Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 17 июня
На сегодняшнем пленарном заседании Мажилиса с депутатским запросом к Премьер-министру Республики Казахстан Кариму Масимову выступил депутат Мейрам Пшембаев:
"На 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Главой государства поставлена задача по увеличению доли казахстанского содержания в реальном секторе экономики.
Следует отметить, что по итогам 2008 года объем импорта в Казахстан составил 37,9 млрд. долларов США и основная доля, около 41%, от этого объема импорта - продукция машиностроения, стоимостью более 15,4 млрд. долларов США. Вторая позиция - "металлы и изделия из них" - это в основном сортовой прокат, доля которой составляет 16,8%, стоимостью 6,4 млрд. долларов США и третья позиция - это топливно-энергетические товары, в основном готовые нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо. Эти нефтепродукты в структуре импорта занимают долю в 14,3%, стоимостью 5,4 млрд. долларов США.
Как известно, среди компаний, входящих в структуру АО ФНБ "Самрук-Казына", крупными потребителями продукции машиностроения являются такие, как АО "Казакстан темір жолы" и АО "КазМунайГаз".
Например, АО "Казахстан темір жолы" за 9 месяцев 2008 года закупило машиностроительной продукции на 52 млрд. тенге, из них у отечественных товаропроизводителей на сумму 2,5 млрд. тенге, или всего 5%.
АО "КазМунайГаз" за 2008 год закупило оборудования на 24,9 млрд. тенге, из них более 80% за пределами Казахстана.
Иностранные нефтегазовые компании ежегодно ввозят оборудования не менее чем на 3 млрд. долларов, закупая у казахстанских товаропроизводителей оборудование на сумму менее 30 млн. долларов, т.е. менее 1%.
В тоже время, вся укрупненная машиностроительная отрасль Казахстана, объединяющая машиностроение и металлообработку, в 2008 году выпустила продукцию на сумму 290 млрд. тенге, а имеющиеся мощности позволяют увеличить объемы производства продукции в несколько раз.
Однако, при организации производства новых видов продукции машиностроительные предприятия Казахстана сталкиваются с некоторыми проблемами, основными из которых являются отсутствие необходимой технической и технологической документации и законченных собственных опытно-конструкторских работ для внедрения новой техники и технологий в реальный сектор экономики.
Конкретным шагом в решении этих проблем может быть приобретение на первоначальном этапе готовой технической и технологической документации. В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 Плана мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Программы технологического развития до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2007 года № 1131, предполагалось в 2009 и 2010 годах создание 5-ти конструкторских бюро (далее - КБ) и 1-ой инжиниринговой организации. В республиканском бюджете на 2009 год были предусмотрены расходы на увеличение уставного капитала АО "ФНБ "Самрук-Казына" в сумме 100 млрд. тенге, в том числе 1,5 млрд. тенге на приобретение конструкторско-технологической документации, лицензий и патентов на изготовление готовой продукции, а также на сертификацию продукции в уполномоченных органах и 1,7 млрд. тенге на создание 2-х КБ.
Предполагалось, что непосредственно организацией конструкторских бюро займется АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий" (далее - АО "ЦИТТ"), входящее в структуру АО "ФНБ "Самрук-Казына", и в первую очередь будут созданы КБ по транспортному и нефтегазовому машиностроению.
В 2010 году предполагалось создать еще три КБ: по сельскохозяйственному, горнорудному машиностроению и приборостроению. К настоящему времени АО "ЦИТТ" была проделана следующая работа:
1. Подписан меморандум о взаимном сотрудничестве между АО "НК "КТЖ", АО "ЗИКСТО" и АО "ЦИТТ" об организации производства грузовых вагонов и увеличении мощностей по их производству на АО "ЗИКСТО" с 400 штук в 2009 году до 1500 штук в 2012 году;
2. Участниками вышеназванного меморандума разработан и утвержден перечень из 62 наименований узлов и деталей грузового полувагона, предлагаемых для освоения предприятиями Казахстана с указанием рекомендуемых заводов-изготовителей, с которыми были обсуждены все вопросы по организации производства;
3. С российской компанией ОАО "Трансмашхолдинг" проведены переговоры по приобретению конструкторско-технологической документации на производство комплектующих для электровозов, тепловозов и пассажирских вагонов. Специалистами АО "ЦИТТ" и представителями машиностроительных заводов Казахстана посещены дочерние предприятия АО "Транмашхолдинг": Брянский машиностроительный завод, специализирующийся на производстве дизелей и грузовых полувагонов, хоппер-дозаторов, фитинговых платформ и Бежицкий сталелитейный завод производящий комплектующие для полувагонов. Проведение переговоров с ОАО "Уралвагонзавод", являющимся калькодержателем конструкторско-технологической документации на производство комплектующих для грузовых вагонов, запланировано на первую половину июня 2009 года;
4. Разработаны все документы и зарегистрировано ТОО "КБ транспортного машиностроения";
5. Собраны заявки от машиностроительных предприятий Казахстана на конструкторско-технологическую документацию на 156 наименований на изготовление комплектующих для подвижного железнодорожного состава.
Необходимо отметить, что выделение ранее запланированных 1,5 млрд. тенге на приобретение конструкторско-технологической документации и сертификацию произведенных изделий, а также 1,7 млрд. тенге на создание двух конструкторских бюро позволит, по нашему мнению, увеличить казахстанское содержание не менее чем на 30 млрд. тенге в течение года.
Вместе с этим, 20 марта 2009 года на заседании республиканской бюджетной комиссии было принято решение уменьшить расходы по увеличению уставного капитала АО "ФНБ "Самрук-Казына" на 46,2 млрд. тенге, в том числе расходы на приобретение конструкторско-технологической документации и создание двух конструкторских бюро. Таким образом, планы по увеличению объема закупок машиностроительной продукции у отечественных производителей компаниями, входящими в состав АО "ФНБ "Самрук-Казына", в настоящее время находятся под угрозой невыполнения.
Следовательно, под угрозой срыва исполнения находится и поручение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А., данное на 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, по увеличению доли казахстанского содержания в реальном секторе экономики.
Принимая во внимание изложенное, прошу Вас, Карим Кажимканович, дать разъяснения на вопросы следующего характера. Имеются ли у Правительства Республики Казахстан иные реальные механизмы приобретения конструкторско-технологической документации и источники финансирования для создания конструкторских бюро? Имеется ли возможность пересмотреть решение республиканской бюджетной комиссии от 20 марта 2009 года и выделить необходимые средства на приобретение конструкторско-технологической документации и создание полноценных конструкторских бюро или дать поручение об этом АО "ФНБ "Самрук-Казына"?". |