскольку они включены в систему органов госфинконтроля.

Кроме того, в новом Бюджетном кодексе значительно расширены полномочия ревизионных комиссий маслихатов. Практически они наделены теми же полномочиями, что и мы.

И в этом сыграл немаловажную роль Счетный комитет, продвигая инициативы по усилению внешнего контроля на местном уровне через Парламент страны.

Действующая система и структура внешнего контроля на местном уровне не позволяет в полной мере реализовать закрепленные полномочия ревизионных комиссий маслихатов.

Имеются определенные, концептуальные противоречия законодательного характера, вызывающие конфликт интересов, нарушение принципа "Независимость" и это неоспоримый факт.

Само функциональное разделение системы государственного управления предполагает отдельное функционирование представительных, исполнительных и контрольно-надзорных органов.

Уважаемые депутаты, коллеги!

Послание Президента "Через кризис к обновлению и развитию", его инициативы по поиску системного сценария выхода из кризиса - это новая парадигма развития нашей страны в кризисный и самое главное, в посткризисный период развития мировой экономики.

Хронология последних двух лет объективно показывает правильность, и системность принимаемых государством мер по стабилизации экономики и финансовой системы.

На первый план выходит необходимость государственного регулирования национальной экономики, усиления роли государства в решении вопросов, еще вчера казавшихся делом бизнеса и регулировавшихся законами рыночной экономики.

Многократно возрастает роль государственного сектора в преодолении последствий кризиса, обеспечении дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости для будущего системного посткризисного развития страны.

Большой акцент делается на развитии регионов, направляются значительные средства на решение проблем ЖКХ, местных дорог и занятость населения малых и средних городов.

Сегодня многое будет зависеть не от количества денег, выделяемых на антикризисную программу, а от слаженной и системной работы всех органов государственной власти в центре и на местах, субъектов квазигосударственного сектора, бизнес - структур по реализации поручений Послания, и главное - сплоченности в решении поставленных Президентом перед нами задач по выходу из кризиса.

В Послании красной нитью проходит месседж - "жесткий контроль за государственными деньгами и строжайшая финансовая дисциплина".

В соответствии с Посланием, а также утвержденным Президентом Общенациональным планом мероприятий по ее дальнейшей реализации, контролирующим органам поручено:

- обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств в режиме еженедельного мониторинга

- обеспечить строжайшую финансовую дисциплину.

"С нарушителей финансовой дисциплины должен быть жесткий спрос по законам кризисного времени" - говорит Глава государства, обращаясь к согражданам в своем Послании.

Все это налагает на контролирующие органы, весь депутатский корпус всех уровней, особую ответственность за реализацию поручений и инициированного Президентом Казахстана Н. Назарбаевым антикризисного плана действий государства, максимально прозрачно и в полном объеме.

Глава государства лично уделяет этому большое значение.

Образована специальная комиссия партийного контроля партии "Нур Отан". Создана рабочая группа по контролю за использованием средств Национального фонда.

Все это должно послужить усилению контрольно-надзорных функций, так как контроль должен быть как со стороны государства, так и со стороны общества.

Маслихаты на местах не должны оставаться в стороне.

Мониторинг деятельности Ревизионных комиссий маслихатов показал необходимость усиления требований к квалификационным требованиям, так как большинство председателей ревизионных комиссий не являются финансистами или экономистами и не имеют опыта в сфере контроля бюджетных средств.

Из действующих 198 председателей ревизионных комиссий маслихатов районов и городов областного значения более 50%, не имеют соответствующего занимаемой должности экономического или финансового образования.

Кто они? Каждый второй председатель ревизионной комиссии является агрономом, инженером, зоотехником, педагогом, что не может не сказываться на проведении внешнего контроля местных бюджетов.

Создание сильных органов внешнего контроля на местном уровне:

Первое - позволит в полной мере реализовать поручение Главы государства;

Второе - укрепит систему госфинконтроля за исполнением местных бюджетов;

Третье - привлечет в систему внешнего госфинконтроля высококвалифицированных кадров;

Четвертое - обеспечит оперативность, плановость и эффективность контрольных мероприятий;

Пятое - исключит прямую зависимость ревизионной комиссии маслихатов от местных органов государственной власти, а также оптимизирует государственные расходы.

Председатель, члены и аппарат уполномоченного органа за исполнением местного бюджета будут иметь статус государственных служащих, оплату труда которых предполагается производить согласно единой системе оплаты труда работников госорганов Казахстана, содержащихся за счет государственного бюджета.

Мы будем добиваться установления заработной платы руководителей уполномоченных органов не ниже на уровне заработной платы действующих Председателей ревизионных комиссий маслихатов.

Приобретая статус государственных органов ревизионные комиссии маслихатов смогут полноценно осуществлять внешний финансовый контроль в интересах депутатского корпуса, как представителей населения на вверенных им территориях.

Системное исполнение поручений Главы государства позволит выстроить целостную систему госфинконтроля на республиканском и местном уровнях.

Местные внешние органы будут подотчетны маслихатам, будут отчитываться перед депутатским корпусом о проведенных контрольных мероприятиях не реже 1 раза в полугодие, в перспективе будет готовиться заключение на Отчет местных исполнительных органов, содержащий независимую и объективную оценку исполнения местного бюджета, по аналогии со Счетным комитетом.

Председатель ревкомиссии и члены будет назначаться Вами, что предполагает исключение какого - либо давления со стороны других государственных органов.

В свою очередь мы обеспечим методологическое сопровождение, направляя программы контроля, проводя курсы повышения квалификации, обучая сотрудников уполномоченных органов внешнего контроля на местном уровне лучшим международным практикам государственного аудита.

Уважаемые коллеги!

Сегодня, по оценке международных экспертов, Всемирного банка и ЮСАИД Счетный комитет является эффективно функционирующим органом, занявшим свое место в системе государственного управления Казахстана.

Депутаты Парламента Республики Казахстан подтверждают высокое качество отчетов Счетного комитета, представляемых ежегодно в Парламент, которые отражают основательные факты и озвучивают серьезные системные проблемы.

При рассмотрении проекта Бюджетного кодекса ими неоднократно высказывались мнения о целесообразности создания на местном уровне государственных органов, подобных нашей организации.

Несмотря на повсеместное сокращения и экономию государственных средств, Указом Президента Республики Казахстан, в связи с необходимостью усиления контроля за государственными активами, штатная численность Счетного комитета в текущем году увеличена на 40 единиц.

Нам поручено в режиме еженедельного мониторинга контролировать использование антикризисных средств.

Счетный комитет готов стать ключевым органом государственного финансового контроля, при Вашей поддержке, уважаемые депутаты, мы сможем создать мощную систему госфинконтроля на местном уровне, устраним многие недостатки в работе государственных органов и других получателей бюджетных средств на местах, что позволит сэкономить значительные государственные средства и усилить финансовую дисциплину в стране.

Поэтому, уважаемые коллеги, я надеюсь на Вашу поддержку наших инициатив по усилению внешнего государственного контроля на местном уровне, ведь в конечном итоге от этого выиграет общество, получая своевременно и в полном объеме социальные услуги, видя на деле динамичное развитие своих городов и областей.

Ваша роль, как депутатов местных представительных органов, в этом вопросе как никогда высока!

Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2009
Монумент "Казак Елі" - символ независимого Казахстана 30.04.2009
На селекторном совещании Премьер-Министр РК поручил разработать карту размещения производственных мощностей и инвестпроектов в республике 30.04.2009
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.04.2009
Министр иностранных дел РК М.Тажин провел встречу с директором БДИПЧ/ОБСЕ Я.Ленарчичем 30.04.2009
"Понятие свобода слова - это не грибы!" 30.04.2009
В Москве прошло Совещание министров обороны стран ШОС 30.04.2009
Кризис глазами казахстанцев (март 2009 г.) 30.04.2009
Отныне звания "Почетный гражданин г. Астаны" могут быть удостоены иностранные граждане и лица без гражданства 30.04.2009
Министр здравоохранения РК заявил о введении государственной дистрибуции лекарственных средств 30.04.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz