NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:03 ast
12:03 msk

Мажилис: интернет - прокуратура - суд - поправки: подготовка ко второму чтению
"Считаем целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда" Такое решение принято сегодня рабочей группой в Мажилисе, где начата подготовка ко второму чтению поправок по вопросам информационно-коммуникационных сетей
08.05.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 мая

Считаем целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда. Такое решение принято сегодня рабочей группой в Мажилисе, где начата подготовка ко второму чтению поправок по вопросам информационно-коммуникационных сетей.

Об этом говорили выступившие на заседании депутаты Мажилиса Кабибулла Джакупов, Кайрат Садвакасов, Светлана Ферхо, Мурат Абенов, Узаккали Елюбаев.

Председательствовал на заседании рабочей группы с участием председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, депутат Мейрам Пшембаев (тезисы прилагаются):

"Уважаемые члены рабочей группы, коллеги, хотел бы остановиться на норме законопроекта, касающейся наделения Генерального прокурора полномочиями по приостановлению распространения продукции средства массовой информации. Вот уже на протяжении более чем двух месяцев данное нововведение бурно обсуждается в средствах массовой информации. По мнению СМИ, введение этих норм может явиться причиной пренебрежения свободой слова, а также свободой распространения информации и привести к произволу со стороны органов прокуратуры.

Конечно, можно понять мнение разработчика, а также Генеральной прокуратуры о том, что основная цель данной поправки - это механизм незамедлительного реагирования государства, в лице Генерального прокурора на нарушения конституционных прав человека и гражданина, поскольку государство несет ответственность за общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие и благо всего народа Казахстана.

Также не ставится под сомнение необходимость недопущения распространения информации и разглашения сведений, в том числе с использованием сети Интернет, носящих противозаконный характер, а также способной причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, таких, например, как: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия

Однако, депутаты, всесторонне, тщательнейшим образом изучив историю данного вопроса, а также учитывая мнение журналистского сообщества, представителей общественных, а также международных организаций пришли к мнению о нецелесообразности введения нормы по наделению Генерального прокурора полномочиями по приостановлению средства массовой информации, либо распространения его продукции.

Как известно, согласно действующей редакции пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан "О средствах массовой информации", приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.

Согласно Конституции РК (статья 76), судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции РК, судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики, то есть является гарантом принятия справедливого решения, в том числе и при рассмотрении вопросов по приостановлению средств массовой информации.

Кроме того, полагаю, что наделение Генерального прокурора дополнительными полномочиями по приостановлению, без соответствующего решения суда, распространения средства массовой информации, либо его продукции, в том числе, если нарушение Закона при распространении информации и разглашение сведений носит явный характер, может, в отдельных случаях повлечь ограничение прав граждан на получение информации, а для средств массовой информации на ее распространение.

С учетом вышеизложенного, полагаю целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда".

* * *

29 апреля Мажилис на пленарном заседании Палаты одобрил в первом чтении поправки по вопросам информационно-коммуникационных сетей. Заслушаны доклады председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева и члена Комитета по экономической реформе и региональному развитию депутата Мейрама Пшембаева.

Согласно пояснению разработчиков, проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" предусматривает изменение в Законе Республики Казахстан "Об информатизации" понятия "web-сайт" на "интернет-ресурс". Эта мера необходима для приведения законодательства в соответствие современному уровню развития интернет-технологий. Так, например, действующее понятие "веб-сайт" не охватывает размещения информации в сети Интернет с помощью порталов, форумов, блогов, интернет-телевидения и других технологий. Поэтому законопроектом предусматривается изменение понятия "веб-сайт" на более широкое "интернет-ресурс". Принятие законопроекта приведет к качественному изменению принципов законодательного регулирования отношений в процессе передачи данных в информационно-коммуникационных сетях. В частности, законопроект обеспечит информационную прозрачность распространения информации, размещаемой на отечественных и зарубежных интернет-ресурсах.

Законопроект предусматривает закрепление в Законе "О средствах массовой информации" полномочий Генерального прокурора по приостановлению распространения информации СМИ, пропагандирующей терроризм, наркоманию, порнографию, нарушения авторских и гражданских прав на территории Республики Казахстан, в случае если нарушение закона при распространении информации и разглашение сведений носят явный характер и если не будет незамедлительно устранено, а также может причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. При этом в данном случае, Генеральный прокурор обязан в трехдневный срок с момента принятия решения о приостановлении обратиться в суд с заявлением о признании информации противоречащей законодательным актам Республики Казахстан.

Следует отметить, что законопроект наделяет полномочиями по приостановлению не всю систему органов прокуратуры, а лишь Генерального прокурора, что позволит обеспечить прозрачность принимаемых решений и не допустит фактов превышения полномочий органами прокуратуры в целом.

В Гражданский процессуальный кодекс законопроектом вносятся поправки, предусматривающие рассмотрение дел о признании продукции иностранного СМИ, распространяемой на территории Республики Казахстан и содержащей незаконную информацию, в порядке особого судопроизводства. Отнесение рассмотрения данных дел к категории особого производства связано с тем, как и следует из трактовки закона, что собственник является иностранным подданным и место его нахождения

неизвестно. Здесь необходимо обратить внимание, что в данных нормах (это поправки в ГПК РК) делается акцент на том, что продукция иностранного СМИ содержит информацию, противоречащую законодательным актам РК. Зачастую поиски собственников таких иностранных СМИ, в особенности, если это Интернет-ресурс, обречены на неудачу, а между тем распространение незаконной информации надо оперативно остановить, чтобы защитить граждан РК и само государство от такого негатива. Именно по этой причине категория данных дел отнесена в особое производство.

Рассмотрение дел в отношении распространения на территории РК незаконной информации казахстанскими средствами массовой информации будет осуществляться в порядке общего искового производства.

Также законопроектом вносятся поправки в Закон "Об информатизации", определяющие компетенцию, статус и функции уполномоченной организации в области информатизации. Данная организация будет выполнять важнейшие технические функции в сфере IT-технологий и призвана качественно повысить техническое состояние государственных электронных информационных ресурсов и информационных систем, а также обеспечить техническое оснащение их информационной безопасности.

В Законе "Об информатизации" также уточняется понятие национального оператора и его функций, вносятся поправки, предусматривающие обязательное условие о проведении испытаний программных продуктов, программных кодов государственных информационных систем в испытательной лаборатории. Данная норма гарантирует качество ввода в эксплуатацию государственной информационной системы, а также передачи ее на хранение в депозитарий.

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических или правовых последствий. В результате принятия законопроекта в целом не предполагается снижение или увеличение затрат субъектов частного предпринимательства. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств государственного бюджета.

Как отмечается в заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию, основной целью законопроекта является совершенствование регулирования отношений, связанных с распространением информации на территории Республики Казахстан посредством информационно -коммуникационных сетей.

Законопроектом предлагается закрепить положения по правам и обязанностям участников процесса передачи данных в информационно-коммуникационных сетях, изменение понятия "веб-сайт" на более широкое понятие "интернет-ресурс", а также новый механизм регулирования передачи данных в информационно-коммуникационных сетях, согласно которому не допускается размещение информации, противоречащей национальному законодательству.

В целях реализации предусмотренных законопроектом норм, предлагается внести изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, законы Республики Казахстан "О средствах массовой информации", "О национальной безопасности", "О связи", "Об информатизации" и другие.

В рамках работы рабочей группы, в целях приведения в соответствие с нормами законопроекта по замене понятия "веб-сайт" на "интернет-ресурс" внесены изменения в Налоговый кодекс, законы Республики Казахстан "Об электроэнергетике" и "О конкуренции", а также уточнены понятия "идентификационный код", "интернет-ресурс".

По законопроекту проведено шесть заседаний рабочей группы с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений и организаций, а также расширенное заседание Комитета. Все постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по данному законопроекту.

--------

МАЖИЛИС: ИНТЕРНЕТ - решаться судом с обеспечением возможности каждой стороне публично отстаивать свою позицию (комментарий депутата о поправках по вопросам информационно-коммуникационных сетей в части исключения нормы, предоставляющей Генпрокурору право приостанавливать СМИ)

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 7 мая

Сегодня в рамках Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию состоялось заседание рабочей группы по поправкам относительно вопросов информационно-коммуникационных сетей.

Рабочей группой принято решение, которое комментирует Мурат Абенов:

"Сегодня уже никто не выступает категорично против необходимости правового регулирования сферы распространения информации с использованием интернета. Мы понимаем позицию разработчика. Они, учитывая возможность мгновенного распространения информации через интернет, что он стал мощнейшим инструментом влияния на формирование общественных настроений, опасаются того, что деструктивные силы и лица с преступными помыслами будут иметь возможность достижения своих целей до того, как государственная машина успеет принять необходимые меры. Ведь информация это "скоропортящийся товар", который появившись и сделав свое дело уже через несколько минут может устареть и потерять актуальность. К сожалению, это уже становиться привычным инструментом незаконного распространения информации. Соответственно и противодействия этому должно быть адекватным - оперативным и действенным. Мы, идя в Парламент, обещали принять меры для того чтобы граждане чувствовали себя в безопасности. Но надо исходить из того, что качественный закон должен быть, прежде всего, понятным для граждан без каких-либо дополнительных разъяснений. Непонятный закон, как правило, плохо исполняется как гражданами, так и властью. В предложенном Правительстве варианте есть нормы, которые по-разному могут трактоваться. Например "в случае, если нарушение закона при распространении информаций носит явный характер…", или "если не будет незамедлительно устранено…". Как определить явный характер? Какой временной период предполагается понятием незамедлительно? Такая неопределенность и нечеткость формулировок уже сейчас вызывает у некоторых сторон настороженность, связанную с опасением, что этими нормами будут злоупотреблять. Если мы не можем найти справедливый критерий досудебного приостановления или прекращения выпуска СМИ, будет более правильным оставить ту норму, когда данная ситуация будет решаться судом с обеспечением возможности каждой стороне публично отстаивать свою позицию. Просто с учетом специфики интернета надо будет все процедуры, связанные с судебным процессом делать более оперативно. Но это уже не вопрос данного законопроекта".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Современный Казахстан и "Путь в Европу" 29.05.2009
Глава Правительства РК провел выездное заседание Госкомиссии по контролю за ходом строительства Астаны 29.05.2009
Обсужден законопроект 29.05.2009
В правительстве РК обсуждается вопрос передачи СПК в доверительное управление МИТ 29.05.2009
Партбилет НДП "Нур Отан", подписанный Главой государства, вручен президенту НАК "Казатомпром" В. Школьнику 29.05.2009
Счетный комитет РК внес ряд предложений по повышению уровня взаимодействия между РК, РФ и КР в области противодействия коррупционным правонарушениям 29.05.2009
СНГ определилось с единой валютой 29.05.2009
Выборы президента Молдавии перенесены на 3 июня 29.05.2009
Метания экс-посла 29.05.2009
Госсекретарь РК принял Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ Кнута Воллебека 28.05.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz