Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 22 февраля
Казахстанские власти радикально меняют курс в управлении нефтегазовой отраслью - основе экономики Казахстана. Власти намерены в ближайшем будущем перевести нефтяную отрасль в режим управления административными рычагами. Казахстан предложит операторам СРП оценить новый налоговый кодекс, и до 1 апреля 2010 года Министерство финансов РК внесет предложения по переоформлению ряда действующих СРП (соглашение о разделе продукции) в "национальный" режим налогообложения недропользователей, введенный с 1 января. Принимаемый в настоящее время парламентом страны очередной Закон РК "О недрах и недропользовании" (17 февраля его приняла нижняя палата парламента - мажилис) лишний раз подтверждает стремление властей сделать предпоследний шаг к прямой национализации активов иностранных инвесторов по венесуэльско-боливийской схеме в крупнейших нефтяных проектах на территории страны.
Адресат известен
В первую очередь это касается Карачаганакского проекта, но в будущем перевод на "национальный налоговый режим" может коснуться и Кашагана. Нельзя исключить и Тенгиз, хотя тенгизский контракт основан не на основе условий СРП, а на модернизированном концессионном договоре "Tax-royalty" (налоги роялти). Впрочем, тенгизский контракт также основан на стабильности условий налогообложения.
В двух проектах Кашаган и Тенгиз позиции принимающего государства заметно слабее, но вряд ли это остановит власти в попытке произвести радикальный поворот. Законодательные основания и условия для перевода на "национальные рельсы" для этого уже созданы. Поле для новых налоговых условий и нового режима недропользования обширное.
В Казахстане подписаны и действуют более 500 контрактов по недропользованию, хотя СРП и схожих с ним - по типу Тенгизского концессионного договора - не так уж и много. Едва наберется десяток проектов с особыми режимами в виде СРП, концессионных договоров и совместных предприятий (СП). Большинство компаний-недропользователей и так работают в национальном режиме. Адресность нового закона очевидна.
Золоченая пилюля
Высокопоставленные чиновники Министерства финансов РК, Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство энергетики и минеральных ресурсов пытаются уверить, что по ряду контрактов СРП инвесторам выгоднее добывать нефть в "национальном" режиме. Все это делается по прямому поручению президента РК Нурсултана Назарбаева.
Казахстан с 1 января т.г. отказался в своей налоговой политике от стабилизации налоговых режимов по контрактам на недропользование, и многие инвесторы уже оценивают для себя последствия таких нововведений. Власти сильно сомневались в законности заключения некоторых контрактов с недропользователями, которые сами же некогда подписывали. "Мы провели анализ ранее заключенных СРП, есть определенные вопросы к самому оформлению договоров, законности заключения отдельных контрактов", - заявил глава налогового комитета Минфина Республики Казахстан Даулет Ергожин.
До 1 апреля будут внесены предложения по переоформлению ранее заключенных СРП на контракты в рамках действующей в Казахстане общей системы налогообложения нефтяной отрасли. С 1 января 2010 года в стране действует новый национальный режим для недропользователей. Формально договоры СРП, заключенные в рамках международных сделок, защищены - подразумевается стабильность налогового режима для СРП по крупнейшим месторождениям - Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. Даулет Ергожин отметил: "Если посчитать математически, по отдельным контрактам, действующим в рамках СРП, уже выгодно работать на текущем законодательстве". Выглядит как попытка позолотить пилюлю, так как, согласившись на отмену, стабильность условий своей деятельности взамен на более мягкие условия налогообложения, инвестор становится незащищенным от любого произвола властей. Ставки по налогам в "национальном режиме" в отличие от "международного СРП" могут быть подняты, буквально, в любой момент. Через год или день.
Переход на ручное управление
Новый Закон РК "О недрах и недропользовании" критически оценен юристами нефтегазовой отрасли Казахстана. Новый закон заменит прежний, а также Закон РК "О нефти", и фактически отменяет режим контрактов о Соглашении о разделе Продукции. Более того, само понятие контракта, как такового, отменяется по этому проекту. Вместо всевозможных контрактов, лицензий, концессий и всему подобному, правительство намерено довести до передачи прав на разведку и передачи прав на добычу или контрактов арендного содержания и контрактов сервисного содержания.
Как сообщила известный казахстанский юрист Ольга Ченцова из юридической компании, в ходе обсуждения этого проекта заместитель министра финансов прямо заявил, что "теперь контрактов нет, теперь все просто-просто". Теперь по этому новому проекту компания-инвестор, которая захочет заняться нефтяным бизнесом в Казахстане, должна соответствовать трем критериям: прежде всего предложить наибольшую сумму Подписного бонуса (разовую выплату при поручении прав на недропользование), наибольшую сумму социальных отчислений в местные бюджеты в регионе, где намерена работать, и наибольший уровень казахстанского содержания. Проще говоря, предпочтение будет дано той компании, которая предложит первоначально наибольшую сумму. Впрочем, в дальнейшем инвестор постоянно будет находиться под управлением Министерства энергетики и минеральных ресурсов.
Компания может открыть месторождение, рискуя своим собственным капиталом в результате реализации "прав на разведку", но теперь это не значит, что инвестор получит приоритет на добычу открытого ей месторождения. Ей могут в этом отказать. И не понятно, будут ли ей компенсировать расходы. Отменяется арбитраж по спорным вопросам, инвестор может только обратиться в суд. Как едко отметили юристы, "МЭМР развязал себе руки"- "что хочу, то и ворочу".
Более того, согласно статье 12 проекта, Правительство дает себе право на преимущество покупки добытого сырья по ценам, которые устанавливает само. То есть добывающая компания лишается права устанавливать цены на добытое им сырье. Компания в любое время может быть лишена прав на разведку и добычу после трех предупреждений со стороны Правительства, и если компания не нарушает ничего, но это требуется в быстро меняющихся интересах государства.
По мнению декана юрфака Казахстанского Национального Университета имени Аль-Фараби Даулета Байдельдинова, данное положение будет способствовать росту коррупции и открывает возможность махинаций с письменными уведомлениями у служащих компетентных органов. Тенденция политики "ползучей национализации- экспроприации" не является чем-то особенным. Это мировая тенденция, которая стала заметна в Казахстане с усилением роли государства и Национальной нефтяной компании "КазМунайГаз" |