Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 февраля
В настоящее время расширение влияния общества на государство является необходимым элементом демократизации и одной из форм влияния наряду с участием граждан в избирательном процессе признается лоббирование проектов законов. Об этом говорилось сегодня на презентации законопроекта "О лоббировании" в Комитете Мажилиса законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Жакипом Асановым, законопроект представил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. В практике зарубежных стран институт лоббирования давно считается общепризнанным и необходимым элементом общественного воздействия на государственную власть. Институт лоббирования законов позволяет учитывать инициативы и интересы боле широких слоев населения. И вовлекает граждан, различные социальные группы, общественные объединения в процесс разработки необходимых обществу законов. Формирование законодательства о лоббировании развивает положения Конституции Республики Казахстан о праве граждан участвовать в управлении делами государства. В этой связи, данный законопроект, по мнению его разработчиков, придал бы процессу взаимодействия общества и власти современный, демократичный и правовой характер, обуславливая возможность воздействия в процессе законопроектной работы на законодательную ветвь власти различными группами граждан, образующими объединения юридических лиц. Законопроектом устанавливается право объединений юридических лиц участвовать в разработке законопроектов после прохождения государственной регистрации в уполномоченном органе, устанавливаются формы осуществления лоббистской деятельности, необходимость предоставления ежегодной отчетности, а также регламентируются другие вопросы, связанные с осуществлением лоббистской деятельности. *** Проект Закона РК "О лоббировании" поступил в Мажилис Парламента 10 января 2010 года. Законопроект направлен на исполнение поручений Президента Республики Казахстан, данных на Антикоррупционном форуме 6 ноября 2008 года. Вместе с основным законопроектом поступили и сопутствующие поправки. В соответствии с ними предусматривается установление административной ответственности за нарушение законодательства о лоббировании, определение уполномоченных органов по рассмотрению данных правонарушений, а также установление компетенции уполномоченного органа по государственной регистрации субъектов лоббистской деятельности. * * * Решено продолжить обсуждение законопроекта и сопутствующих поправок в рамках рабочей группы.
-----
МАЖИЛИС: поступивший законопроект является очередной попыткой законодательного регламентирования лоббизма - Рахмет Мукашев
Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 февраля
Недавно поступивший законопроект является очередной попыткой законодательного регламентирования лоббизма. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев на презентации правительственного законопроекта "О лоббировании", представленного депутатам вице-министром юстиции Дулатом Кусдавлетовым. Открывая заседание Комитета, Рахмет Мукашев сказал: "Сегодня мы проводим презентацию проектов Законов Республики Казахстан "О лоббировании" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лоббирования". На вопрос, что же такое лоббизм, сложно дать однозначный ответ. В современном обществе существует множество различных объединений людей, стремящихся довести свои требования до власти. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия этих организованных групп на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Само понятие лоббизма неоднозначно оценивается общественным сознанием, так как воспринимается в легальном и так называемом "теневом" смысле. Если говорить о втором содержании, то лоббизм приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям "блат", "протекционизм", "подкуп" в чьих-либо корыстных интересах в ущерб, прежде всего, общественным интересам. В мировой практике лоббизм воспринимается неоднозначно. В Италии он не признается, во Франции лоббистская деятельность прямо запрещена, хотя с 80-х годов прошлого века интерес к легитимному лоббированию интересов среди законодателей проявляется все больше. В США лоббизм существует с 1876 года, когда был принят первый закон, согласно которому все лица, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента. В 1946 году США приняли специальный закон о регулировании лоббизма, действие которого распространялось только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США. В настоящее время в США происходит ужесточение законодательства о лоббизме. В Канаде закон о лоббировании принят в 1988 году и считается более либеральным, чем американские законы. В Великобритании лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов. Эти нормативные акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не заинтересованных групп давления. В Германии единый федеральный закон о лоббизме отсутствует, однако имеется целый ряд документов, регулирующих лоббистскую деятельность. К таким документам относятся "Единое положение о федеральных министерствах", "Регламент деятельности бундестага", "Кодекс поведения члена бундестага", "Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге". Следует отметить, что попытки законодательного регулирования лоббистской деятельности в нашей стране предпринимались и ранее. В июле 1999 года Правительством был инициирован проект Закона "О лоббировании законодательных актов", основной идеей которого было регулирование вопросов лоббирования гражданами и юридическими лицами своих интересов при подготовке и рассмотрении законодательных актов. Действие закона должно было распространяться на депутатов Парламента и государственных служащих, которые признавались уполномоченными должностными лицами, при этом лоббистская деятельность могла быть осуществлена как в Парламенте, так и в Правительстве. При рассмотрении законопроекта Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе посчитал, что проект закона не отвечает социально-политическим требованиям того периода. Не были ясно и четко определены цели и задачи закона, следствием чего явилось расплывчатость политической и правовой основы законопроекта. Не были конкретизированы механизмы, формы и методы воздействия лоббистской организации на депутатов Парламента. Все эти моменты привели к отклонению законопроекта. Недавно поступивший законопроект является очередной попыткой законодательного регламентирования лоббизма. Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с лоббистской деятельностью. Лоббизм, по проекту закона, -это деятельность по представлению и продвижению своих интересов, в процессе участия в законотворческой работе. Предполагается, что такая деятельность будет осуществляться только в Парламенте, что отличается от законопроекта 1999 года. Сегодня на презентацию приглашены представители государственных органов, объединений юридических лиц -Национальной экономической палаты "Союз "Атамекен", Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана, Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Евразийской промышленной ассоциации, Союза промышленников вторичной металлургии, Ассоциации финансистов Казахстана. Я уверен и надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет прояснить все интересующие вопросы, что в конечном итоге, положительно отразится на законопроекте. Желаю всем плодотворной работы". * * * После речи председателя Комитета и ответов вице-министра на вопросы депутатов Р. Халмурадова, А. Соловьевой, В. Нехорошева, С. Ибрагимова, В. Доскалова, Г. Исимбаевой, Ж. Асанова, Р. Сарпекова, Н. Турецкого, О. Киколенко, З. Балиевой, Л. Хочиевой и М. Тиникеева, предложившего отклонить правительственный законопроект, решено продолжить обсуждение на следующем заседании рабочей группы. |