Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 февраля
Правительственный час на тему: "Налоговое и таможенное администрирование в таможенном союзе" прошел сегодня в Мажилисе Парламента РК под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова. С докладом выступил и ответил на депутатские вопросы Министр финансов Республики Казахстан Болат Жамишев (тезисы): Основными новеллами Таможенного кодекса таможенного союза являются: - введение понятия "единая таможенная территория таможенного союза"; - создание единых условий транзита; - отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории сторон и выпущенными на территории сторон для свободного обращения иностранными товарами; - взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов при таможенном транзите; - введение института уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощениями (сейчас такого института у нас нет); - упразднение лицензирования и введение реестров по лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела. В части непосредственно администрирования будут определены и согласованы единые формы таможенного контроля с применением системы управления рисками и общие подходы по их применению на единой таможенной территории. Административный ресурс таможенных органов будет сосредоточен на проведении выборочного таможенного контроля, то есть ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Касательно создания благоприятных условий для ведения торговли и развития бизнеса в целом Таможенным кодексом устанавливается ряд упрощений и послаблений. Упразднен институт лицензирования деятельности в сфере таможенного дела. Соответственно, исключена необходимость по уплате лицензионного сбора, размер которого в настоящее время варьируется в среднем от 5000 до 19000 евро. Соответственно, напрямую снизится финансовая нагрузка на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность. С отменой оформления во взаимной торговле в этом направлении также снизятся издержки бизнеса. Например, сегодня в Казахстане расходы по временному хранению товаров и транспортных средств на СВХ ориентировочно составляют от 2 тысяч до 10 тысяч тенге в сутки (к примеру, хранение легковых автомобилей составляет 1450 тенге). При взаимной торговле также отпадет необходимость в оплате услуги таможенных брокеров. Здесь оформление документа контроля доставки на казахстанско-российской границе в среднем составляет 3000 тенге, оформление одной ГТД от 12000 до 22000 тенге. При этом сумма затрат могла расти с учетом стоимости дополнительных листов к декларации. Соответственно, с введением кодекса таможенного союза при взаимной торговле бизнес не будет нести данные издержки. Наряду с фискальными выгодами для бизнеса также снижается и административная нагрузка, так как количество подаваемых деклараций в торговле с Россией и Беларусью исчисляется до 150 тысяч в год. В связи с отменой лицензирования контроль над деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, планируется проводить путем включения в соответствующие реестры. При этом предусматривается децентрализация функций по включению в реестр определенных видов деятельности на территориальный уровень, то есть иногородним заявителям не нужно будет обращаться в центральный аппарат и нести расходы на поездку. Сам проект кодекса был рассмотрен и всесторонне обсужден с бизнес-сообществом в лице различных ассоциаций, а также с госорганами. Проект Таможенного кодекса таможенного союза размещен на официальном сайте Министерства финансов. Поскольку между государствами-участниками таможенного союза отменяется оформление, с 1 июля текущего года таможенные органы, в частности, говоря о том, что с 1 июля отменяется оформление, следует сказать, что в Таможенном кодексе есть норма, которая предполагает введение отмены таможенного оформления на российско-казахстанской границе по решению Межгоссовета. То есть в данном случае, говоря о 1 июле, я имею в виду предложение о том, чтобы это решение было принято с 1 июля текущего года. Таможенные органы не смогут взимать косвенные налоги на импорт во взаимной торговле, поэтому данная функция передается налоговым органам. Отмечу, что при импорте товаров из третьих стран администрирование, взимание НДС и акцизов по-прежнему будет осуществляться таможенниками. Соответствующее международное соглашение по принципам взимания косвенных налогов при экспорте и импорте в таможенном союзе подписано и ратифицировано сторонами в прошлом году. Это существенно меняет порядок уплаты и администрирования важного для страны доходного источника. Поступления НДС на импорт на товары из России и Беларуси составили по итогам прошлого года 135 миллиардов тенге, при этом треть импорта Казахстана приходится на долю этих стран. В реализацию данного соглашения по взиманию косвенных налогов сторонами подписаны следующие три документа: - Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров; - Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой; - Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Данные документы подлежат ратификации и являются неотъемлемыми частями данного соглашения, которые будут определять конкретные меры взимания косвенных налогов налоговыми органами в условиях отсутствия контроля на внутренних границах. На уровне руководителей налоговых служб был также подписан Протокол обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами. При этом порядок взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в особые (свободные) экономические зоны государств-участников таможенного союза будет урегулирован отдельным международным договором. До введения в действие таможенного союза косвенные налоги при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан уплачивались непосредственно на таможенной границе Республики Казахстан. С введением в действие упомянутого соглашения данные налоги при ввозе товаров из Российской Федерации и Республики Беларусь должны быть уплачены не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Данная норма в целом должна благоприятно отразиться на ведении бизнеса, поскольку, таким образом, налогоплательщику-импортеру предоставляется возможность исполнить свои обязательства по уплате косвенных налогов без отвлечения оборотных средств сроком от 20 до 50 дней. Практически это автоматическая отсрочка платежа. В период с 1 июля 2010 года по 1 июля 2011 года при пересечении границы Республики Казахстан таможенными органами в on-line режиме (через центр оперативного управления) будут передаваться в налоговые органы аналогично документу контроля за доставкой (ДКД), где указываются сведения об импортере, экспортере, транспортном средстве, товаре, а также отсканированные документы (товаросопроводительные документы, счета-фактуры и так далее). Налоговые органы в случае непредставления налогоплательщиком налогового заявления по косвенным налогам при импорте будут осуществлять камеральный контроль (обследования, налоговые проверки), в том числе при необходимости проводить мероприятия совместно с правоохранительными органами. Одним из вариантов противодействия в отношении недобросовестных налогоплательщиков при пересечении ими таможенной границы будет являться сверка с базой данных бездействующих налогоплательщиков. В случае установления импортеров, состоящих в списке бездействующих, информация будет оперативно передаваться в налоговые и правоохранительные органы для проведения соответствующих мероприятий. Добросовестность импортера также будет обеспечиваться информированием со стороны его контрагента-экспортера, поскольку здесь подтверждением вывоза для российского экспортера будет являться заявление казахстанского импортера об уплате НДС. Это будет обеспечено посредством информационного взаимодействия между налоговыми органами сторон. С 1 июля 2011 года после внедрения информационного обмена с уполномоченными органами, владеющими сведениями о пересечении товаров (грузов) через границу Республики Казахстан, в случае, если экспортеры Республики Беларусь или Российской Федерации не получили заявления, то информация об этом направляется ими в налоговые органы Республики Беларусь и Российской Федерации, которые информируют налоговые органы Казахстана о ввозе импортером товаров и неуплате косвенных налогов посредством информационной системы. Кроме того, в целях обеспечения эффективного взаимодействия будут созданы налоговые представители Республики Казахстан в городах Москве и Минске. Также в настоящее время ведется работа по определению других мер по администрированию косвенных налогов при импорте товаров и по профилактике уклонения от налогообложения. В настоящее время налоговые органы ведут работу по определению перечня уполномоченных органов и предоставляемой ими информации в рамках информационного взаимодействия. Таким образом, введение Таможенного кодекса и Соглашения по косвенным налогам: - устранит административные барьеры при транзите товаров внутри таможенного союза; - обеспечит свободный доступ товаров при ведении взаимной торговли внутри таможенного союза; - снизит фискальную и административную нагрузку на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на таможенной территории таможенного союза, и в целом упростит таможенные процедуры при таможенном оформлении и контроле.
------
МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – МНЕНИЕ ДЕПУТАТОВ Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 февраля
На состоявшемся сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Правительственном часе на тему "Налоговое и таможенное администрирование в таможенном союзе" после докладов министра финансов Болата Жамишева и вице-министра индустрии и торговли Жанар Айтжановой выступила председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова:
Хотелось бы еще раз отметить актуальность темы налогового и таможенного администрирования в условиях вхождения Казахстана в таможенный союз, потому что именно по этим вопросам наш комитет получает очень много писем. В условиях вхождения Казахстана в таможенный союз повышенный интерес граждан Республики Казахстан к этим вопросам естественен. Данный интеграционный процесс затрагивает интересы всех, и государственных органов, и предпринимателей, и импортеров, и экспортеров, и, в конечном счете, всех потребителей, то есть интересы каждого казахстанца. Хотелось бы акцентировать внимание на некоторых наиболее актуальных вопросах, которые сейчас вызывают повышенный интерес в обществе, по поводу которых мы получаем большое количество писем. Первое. Вопрос о взимании косвенного налога при торговле в СЭЗах. На сегодня не согласованным, к сожалению, остается протокол о взимании косвенного налога при торговле в свободных экономических зонах. У участников таможенного союза разный подход к данному вопросу. Этот вопрос в условиях таможенного союза, для Казахстана имеет важное значение. На территории Казахстана на законодательном уровне для СЭЗ предусмотрены налоговые и таможенные преференции. Поэтому необходимо учесть интересы казахстанских СЭЗ и не допустить ухудшения их положения, так как если этого не сделать, то не будут выполнены все поручения Главы государства по СЭЗам, данные им в своем послании народу Казахстана. Вопрос, касающийся нефтяных пошлин. По этому вопросу с первых дней существования таможенного союза возникли трения между Россией и Белоруссией. Отношения Казахстана и России также не обошлись без проблем, когда российская таможня потребовала уплаты 100 процентов экспортной пошлины на нефть, поставляемой в страны таможенного союза, что привело к приостановке экспорта нефти из России в Казахстан. Ведь таможенные пошлины образуют солидную долю доходов в бюджете каждого из этих государств. Например, в России они составляют около 52 процентов от всех доходов государства. В Казахстане со вступлением в таможенный союз также ожидаются потери таможенных поступлений в бюджет, которые могут составить около 75 миллиардов тенге, по предварительным данным. Как вы понимаете, мы не можем допустить уменьшения доходной части бюджета, особенно сейчас. Следовательно, необходим поиск альтернативных источников пополнения бюджета за счет других резервов. Возможно, Министерству финансов необходимо будет пересмотреть существующее налоговое и таможенное администрирование, поднять его на более качественный уровень, сделать его более понимаемым для граждан Республики Казахстан. Следующее. Вопрос конкурентоспособности бизнеса в условиях единой таможенной территории. Очевидно, что рынок таможенного союза будет принадлежать тем, кто является на этот момент наиболее конкурентоспособным. Отсюда и возникает вполне закономерный вопрос: а не приведет ли создание таможенного союза к росту в Казахстане доли товаров из этих стран, и не ударит ли он в целом по нашим товаропроизводителям? Наши предприятия, которые окажутся неконкурентоспособными, будут проигрывать в новых условиях. При этом пострадают именно товаропроизводители, так как они еще, к сожалению, не готовы к открытой конкуренции с российскими и белорусскими производителями, а не те, кто занимается куплей-продажей (вот для них наоборот - это является дополнительным подспорьем). В этих условиях помимо защитных пошлин необходимо предусмотреть и другие реальные меры поддержки на период развития этих предприятий, обеспечения условий для достижения конкурентоспособного уровня. С принятием единого таможенного тарифа средний уровень таможенных пошлин в Казахстане повысился с 5 до 10,6 процента. Вся тарифная политика союза основана на ставках Российской Федерации, которые всегда носили защитный характер экономики России. Торговый баланс с Россией и Беларусью в совокупности, как уже было отмечено Жанар Сейдахметовной, составляет порядка 30 процента внешнеэкономического бюджета Казахстана. При активной торговой политике этот баланс в течение ближайших двух-трех лет может возрасти до 35-40 процентов. Остальной товарооборот составит около 60 процентов, что, естественно (это законы экономики), приведет к повышению цен. При этом Казахстан будет применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение трех-пятигодичного переходного периода. Подобные льготы, безусловно, являются полезными для тех предпринимателей, которые входят в эти 400 перечисленных товаров, а что делать остальным предпринимателям? Предприниматели уже сейчас жалуются на то, что цены на их издержки начинают расти. Производственные процессы у этих предприятий, которые будут адаптироваться к новым условиям, будут меняться в основном в долгосрочной перспективе, то есть требуют определенного периода, но до этого периода вопросы с ценообразованием будут наиболее актуальны. Сейчас, естественно, нам придется мириться с ростом цен, хотя Жанар Сейдахметовна сказала, что этого не произойдет, но опять-таки все законы экономики… Мы только провозглашаем рост пенсий, зарплат, люди их еще не получили, но цены уже отреагировали на это. Точно так же это весьма проблематично, что цены на эти товары не будут меняться. В первом периоде, когда вопросы не будут до конца урегулированы, они, естественно, будут меняться. Поэтому Правительству следует сейчас уже принять все необходимые превентивные меры по недопущению роста цен на товары на продовольственном рынке и товары первой необходимости. Необходимо при формировании единого экономического пространства установить единые правила как в антимонопольном регулировании, так и в государственной поддержке, субсидировании, государственных закупках со всеми тремя государствами. В противном случае все социальные обязательства, которые выполнило государство перед населением, к сожалению, окажутся нулевыми. Вопрос о внутренних проблемах в условиях единой таможенной территории. Многие торговые компании в продовольственной и автомобильной сфере уже сейчас жалуются на задержки с установлением их ассортиментной и ценовой политики на 2010 год. Эта неопределенность с правилами и ценами на завоз груза вынуждает многие компании приостанавливать ввоз этих товаров. При этом проблема, связанная с таможенными пошлинами на ввоз в Казахстан подержанных автомобилей, вызвала наибольшую реакцию со стороны населения. На сегодня новые пошлины касаются только юридических лиц, и они вдвое превышают стоимость подержанного автомобиля. Причиной такого заметного роста являются, к сожалению, не только таможенные пошлины, которые россияне ввели для поддержки своего автопрома, но и неинформированность населения об этом. Размер пошлин на товары и автомобили, ввозимые физическими лицами, будет урегулирован до 1 июля 2010 года, то есть с момента вступления в силу единого Таможенного кодекса. Однако уже сейчас из-за неинформированности населения предприятия, которые воспользовались этими незнанием, уже искусственно повысили цены на многие виды товаров. Возможно, таможенным органам необходимо было своевременно через средства массовой информации провести (сейчас тем более это актуально) разъяснительную работу с населением, опубликовать в печатных изданиях информацию с указанием действующих и планируемых к введению ставок таможенных пошлин, порядка применения налогового администрирования в условиях единого таможенного союза. Вопрос, касающийся опасений проникновения на нашу территорию контрабандного товара, что очень волнует и Российскую Федерацию. Данный вопрос не менее серьезный, касается он открытия границ внутри таможенного союза, а вместе с ним и опасения на рост нелегального контрабандного товарооборота являются обоснованными. Поэтому, Министерство финансов должно предпринять конкретные меры по усилению борьбы с притоком контрабандного товара и не допустить образования на границе Казахстана каких-либо "серых зон". Вопрос введения в действие таможенного кодекса. Об этом уже много говорилось. К сожалению, мы сами этого таможенного кодекса единого таможенного союза еще не видели. Хочется надеяться, что он будет отвечать всем требованиям и действительно в ближайшие годы принесет рост Казахстана на 20 миллиардов тенге, как это было оказано. Но хотелось бы, чтобы вы дали это нам заранее. Те вопросы, по которым, может быть, в переговорном процессе будет очень трудно договариваться, мы своими парламентскими силами сможем вам помочь, потому что (я еще раз говорю) от этого зависит реализация той весьма правильной, конструктивной идеи о создании таможенного союза, которая была в свое время внесена нашим Президентом, и то, как мы вступим в ВТО, что особенно характерно. Поэтому очень просим, чтобы мы с вами работали согласованно, не на горячих графиках, а чтобы мы заранее могли ознакомиться с данным документом. * * * По завершении ответов докладчиков на вопросы парламентариев заключительным словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса Жаныбек Карибжанов, который отметил, что высказанные депутатами предложения и замечания будут направлены в Правительство в виде Рекомендаций. |