Сергей Козлов, "НП", 19 февраля
Несмотря на то, что на дворе уже вторая половина февраля, итоги года, ушедшего в историю полтора месяца тому назад, продолжают и продолжают подводить. Один из самых впечатляющих результатов этого 2009 года озвучил на днях председатель Счетного комитета страны Омархан Оксибаев. Данное ведомство вообще отличается особой известностью, так как является, по сути, единственным у нас относительно независимым "счетоводом" народных денег. И каждый раз, как оно начинает более-менее аккуратно их, народные деньги, считать, сразу же становится страшновато.
Дело в том, что деньги считать у нас, кроме Счетного комитета, больше, выходит, никто не хочет. Во всяком случае, когда эти деньги нужно на что-нибудь потратить. Скажем, на грандиозный "имиджевый" проект или презентацию, либо строительство, к примеру, какой-нибудь триумфальной арки. И по-прежнему, по словам г-на Оксибаева, отсутствует система проверки, оценки тех или иных запросов или требований о финансировании целых статей расходов.
То же самое относится к требованиям "на местах". Все хотят отщипнуть от республиканского бюджета как можно больше. Это естественно. Но насколько эти желания соотносятся с реальными нуждами той или иной области, никто, как оказывается, до сих пор сказать не может.
К примеру, почти восемьдесят процентов наших областей и регионов регулярно просят субвенции. Из них, регионов и областей, больше половины, то есть до семидесяти процентов дохода формируют за счет субвенций именно из республиканского бюджета. Но никто не знает, насколько эти требования регионов обоснованны, насколько они реально оценивают свой экономический потенциал.
Как говорит глава Счетного комитета:
- Ни один уполномоченный орган сегодня в государстве не проверяет этот вопрос, и никто не оценивает, никто не мониторит и не анализирует.
Любопытно, правда? Никто не считает, сколько же в реальности необходимо денег регионам? Попросили - нате вам. А, к примеру, Министерство экономики и бюджетного планирования в достоверности представляемых бюджетных заявок и предоставляемой из областей информации, мягко говоря, не уверено, потому как цифры эти не контролирует.
Что получается в результате? Что вообще может получиться, если плохо считать деньги? Ну, например, сегодня получается следующее: по предварительным сведениям, шестьдесят миллиардов тенге бюджетных денег остались в прошлом году неосвоенными. Попросили, а потратить не сумели. Есть мнение, что такая ситуация во многом сложилась и потому, что в последнее время усилился контроль за "непрофильными тратами", а, проще говоря, "закосить" бюджетные деньги стало сложнее. Боязно.
А вот чиновники называют причины такого недочета весьма деликатно и обтекаемо. Мол, это проблемы планирования, формирования бюджетной заявки, совершенствования бюджетного механизма и т.п. И добавляют: уполномоченный правительством орган в лице Министерства экономики и бюджетного планирования основывает свои оценки только на тех расчетах, которые ему предоставляют. Этот орган практически не владеет какой-либо функцией перепроверки, доизучения этих цифр и информации, берет за основу только предоставленные цифры. И нет у нас другого такого уполномоченного органа.
И в результате по республике складывается такая ситуация: регионы приносят в центр свои расчеты регионального развития, собираемости доходов без каких-либо уточнений, и из всего этого в центре формируется региональная субвенция. И деньги в результате тратятся абы как.
Как гласит старая поговорка: дай политику свободу рук и ты найдешь их в своих карманах. В данном случае - дай кому-то свободу просить из бюджета, а кому-то - свободу давать. И не проверять - а на что? И повторяется это каждый год. |