Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 14 сентября
Сегодня в Мажилисе состоялась презентация законопроектов "О республиканском бюджете на 2010- 2012 годы" и "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы". В рамках Комитета Палаты по финансам и бюджету докладывал о них и отвечал на депутатские вопросы министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. Заседание вела Председатель Комитета Гульжан Карагусова.
Депутат Владимир Нехорошев обратился к министру с вопросами, связанными с обеспечением жителей сельской местности питьевой водой и повышением заработной платы работникам бюджетной сферы не с 1 января 2010 года, как предполагалось ранее, а с 1 июля. Свою обеспокоенность по второму вопросу, особенно в отношении стипендии студентов, выразил и Кенжегали Сагадиев. Депутат просил предоставить ему подробную расшифровку по статье "Услуги".
Валерий Вишниченко поинтересовался, каким образом в трехлетнем бюджете учитывается сбор таможенных сборов между Россией, Казахстаном и Белоруссией, в рамках нового Таможенного Союза между этими странами.
Вопросы обеспечения села питьевой водой заботят и депутата Розакула Халмурадова. Ермухамет Омаров спросил министра о реструктуризации гарантированного государством займов, выданных юридическим лицам в период с 1994 по 2000 годы. Вопрос депутата Ольги Киколенко относительно выделения финансовых средств для реализации законопроекта "О ветеранах".
Валерий Доскалов обратился к министру с вопросом, почему в трехлетнем бюджете в сравнении с другими министерствами предусмотрено уменьшение средств на финансирование деятельности МЧС. О приоритетах бюджетного планирования говорил Иван Чиркалин. Парламентарий просит расшифровать обслуживание правительственного долга в 121 миллиард, который в текущем году вырос на 30 миллиардов. Он предлагает объединить в единую целевую программу все ведомственные программы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
Обеспокоенность сокращением финансирования социальной сферы выразил Кылышбай Бисенов. Вопросами выделения средств на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры поинтересовался Тулебек Космамбетов. Свои предложения по законопроектам выразил и депутат Валерий Котович.
* * *
Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада министра:
"Исполнение первого трехлетнего бюджета еще не закончено, и итоги успешности реформ подводить еще рано, однако, мы не стоим на месте, и все выявляемые несовершенства анализируются и подготавливаются предложения по их устранению. Так, параллельно с проектом бюджета на ваше рассмотрение в ближайшее время будет внесен законопроект, предполагающий внесение корректив в Бюджетный кодекс.
Одновременно с проектом бюджета на ваше рассмотрение внесен законопроект "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы".
Параметры республиканского бюджета на 2010-2012 годы разработаны на основе Прогноза социально-экономического развития страны на 2010-2014 годы.
Прогноз социально-экономического развития разработан на основе прогнозных тенденций развития мировой экономики, ситуации на мировых товарных рынках и прогноза мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта.
В мировой экономике наметились признаки выхода из глубокого экономического кризиса. С конца второго квартала принимаемые антикризисные меры одновременно с некоторым улучшением ценовой конъюнктуры и ростом спроса на мировом рынке способствовали замедлению темпов падения экономики Казахстана.
Базовый сценарий предполагает, что после падения мирового ВВП в 2009 году с 2010 года по прогнозам международных организаций ожидается постепенное оживление и восстановление мировой экономики. По мере восстановления мировой экономики и спроса на энергоресурсы и сырье международными организациями прогнозируется постепенное повышение мировых цен на нефть, металлы.
Мы опираемся на более консервативный прогноз по уровню мировых цен на нефть, учитывая изменчивость мировой конъюнктуры и волатильность мировых цен.
Базовый сценарий развития предполагает, что в 2010 году мировые цены на нефть (Brent) будут находиться в среднем на уровне 50 долл. США за баррель. С 2011 года предполагается повышение мировых цен на нефть до 60 долл. США.
С 2010 года прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 2,4% в 2010 году до 3,9% в 2014 году.
Росту экономики в среднесрочном периоде будет способствовать рост в реальном секторе и рост объема оказываемых услуг.
Прогнозируется снижение уровня инфляции с 7,5-8,0% в 2010 году до 7% в 2014 году.
Об основных параметрах республиканского бюджета на 2010 - 2012 годы
Принято решение отказаться от привлечения целевых трансфертов из Нацфонда и продолжить политику накопления его активов. Законопроектом предлагается сохранить размер ставки корпоративного подоходного налога на 2010-2012 годы на уровне текущего года (20%). Это позволит нам мобилизовать дополнительно 83,7 млрд. тенге, относительно ранее утвержденных объемов доходов 2010 года, 100,3 млрд. тенге и 219,7 млрд. тенге в 2011 и 2012 годах соответственно.
Таким образом, поступления республиканского бюджета на 2010 год определены в объеме 3 189,6 млрд. тенге или с ростом по сравнению с оценкой текущего года на 16,2 %, из них доходы (без учета поступления трансфертов) прогнозируются в сумме 1734,5 млрд. тенге, что на 298,4 млрд. тенге больше оценки 2009 года
Основной удельный вес в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог - 50,3% и налог на добавленную стоимость - 34%.
Корпоративный подоходный налог на 2010 год рассчитан в сумме 828,3 млрд. тенге с ростом против оценки 2009 года на 214,3 млрд. тенге. При расчете учтены переходящие с 2009 года суммы корпоративного подоходного налога (которые не уплачивались в 2009 году) - 91,4 млрд. тенге от налогоплательщиков, уплачивающих корпоративный подоходный налог один раз в год по сроку 31 марта.
Также в прогнозе предусмотрено увеличение поступлений в сумме 42,8 млрд. тенге от расширения налогооблагаемой базы в результате снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики и дополнительные поступления за счет улучшения налогового администрирования в сумме 20,5 млрд. тенге.
По неналоговым поступлениям прогноз на 2010 год определен в сумме 61,8 млрд. тенге, что составляет 82,5% к оценке 2009 года. В оценке 2009 года учитываются поступления административных штрафов, пени, санкций и взысканий, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями в сумме 12,5 млрд. тенге, которые не планируются в целях реального подхода к определению размера штрафа.
По поступлениям от продажи основного капитала прогноз на 2010 год определен в сумме 26,7 млрд. тенге с ростом против оценки 2009 года на 21,1 млрд. тенге. Увеличение поступлений связано с поступлениями от реализации зерна из государственных ресурсов исходя из выделенных из республиканского бюджета средств в 2009 году по бюджетной программе 061 "Закуп зерна в государственные ресурсы", которые подлежат возврату в республиканский бюджет в 2010 году, а также возврат в республиканский бюджет средств выделенных для закупа зерна урожая 2008 года, по которым была дана отсрочка возврата в бюджет в 2009 году.
В 2011 и 2012 годах планируется увеличение доходов к уровню предшествующего года на 334,4 млрд. тенге и 141,5 млрд. тенге соответственно.
В поступлениях республиканского бюджета учтены передаваемые трансферты из местных бюджетов в связи с централизацией функций по представлению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и сокращение полугодового прироста фонда оплаты труда, ранее учтенного при расчете субвенций и изъятий. Эти изменения имеют отношение и к расходной части.
Прогноз поступлений в Национальный фонд на 2010 год составил 1 371 млрд. тенге, или 7,9 % к ВВП. Гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет ежегодно составит порядка 1 трлн. тенге. Это не более 1/3 части от активов фонда на конец года, предшествующего планируемому, что соответствует требованиям, установленным Концепцией по формированию и использованию средств Нацфонда.
Рассматриваемый законопроект "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2010 - 2012 годы" предусматривает утверждение размера Гарантированного трансферта в указанных пределах.
Очень важно отметить, что, исходя из вышеприведенных макропоказателей, прогнозируется дальнейшее накопление активов Национального фонда до 31 млрд. долл. США к концу 2012 года.
О расходной части трехлетнего бюджета
Расходы республиканского бюджета на 2010 год планируются в объеме 3 910,6 млрд. тенге с ростом к оценке текущего года на 17,9 %. Увеличение расходов бюджета на 593 млрд. тенге по сравнению с текущим годом связано с реализацией мероприятий, вытекающих из посланий Главы государства народу Казахстана, направленных на повышение уровня жизни граждан страны и недопущение роста безработицы, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса.
Объемы бюджетных изъятий и субвенций на 2010 год соответствуют объемам, утвержденным в законе от 27 ноября 2007 года "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008 - 2010 годы" и составляют 77,7 млрд. тенге и 645,4 млрд. тенге соответственно.
Учитывая переходный период, объемы субвенций и изъятий на 2011-2012 годы рассчитаны в соответствии с действующей методикой расчетов трансфертов общего характера. Изъятия из местных бюджетов в 2011 году составят 137,7 млрд. тенге, в 2012 году - 131,4 млрд. тенге, субвенции - 521,8 млрд. тенге и 603,6 млрд. тенге соответственно.
Кроме того, местным бюджетам будут перечислены целевые трансферты в 2010 году в сумме 557,2 млрд. тенге, в 2011 году - 406,4 млрд. тенге, в 2012 году - 353,1 млрд. тенге.
В их число входят трансферты на обеспечение выплат государственной адресной социальной помощи и государственного пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей в связи с ростом прожиточного минимума, содержание вновь вводимых объектов образования, здравоохранения, капитальный и средний ремонты автодорог местного значения и т.д.
В настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию действующей Методики определения размеров межбюджетных трансфертов, после утверждения которой в 2010 году будет разработан законопроект об объемах трансфертов общего характера на 2011-2013 годы.
Дефицит бюджета определен на уровне 4,1 % к ВВП в 2010 году, 3,8% к ВВП в 2011 году и 3,5% к ВВП в 2012 году. Данный уровень дефицита бюджета в полной мере обеспечит внутренний рынок долговыми инструментами.
Законопроект обеспечивает выполнение основных положений посланий Главы государства, а также платформы партии "Нур Отан" и поручений, данных на XII съезде партии. В первую очередь, конечно, речь идет о социальных обязательствах государства.
Предусмотрен ежегодный рост расходов на поддержку и развитие социальной сферы, которые в предстоящем трехлетнем периоде составят порядка 40% от всех расходов республиканского бюджета.
Вкратце о каждом из этих направлений.
В бюджетной сфере сохранено повышение пенсионных выплат, государственных стипендий на 25% и 30 % в 2010-2011 годах, соответственно.
Вместе с тем, учитывая, что 2010 год остается еще достаточно сложным для экономики страны, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2010-2011 годах предусмотрено с 1 июля.
В сфере социального обеспечения и социальной помощи предусмотрено увеличение средних размеров пенсий в 2010 году - на 25 %, в 2011 году - 30% и в 2012 году - на 10 %.
Связанный с указанными мерами рост среднедушевых доходов позволит повысить покупательную способность населения, рост товарооборота и объема оказываемых услуг, что обеспечит в 2010 году дополнительный прирост номинального ВВП по оценке на 6,8% и 0,6% в реальном выражении.
В среднем на 9% в соответствии с посланиями Главы Государства будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий.
В целях стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации предусмотрены средства на повышение ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а с 2010 года на увеличение размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка.
Повышение размера спецгоспособия многодетным матерям, награжденным подвесками "Алтын алка", "Куміс алка" или получившим ранее звание "Мать-героиня" и награжденные орденом "Материнская слава" с 3,9 МРП до 6 МРП коснется в 2010 году более 221 тыс. человек, на что потребуется 22,6 млрд. тенге.
С 2010 года вводится пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей - инвалидов, размер, которого будет приравнен к минимальной заработной плате. Это потребует только в 2010 году 5,2 млрд. тенге и затронет почти 29 тыс. человек, в 2011 году - 48 тыс. человек и 9,5 млрд. тенге, в 2012 году 49,3 тыс.человек и 10,4 млрд. тенге.
На оплату льготного проезда ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и выплату им единовременной материальной помощи, приуроченных к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году предусмотрено 4,8 млрд. тенге.
В соответствии с законопроектом "О ветеранах", который находится на рассмотрении в Парламенте, в проекте бюджета предусмотрены дополнительные расходы в сумме порядка 1 млрд. тенге ежегодно, связанные с оптимизацией категорий граждан, относящихся к ветеранам войны.
Предусмотрены средства на продолжение реализации пилотных проектов по Программе "Нурлы кош", финансирование которых составит 33 млрд. тенге ежегодно. В результате ожидается переселение на историческую родину в течение трех лет 60 тысяч семей оралманов, в том числе порядка 4,5 тысяч семей оралманов по пилотным проектам Программы "Нурлы кош".
Будет продолжена реализация Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, на что в проекте бюджета предусмотрены средства на 2010 год в сумме 100 млрд. тенге.
Напомним, что эта мера в течение текущего года позволила создать порядка 258 тысяч рабочих мест на ремонтных работах, на которых трудоустроено 240 тыс. человек, и почти 101 тысяча человек трудоустроено на временные рабочие места за счет расширения программы молодежной практики и социальных рабочих мест для целевых групп населения. Общее количество реализуемых проектов составляет почти 5 126 единиц.
В сфере образования:
Предусмотрено финансирование создания 20 интеллектуальных школ, в том числе в 2010 году - 13,5 млрд. тенге, в 2011 году - 7,1 млрд. тенге.
На обучение по программам высшего и послевузовского образования в ведущих зарубежных ВУЗах 3-х тысяч граждан Казахстана в рамках программы "Болашак" в 2010 году будет направлено 16,1 млрд. тенге, в 2011 году - 15,1 млрд. тенге и в 2012 году - 16,2 млрд. тенге.
На приобретение лингафонных и мультимедийных кабинетов, кабинетов физики, химии и биологии в организациях образования начального, основного среднего и общего среднего образования предусмотрено в 2010 году 4,9 млрд. тенге и по 5,6 млрд. тенге в 2011-2012 годах.
В виде целевых трансфертов в местные бюджеты предусматриваются средства в сумме 116,2 млрд. тенге на строительство школ, детских садов, профессиональных школ, а также на сейсмоусиление объектов образования, в том числе в 2010 году.- 39,8 млрд. тенге, в 2011 году- 38,2 млрд.тенге, в 2012 году - 38,2 млрд. тенге.
На проведение капитального ремонта организаций образования в 2010-2012 годах предусмотрены средства на общую сумму 1, 3 млрд.тенге.
В целях подготовки кадров международного уровня запланированы средства на завершение строительства 1-ой очереди Нового университета в г. Астане в сумме 17,7 млрд. тенге.
На грантовое финансирование научных проектов в 2010-2012 годах предусматривается ежегодно по 5 млрд. тенге.
В сфере здравоохранения предусмотрены расходы в сумме 661,8 млрд. тенге на три года на создание Единой национальной системы здравоохранения, предполагающей внедрение рыночной модели здравоохранения путем оплаты расходов за фактические оказанные услуги организациями здравоохранения и свободного выбора пациентом врача и медицинской организации.
В этой связи, в республиканском бюджете на 2010-2012 годы учтены расходы на оказание медицинской помощи в стационарах и дневных стационарах по социально-значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, передаваемые из местных бюджетов на центральный уровень.
В сфере культуры и информационного пространства предусмотрены следующие мероприятия:
Финансирование Государственной программы функционирования и развития языков в предстоящие три года составит 14,5 млрд. тенге (порядка 5 млрд. тенге ежегодно).
На воссоздание памятников истории и культуры, в том числе в странах дальнего и ближнего зарубежья, непосредственно связанных с историей Казахстана, в рамках Программы "Мәдени мура" на 2010-2012 годы предусмотрено всего 4 млрд. тенге.
В сферах развития спорта и туризма предусмотрено финансирование подготовки и проведения в Казахстане Азиатских игр в 2011 году. В том числе предусмотрено строительство и реконструкция спортивных объектов, транспортной и энергетической инфраструктуры в гг. Алматы и Астана, а также организационные мероприятия. На эти цели в 2010 году предусмотрено 53,2 млрд. тенге, в 2011 году - 10,5 млрд. тенге;
В проекте бюджета учтены новшества законопроекта "О физической культуре и спорте", предполагающего увеличение размера материальных выплат спортсменам и тренерам с 8 МРП до 24 МРП. В их число войдут тренера, участвовавшие в составе сборных команд республики и бывшего СССР в Олимпийских Играх.
На развитие космической деятельности для создания целевых космических систем, разработки и использования новейших технологий предусмотрены расходы в 2010 году в сумме 6,8 млрд. тенге, в 2011 году в сумме 17,9 млрд. тенге, в 2012 году в сумме 32 млрд. тенге.
В рамках развития агропромышленного комплекса предусмотрены мероприятия:
По обеспечению продовольственной безопасности, в том числе:
на ежегодный закуп зерна в государственные ресурсы с расходами в сумме 41,6 млрд. тенге на три года;
на субсидирование сельского хозяйства, включая удешевление стоимости ГСМ и минеральных удобрений, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ в 2010 году - 47,6 млрд. тенге, в 2011 году - 48,4 млрд. тенге; в 2012 году - 49,2 млрд. тенге;
на кредитование проведения весенне-полевых и уборочных работ через АО "КазАгро"- 80 млрд. тенге ежегодно.
До 5 млрд. тенге увеличены расходы на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям, по переработке сельхозпродукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования;
На обеспечение развития водного хозяйства, включая строительство и реконструкцию групповых водопроводов и трансферты местным бюджетам на развитие систем водоснабжения проектом предусмотрены средства в 2010 году - 41,7 млрд. тенге, в 2011 году - 46,5 млрд. тенге; на 2012 год - 51,7 млрд. тенге.
На обеспечение ветеринарной безопасности и реализацию мероприятий в соответствии с внесенными изменениями в закон "О ветеринарии", принятыми в июне текущего года, в проекте бюджета предусмотрено ежегодно порядка 20 млрд. тенге, в их числе расходы на оказание услуг по организации и проведению идентификации сельскохозяйственных животных, а также созданию и содержанию подразделений местных исполнительных органов в области ветеринарии.
В бюджете Министерства сельского хозяйства предусмотрены расходы на социальную поддержку и стимулирование работников социальной сферы сельских населенных пунктов, в том числе:
трансферты местным бюджетам для выплаты подъемного пособия специалистам социальной сферы, прибывающим в аульную (сельскую) местность, в размере 70-кратного МРП на одного специалиста;
бюджетные кредиты местным исполнительным органам для приобретения жилья по нулевой процентной ставке работникам социальной сферы с расходами 12,6 млрд. тенге на три года.
Данные меры направлены на привлечение в сельскую местность молодых специалистов в сфере образования и здравоохранения.
В проекте трехлетнего бюджета предусмотрены средства на завершение реализации Госпрограммы жилищного строительства на 2008 - 2010 годы, в объеме утвержденном в Госпрограмме, т.е. 87,7 млрд. тенге на 2010 год.
Также на решение проблем дольщиков по городу Алматы и Алматинской области предусмотрены средства в сумме 10 млрд. тенге на строительство соответствующей инфраструктуры.
В проекте бюджета предусмотрены средства на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации Транспортной стратегии в 2010 году - 170,6 млрд. тенге, 2011 год - 246,8 млрд. тенге, 2012 год - 274,7 млрд. тенге, из них:
на реконструкцию автодорожного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай в 2010 году - 110,3 млрд. тенге, 2011 году - 182,2 млрд. тенге и 2012 году - 197,6 млрд. тенге;
на развитие международных транзитных коридоров на 2010 год - 22,9 млрд. тенге, 2011 год - 16,6 млрд. тенге, 2012 год - 28 млрд. тенге.
Целевые трансферты местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрены на 2010 год - 15,3 млрд. тенге, 2011 год - 20,5 млрд. тенге, 2012 год - 17,4 млрд. тенге.
Предусмотренные проектом бюджета расходы на субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок в 2010 году в сумме 16,7 млрд. тенге, в 2011 году - 19,4 млрд. тенге, в 2012 году - 22,2 млрд. тенге направлены на обеспечение доступности проезда по социально-значимым межобластным сообщениям.
Несмотря на сложные экономические условия, республиканский бюджет обеспечит выполнение всех ранее взятых социальных обязательств, в том числе за счет пересмотра путей реализации государственных инвестиций и вывода из бюджета части расходов на индустриализацию. Это значит только то, что изменилась схема ее реализации, а не остановка в целом процесса. В нынешних условиях индустриализация должна способствовать ускоренному посткризисному развитию.
Финансирование долгосрочных капиталоемких проектов, реализуемых и планируемых к реализации в рамках разрабатываемой Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, планируется за счет привлечения облигационных займов из Национального фонда. (Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и "Акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "КазАгро").
Это позволит задействовать внутренние резервы страны, а также повысить отдачу от реализации проектов и ответственность непосредственных исполнителей.
Одним из крупных блоков бюджета также является топливно-энергетический комплекс, на который ежегодно предусматриваются значительные средства, так на 2010 год предусмотрены затраты в сумме 75,1 млрд. тенге, на 2011 год - 62,9 млрд. тенге, на 2012 год - 57,2 млрд. тенге, из них:
целевые трансферты местным бюджетам на развитие теплоэнергетической системы на 2010 год - 62,1 млрд. тенге, на 2011 год - 45,5 млрд. тенге, на 2012 год - 38,3 млрд. тенге.
В проекте бюджета также предусмотрены расходы на дальнейшее развитие инфраструктуры городов Астана и Алматы, как административного и культурного центров страны.
Расходы Министерства обороны составили в целом на 2010 - 2012 годы - 506,9 млрд. тенге (в том числе на 2010 год - 159,5 млрд. тенге, то есть 0,9% к ВВП, 2011 год - 168 млрд. тенге (0,87 % к ВВП), 2012 год - 179,4 млрд. тенге (0,85 % к ВВП).
На решение задач по поддержке отечественных товаропроизводителей оборонно-промышленного комплекса в 2010 году предусмотрены расходы в сумме 2,5 млрд. тенге на размещение государственного оборонного заказа на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и обеспечение модернизации вооружения и военной техники.
Эта мера входит в комплекс мероприятий по выполнению поручений Главы Государства о повышении уровня казахстанского содержания и поддержке отечественных предприятий.
В целях укрепления южных границ, блокирования распространения наркомании и роста зависимости от психоактивных веществ среди населения страны, а также для усиления противодействия социально-опасным тенденциям, связанным с наркоманией и наркобизнесом, в проекте бюджета учтены расходы на реализацию Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2009-2011 годы в сумме 31,3 млрд. тенге на два года. Таковы основные характеристики расходной части проекта бюджета на предстоящий трехлетний период".
* * *
Дальнейшее обсуждение законопроектов продолжится на последующих заседаниях рабочей группы, которую возглавил член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Серик Оспанов. |