Пресс-служба Сената Парламента РК, 22 января
Сегодня Председатель Сената Парламента РК К Токаев в рамках рабочей поездки в Акмолинскую область встретился с идеологическим активом региона. Характеризуя социально-экономическую ситуацию в Казахстане, спикер Сената отметил, что несмотря на беспрецедентный финансово-экономический кризис в стране сохранена стабильность национальной экономики, не допущено ухудшения жизни людей. - Реализация Антикризисной программы Правительства и Дорожной карты, которая оправдала себя и подтвердила в период кризиса свою эффективность, позволила завершить 2009 год пусть с небольшим, но все же ростом ВВП, - сказал К. Токаев. - Казахстан, благодаря политической воле Главы государства, его стратегическому видению, вышел из кризиса закаленным и более опытным государством. В глубоко аналитическом, насыщенном цифрами и фактическим материалом выступлении председателя Сената подчеркнуто, что существенную роль сыграли скоординированные действия Парламента и Правительства, позволившие в максимально короткие сроки принять законы, которые обеспечили своевременное создание регулирующих механизмов оперативного решения проблем оздоровления экономики и совершенствования системы социальной защиты населения в условиях финансово-экономического кризиса. - Показательно, что наше государство продолжает принимать необходимые меры по улучшению благосостояния казахстанцев. Социальная сфера в Казахстане сегодня выглядит лучше, чем в целом ряде стран, в том числе входящих в Европейский Союз. На этом государство, разумеется, не собирается останавливаться. Оказание социальной поддержки населению - это приоритетная задача, находящаяся под контролем Президента, - подчеркнул он. Касаясь положения в Акмолинской области, которая дает государству почти четверть производимого в стране зерна и десятую часть мяса, молока и яиц, Касым-Жомарт Токаев констатировал, что данный регион вносит весомый вклад в развитие экономики страны. Эффективная реализация антикризисных мер и Дорожной карты, отмечено в выступлении, предопределены, прежде всего, трудом всех жителей региона, а также профессионально грамотным, умелым взаимодействием местных представительных органов, филиала правящей партии "Нур Отан" под руководством акима области Рау А. П. Вместе с тем, в выступлении спикера конкретно определены и проблемы, над которыми региону предстоит работать. Это вопросы хранения зерна и его экспорта за рубеж, зависимость внутреннего рынка от импортных продуктов питания, модернизация предприятий, оснащение инновационным технологическим оборудованием, переход к международным стандартам качества и создание эффективно работающей системы заготовки сельскохозяйственной продукции. - Основным лозунгом 2010 года должно стать инновационное развитие, повышение уровня жизни и стабильность в обществе. Главная задача года - это успешный старт реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития, - сказал К. Токаев. Касаясь председательства Казахстана в ОБСЕ, спикер Сената отметил, что наша страна рассматривает это как хорошую возможность придать "новый импульс" взаимодействию стран-участниц этой организации по широкому кругу вопросов обеспечения безопасности, экономического сотрудничества, защиты окружающей среды, развития гуманитарных связей и укрепления демократических ценностей. Как крупное событие года он оценил вступление в Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. По мнению К. Токаева, создание Таможенного Союза, а затем на его базе Единого экономического пространства – это по сути качественно новый поворот во внешнеполитической стратегии Казахстана, направленной на реальное развитие интеграции в интересах народа нашей страны. Не за горами – создание Евразийского Союза, провидческую идею которого Президент выдвинул еще в 1994 году. Завершая выступление, председатель Сената определил новые задачи, решение которых в тесном взаимодействии всех ветвей власти и партии власти обеспечит текущее и долгосрочное развитие Казахстана. - Партия "Нур Отан" должна стать партией слова и дела, партией, оперативно откликающейся на все потребности народа. Партия и бюрократия должны стать несовместимыми понятиями, подчеркнул спикер. По его мнению, главные задачи - это подготовка экономики к восстановлению после глобального кризиса, обеспечение ее устойчивости путем ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры, создание конкурентоспособного человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев, обеспечение населения базовыми социальными и жилищно-коммунальными услугами, сохранение и укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений. - Мы имеем все возможности не только достойно преодолеть кризис, но и дать толчок новому росту, выйти на новый вектор развития страны и обеспечить рост экономики и благосостояния граждан, - сказал К. Токаев в завершение встречи с идеологическим активом региона. В ходе визита Председатель Сената посетил промышленные предприятия и социально-культурные объекты области и г.Кокшетау.
* * *
ҚР Парламенті Сенатының Төрағасы Қ.К.ТОҚАЕВТЫҢ Көкшетау қаласында сөйлеген сөзі Выступление Председателя Сената Парламента РК ТОКАЕВА К.К. в г. Кокшетау
Уважаемый Альберт Павлович! Құрметті бүгінгі кездесуге қатысушылар! Еліміз үшін аса маңызды оқиғаларға толы жаңа 2010 – шы жылдың басында, әлеуметтік экономикалық дамуында бірқатар сүбелі нәтижелерге қол жеткізген астаналық облыстың орталығы, Қазақстанның әсем қалаларының бірі Көкшетауда сіздермен кездесіп отырғаныма қуаныштымын. Жаңа жыл біз үшін мемлекет өміріндегі тарихи кезеңмен тікелей байланысты. Айтар болсақ, биылғы жыл Қазақстанның Еуропадағы қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымына төрағалық етуімен басталды. Жалпы бұл оқиға біздің ел үшін бүкіл дүние жүзілік деңгейдегі үлкен абырой және қазақ халқының тарихындағы бірегей жағдай. Бізге үлкен жауапкершілік пен сенім жүктеп отырған осы жоғары мәртебелі қызметті атқарудағы еліміздің ұстанымы мен алға қойған міндеттерін Президентіміз Нұрсұлтан Назарбаев арнайы үндеуінде нақты айқындады. Дүниежүзіндегі бейбітшілік пен тұрақтылықты нығайтудағы ерен қайраткерлігі мен қарымды үлесі, Қазақстан Республикасы Президентін халықаралық қауымдастықта әлемдік деңгейдегі ұлы саясаткер ретінде мойындатты. 1-ші қаңтардан бастап Беларусь және Ресеймен бірлесіп құрған Кедендік одақтың негізінде Бірыңғай экономикалық кеңістікті қалыптастыруға байланысты іс-шараларды іске асыруға кірістік. Сондай-ақ үстіміздегі жыл төл Конституциямыздың 15 жылдығы және Ұлы Жеңістің 65 жылдығы сияқты айтулы мерекелі оқиғалармен де ерекшеленеді. Биыл Елбасы бастамашылық жасаған экономиканы қарқынды индустрияландырудың бес жылдық жоспары қолға алынды. Осы маңызды оқиғалар тұсында еліміз қандай жетістіктерге қол жеткізді, алдымызда не күтіп тұр? Өзекті әрі күрделі мәселелерді оңтайлы шешуге байланысты елімізде, оның ішінде Парламентте қандай игі шаралар атқарылды? Жыл басы өткенді саралап, болашақты болжайтын қолайлы сәт екені сөзсіз, сондықтан, бүгін сіздермен осы мәселелер жайында ақпаратпен бөліссем деп едім. Уважаемые участники сегодняшней встречи! Мы с вами встречались в 2007 году. Время проходит быстро, наслаиваются друг на друга события, а с ними появляются и проблемы. Без трудностей жизнь не существует. Отрадно, что несмотря на беспрецедентный финансово-экономический кризис мы, народ Казахстана, сумели сохранить стабильность национальной экономики, не допустили ухудшения жизни людей. Казахстан, благодаря политической воле Главы государства, его стратегическому видению, вышел из кризиса, можно сказать, закаленным и более опытным государством. В своем Послании "Через кризис к обновлению и развитию" Президент Нурсултан Назарбаев определил основные задачи не только по преодолению последствий кризиса, но и подготовке к экономическому росту. При этом было заявлено: главными приоритетами социально-экономической политики государства неизменно остаются социальное благополучие народа и развитие национальной экономики посткризисных условиях. Реализация Антикризисной программы Правительства и Дорожной карты позволила Казахстану завершить 2009 год пусть с небольшим, но все же ростом ВВП в 1 процент. При этом объемы инвестиций в основной капитал, являющиеся движущей силой экономического роста, по данным Правительства, выросли на 2,1 процента. На фоне впечатляющих показателей докризисного периода это,может быть, и мало, но положение дел в Казахстане следует рассматривать в контексте ситуации в мировой экономике. Многие страны с гораздо большим опытом развития пока не могут преодолеть кризисное цунами. Вопрос не в самовосхвалении, а в правильном сравнительном анализе тенденций развития мировой экономики. Как она поведет себя в будущем – на этот счет имеются разные предположения. Поэтому здесь не должно быть самодовольства, почивания на лаврах, нужно поддерживать хорошую форму, чтобы во всеоружии встретить любой поворот в мировой конъюнктуре. Это касается всех сотрудников исполнительной власти, руководителей представительных органов. В сравнении с 2008 годом выросли объемы производства в ряде промышленных отраслей, высокие индексы роста продемонстрировал аграрный сектор, где объем валовой продукции сельского хозяйства благодаря хорошему урожаю увеличился на 13,8 процентов. Постепенно восстанавливается строительный сектор. В результате вмешательства государства в процесс кредитования строительных компаний и рефинансирования ипотечных займов стабилизирована ситуация на рынке недвижимости, в основном решены проблемы более 30 тысяч дольщиков. На фоне восстановления реального сектора наблюдается улучшение ситуации в банковской сфере. Сократился внешний долг, выросли активы Национального фонда и золотовалютные резервы страны, ощутимо увеличились вклады населения в банках, что говорит о росте доверия населения банковской системе. Происходит рост реальных доходов населения, заработной платы, социальных выплат. Самое главное – в Казахстане не только предотвращен всплеск безработицы, но и достигнуто существенное снижение ее уровня, который в декабре 2009 года составил 6,2 процента. Успешные показатели во многом предопределены тем, что была своевременно создана вся необходимая правовая основа, решены организационные и финансовые вопросы, касающиеся антикризисной программы. Существенную роль сыграли скоординированные действия Парламента и Правительства, позволившие в максимально короткие сроки принять законы, которые предусматривают оперативное решение возникших проблем. Можно сказать, что Парламент и Правительство работали в унисон, что в условиях кризиса критически важно. Несколько слов о работе Сената. Верхней палатой рассмотрено свыше 130 законопроектов, из них 121 принят в качестве закона и направлен на подпись Президенту страны. Сегодня в портфеле Сената находятся 90 законопроектов. Сенат Парламента, кроме законопроектов, рассматривает вопросы, относящиеся к исключительному и самостоятельному ведению Палаты. В 2009 году Сенат по представлению Главы государства рассмотрел кандидатуры на назначение Генеральным прокурором и Председателем КНБ, депутаты Сената избрали Председателя Верховного Суда, рассмотрели вопросы об освобождении и избрании ряда судей Верховного Суда. За минувший год сенаторы направили 169 депутатских запросов, адресованных руководителям государственных органов. В течение года в Сенате дважды выступил Премьер-Министр с разъяснениями основных положений законопроектов о республиканском бюджете и о среднесрочной политике Правительства в социально-экономической сфере. Депутаты Сената активно участвуют в деятельности НДП "Нур Отан", два сенатора являются членами бюро правящей партии, шесть сенаторов входят в ее Политсовет. Партия "Нур Отан" уже показала себя как авторитетная общественно-политическая организация, которая в состоянии сплотить общество перед лицом новых вызовов. Народ возлагает большие надежды на нашу партию, и это накладывает на нас дополнительную ответственность. Мы отдаем себе отчет в том, что всем парторганизациям следует активизировать свою деятельность, причем не для отчета перед вышестоящими инстанциями, а по существу, для решения конкретных вопросов на благо интересов народа. Партия "Нур Отан" должна стать партией слова и дела, партией, оперативно откликающейся на все потребности народа. Партия и бюрократия должны стать несовместимыми понятиями. Для повышения эффективности и обеспечения системности взаимодействия Сената Парламента с маслихатами действует консультативно-совещательный орган - Совет по взаимодействию с местными представительными органами. Кроме того, в Сенате работает депутатская группа "Өңір" ("Регион"), основной деятельностью которой является разъяснение и пропаганда государственной политики, инициатив Президента страны в сфере развития регионов, местного самоуправления и совершенствования национального законодательства. Говоря о создании правовой основы для осуществления антикризисных мер, надо отметить принятие законов, предусматривающих введение механизма оперативного оздоровления деятельности проблемных банков и ужесточение мер административной и уголовной ответственности за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности. Принятые Парламентом законы предусматривают внедрение и развитие в стране новых инструментов финансирования. Среди них - новые Налоговый и Бюджетный кодексы и целый блок законов, направленных на оказание социальной поддержки отдельным категориям населения, совершенствование сферы социальных услуг, предоставление адресной помощи, улучшение положения безработных граждан. Показательно, что наше государство продолжает принимать необходимые меры по улучшению благосостояния казахстанцев: повышается зарплата бюджетным работникам, увеличиваются размеры пенсий, государственных пособий, в том числе по уходу за ребенком и единовременные выплаты по рождению ребенка. Выделены дополнительные образовательные гранты для студентов ВУЗов. В 2010 году доля расходов, ассигнованных на социальную сферу, в общем объеме расходов бюджета составляет свыше 40 процентов. Для сравнения: в 2008 году – 26 процентов, а в 2009 году – 39. Социальная сфера в Казахстане выглядит лучше, чем в целом ряде стран, в том числе входящих в Европейский Союз. С учетом возможного изменения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках уточнены и приняты законы "О республиканском бюджете на 2009-2011 годы и на 2010-2012 годы". Надо отметить, что республиканский бюджет 2010-2012 годов является по своему характеру и содержанию социально-ориентированным. С 1 января текущего и 2011 года предусмотрено повышение пенсионных выплат на 25 и 30 процентов соответственно. С начала текущего года произведено: увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий в среднем на 9 процентов; повышение ежемесячных пособий по уходу за ребенком и единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка с 30 до 50 минимальных расчетных показателей. Кроме того, с этого года предусмотрена выплата нового вида пособия родителям и опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер, которого приравнен к минимальной заработной плате. В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в бюджете предусмотрены средства на оплату льготного проезда ветеранов и инвалидов Отечественной войны и выплату им единовременной материальной помощи. С 2010 года будут увеличены специальные государственные пособия Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней до 130 МРП, Героям Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны - до 70 МРП. На этом государство, разумеется, не собирается останавливаться. Оказание социальной поддержки населению – это приоритетная задача, находящаяся под контролем Президента. Уважаемые коллеги! Особая роль в решении стоящих перед страной задач отводится регионам страны, в том числе и Акмолинской области, которая славится не только своими уникальными природно-климатическими условиями. Ваша область является крупнейшим аграрно-промышленным регионом нашего государства и занимает одно из ведущих мест по производству сельскохозяйственной продукции в стране. В прошлом году в Казахстане собран второй рекордный урожай за последние пять лет - 23 млн.тонн зерна. При этом акмолинцами собрано 5,7 млн. тонн зерновых, что в 1,7 раза больше показателя 2008 года. Депутаты Сената рады за вас и благодарны вам. Одна из основных задач акмолинцев – это обеспечение продовольственного пояса столицы. В этих рамках реализовано 26 проектов на 15,6 млрд. тенге. Уместно отметить успешное развитие животноводства в регионе: построены 2 откормочные площадки, увеличено производство продукции птицеводства. Проведена модернизация действующих производств и запущена новая птицефабрика на 365 тыс. голов, в результате – производство яиц в прошлом году возросло на 50 процентов, что позволяет почти полностью обеспечить потребность и столицы и области. Ваш регион вносит весомый вклад в развитие экономики страны. Область дает почти четверть производимого в стране зерна и является одним из основных его экспортеров. Фактически здесь производится десятая часть производимого в стране мяса, молока и яиц. Динамичному развитию отрасли в значительной степени способствовали постоянная государственная поддержка и законодательное обеспечение, что позволило направить масштабные инвестиции в аграрный сектор. В период с 2000 по 2009 годы расходы республиканского бюджета на развитие агропромышленного комплекса составили почти 790 млрд.тенге, а местных бюджетов – около 250 млрд.тенге. Из них почти 110 млрд.тенге были выделены в виде субсидий. Это огромные цифры, с одной стороны, демонстрирующие потенциал Казахстана, с другой – большое внимание к развитию области и АПК в целом. В Законе Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2010-2012 годы" предусмотрено дальнейшее повышение расходов на развитие АПК. В текущем году предусмотрены средства в размере более 246 млрд.тенге, в 2011 году – около 262 млрд.тенге и почти столько же в 2012 году. Эти средства выделяются на обеспечение продовольственной безопасности, строительство групповых водопроводов, на решение проблем лесного и рыбного хозяйства. В Парламенте рассматриваются проекты законов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны, развитие племенного животноводства, обеспечение прозрачности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, регулирование производства и оборота биотоплива. В конце прошлого года в Сенате состоялись парламентские слушания по индустриализации АПК и эффективному использованию бюджетных средств. По их итогам приняты соответствующие рекомендации Правительству, министерствам и ведомствам, акимам и маслихатам областей. На слушаниях впервые был представлен проект Программы развития агропромышленного комплекса страны на 2010-2014 годы, реализация которой позволит обеспечить продовольственную независимость внутреннего рынка путем увеличения валовой добавленной стоимости АПК не менее чем на 16 процентов и повысить экспортный потенциал отрасли в общем объеме экспорта до 8 процентов. Казахстан имеет большие перспективы по производству продовольственных товаров. Производство пшеницы на душу населения позволило стране выйти на 1-е место в мире по этому показателю. Спрос на казахстанское зерно возрастает с каждым годом, а география его экспорта уже охватывает 44 страны ближнего и дальнего зарубежья. В то же время сейчас остро стоят вопросы хранения зерна и его экспорта за рубеж. Правительство интенсивно занимается этими проблемами, разработаны планы, имеются подвижки, но это задача долговременного характера. Еще одна проблема - зависимость внутреннего рынка от импортных продуктов питания. Поэтому Президент поручил Правительству в ближайшие годы решить следующие задачи: ускорить процесс модернизации предприятий современным технологическим оборудованием, осуществить переход предприятий на международные стандарты качества и создать эффективно работающую систему заготовки сельскохозяйственной продукции, пересмотреть порядок представления субсидий сельхозпроизводителям. Нужно усиливать конкурентную способность АПК. Это задача по своей сущности стратегическая. Уважаемые участники! Ключевая роль в реализации Государственной программы индустриализации отводится местной власти. Президент не раз отмечал, что акимы регионов лучше знают ситуацию на местах, и у них имеются все полномочия, а главное – ресурсы и соответствующий инструментарий для проведения политики индустриализации. Поэтому акимы всех уровней должны стать основными проводниками индустриальной программы. Промышленный потенциал Акмолинской области представлен предприятиями горнодобывающей, химической промышленности, производства пищевых продуктов, стройиндустрии, машиностроения и цветной металлургии, которые производят около 20 процентов валового регионального продукта. По запасам и разнообразию полезных ископаемых, подземных ресурсов территория области является одной из богатейших в Казахстане. Известно, что в 2009 году в регионе введены в эксплуатацию 12 индустриальных проектов на 17, 7 млрд. тенге, 22 проекта на 248 млрд. тенге находятся в стадии реализации. За этими цифрами стоит напряженный труд тружеников области, государственных служащих, депутатов маслихатов и предпринимателей. Нужно сказать и об эффективной реализации Дорожной карты в Акмолинской области. Итоги работы по этой программе говорят сами за себя: создано 7 300 рабочих мест, к социальной работе привлечены более 4 тыс. безработных, к молодежной практике - 1700 специалистов, 3,5 тысячи человек прошли курсы повышения квалификации или освоили новые специальности. Произведен капитальный ремонт 44 объектов ЖКХ и 90 социальных объектов, восстановлено 5 учреждений культуры в сельской местности. Считаю необходимым отметить, что успехи области во многом обеспечены умелым руководством Акима области Альберта Павловича Рау. Ему удалось мобилизовать организационные, людские и материальные ресурсы региона для выполнения задач по реализации стратегического курса Главы государства. Однако планы по диверсификации экономики не будут реализованы без частного предпринимательства. Бизнес нужно поддерживать на всех уровнях власти, не гоняться за ним в поисках личной наживы, не "прессовать" предпринимателей, что, откровенно говоря, имеет место не только в вашем регионе, но и в других областях, а оценивать их работу как большой вклад в строительство нашей государственности. Стратегическая задача – это наращивание общей массы среднего класса. Без национальной буржуазии не будет ни процветания, ни благополучия. Государство, лично Президент немало сделали для создания благоприятных налоговых, инвестиционных условий для деятельности бизнеса. Предусмотрены новые преференции. В целях повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства и контроля при снижении административной нагрузки на бизнес в законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам частного предпринимательства, введен единый порядок проведения проверок со стороны почти всех органов, обеспечены упорядочение и оптимизация форм контроля за деятельностью субъектов предпринимательства. Внесены поправки в законодательство по вопросам государственных закупок, направленные на стимулирование внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий путем ориентирования государственных закупок преимущественно на казахстанских поставщиков. Как отмечал Глава государства, Казахстан должен стать лучшей в центрально-азиатском регионе бизнес-площадкой с мощным многопрофильным предпринимательским сектором. В этой связи особое внимание надо уделить эффективности работы СПК, которые должны найти свое место в развитии экономики региона, популяризировать потенциал области, заниматься формированием бизнес-проектов. Инновационное развитие влечет за собой эффективное регулирование государства. Летом прошлого года Парламентом страны внесены изменения и дополнения в Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности", позволяющие стимулировать повышение активности инноваторов, производить финансирование инновационных проектов, направленных на развитие отечественного производства. Это должно способствовать расширению круга субъектов инновационной деятельности, осуществляющих разработку, внедрение отечественных инноваций и приобретение прогрессивных технологий при соответствующей поддержке государства. Повторюсь: сегодня главная задача местных органов – всесторонне поддерживать и развивать частный бизнес, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей, переходить к созданию новых производств, поощрять предпринимательскую инициативу. Форсированная индустриализация страны должна базироваться на новой технологической базе, на инновациях в технологии и управлении. Для этого акимам рука об руку с маслихатами нужно активно включиться в развитие инновационных процессов, задействовать научно-технический потенциал региона. В этих условиях основными показателями эффективности вашей работы будут объемы привлекаемых инвестиций, конечно же, прямых иностранных инвестиций, количество созданных новых производств и внедренных инновационных разработок, рост экспорта продукции и объем казахстанского содержания во внутреннем производстве. Акимату вместе с партактивом "Нур Отан" следует активно заниматься вопросами сдерживания неоправданного роста тарифов, на услуги населению, внимательно следить за динамикой роста цен на потребительские товары, контролировать этот процесс. Уважаемые друзья! С 1 января 2010 года Казахстан приступил к выполнению высокой международной миссии – председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это событие исторического значения, подтвердившее международный авторитет нашего государства и статус президента Нурсултана Назарбаева как выдающегося политика. Именно с его именем связаны не только крупные успехи в строительстве казахской государственности, но и такие исключительно важные процессы на мировой арене, как ядерное разоружение, экономическая интеграция, меры доверия и безопасность, толерантность и межконфессиональный диалог. Наша страна рассматривает предстоящее председательство как хорошую возможность придать новый импульс взаимодействию стран-участниц этой организации по широкому кругу вопросов обеспечения безопасности, экономического сотрудничества, защиты окружающей среды, развития гуманитарных связей и укрепления демократических ценностей. Потенциал и авторитет ОБСЕ, уникальной по своему географическому измерению и политическому мандату организации, остаются незыблемыми. Будучи крупным евразийским государством, Казахстан, безусловно, привнесет новые позитивные моменты в деятельность ОБСЕ. В своем видеообращении на инаугурационном заседании Постоянного совета ОБСЕ Президент Нурсултан Назарбаев, излагая приоритеты казахстанского председательства в этой Организации, подчеркнул, что нашим девизом будут: доверие друг к другу, традиции или приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ, максимальная открытость в международных отношениях, свободных от "двойных стандартов" и "разделительных линий", толерантность, другими словами, укрепление межкультурного и межцивилизационного диалога, приобретающего в современном мире все большую значимость. Выступление Главы государства получило широкий международный резонанс. Примечательно, что Казахстан выступил с идеей о проведении саммита ОБСЕ, не проводившегося с 1999 года. Сейчас эта инициатива активно обсуждается в штаб-квартире ОБСЕ, а также государствами-членами организации и получает предварительную поддержку. Мы считаем, что назрела необходимость обсуждения на высшем уровне самых насущных вопросов современности, а их немало и они общеизвестны. Крупным событием 2010 года также является вступление в Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. С 1 июля текущего года вступит в силу Таможенный кодекс Таможенного союза и между тремя странами не будет осуществляться таможенное оформление. Это в первую очередь открывает большие возможности для казахстанских компаний увеличить свой рынок сбыта. Но при этом отечественным производителям предстоит вынуждены конкурировать с партнерами по таможенному Союзу и повышать качество своих товаров и услуг. Создание Таможенного Союза, а затем на его базе – Единого экономического пространства – это, по сути, качественно новый поворот во внешнеполитической стратегии Казахстана, стратегии, направленной на реальное развитие интеграции в интересах народа нашей страны. Не за горами – создание Евразийского Союза, идею создания которого Президент выдвинул еще в 1994 году, и она оказалась провидческой. В прошедшем году в целом успешно решены все поставленные Президентом задачи. Теперь в повестке дня стоит вопрос обеспечения стабильного посткризисного развития страны. Основным лозунгом 2010 года должно стать инновационное развитие, повышение уровня жизни казахстанцев, стабильность в обществе. Главная задача года - это успешный старт реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сейчас создаются штабы по контролю над ходом выполнения инвестиционных проектов, в задачи которых входят оперативное решение вопросов на всех этапах, снятие административных барьеров. В 2010 году предстоит завершить 145 проектов на сумму более 800 млрд. тенге. Это масштабная, если не сказать грандиозная программа. По программе Дорожная карта в нынешнем году намечена реализация трех тысяч инвестиционных проектов. На их финансирование предполагается направить из республиканского бюджета 82 миллиарда тенге, софинансирование из местных бюджетов составит 43,2 миллиарда тенге. Планируется создание 130 тыс. рабочих мест на ремонтных работах. Кроме того, на создание социальных рабочих мест и организацию молодежной практики будет направлено 6,3 млрд. тенге, за счет которых будет создано 52,7 тысячи временных рабочих мест. На переподготовку кадров предполагается израсходовать 8 млрд. тенге с охватом около 67 тыс. человек. В целом нам надо принять меры по обеспечению текущего и долгосрочного развития Казахстана. Здесь имеются следующие ключевые направления: первое: подготовка экономики к выходу на траекторию устойчивого роста после глобального кризиса; второе: ускорение диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры; третье: создание конкурентоспособного человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, социального благополучия казахстанцев; четвертое: обеспечение населения базовыми социальными и жилищно-коммунальными услугами; пятое: обеспечение межнационального согласия, стабильности в обществе. Таким образом, мы имеем все возможности дать толчок новому росту, выйти на новый вектор развития страны и обеспечить рост благосостояния граждан страны, а значит и ее экономики. Последствия ударов мирового кризиса продолжают ощущаться. Не случайно именно пенсионеры, выражают беспокойство в связи с повышением в регионах тарифов на некоторые виды коммунальных услуг. О задачах в этом направлении я уже сказал. Добавлю: это очень важная задача. В то же время перед нами стоят новые задачи, решение которых потребует взаимодействия всех ветвей власти, мобилизации наших творческих сил и большой организаторской работы. Развитие приоритетных отраслей должно обеспечить в 2020 году рост валового внутреннего продукта почти на 50 процентов. Это означает, что будут созданы условия для дальнейшего улучшения качества жизни народа Казахстана. Огромная ответственность за будущее Казахстана его развитие в посткризисный период лежит на правящей партии "Нур Отан". Это общая задача власти, поэтому необходима синхронизация действий всех заинтересованных сторон – исполнительных, представительных и партийных органов. Думаю, это у нас получится. Потому что именно таким образом формирует данную задачу Глава государства. Құрметті достар! Қазақстан үшін әлемдік дағдарыс – қиындықтарды еңсерумен қатар халықаралық сахнада еліміздің тұғырын одан әрі нығайтудағы тағы бір үлкен міндет жүктейді. Дағдарысты еңсеріп қана қоймай, ел экономикасын дамытудың жаңа бағытына жол ашып, халықтың әл-ауқатын әрі қарай жақсартуға жұмыла жұмыс істеу керек. Мемлекет Басшысы атап өткендей, бүгінгі таңдағы түйінді мәселелерді тиімді шеше алуымыз – тұтастай алғанда мемлекетіміздің қарышты дамуы жолындағы күрделі сын. Біз бұл сынақтан абыроймен өтіп, дамудың жаңа кезеңінде, қол жеткізген жетістіктерімізді еселей түсетініміз сөзсіз. Біздің алдымызда көптеген күрделі мәселелер шешуін күтіп тұр. Олар билік тармақтарының тығыз ықпалдастықта қызмет атқаруын және барша күш-жігер мен зор ұйымдастырушылық жұмысты талап етеді. Ақмола облысының тұрғындары Мемлекет басшысының стратегиялық бағытын қамтамасыз етуде алда тұрған мақсаттарды ойдағыдай орындап, Қазақстанның жарқын болашағы үшін елеулі үлес қосатынына кәміл сенемін. Ден қойып тыңдағандарыңызға рахмет! Альберт Павлович Рау бастаған облыс басшылығы мен мәслихат депутаттарына, сондай-ақ, бүкіл Ақмола өңірі еңбеккерлеріне жаңа табыстар тілеймін! |