NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 15:12 ast
13:12 msk

Правительственный час в Мажилисе
В стране накоплено более 22 млрд. тонн отходов, из них более 16 млрд. тонн техногенных минеральных образований (ТМО) и около 6 млрд. тонн опасных отходов
17.11.2009 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 ноября

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Сергея Дьяченко состоялся Правительственный час на тему "О проблемах комплексной переработки отходов. Реализация механизмов Киотского протокола". С докладом перед депутатами выступил министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов (тезисы):
Недавно прошла встреча членов нашего профильного комитета Мажилиса с руководством министерства. Сегодня мы решили остановиться на двух важнейших проблемах, на которые обращали особое внимание члены комитета и другие депутаты в своих запросах в правительство или министерство.

I. Комплексная переработка отходов
В стране накоплено более 22 млрд. тонн отходов, из них более 16 млрд. тонн техногенных минеральных образований (ТМО) и около 6 млрд. тонн опасных отходов.
Ежегодно образуется порядка 700 млн. тонн промышленных отходов из них токсичных – около 250 млн. тонн.
Наибольший удельный вес имеют отходы горнорудных и обогатительных комплексов Карагандинской (29,4%), Восточно-Казахстанской (25,7%), Костанайской (17,0%) и Павлодарской (14,6%) областей.
В Республике накоплено 96 млн. тонн твердых бытовых отходов и ежегодно накапливается их более 2 млн. тонн.
В Казахстане основная масса ТБО без разделения на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, 97% которых не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства. Менее 5% твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжиганию.
Наибольшее количество ТБО образуется в Павлодарской области и г.Алматы. За 2008 год образовано соответственно - 1,2 млн. тонн, и - 0,5 млн.тонн. Наименьший объем образованных за 2008 год ТБО отмечается в Жамбылской области (50 тыс. тонн), Акмолинской области (65 тыс. тонн).
На одного жителя Казахстана приходится 1381 тонна отходов. Для сравнения, в Германии на одного жителя ежегодно образуется лишь 0,4 тонны отходов, которые впоследствии утилизируются.
Основные проблемы отходов в регионах Казахстана вы видите на слайдах.
В центральном и северном регионах это ртутные загрязнения в Карагандинской и Павлодарской областях, устаревшие ядохимикаты в значительных накоплениях в Акмолинской, Костанайской областях. Отходы энергетических комплексов (золошлаки) в значительных количествах сосредоточены в Павлодарской области – Экибастузская ГРЭС, и в Костанайской области – отвалы Российской Троицкой ГРЭС.
В западном регионе это более 7 млн. тонн серы в Атырауской области, радиационные отходы хвостохранилища "Кошкар-Ата" в Мангистауской области. Во всех нефтедобывающих областях этого региона имеется более 5 тысяч гектар замазученных земель.
В южном регионе это фосфоросодержащие отходы в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях, отходы свинцового производства и добычи в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.
На востоке это отвалы Согринской ТЭЦ и сброс неочищенных шахтных вод в реки в Восточно-Казахстанской области.
Незабываемы и последствия испытательных ядерных полигонов в Семипалатинской и Западно-Казахстанской областях. Нередко мы испытываем и последствия от деятельности космодрома "Байконур".
По имеющимся данным, в настоящее время в республике значатся 6325 населенных пунктов, для обслуживания которых используются 4525 мест размещения отходов (полигонов). Из них узаконено 307 или 6,8% (т.е. отведены участки, получены положительные заключения санитарной и экологической гос. экспертизы, имеется разрешение на эмиссии в окружающую среду). Соответственно, не узаконено 4218 или 93.2%, (а ведь сюда ежедневно незаконно складируются отходы!).
Общее количество размещенных коммунальных отходов в республике составило 96 млн. тонн. За 9 месяцев 2009 года размещено 3,5 млн. тонн ТБО, утилизировано 93 тыс. тонн, что составляет в среднем 2% от образующихся коммунальных отходов.
Из 6325 населенных пунктов в республике охватываются услугами предприятий по сбору и вывозу отходов, лишь 1558 или 25%, а оставшиеся 4767 или 75% населенных пунктов оставлены без обслуживания. Указанные факты являются одной из причин образования стихийных свалок, хаотичного и несанкционированного накопления отходов в населенных пунктах, в общественных местах, ежегодных затрат из местного бюджета на борьбу со стихийными образованиями и.т.д.
Важность создания и развития системы вторичного обращения отходов, изложена в книге Нурсултана Абишевича Назарбаева "Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку".
"Для Казахстана крайне необходимо обеспечить оздоровление экологической обстановки, особенно в районах концентрации предприятий добывающей промышленности, металлургии и химии";
"…полное и эффективное использование вторичных сырьевых ресурсов в виде отходов и превращение их в новую потребительскую стоимость – важное направление улучшения состояния окружающей среды";
"… необходимо добиться комплексного использования минеральных ресурсов, что является ведущим фактором улучшения состояния окружающей среды. Технические и технологические возможности дальнейшего развития комплексного использования сырья значительны и продолжают расти. Они обеспечивают основное или полное сокращение промышленных выбросов и утилизацию отходов производства, снижение загрязнения окружающей среды, т.е. создают безотходное производство".
В Послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" Президентом Республики Казахстан отмечено, что "внедрение технологий и программ сбережения и рационального использования природных ресурсов нужно реализовать, соблюдая принципы оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов".
Исходя из этих задач, для обеспечения экологической безопасности необходимо создание эколого-экономического механизма управления и комплексной переработки отходов. В 2007 году на заседании Совета иностранных инвесторов Главой государства было дано соответствующее поручение.
Во исполнение данного поручения Министерством разработан проект Государственной программы "Экология Казахстана на 2010-2020 годы".
Целью Государственной программы является улучшение качества окружающей среды и обеспечение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.
Будут решены следующие задачи:
- снижение антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды и здоровья населения;
- сохранение и восстановление природных экосистем;
- развитие и совершенствование системы управления качеством окружающей среды.
В проект Государственной программы включены реализуемые и разрабатываемые программы:
1) Программа охраны окружающей среды на 2008-2010 годы;
2) Программа "Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы";
3) проект Программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2010-2012 годы, разработанный в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан;
4) проект Программы по оздоровлению и оказанию социальной помощи населению, пострадавшему от воздействия испытательных ядерных полигонов "Капустин Яр" и "Азгир", разработанный в соответствии с поручением Президента, данным в ходе визита в Западно-Казахстанскую область;
5) проект Программы по инновационным подходам к решению экологических проблем ВКО, разработанный в соответствии с поручением Президента, данным в ходе визита в Восточно-Казахстанскую область.
Ожидаемые результаты от реализации Программы – на слайде. Главное – это увеличение доли населения, имеющего доступ к питьевой воде, снижение выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники. Увеличение доли использования альтернативных источников энергии. Увеличение доли переработки отходов.
Один из важных механизмов реализации Программы – создание Национального центра по управлению отходами производства и потребления "Жасыл Даму". Его основная задача – реализация природоохранных мероприятий, развитие ниши предпринимательства в сфере охраны окружающей среды, внедрение экологических инноваций, создание заводов по производству технологических комплексов и экологического оборудования.
Считаю необходимым особо заострить вопрос на планировании Республиканского бюджета. Мы должны уделять внимание и образованию, и медицине, и сельскому хозяйству, и экологии тоже. Невозможно согласиться с тем, что на экологию направляется всего 0,2 % от всего бюджета. В масштабе слайда мы вынуждены были искусственно повысить столбик, изображающий экологию, что его хоть видно было.
Исходя из недостаточности бюджетного финансирования, мы значительно усилили внимание к поступающим экологическим платежам.
В 2007 году их объем составил 70,1 млрд. тенге, в том числе штрафы 44,9 млрд. тенге.
В 2008 году - 74,7 млрд.тенге, в том числе штрафы 8,5 млрд.тенге.
За 9 месяцев 2009 года общая сумма экологических платежей составила 76,5 млрд. тенге, из них штрафы 10,8 млрд. тенге. Такая тенденция позволяла надеяться, что на местах обратят больше внимание на финансирование окружающей среды. Однако этого не получилось.
В 2008 году сумма выделенных на природоохранные мероприятия средств составила 22,3 млрд. тенге или 29,9% от общего объема поступивших платежей и штрафов.
Наименьшее выделение средств приходится на Западно-Казахстанскую область, где сумма выделенных на природоохранные мероприятия средств составила 320,5 млн. тенге или 3,7% от общего объема поступивших средств по области, в Северо-Казахстанской области - 7%, в Актюбинской области – 7,5%, в Павлодарской области - 9,3% и в Карагандинской области - 14%.
За 9 месяцев 2009 года сумма выделенных акиматами средств на природоохранные мероприятия составила 13,5 млрд. тенге или всего лишь 17,7% от общей суммы поступления платежей.
Существующий экономический механизм природопользования не оказывает заметного воздействия на снижение загрязнения окружающей среды и не стимулирует инвестиции в экологию.
Использованная в 2008 году модель (базовая ставка - как среднее между регионами, с возможным повышением маслихатами до предельной) привела к межрегиональным разногласиям.
Изучая международный опыт, необходимо отметить, что функциями экологических налогов (и аналогичных инструментов) являются сбор средств именно на экологические цели, их стимулирование.
Наиболее эффективным является прямое направление собранных средств на определенные цели (earmarking).
Налоги на электричество и топливо являются "корневым" воздействием на процессы экологии, изменения климата, энергосбережения.
Центр "Жасыл Даму", используя средства Национального Фонда, будет участвовать в софинансировании различных проектов, что значительно увеличит их привлекательность для международных доноров. В настоящее время уже достигнута предварительная договоренность по привлечению средств следующих международных организаций:
займы - Фонда чистых технологий ООН – до 200 млн. долларов, Всемирного Банка – до 70 млн. долларов;
гранты - Глобального Экологического Фонда, ПРООН - до 30 млн. долларов на решение проблем стойких органических загрязнений и уменьшение выбросов в атмосферу.
Бюджетное финансирование
Средства, полученные в виде экологических платежей и штрафов, предлагается направлять непосредственно в Национальный Фонд Республики Казахстан. Затем в виде целевых трансфертов средства будут направляться в Центр "Жасыл Даму", откуда в дальнейшем будут направлены на реализацию проектов.
В среднем ежегодно планируется аккумулировать в Национальном Фонде порядка 60 млрд. тенге.
Выделение бюджетных средств будет происходить из Национального Фонда – по указу Президента РК. Непосредственное выделение средств на проекты Центра "Жасыл Даму" - по решению Республиканской бюджетной комиссии, после чего принимается постановление Правительства, утверждающее паспорт бюджетной программы. Средства будут идти целевыми трансфертами непосредственно в Центр "Жасыл Даму".
Государственно-частное партнерство (ГЧП) будет использовано как одно из основных направлений в работе по развитию экологического предпринимательства. ГЧП основывается на совместном создании и дальнейшей эксплуатации производственных активов. В основном будет применяться механизм концессии. Центр "Жасыл Даму" предоставляет технологии и оборудование, заинтересованные госорганы совместно ведут разработку ПСД, строительство производственных помещений, выделяют землю. Созданный за счет государственных средств актив становится государственной собственностью и в дальнейшем передается на условиях концессии частному инвестору на определенный срок. Частный инвестор выделяет оборотные средства, схемы маркетинга и логистики.

II. Реализация механизмов Киотского протокола
Наша страна активно участвует в международном процессе по изменению климата. В мае 1995 года Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию по изменению климата, а Киотский протокол был подписан Казахстаном в 1999 году и, как вы все помните, в марте 2009 года ратифицирован.
На международном уровне по Казахстану приняты три важных решения: Марракешское решение, которое определяет нас как страну Приложения 1 для целей Киотского Протокола; Найробийское решение – определяет базовым для Казахстана 1992 год; и Познаньское решение, где Казахстан берет на себя добровольные количественные обязательства не превышать уровня выбросов 1992 года на зачетный период 2008-2012.
На 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что ратификация Киотского Протокола открывает перед нами новые возможности в сфере развития энергоэффективных технологий, и дал поручение проработать механизмы торговли квотами в Казахстане.
Как известно действие Киотского протокола завершается в 2012 году, и сейчас все дебаты направлены на период пост-Киото, а именно 2012-2020 гг., с перспективой до 2050 г. Предполагается принятие странами Приложения 1 на себя определенных добровольных обязательств, направленных на снижение выбросов парниковых газов до 2020 г.
Евросоюз предполагает до 2020 года снизить выбросы парниковых газов на 20-30% от 1990 года, Япония на 15 % от 2005 года, Канада на 20% от 2006 года, Россия на-15%, Украина на 20% от 1990 года и по экспертной оценке возможных обязательств США на 14-18% от 2005 года.
Кроме того, Евросоюз заявил о своем намерении снизить выбросы к 2050 году на 80%. 4 ноября 2009 года в г. Барселона Казахстан заявил о своем намерении о снижении выбросов парниковых газов на 15% к 2020 году и на 25% к 2050 году от базового 1992 года.
С учетом последних поручений Главы государства по индустриализации страны, планов Стратегии 2020 и по отраслевому развитию до 2020 года планируется, что выбросы парниковых газов в Казахстане составят 275,1 млн. тонн, что составляет 85 % или дает снижение на 15 % от базового 1992 года в 2020 году и 242,7 млн.тонн СО2 или снижение на 25%.
По поручению Главы государства и по приглашению Генерального Секретаря Организаций Объединенных Наций г-на Пан Ги Муна делегация Казахстана приняла участие в работе Саммита высокого уровня по проблеме изменения климата, в работе которого также приняли участие более ста глав государств и правительств, руководители международных организаций и национальных ведомств.
Казахстан выступил с инициативой по созданию единой международной стратегии адаптации, согласно которой развитые государства могут и должны активно участвовать в реализации национальных стратегий адаптации развивающихся стран.
Как отметил Глава государства, для создания низкоуглеродной экономики Казахстана необходимо проводить форсированную индустриализацию на основе чистых технологий.
Казахстан должен встать на путь "Зеленого роста", то есть достичь экономического роста, поддерживая целостность окружающей среды, финансовые средства от реализации механизмов Киотского протокола должны поступать только на экологические проекты.
Одним из механизмов Киотского протокола является торговля выбросами парниковых газов для стран, включенных в Приложение Б Киотского протокола. Суть торговли заключается в том, что государство уже выполнившее свои обязательства и имеющее переизбыток квот может продать свои сокращения другим странам, нуждающимся в сокращении.
В последнее время в рамках этого механизма набирает популярность так называемая схема зеленых инвестиций. По этой схеме стороны имеющие сокращение выбросов, которые образовались не в результате выполнения проектов, а в результате экономического кризиса (Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия, страны восточной Европы), могут реализовать эти сокращения и полученные инвестиции должны быть направлены на экологические проекты – преимущественно в проекты по сокращению выбросов парниковых газов.
Кроме международной торговли, существует и национальная система торговли. После проведения инвентаризации парниковых газов все предприятия получают лимит на парниковые газы. Базовым годом будет 2008 год. Если предприятие к концу зачетного периода превысит лимит, то к нему будут применены штрафные санкции. В Евросоюзе штраф за одну тонну СО2 равен 100 евро.
Во избежание штрафа предприятие обращается на рынок, где может купить необходимое количество парниковых газов. Причем цена на рынке колеблется и в Евросоюзе поднималась до 30 евро за тонну СО2.
Предприятие, внедрившее низкоуглеродную технологию и добившееся сокращения выбросов парниковых газов может продать излишек на рынке. В Казахстане предполагается торговля парниковыми газами на товарной бирже, адаптированной к европейской товарной бирже.
Мы рассчитываем, что со временем казахстанские предприятия выйдут на международный уровень, где цены формирует рынок. Так, в прошлом году цена за 1 тонну СО2 для конечного потребителя = 15 евро.
При инвестиции по проектам цена одной тонны СО2 может составить 10 евро, в данном случае цена договорная и чем крупнее проект, тем выше цена тонны СО2.
При внедрении энергосберегающих и энергоэффектиных технологий расчет делают из пропорции 1 квт*ч = 1,2 кг СО2.
На данном слайде вы видите как это выглядит схематично. После инвентаризация парниковых газов от крупных природопользователей, предприятия подают заявку на получение квот, а Министерство охраны окружающей среды выдает квоты, как отмечалось ранее, базовым годом будет 2008 год.
Возникает вопрос, как быть с новыми предприятиями или предприятиями, расширяющими производство. В таком случае мы предлагаем следующую схему: Действующие предприятия получают часть квоты ПГ от государства безвозмездно, а часть покупает на рынке, новое предприятие получает часть квот также безвозмездно, но из резерва страны, а часть покупает на рынке. В Евросоюзе на рынке покупается до 30% выбросов. Данная схема более приемлема, так как заставляет предприятия более активно участвовать в торгах, происходит рыночное регулирование цены ПГ.
Казахстан является стороной Приложения 1 для целей Киотского протокола, а это означает, что у нас будут развиваться механизм совместного осуществления. Казахстанское предприятие может привлечь зарубежного инвестора из страны, также входящей в Приложение 1 Рамочной конвенции ООН. Обе стороны осуществляют проект по снижению выбросов парниковых газов на принципах софинансирования и получившиеся Единицы сокращенных выбросов (ЕСВ) делят между собой пропорционально вложенным средствам. После этого казахстанское предприятие также может продать эти ЕСВ на углеродном рынке.
На следующем слайде представлена схема прохождения проекта в Секретариате РКИК ООН. Как видите, процедура очень длительная. Сама схема очень забюрократизирована. На каждом этапе необходимо подтверждение соответствие проекта принципам снижения выбросов парниковых газов.
Как будет выглядеть это на практике. Предположим мы вкладываем бюджетные деньги и привлекаем зарубежного инвестора для реконструкции в жилищно - коммунальном хозяйстве, например реконструкция ТЭЦ. В договоре отмечаем, кто, сколько вкладывает средств и в какой пропорции делятся Единицы сокращенных выбросов.
По окончании проекта подсчитали, что за счет внедрения новой технологии количество выбросов парниковых газов сократилось на 100 тыс. тонн. Если вкладывали средства по принципу 50 на 50 , то и 100 тыс.тон СО2 делятся в такой же пропорции.
Если же проводятся мероприятия по энергоэффектиности и энергосбережению в домах, то в расчете используется ранее показанная пропорция: 1 квт*час сэкономленной энергии сокращает выбросы на 1,2 кг СО2.
Аналогично применение механизмов Киотского протокола в промышленности. Поле деятельности в данном случае неограниченно, так как наша промышленность одна из самых энергоемких. На единицу продукции у нас затрачивается энергии больше чем в любой другой стране.
По этим механизмам в мире работает большое количество предприятий. За время действия механизмов Киотского протокола, а это всего 5 лет в мире реализовывается более 1800 проектов, что дало снижение 1,670 млрд тонн СО2-экв.
В Казахстане имеется опыт применения механизмов Киотского протокола. Самый наглядный пример – это реконструкция ТЭЦ в г. Уральске. Японская компания НЕДО на свой страх и риск провела реконструкцию. Почему на свой страх и риск, а потому что Казахстан не являлся в 2006 году стороной Киотского протокола и НЕДО не получила сокращенные выбросы. Тоже самое получилось и в других проектах. Так утилизация попутного газа на месторождении Кумколь в газо-турбинной установке мощностью 40 МВт изначально считалась как проект по Киотскому протоколу, но по той же причине, что и в Уральске сокращенные выбросы ПГ не были переданы.
Но, тем не менее, в этом году уже зарегистрировано несколько десятков проектов по механизмам Киотского протокола готовых к осуществлению. По данным проектам ведутся необходимые работы и надеемся, что в ближайшем будущем мы услышим об их реализации.

-----

МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: МООС – КИОТО – ДЕПУТАТЫ
Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 ноября

Сегодня в Парламенте состоялся Правительственный час на тему "О проблемах комплексной переработки отходов. Реализация механизмов Киотского протокола". После доклада министра охраны окружающей среды Нургали Ащимова и его ответов на депутатские вопросы, а также выступления руководителя НПО "Табигат" Мэлса Елеусизова Правительственный час вкратце подытожил вице-спикер Мажилиса Сергей Дьяченко (тезисы):
1. Проблемы отходов
В Экологическом кодексе (принят в 2007 году), большое внимание депутатов было уделено вопросам образования и хранения отходов.
Плата за эмиссии в окружающую среду теперь взимается не за образование отходов, а за их размещение. В связи с этим хранение отходов крайне невыгодно для предприятий.
И определенные результаты это уже дало. Например, до этого ежегодно увеличивающийся объем складируемой серы в районе деятельности компании Тенгизшевройл, начал постепенно снижаться. Объем накопленной и складированной серы уменьшился, несмотря на то, что добыча нефти продолжается.
На наш взгляд, совершенствуя экологическое законодательство, необходимо сделать еще один шаг – перейти к нормированию всего объема накопленных отходов в местах их размещения, что стимулировало бы владельцев полигонов заниматься переработкой отходов.
2. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата
(Подписан Казахстаном в 1999 году, ратифицирован в марте 2009 года, в Казахстане вступил в силу 17 сентября).
Мажилис еще в третьем созыве провел Парламентские слушания по обсуждению вопросов ратификации Киотского протокола. В марте этого года Республика ратифицировала Киотский протокол, в июле был принят Закон "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", сейчас на рассмотрении Мажилиса Парламента находится проект Закона "Об энергосбережении".
Основной целью такого развития законодательства является создание низкоуглеродной экономики, что в конечном итоге должно привести к значительному снижению выбросов парниковых газов, улучшению экологической обстановки в стране.
Ратификация Киотского протокола, который рассматривается и как возможность получения инвестиций в экономику Казахстана, открывает перед нашей страной новые возможности в сфере развития энергосберегающих технологий, что позволит привлечь до одного миллиарда долларов США инвестиций. При этом энергетика будет обеспечивать основные объемы снижения выбросов парниковых газов за счет реализации инновационных проектов по повышению энергосбережения и энергоэффективности, вовлечению в энергобаланс страны возобновляемых энергетических ресурсов.
Для успешной реализации тех проектов по механизмам Киотского протокола, которые уже регистрируются Вашим министерством, несомненно, требуется внедрение системы торговли квотами. Нормами Экологического кодекса предусмотрена возможность заключения договоров о торговле квотами.
Необходимо продолжить реформирование законодательства в области охраны окружающей среды, в энергетической сфере, налоговой, торговой, финансовой в развитие соответствующих механизмов торговли.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Президент Казахстана принял участие в саммите Евразийского экономического сообщества 30.11.2009
Селекторное совещание в правительстве 30.11.2009
Взаимополезный диалог 30.11.2009
В Западном Казахстане побывал первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" 30.11.2009
Предсказамус нострадал 30.11.2009
Суды Казахстана должны перейти от карательного правосудия к восстановительному 30.11.2009
"Проект поворота сибирских рек на юг имеет большое значение для Казахстана" 30.11.2009
Поздравление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с праздником Курбан айт 27.11.2009
Верховный муфтий и глава русской православной церкви Казахстана поздравили мусульман с праздником Курбан-айт 27.11.2009
Следуя традициям духовности 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz