NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 04:07 ast
02:07 msk

Выступление председателя Счетного комитета на пленарном заседании Мажилиса Парламента
О.Оксикбаев: В процессе исполнения бюджета был допущен ряд системных ошибок в сфере реализации бюджетной политики, которые отрицательно сказались на качестве решения социально-экономических задач…
04.06.2009 / политика и общество

www.esep.kz, 3 июня

Уважаемый Председатель! Уважаемые депутаты, приглашенные!

Счетным комитетом в установленный законодательством срок представлено в Парламент Республики Казахстан заключение к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2008 год.

На заседаниях рабочей группы и в комитетах Мажилиса Парламента детально рассмотрены все аспекты отчетов правительства и Счетного комитета.

Мы отмечаем, что правительством, несмотря на кризис, с которыми столкнулась мировая экономика, в целом обеспечено выполнение республиканского бюджета за отчетный год в соответствии с задачами, поставленными Главой государства в рамках послания народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" от 8 февраля 2008 года.

Вместе с тем считаем, что в процессе исполнения бюджета был допущен ряд системных ошибок в сфере реализации бюджетной политики, которые отрицательно сказались на качестве решения социально-экономических задач.

Позвольте остановиться на отдельных вопросах бюджетного процесса, которые, по нашему мнению, имеют ключевое значение для повышения качества исполнения бюджета и формирования основных параметров его доходной и расходной частей в последующем.

По оценке Счетного комитета, администраторами бюджетных программ не устранены недостатки, имеющиеся в процессе планирования, что привело, как Вы знаете, к неоднократным уточнениям и корректировкам республиканского бюджета (более 17 раз).

Очевидно, в таких условиях снижается эффективность налогового администрирования и повышается степень риска несвоевременного выполнения обязательств государства.

Несмотря на дополнительное уточнение республиканского бюджета в октябре 2008 года, годовой план по основным налогам выполнен не был.

Не исполнены планы по НДС на 109,4 млрд. тенге, по корпоративному подоходному налогу - на 23,8 млрд. тенге, по акцизам - на 3,1 млрд. тенге.

При этом необходимо отметить, что в ходе уточнения годовые назначения по этим видам налогов были уменьшены.

Мы понимаем, что больше других факторов отрицательно на сложившуюся ситуацию повлияли финансовый кризис и падение спроса на товарных рынках.

Вместе с тем, проведенная нами оценка эффективности налогового и таможенного администрирования показала, что правительством не были задействованы все возможные резервы для увеличения поступлений в республиканский бюджет.

Какие эти резервы?

Первое. Мы все знаем, что одним из способов укрывания доходов от налогообложения является лжепредпринимательская деятельность.

По состоянию на 1 января 2009 года по республике лжепредприятиями признаны 378 юридических лиц. Потери бюджета в результате отнесения ими НДС в зачет составили 29 млрд. тенге, а сумма потерь КПН - более 52 млрд. тенге.

Таким образом, общая сумма потерь по КПН и НДС от лжепредпринимательства превысила 81 млрд. тенге.

Второе. Сокращение недоимки по налогам, которая на 1 января 2009 года составила 81,0 млрд. тенге, а по сравнению с 2007 годом возросла в 1,7 раза.

Третье. Повышение качества налоговых проверок.

По состоянию на 1 января 2009 года из всей доначисленной по актам проверок задолженности (это 299 млрд. тенге) взыскано только лишь 4,6%, тогда как каждый год налоговыми службами начисляются значительные суммы.

Уважаемые депутаты!

Хотел бы обратить Ваше внимание еще один важный вопрос по налогам - это возврат НДС из республиканского бюджета по нулевой ставке.

Мы знаем, что своевременный возврат НДС по экспорту товаров и услуг обеспечивает пополнение оборотных средств хозяйствующих субъектов, а, следовательно, их поддержку.

Однако, проведенные Счетным комитетом контрольно-аналитические мероприятия показывают, что в республике значительными темпами растет дебетовое сальдо по НДС, которое за 2008 год составило 527 млрд. тенге, что больше, чем уплаченный в бюджет НДС за 2008 год на 177 млрд. тенге.

В свою очередь, по новому Налоговому кодексу, все превышения дебетового сальдо по НДС хозяйствующим субъектам с текущего года возвращаются из бюджета.

Таким образом, либеральная налоговая политика, проводимая правительством, без соответствующего контроля эффективности налогового и таможенного администрирования привела к значительным потерям доходов республиканского бюджета.

Приведу пример. Казахстан в конце 2007 года ввел таможенную пошлину на экспорт нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья. При этом экспорт в страны СНГ пошлиной не облагался, что стало причиной увеличения вывоза нефтепродуктов в эти страны в 35 раз.

При реэкспорте этих нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья без участия Казахстана потери бюджета составят более 11 млрд. тенге.

По нашему мнению, стимулирующая роль налоговой и таможенной системы должна усиливаться в направлении выполнения не только текущих, но и долгосрочных задач.

При оценке исполнения расходной части республиканского бюджета за 2008 год Счетный комитет обращает внимание на полноту исполнения правительством Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана.

Акцентируя внимание на повышение бюджетной результативности, Глава государства ставил в своем Послании задачу сократить все расходы, не связанные с социальным благополучием населения.

Однако при уточнении республиканского бюджета произошел рост расходов по большинству функциональных групп. К примеру, в 3 раза возросли расходы в некоторых секторах экономики. На этом фоне были сокращены расходы жилищно-коммунального хозяйства - на 2%, здравоохранения - на 20 процентов.

Правительство в отчетном году оптимизировало неприоритетные расходы и многократно скорректировало перечень инвестиционных проектов.

Однако, несмотря на это, сумма неосвоенных средств составила более 13 млрд. тенге.

За последние годы парадигмой в деятельности Счетного комитета являются контрольно-аналитические мероприятия программных документов по стратегически важным для страны направлениям.

Так, при проведении контроля эффективности трех государственных и тринадцати отраслевых программ выявлен ряд недостатков и просчетов системного характера.

Прежде всего, отмечается их недостаточное финансовое обеспечение.

Не налажен действенный мониторинг за их реализацией со стороны координирующих государственных органов, что приводит к срыву сроков этапов их реализации.

Нормативно-правовая база программ не позволяет в полном объеме реализовать заявленные цели и поставленные задачи.

Также отмечается слабое обеспечение паритетности между целями роста и объемами требуемых инвестиций, отсутствие четкой координации и обозначения отраслевых приоритетов, их увязывание с региональной экономикой.

По нашему мнению, средства на реализацию крупных системообеспечивающих государственных программ необходимо выделять только на основе научно выверенной методологии обоснования необходимых бюджетных средств.

Отраслевые программы должны быть увязаны с региональными задачами и целями.

Проведенные контрольные мероприятия показывают, что требуемая системная увязка не осуществляется.

К примеру, за отчетный период проверена реализация Государственной программы развития жилищного строительства, выявлено нарушений на общую сумму 21,7 млрд. тенге.

Установлено, что не выполнена задача обеспечения доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоев населения.

Не реализована задача по реинвестированию 42 млрд. тенге бюджетных средств, выданных в кредит. Сорвана программа развития строительной инфраструктуры. Об этом в нашем отчете подробно изложено.

Второй пример. При реализации Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в результате контрольно-аналитических мероприятий установлено необоснованное отвлечение почти 11 млрд. тенге (ответственный - Министерство индустрии и торговли).

Третий пример. В рамках реализации программы защиты экологической системы в городе Семей Восточно-Казахстанской области в 2005-2008 годах на строительство станции биологических сточных вод затрачено свыше 1,7 млрд. тенге.

Однако ее запланированный ввод не осуществлен и экологии региона продолжает наноситься огромный ущерб.

Аналогичная ситуация и в городе Кызылорде, где из-за нерешенности вопросов эксплуатации почти 4 года бездействует такая же станция стоимостью более полумиллиарда тенге.

Уважаемые депутаты!

Позвольте обратить ваше внимание на специфику контрольной деятельности, которая выходит за рамки предоставленного отчета.

В силу полномочий, определенных статьей 141 Бюджетного кодекса, мы проводим контрольные мероприятия программ, реализация которых осуществляется на протяжении ряда лет, включая отчетный период.

Именно поэтому, для предоставления депутатскому корпусу по таким программам целостной и объективной информации, мы приводим факты нарушений, допущенных в 2006 и 2007 годах.

Это актуально в условиях внедрения Правительством трехлетнего планирования, ориентированного на результат, а также в связи с реализацией поручения Главы государства по переходу страны на пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития.

В целом по результатам контроля эффективности государственных и отраслевых программ можно сделать вывод, что итоги их реализации свидетельствуют об отсутствии комплексного механизма управления, учета и контроля со стороны ответственных государственных органов.

Мы ежегодно акцентируем ваше внимание на неуклонном росте трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета регионам.

В рамках трансфертов в 2008 году из республиканского бюджета регионам направлено более 1,0 триллиона тенге, что на 333 млрд. тенге больше, чем в 2007 году, тогда как соответственные доходы местных бюджетов за этот период снизились на 15 млрд. тенге.

Сегодня доля трансфертов в доходах местных бюджетов в отдельных регионах составляет более 70%. Это порождает определенную зависимость регионов в решении социальных экономических задач от исполнения доходной части республиканского бюджета.

В свою очередь проведенные проверки показывают, что эти трансферты регионами зачастую используются необоснованно и неэффективно. Эти средства акимы направляют на реализацию программ имиджевого характера.

Общая сумма финансовых нарушений по целевым трансфертам в тех регионах, где проведена проверка, составила более 16 млрд. тенге.

К примеру, построенный и принятый государственной приемочной комиссией Кентау-Туркестанский групповой водопровод в Южно-Казахстанской области стоимостью 1,4 млрд. тенге не используется из-за отсутствия источника водоснабжения. В ходе строительства использовались данные исследований тридцатилетней давности.

Аналогичные факты установлены в Кызылординской и Атырауской областях.

В отдельных селах Западно-Казахстанской области продолжительное время не эксплуатируются водопроводные сети стоимостью сотни миллионов тенге из-за высоких тарифов, где цена кубометра воды колеблется в пределах от 60 до 558 тенге при стоимости в Уральске 19 тенге.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют, что при формировании бюджетных заявок и выделении средств детально и всесторонне не изучаются вопросы эффективности и экономической целесообразности строительства подобных объектов.

Уважаемые депутаты!

Учитывая поручение Главы государства, особое внимание мы уделяем мониторингу за ходом реализации антикризисных мер Правительства и контролю эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных основным операторам по реализации антикризисной программы.

Для реализации плана первоочередных действий в конце 2007 года и в начале 2008 года были выделены средства республиканского бюджета в сумме 367 млрд. тенге.

На 1 января 2009 года из них освоено 204 млрд. тенге, остальные средства находятся на счетах субъектов квазигосударственного сектора.

Мы считаем, что многоступенчатость и сложность схем финансирования объектов строительства, ужесточение требований "твердого" залога в обеспечение кредита приводят к неэффективному использованию средств, выделенных для решения проблем на рынке недвижимости.

Например, средства, выделенные на эти цели в конце 2007 года для городов Астаны и Алматы в сумме 95 млрд. тенге, освоены только на 51%.

Из этих средств на 1 января 2009 года 31,7 млрд. тенге находились на текущих счетах АО "ФНБ "Самрук-Казына", а 15,6 млрд. тенге - на депозитах в банках второго уровня.

В 2008 году для реализации плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН из республиканского бюджета выделено 677,5 млрд. тенге, которые на 1 января 2009 года полностью не освоены.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что финансовые институты, холдинги в условиях мирового финансового кризиса предпочитает бюджетные средства держать в текущих счетах, так как вложение средств в депозиты в сегодняшних условиях связано с большим риском.

В последние годы на обеспечение продовольственной безопасности в республике выделяются значительные средства из республиканского бюджета.

В свою очередь хочу обратить ваше внимание на то, что средства, выделенные на форсированное развитие агропромышленного комплекса, также осваиваются недостаточно эффективно.

В установленные сроки не начаты мероприятия по реализации 8 крупных инвестиционных проектов на сумму 15 млрд. тенге.

Анализ и оценка деятельности нацхолдинга "КазАгро" показывает неэффективное распределение инвестиций по регионам с учетом перспектив их развития.

Из-за отсутствия рационального размещения строящихся объектов с потенциалом имеющегося сельхозсырья возникает дисбаланс между возможностями по переработке и реальными объемами перерабатываемой продукции.

Так, проведенный анализ показывает, что в Акмолинской области действует 110 предприятий по переработке мяса суммарной мощностью свыше 110 тонн в сутки, которые загружены только на 8%, а также 31 предприятие по переработке молока, загруженное лишь на 10 процентов. Иначе говоря, более 100 предприятий мясоперерабатывающей отрасли, более 20 предприятий молочного комплекса в данной области практически бездействуют.

Несмотря на это в данном регионе до сих пор не начато строительство крупного мясо-молокоперерабатывающего комплекса. Вместе с тем 764 млн. тенге бюджетных средств было переведено в полном объеме на счет подрядчика.

Кроме того, нами проведен контроль использования средств, выделенных на поддержку малого и среднего бизнеса. Выявлено большое число нарушений финансового характера.

Вышеуказанное свидетельствует, что мультипликационный эффект от использования бюджетных средств на развитие малого и среднего бизнеса, поддержку реального сектора экономики, а также агропромышленного комплекса не дает желаемых результатов.

Как следствие, регионы развиваются недостаточно эффективно.

Уважаемые депутаты!

Учитывая изложенное, считаю важным еще раз обратить ваше внимание на необходимость более жесткого контроля за расходованием государственных финансовых активов при исполнении бюджета 2009 года и формировании бюджетов на последующие годы.

Я убежден, что главная задача внешнего контроля заключается в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечении более точного прогноза при формировании и исполнении республиканского бюджета для решения поставленных государством задач.

Рекомендации Счетного комитета по этим вопросам отражены в отчете.

Задача, поставленная Главой государства по укреплению финансовой дисциплины в сегодняшних непростых для всех нас условиях требует мобилизации всех сил.

Мы приложим все силы для решения этой задачи и дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля в республике.

Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2009
Открылось VIII заседание секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2009
Госсекретарь РК вручил премии и гранты Президента РК в области СМИ большой группе казахстанских журналистов 30.06.2009
Премьер-Министр РК провел совещание по вопросам исполнения бюджета 30.06.2009
Казахстан предлагает провести в 2010 году конференцию ОБСЕ по вопросам толерантности 30.06.2009
В Мажилисе состоялся Правительственный час 30.06.2009
Работа Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию РК будет разделена на три фазы 30.06.2009
Война, старая как мир 30.06.2009
Мажилисмены просят Генпрокуратуру разобраться с ситуацией вокруг закона "О нотариате" 30.06.2009
На Шри-Ланке известного астролога арестовали за то, что он пообещал президенту отставку 30.06.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz