АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Канат Кульшманов/
Сегодня на заседании Правительства РК членами Кабинета министров единогласно принята программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. "Я думаю, что программа достаточно проработана со всеми. Но один из ключевых вопросов - потом ее быстро реализовать. Не только красиво написать, но и быстро привести в жизнь", - сказал Премьер-Министр Карим Масимов. Как отметил министр индустрии и торговли Асет Исекешев, в рамках реализации программы Казахстан к 2014 году должен достичь следующих результатов: рост ВВП - на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда - на 50% в обрабатывающем секторе и на 100% - в отдельных секторах экономики, доведение доли несырьевого экспорта до 40%, снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года, а также увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих. Проект программы будет внесен на рассмотрение Главе государства.
-----
Госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию РК будет главным стратегическим документом в сфере экономики на ближайшие 5 лет АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Расул Бахамов/
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК будет главным стратегическим документом в сфере экономики на ближайшие 5 лет. Такое заявление сделал министр индустрии и торговли Асет Исекешев в понедельник на заседании Правительства РК. Он отметил, что новая система госпланирования предусматривает жесткую иерархию и оптимизацию всех программ стратегических документов нашей страны. Для реализации ГПФИИР будут утверждены отраслевые программы развития. Они, согласно графику, до конца марта будут вынесены для обсуждены на заседании Правительства, сообщил министр. По его словам, основой при разработке отраслевых являются 23 мастер-плана, которые позволили выявить оптимальные технологии производства продукции, потенциальные рынки сбыта и уровень конкуренции, а также возможность участия малого и среднего бизнеса, необходимые инструменты и меры поддержки. А.Исекешев акцентировал внимание участников заседания на том, что новый экономический курс требует новых подходов к разработке региональных программ. Они должны быть максимально ориентированы на бизнес-модель. "Акиматам нужно изучить конкурентные преимущества своих регионов", - высказал пожелание региональным руководителям министр индустрии и торговли РК. Напомним, что сегодня на заседании Правительства принята Государственная программа по форсированному индустриально- инновационному развитию на 2010-2014 годы.
-----
Правительство РК одобрило законопроект о науке АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Серик Сабеков/
Правительство РК одобрило законопроект РК о науке, представленный министром образования и науки Жансеитом Туймебаевым сегодня на заседании Правительства. По его словам, законопроект направлен на совершенствование системы управления и финансирования науки, усиление роли ученых и науки, продвижение коммерциализации результатов научных исследований, повышение качества и результативности научных исследований, социальное обеспечение научных работников. Выслушав министра, глава Правительства Карим Масимов поручил своей канцелярии подготовить документы и внести ему на подпись, а затем законопроект отправится на рассмотрение в Парламент. "Жансеит Кансеитович, вам придется проводить линию Правительства в Парламенте. Я думаю, что должна быть хорошая разъяснительная работа, хорошая презентация перед парламентариями для того, чтобы объяснить депутатам и научному сообществу и обществу в целом о необходимости движения данного законопроекта", - отметил К. Масимов. Также он подчеркнул, что нам нужны, в первую очередь, наука и конкретные научные результаты, которые бы признавались в мировом сообществе.
-----
В этом году начинается практическая реализация 20 проектов - председатель правления АО "ФНБ "Самрук-Казына" АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Дамир Байманов/
В этом году начинается практическая реализация 20 проектов. Об этом заявил председатель правления АО "ФНБ "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов на заседании Правительства РК во вторник, 23 февраля. "В этом году начинается практическая реализация 20 проектов. 4 проекта будут введены до конца этого года", - сказал К.Келимбетов, отметив, что в их числе - реконструкция, модернизация Таразского металлургического завода, строительство комплекса "Медеу-Шымбулак", введение в эксплуатацию Уральской ГТС. Он отметил, что в первом квартале планируется начать строительство завода по производству грузовых вагонов в Павлодаре, ГТС на Акшибулакском месторождении в Кызылорде, трансформаторных подстанций в Алматы, модернизацию нефтеперерабатывающего завода в Атырау. "Это - самые большие проекты", - пояснил К.Келимбетов. Глава АО "Самрук-Казына" рассказал, что источником финансирования проектов станут средства Эксимбанка, Госбанка развития Китая, Нацфонда и отечественных финансовых институтов. "В этой связи мы в рамках республиканского управляющего центра создали управляющий центр "Самрук-Казына", который будет отвечать за контроль всех инвестпроектов", - отметил К.Келимбетов. По его мнению, такая схема позволит увеличить эффективность мониторинга реализуемых инвестпроектов.
-----
МИТ РК предложило создать Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Расул Бахамов/
"Мы предлагаем создать на базе АО "Kaznex" Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций "Kaznex Invest", - заявил во вторник на заседании Правительства министр индустрии и торговли РК Асет Исекешев. Такое агентство можно создать по примеру Кореи, Бразилии и других стран. Агентство, по плану министерства, будет организовывать бизнес-форумы, проводить другие презентационные мероприятия по продвижению Казахстана как лучшего места для инвестиций. Предполагается создать единый интернет-портал, на котором как иностранный инвестор, так и отечественный бизнес смогут найти себе партнера. Новое агентство может также осуществлять целевой поиск крупных инвесторов со всемирно известными брендами и передовыми технологиями для реализации приоритетных проектов. Министр напомнил, что в Послании народу Казахстана Президент РК Нурсултан Назарбаев озвучил необходимость решения задач, требующих комплексной поддержки со стороны государства. В их числе - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики.
-----
В ходе разработки Карты индустриализации недостаточно был проработан вопрос реализации продукции - глава НЭП "Союз "Атамекен" АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Дамир Байманов/
Глава национально-экономической палаты (НЭП) "Союз "Атамекен" Азат Перуашев считает, что в ходе разработки Карты индустриализации недостаточно был проработан вопрос реализации продукции. Об этом он заявил в ходе заседания Правительства во вторник, 23 февраля. "На наш взгляд, в ходе разработки Карты индустриализации недостаточно был проработан вопрос реализации продукции, поскольку производить можно все что угодно, построить любой завод, но потом куда девать продукцию, что с ней делать?", - сказал он, отметив, что от этого зависит то, как заработает проект дальше. В то же время А.Перуашев отметил, что многие вопросы может снять программа поддержки экспорта и продвижения нашей продукции на внешние рынки.
-----
Госрегулирование "социально чувствительных" видов нефтепродуктов обеспечит стабильность на рынке ГСМ - глава МЭМР РК АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Расул Бахамов/
Предлагается госрегулирование розничной цены на "социально чувствительные" нефтепродукты: низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина (АИ-92 и АИ-93) и дизельное топливо, что обеспечит стабильность рынка ГСМ. Об этом сказал во вторник, 23 февраля, министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев на заседании Правительства. Министр рассказал о положениях проекта "Закона о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". По его словам, законопроект разработан в рамках реализации поручений Главы государства по стабилизации цен на рынке ГСМ в Казахстане. При этом со стороны государства не будут регулироваться оптовые цены, что позволит сохранять разумную маржу для реализаторов и не формировать большое число посредников на рынке. Министр отметил, что законопроект будет отражать реалии рынка, а также обеспечит стабильность рынка нефтепродуктов в будущем. В то же время он будет отражать динамику цен и в России, так как 40% высокооктанового бензина (АИ 92, АИ-93) в Казахстан завозится из соседней страны. Если будут происходить изменения цен на рынках, то данный законопроект будет исключать скачкообразный характер изменений, которые, по словам министра, будут плавными и незначительными, и в любом случае исключатся любые попытки создать искусственный дефицит ГСМ в отдельных регионах. Госрегулирование также позволит отсечь лишние промежуточные звенья между производителями и потребителями, что особенно актуально для социально уязвимых слоев и для сельхозпроизводителей в части, касающейся дизтоплива. В то же время МЭМР РК считает нецелесообразным формирование каких-либо льготных или сниженных цен для работников сельского хозяйства или других категорий. Работники агросектора получат такие объемы топлива, какие им требуются в регионах. С.Мынбаев также сообщил, что законопроект имеет целью поддержать стопроцентное обеспечение нефтепродуктами (бензином и дизтопливом) к 2014 году, что предусмотрено Госпрограммой форсированного индустриально-инновационного развития. В итоге, Правительство РК после обсуждения проблемы поддержало и направило в Парламент данный законопроект.
-----
Реализация программы "Дорожная карта бизнеса - 2020" - это ключевой вопрос, и на нем нужно сосредоточить всю последующую работу - Премьер РК АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Серик Сабеков/
Ключевая задача - не только сдвинуть индустриализацию, но и создать условия, чтобы частные отечественные предприятия могли вовлечься в реализацию программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. Об этом сказал Премьер-Министр РК Карим Масимов на заседании Правительства во вторник, 23 февраля. "Очень важно, чтобы наш бизнес отечественный вовлекся в реализацию этой программы. Пока, в основном, главные маяки движения (программы) - это либо государственные компании, либо крупные национальные компании, такие как "Казахмыс", крупные иностранные компании. Ключевая задача - не только сдвинуть индустриализацию, но и создать условия для того, чтобы частные наши казахстанские предприятия могли полноценно вовлечься и стать флагманом нашей индустрии в будущем", - отметил он. Вместе с тем, К.Масимов подчеркнул, что вопрос реализации программы "Дорожной карты бизнеса - 2020" - это ключевой вопрос, и на нем нужно сосредоточить всю последующую работу. "Нужно довести этот вопрос, и как только будет принята индустриальная программа, следом нужно принимать программу по развитию бизнеса, но она у нас уже практически готова", - сказал глава Правительства. Премьер РК также сообщил, что вчера на заседании Совета по экономической политике достаточно подробно был обсужден вопрос, связанный с помощью действующим предприятиям частного бизнеса. "Я думаю, что в ближайшее время мы вынесем этот документ на обсуждение", - заключил он.
-----
Каждая третья упаковка лекарственных средств, потребляемая населением страны, - казахстанского производства АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Дамир Байманов/
Каждая третья упаковка лекарственных средств, потребляемая населением страны, - казахстанского производства. Об этом заявил президент Ассоциации "Фарммединдустрия" Казахстана Серик Султанов, выступая на заседании Правительства Республики Казахстан во вторник, 23 февраля. "По итогам 2009 года, отечественными производителями произведено лекарственных средств на сумму 12,4 млрд тенге, рост составил к 2008 году 23,4%. По данным статагентства, каждая третья упаковка, потребляемая населением, является казахстанской. И сегодня мы абсолютно уверены, что каждая вторая таблетка, которая будет потребляться казахстанцами к 2014 году, будет казахстанской", - сообщил С.Султанов. По его данным, сегодня рынок фармацевтических средств в Казахстане составляет около 950 млн долларов США, из которых лекарственные средства на сумму около 450 млн долларов США закупаются государством. С.Султанов также отметил, что в Казахстане около 3% населения (170 тыс больных онкологическими заболеваниями, 165 тыс - диабетом, 52 тыс - туберкулезом и 1 тыс человек - больных гемофилией) нуждаются в дорогостоящих, оригинальных лекарствах. "На сегодня, все пять заводов, которые выпускают 90% лекарственных средств в Казахстане, строят новые модульные заводы, потому что в условиях технологического перевооружения реконструировать старые заводы просто дорого", - проинформировал С.Султанов.
-----
В рамках республиканской Карты индустриализации одобрены 97 проектов на сумму 6,4 триллиона тенге - заседание Правительства РК АСТАНА. 23 февраля. "КАЗИНФОРМ" /Серик Сабеков/
В рамках республиканской Карты индустриализации одобрены 97 проектов на сумму 6,4 триллиона тенге, что позволит создать около 64,3 тысячи рабочих мест. Об этом сообщил министр индустрии и торговли РК Асет Исекешев на заседании Правительства, во вторник 23 февраля. По его словам, в рамках региональной Карты индустриализации, где основная роль в инициировании проектов, их рассмотрения на региональных координационных советах принадлежит акиматам, одобрены 65 проектов на сумму 119,7 миллиарда тенге, что позволит создать 10,2 тысячи рабочих мест. Карта индустриализации призвана выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Напомним, что сегодня по итогам заседания Правительства РК одобрена программа по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 годы.
-----
Тезисы Министра индустрии и торговли Республики Казахстан Исекешева А.О. на заседании Правительства РК Астана, 22 февраля 2010 года
Құрметті Кәрім Қажымқанұлы! Құрметті отырысқа қатысушылар! Глава нашего государства объявил новую стратегию развития страны до 2020 года. Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Разработанная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы является первым 5-летним индустриальным планом реализации 10-летней стратегии развития нашей страны. Базисом программы стали серьезные аналитические исследования. Мы изучили все предыдущие стратегии, какие меры сработали, а какие нет и почему. Посмотрели реальную ситуацию на наших предприятиях, как на них повлияли кризисные явления, на что они способны и каковы их перспективы. Мы стремились процесс разработки этой программы сделать максимально открытым и транспарентным. Был создан Координационный совет, на котором совместно с бизнесом обсуждались основные ключевые вопросы. Проведены десятки встреч и обсуждений во всех регионах, задействовано большее количество предпринимателей, практически все отраслевые ассоциации. На сегодняшний день проект Программы доработан с учетом поручений Главы государства, согласован со всеми центральными и местными государственными органами, получил одобрение отраслевых ассоциаций, финансовых институтов и т.д. Как отметил Президент нашей страны в своем послании народу Казахстана: "индустриальное развитие - это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для развития страны". Мы должны сделать рывок. Форсированными темпами создать новую индустриальную экономику - прежде всего за счет внедрения инноваций, новых технологий. Разработанная программа предусматривает для этого изменения ряда ключевых политик, комплексную поддержку, о которых я доложу позже. Слайд 2. Система государственного планирования. Новая система государственного планирования предусматривает жесткую иерархию и оптимизацию всех программных стратегических документов нашей страны. Государственная программа по форсированному индустриальному развитию будет единственным документом такого уровня в сфере экономики на эти 5 лет. Все действующие стратегии и программы (их мы насчитали 52 документа) будут поставлены на утрату. В ее реализацию будут утверждены отраслевые программы развития. Они, согласно графика, до конца марта будут вынесены для обсуждения на заседания Правительства. Хочу отметить, что основой при разработке отраслевых программ являются 23 мастер-плана, которые позволили выявить оптимальные технологии производства продукции, потенциальные рынки сбыта и уровень конкуренции, возможность участия малого и среднего бизнеса, необходимы инструменты и меры поддержки. "Новый курс" требует новых подходов и к разработке региональных программ развития. Они должны быть максимально ориентированы на бизнес-модель. Министерство экономики и бюджетного планирования уже приступило к работе над новой методологией их разработки. Очень важна, взаимоувязка в них с отраслевыми программами, принципы кластерного развития, создание смежных производств Слайд 3. Целевые индикаторы. К 2014 году мы должны достичь следующих результатов: 1. Рост ВВП на 50% от уровня 2008 года. 2. Повышение производительности труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% в отдельных секторах экономики. 3. Доведение доли несырьевого экспорта до 40%. 4. Снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года. 5. Увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих. Слайд 4. Критерии оценки работы местных исполнительных органов. Основными реализаторами программы станут регионы, поэтому изменятся критерии оценки работы местных исполнительных органов всех уровней. Главными показателями станут: 1. Производительность труда. 2. Объем привлеченных прямых инвестиций. 3. Увеличение несырьевого экспорта. 4. Доля инновационно активных предприятий. 5. Количество новых высокопроизводительных рабочих мест. Слайд 5. Что развивать? Глава Государства озвучил 7 приоритетных направлений (развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации). Кроме этого мы предложили еще 5 (машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос). Если появятся высокопроизводительные и экспортоориентированные предприятия и в других отраслях, в будущем мы готовы расширять этот список. Однако, и в приоритетных отраслях государством будет поддерживаться не все, а только то, что соответствуют новым подходам: 1. Модернизация существующих предприятий (критерии – увеличение производительности). 2. Создание новых высокопроизводительных предприятий (80-100% производительности. Такие примеры уже есть – локомотивный завод). 3. Селективная поддержка предприятий "экономики будущего" (IT, альтернативная энергетика и др.). Слайд 6. Где развивать? Схема рационального размещения производственных мощностей Важным инструментом реализации Программы станет разрабатываемая Схема рационального размещения производственных мощностей. Она позволит, во-первых, государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения, во-вторых, обеспечить взаимоувязку реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Туда будут входить: - прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов (электроэнергия, нефть, газ, уголь); - прогнозный баланс развития минерально-сырьевой базы (руды, местные строительные материалы), водных и земельных ресурсов; - прогнозный баланс трудовых ресурсов; - уточненные планы развития трубопроводной, железнодорожной, автодорожной, морской и воздушной транспортных инфраструктур; - долгосрочные планы развития СЭЗ, Индустриальных зон. Слайд 7. Как развивать? Новые подходы к основным поддерживающим политикам. Программой предусматриваются новые подходы к основным поддерживающим политикам. На слайде мы показали 8 из них. Каждая из них очень важна, но главное – это синхронность их оказания. Слайд 8. Программы комплексной поддержки Глава государства в своем послании озвучил необходимость решения 4-х важнейших задач, требующих комплексной поддержки со стороны государства. Это: – развитие предпринимательства в регионах, - повышение производительности существующих предприятий и создание новых производств, - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики, - продвижение товаров отечественных производителей на внешние рынки. Учитывая, что политика развития предпринимательства детально обсуждалась в минувшую пятницу, разрешите более детально рассказать о других программах поддержки. Слайд 9. "Инвестиции 2020". Слайд 10-11. Первое направление - Инвестиционные преференции. Высокая конкуренция за ПИИ В условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам на международном рынке капитала в мире резко усилилась борьба за прямые иностранные инвестиции. При этом, Казахстан по привлекательности инвестиционного климата уступает многим своим конкурентам. Низкая конкурентоспособность кадров (по квалификации и стоимости), ненадлежащая инфраструктура, высокий уровень административных издержек и коррупции. Все эти факторы значительно снижают наши возможности по привлечению качественных инвестиций в экономику страны. Слайд 12. Меры государственной поддержки Поэтому, государство должно создать привлекательные меры государственной поддержки инвестиций с тем, чтобы перетянуть у стран-конкурентов потенциальные инвестиционные потоки в регион. Это фискальные, финансовые и инфраструктурные меры поддержки. В рамках Программы мы предлагаем сохранить, а в случае поддержки, и расширить инвестиционные преференции, предоставляемые в соответствии Законом "Об инвестициях". Налоговые льготы будут предоставляться на территориях СЭЗ, а также в рамках отдельных инвестиционных соглашений. Их механизм будет отработан. Вопросы софинансирования проектов будут решаться через институты развития. Сильным инструментом будет минимально гарантированный долгосрочный гос.заказ и заказ национальных компаний, который может быть предоставлен иностранным инвесторам через Комиссию по казахстанскому содержанию. Кроме того, такие меры поддержки, как обеспечение внешней инфраструктурой, субсидирование процентной ставки, частичное гарантирование кредитов могут быть предоставлены инвесторам на региональном уровне, в рамках Дорожной карты "Бизнес-2020". Слайд 13-14. Второе направление – Сервисная поддержка инвесторов. Мировой опыт Практика показывает, что создание привлекательных условий для инвестиций не является достаточным фактором для привлечения качественного и удовлетворительного объема иностранных инвестиций в государство. Уже сегодня в Министерстве ежедневно проходят по несколько встреч с иностранными компаниями, рассматривающими возможность работать в Казахстане. И к каждой компании надо найти свой подход, с каждой компанией надо отработать все интересующие ее вопросы. В мировой практике для целей поиска и сопровождения инвесторов создаются специализированные агентства по привлечению инвестиций. Такие агентства имеются в более, чем в 160-ти странах мира и они, как правило, имеют широкие полномочия и ресурсы. Главная их задача – обеспечить иностранному инвестору весь комплекс необходимых услуг по входу на местный рынок по принципу "одного окна". Слайд 15. Направления сервисной поддержки Отсутствие такого окна в Казахстане создает серьезный барьер на пути иностранного инвестора. Поэтому мы предлагаем создать на базе АО "KAZNEX" - Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций "KAZNEX INVEST" по примеру "КОТRА" в Корее, "АUSTRADE" в Австралии и "АPEX" в Бразилии. Данное агентство будет организовывать бизнес-форумы, роуд-шоу, проводить другие презентационные мероприятия по продвижению Казахстана как лучшего места для инвестиций. Будет создан единый интернет портал, на котором, как иностранный инвестор, так и отечественный бизнес смогут найти себе партнера. KAZNEX INVEST будет осуществлять и целевой поиск крупных инвесторов - ТНК со всемирно известными брендами и передовыми технологиями для реализации приоритетных проектов. Для таких инвесторов будут организованные необходимые встречи, предоставлены аналитические материалы, в целом организовано полное сопровождение, в том числе и в регионах. Слайд 16. "Производительность 2020". Слайд 17. Основные инструменты по финансированию обновления основных фондов будут переданы в регионы через реализацию программы Дорожная карта бизнеса и работу СПК. На центральном уровне меры поддержки будут заключаться в: - Внедрении управленческих технологий, таких как lean-технологий, Тойота продакшн системс и др. (соответствующая бюджетная программа уже действует); - Помощи в освоении новых видов продукции (трансферт технологий, политика казсодержания) – (средства на инновационные гранты и создание 3 КБ уже выделены, они начнут работу уже в этом году); - Софинансировании R&D разработок, проводимых самими компаниями (гранты, налоговые вычеты, опытные образцы в КБ); - Информационную поддержку предпринимателей. Слайд 18. Международный опыт показывает, что стимулирование производительности через гранты, налоговые инструменты, трансферт технологий и др. аналогичные инструменты довольно распространены (при разработке использовался и финский опыт, что соответствует поручениям Главы государства). Слайд 19. Грантовое финансирование. На сегодня в соответствии с Законом "О господдержке инновационной деятельности" существуют 4 вида грантов – на разработку ТЭО инновационного проекта, патентование за рубежом, проведение ОКР, приобретение технологий. В настоящее время мы рассматриваем возможность расширения линейки грантов (подготовка кадров, возмещение затрат по освоению новых видов продукции, старт-ап). При этом будет также усовершенствована система распределения грантов (привлечение представителей предпринимательства, объединений, депутатов). Слайд 20. Важное место в системе повышения производительности займут конструкторские бюро. Они будут исполнять роль интегрирующего звена между крупными потребителями машиностроительной продукции и ее отечественными производителями. Таким образом, деятельность КБ будет направлена на повышение эффективности таких компаний, как КТЖ, ГМГ, Казахмыс, Казцинк и др. через предоставление более производительной и дешевой продукции, а также на загрузку и прибыльность машзаводов, повышение их технического уровня. Средства КБ будут направлять на возвратной основе на приобретение необходимой для производства востребованной продукции документации, техподготовку производств, сертификацию и т.п. Слайд 21. Еще один элемент инновационной инфраструктуры – технопарки. Мы надеемся придать ему новый смысл. Технопарки должны стать центром притяжения всех инновационных идей в регионах, перестать бизнес-центрами и стать технологическими инкубаторами, в которых будут оказываться консалтинговые, лабораторные и иные услуги. Средства на это также в этом году предусмотрены. Дополнительно, через Национальный инновационный фонд предполагается создать специализированный венчурный фонд, ориентированный на реализацию идей, рожденных в технопарках. Таким образом, заложена комплексная система содействия повышению производительности через механизмы инновационной поддержки предприятий. Этот год станет пилотным, в течение которого мы выявим дополнительные возможности для повышения эффективности данной системы. Слайд 22. "Экспорт 2020". Слайд 23-24. Первое направление "Сервисная поддержка экспорта" Страны, выстраивающие инфраструктуру поддержки своего экспорта, в первую очередь, создают специализированные организации по продвижению экспорта. В 119 странах мира функционируют Национальные организации содействия экспорту. Примерами являются: японская JETRO, корейская KOTRA, британская UKTI, малазийская MATRADE, австралийская AUSTRADE и тд. Согласно исследованию Всемирного Банка создание подобных организаций - наиболее эффективный и распространенный инструмент поддержки экспорта и за последние 20 лет число таких организаций удвоилось. Такие организации финансируются за счет государственного бюджета и объем финансирования, согласно данным Всемирного банка, составляет в среднем 0,11% от объема экспорта страны. Слайд 25. "Инструменты сервисной поддержки экспорта" За последние два года проведена работа с более 800 компаниями по созданию базы экспортеров и компаний с экспортным потенциалом. В сфере экспорта несырьевой продукции работает порядка 350 компаний, из которых ежегодно стабильно экспортируют 260 предприятий, которым оказываются следующие конкретные инструменты сервисной поддержки: - аналитическая поддержка, для определения потенциальных рынков сбыта и позиционирования конкретной казахстанской продукции на внешних рынках; - поиск партнеров покупателей, в рамках таких мероприятий как Торговые миссии за рубежом, Встреч "Продавцов и Покупателей"; - расчеты логистики оптимальных экспортных маршрутов с предоставлением информации о процедурах таможенного оформления, страхования грузов и подготовки товаросопроводительных документов; И т.д. Результатом этой работы явилось то, что в 2009 году при выделенном бюджете в размере $2 млн. при непосредственном содействии KAZNEX заключено экспортных контрактов на сумму $120,0 млн. по таким товарам как - стеклопластиковые трубы, металлоконструкции, филе судака, сантехническая продукция, текстиль и др. Слайд 26-27. Второе направление "Гранты экспортерам. Мировой опыт" Подавляющее большинство стран, поддерживающих свой экспорт и даже страны с развитой и диверсифицированной структурой экспорта, широко и агрессивно применяют механизмы возмещения государством затрат, понесенных экспортерами в связи выводом продукции на экспорт. Эти инструменты называются грантами. На этом слайде приведены примеры грантов по четырем странам, таким как Бразилия, Австралия, Малайзия и Турция. Вы видите виды и размеры затрат, которые возмещаются правительствами этих стран своим экспортерам. Слайд 28. "Гранты экспортерам" Для создания отечественным экспортерам равных условий по отношению к экспортерам других стран, именно в части оказания государственной поддержки, предлагаем внедрить механизмы возмещения государством следующих видов затрат: расходы связанные с регистрацией продукции зарубежом, с ее сертификацией, расходы связанные с содержанием представительства зарубежом, с участием в зарубежных выставках и раскруткой товара зарубежом. Здесь представлены примеры фактических затрат наших экспортеров по выводу своей продукции на экспорт, благодаря которым предприятия заключили экспортные контракты. Предлагается возмещать 50% от подтвержденных затрат экспортеров, но не более установленных максимальных пределов на заявителя. Слайд 29. "Механизм предоставления грантов" Механизм, порядок, критерии и условия предоставления грантов предлагаем утвердить Постановлением Правительства. И для обеспечения прозрачности процедур рассмотрения заявок и принятия решений предлагается создать межведомственную комиссию с включением в ее состав представителей Минэкономики, Минфина, Минсельхоза, Мининдустрии, депутатов Парламента, партии Нур Отан, "Атамекен", Торгово-промышленной Палаты, Форума предпринимателей. Перечень экспортеров - получателей гранта, определенных Межведомственной комиссией предлагаем публиковать в печатных СМИ. Слайд 30-31. Третье направление "Торговое финансирование, страхование и кредитование". Мировой опыт В мировой практике апробированным механизмом государственной поддержки экспортопродвижения национальных экономик является деятельность экспортно-кредитных агентств (ЭКА), которые оказывают экспортерам услуги по кредитованию и страхованию внешнеэкономических контрактов. Страны-члены ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – более 30 стран), руководствуясь принципами и ограничениями, изложенными в "джентльменском соглашении" регулируют минимальные ставки по страхованию и финансированию экспортных кредитов. Кредитование экспортных операций осуществляется по ставке не ниже CIRR (Commercial Interest Reference Rates) при условии обязательного страхования коммерческих и политических рисков по исполнению обязательств по экспортному контракту. Данный механизм обеспечивает равные финансовые условия для экспортеров различных стран на рынках аналогичной продукции и признается ВТО как не субсидирующее экспорт. Слайд 32-33. "Общие условия, Механизм предоставления финасирования". Расширение спектра финансовых услуг АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по цепочке "кредитование-страхование" позволит реализовать комплексный подход к поддержке деятельности действующих и вновь создаваемых экспортоориентированных производств, включенных в ПФИИР. Слайд 34. Работа по проектам "Инструменты учета и мониторинга проектов" Важнейшими составляющими Государственной программы форсированного индустриально - инновационного развития Казахстана на 2010-2014 годы является разрабатываемая республиканская и региональная Карта индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы. Она позволит государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Министерством определен механизм формирования Карты индустриализации и движение проектов в Карту прописано в проекте Госпрограммы ФИИР. Разработаны инструменты учета и мониторинга проектов. Слайд 35. "Структура базы данных проектов" В настоящее время, завершается работа по наполнению Карты новыми инвестиционными проектами и в соответствие с вашим поручением Карта будет внесена в Правительство в месячный срок. В рамках Республиканской Карты ободрены 97 проектов на сумму 6,4 трлн. тенге, будет создано 64,3 тысяч рабочих мест. В рамках Региональной Карты, где основную роль в инициировании проектов, их рассмотрения на региональных координационных советах принадлежит Акиматам, одобрены 65 проектов на сумму 119,7 млрд. тенге с созданием 10,2 тысячи рабочих мест. Слайд 36. "Информационная система" Инструментом анализа и мониторинга инвестиционных проектов является информ. Система управления инвестиционными процессами. Это инструмент диалога государства и частного сектора для реализации проектов, для информирования бизнеса и привлечения инвестиций, как отечественных компаний, так и иностранных. Важно заметить, что Система позволяет вести мониторинг и обработку информации по проектам для расчета показателей в разрезе отраслей, регионов, расчет ВДС. Карта индустриализации на базе информ. системы будет выполнять роль системы учета отобранных проектов. Слайд 37. "Проекты металлургии" В целях реализации Послания Главы государства Вашим распоряжением создан Республиканский Управляющий центр по форсированному индустриально-инновационному развитию РК с территориальными подразделениями и проектными группами по наиболее крупным проектам, которые будут способствовать практической реализации проектов. Важно отметить, что мониторинг реализации проектов будет осуществляться с привлечением общественности. Так, в этом качестве будут выступать Союз Атамекен и Торгово-промышленная палата В этому году нам надо завершить 146 индустриальных объектов, создадутся более 25 тысяч постоянных высококвалифицированных рабочих мест. Я считаю важным показателем - занятость на высокопроизводительном производстве, что обеспечивает достойную оплату труда. Вместе с тем есть большое количество крупных в денежном выражении проектов, не соответствующим критериям ГПФИИР и не вошедших в карту, по которым освоен значительный объем инвестиций, и по которым будут созданы дополнительные рабочие места (щебеночные заводы, дробильно-обогатительные фабрики). По ним важно завершить их строительство и вывести производственные объекты на проектную мощность. Для решения этих вопросов и созданы управляющие центры. Работа центров будет считаться завершенной только при достижении объектом запланированной проектной мощности и освоению полной номенклатуры выпускаемой продукции. Как Вы знаете, под руководством Шукеева Умирзака Естаевича состоялись поездки по областям. Были посещены Актюбинская, Кызылординская, Южно – Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская и Павлодарская области, где были посещены ряд предприятий, которые будут запущены в этом году и по которым запланировано начало строительных работ. Стоит отметить, что по всем проектам проводится активная работа, мобилизация. Так, в металлургической отрасли Казахстана в этом году будут запущены 23 проекта (общая стоимость 327 млрд. тенге, будет создано 9,7 тыс. рабочих мест). Слайд 38. "Освоение инвестиций по проектам" На основании полученных данных от Акиматов ситуацию по освоению инвестиций в разрезе областей выглядит следующим образом. Надо отметить, что строительная готовность объектов, как правило, выше. Слайд 61. Эволюционное развитие экономики. В этом году мы начнем первый этап развития экономики это модернизация базовой экономики (повышение глубины переработки сырья). На данном этапе очень важно: - завершить строительство начатых инвестиционных проектов. - разработать и утвердить отраслевые и региональные программы развития, - разработать Новые законы "Об индустриальной политике, СЭЗ и .т.д. - продолжить работу по развитию казахстанского содержания. С принятием Закона мы должны постепенно переходить от обеспечения загрузки предприятий к стимулированию их модернизации и созданию высокотехнологичной продукции - нужен принципиально новый План реализации Государственной программы, предусматривающий прозрачный и персонализированный контроль выполнения каждой поставленной задачи. - нужно внедрение новой системы статистики для достоверного мониторинга ключевых целей Программы на отраслевом и региональном уровне. Успешная реализация первого этапа даст толчок появлению новых высокопроизводительных производств. Так будет создаваться новая экономика. Будут развиваться СЭЗы, приходить ведущие мировые компании, увеличиваться доля несырьевого экспорта. На третьем этапе будут сформированы основы "экономики будущего". Это долгосрочные перспективные проекты в биотехнологиях, информационных технологиях, альтернативной энергетике и космосе. Благодарю за внимание! |