ru.government.kz, 24 февраля
Казахстан - Китай: стратегическое партнерство во имя мира и процветания региона
Уважаемый Вице-Президент!
Уважаемые дамы и господа!
Искренне признателен за радушный прием и возможность выступить перед научной элитой КНР. Для меня это особенно почетная и ответственная миссия, поскольку здесь в Академии общественных наук в 2006 г. выступал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Дорогие друзья!
Как заявил в этих стенах Глава казахстанского государства, "Казахстану и Китаю предначертано быть дружными соседями, искренними друзьями и стратегическими партнерами". Действительно, современные отношения наших государств - это 18-летняя история конструктивного взаимодействия на благо наших дружественных народов в духе добрососедства и взаимопонимания.
Все эти годы Китайская Народная Республика была и остается нашим надежным и предсказуемым партнером. Мы высоко ценим неизменную твердую поддержку нашего великого соседа становлению и развитию независимого Казахстана.
Прежде всего, отмечу урегулирование пограничных вопросов на основе взаимных договоренностей и с учетом долгосрочных интересов обоих государств. Впервые за всю историю своих взаимоотношений Казахстан и Китай обрели четко определенную, юридически оформленную, защищенную нормами международного права государственную границу общей протяженностью 1783 км. Тем самым, мы заложили основы долгосрочного и взаимовыгодного партнерства наших государств и народов на долгую историческую перспективу.
Еще одной фундаментальной опорой наших двусторонних отношений являются гарантии безопасности, данные КНР Казахстану в феврале 1995 года в связи с историческим решением Президента Казахстана Н.Назарбаева об отказе от четвертого по величине в мире ядерного потенциала. Указанные договоренности дали мощный импульс неуклонному развитию сотрудничества между Казахстаном и Китаем во всех сферах по восходящей линии. За непродолжительный период межгосударственного взаимодействия достигнуты впечатляющие успехи, на основе которых лидеры наших стран в 2005 году подписали Совместную декларацию об установлении и развитии отношений стратегического партнерства.
Прежде всего, мы достигли высокого уровня политического доверия и взаимопонимания. Важнейшим свидетельством подлинного стратегического партнерства, несомненно, являются исключительно теплые и доверительные отношения первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с Председателем КНР Ху Цзиньтао, которые придают определяющий импульс всему комплексу двустороннего сотрудничества.
Со времени установления дипломатических отношений Президент Нурсултан Назарбаев 12 раз посетил Китай. Только за последние 7 лет главы наших государств провели 18 встреч.
Не могу не воздать должное и экс-руководителю КНР Цзян Цзэминю, который вместе с Нурсултаном Назарбаевым взял на себя историческую миссию взаимоприемлемого решения территориальной проблемы, затмевавшей перспективы двустороннего сотрудничества.
Основополагающий диалог на высшем уровне дополнен многоформатными контактами на различных уровнях. Осуществляется обмен визитами глав правительств и парламентских делегаций. Регулярно проводятся заседания Комитета по сотрудничеству и 10 подкомитетов, входящих в его состав.
В соответствии с межведомственным Меморандумом о сотрудничестве на 2008-2010 годы налажен механизм межмидовских консультаций. В настоящее время мы рассматриваем возможность подписания Плана действий по сотрудничеству на 2011-2013 годы.
Активно развивается диалог между правящими партиями - Народно-демократической партией "Нур-Отан" и Коммунистической партией Китая.
Добрососедские связи между нашими двумя странами закономерно эволюционировали в отношения стратегического партнерства, характер и содержание которого нацелены на благо наших народов, а также играют важную роль в обеспечении безопасности, стабильности и развитии на обширном евразийском пространстве.
Уважаемые дамы и господа!
Построение доверительных и предсказуемых отношений с Китайской Народной Республикой мы расцениваем как одно из наиболее важных достижений внешней политики Казахстана. В Казахстане понимают значение Китая как глобальной державы. Выступая здесь в 2006 г., Глава нашего государства подчеркнул, что для Казахстана "нет более разумной политики, чем укрепление добрососедства с Китаем".
Недавно Китай триумфально отпраздновал свое 60-летие. Целенаправленное проведение в течение последних 30 лет политики реформ и открытости представили миру обновленный, экономически сильный и политически стабильный Китай.
Мы с восхищением наблюдаем и искренне приветствуем успехи великого соседа. Мы исходим из того, что современный, процветающий и стабильный Китай - это благо как для Казахстана, так и для всего мира, открывающее громадные возможности роста и развития.
Мы считаем, что в качестве мировой державы Китай является системообразующим игроком во многих региональных и глобальных структурах. Сегодня без полноценного участия Китая всерьез не может рассматриваться ни одна глобальная инициатива.
Казахстан и Китай близки по целям своего развития. Нас объединяет и созвучие подходов по ключевым проблемам современности и нынешнего мироустройства. Мы выступаем за укрепление правовых начал в мировой политике, демократизацию международных отношений. Наши страны оказывают взаимную открытую поддержку по ключевым вопросам, связанным с обеспечением суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности. Так, Казахстан всегда твердо и последовательно поддерживает позицию "одного Китая" в тайваньском вопросе, мы активно взаимодействуем в борьбе с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом.
В свою очередь, мы высоко ценим провозглашенную и последовательно реализуемую Китаем позицию по всемерной поддержке развития Казахстана, ненанесения ему ущерба ни при каких обстоятельствах сегодня и в будущем. Мы также признательны за неизменную поддержку Китаем всех внешнеполитических инициатив Казахстана.
В результате между двумя странами не существует нерешаемых проблем в политической области. Весь комплекс наших взаимоотношений выстроен таким образом, что мы доверительно, по-партнерски обсуждаем все вопросы в интересах наших дружественных народов.
Уважаемые члены Академии!
Сегодня стабильное, предсказуемое и устремленное в будущее стратегическое партнерство Астаны и Пекина является важным фактором региональной стабильности и безопасности и, без преувеличения, служит своеобразной моделью межгосударственного взаимодействия для многих азиатских государств.
Ярким свидетельством этого является высокий уровень нашего взаимодействия в такой авторитетной международной структуре как Шанхайская организация сотрудничества, роль которой в обеспечении региональной безопасности неуклонно возрастает.
Напомню, что создание ШОС является в немалой степени итогом совместных усилий Казахстана и Китая. Предложение Президента Н.Назарбаева о продолжении практики регулярных встреч в формате "Шанхайской пятерки", после подписания исторических Шанхайского (1996 г.) и Московского (1997 г.) соглашений о мерах доверия и о сокращении вооруженных сил в районе границы, первым было поддержано именно нашими китайскими партнерами.
На современном этапе, достигнув взаимопонимания в военно-политической сфере, опять же по обоюдной инициативе Казахстана и Китая, деятельность Организации приобретает универсальный характер, охватывая торгово-экономические и культурно-гуманитарные вопросы.
Смещение акцентов в деятельности ШОС имеет непосредственное влияние на повышение жизненных стандартов, расширение социальной поддержки населения и укрепление интеграционных процессов в рамках Шанхайской организации. На наш взгляд, деятельность ШОС должна быть нацелена на достижение конкретных результатов, практическую пользу которых могли бы ощутить обычные граждане наших стран.
В 2011 году исполняется 10 лет Шанхайской организации сотрудничества. Мы признательны нашим партнерам по ШОС за доверие возложить на Казахстан почетную миссию председательства в этот знаменательный для Организации период. Уверен, что совместными усилиями всех государств-членов ШОС нам удастся обеспечить успешное проведение юбилейного саммита Организации в июне 2011 года в Астане, который ознаменует начало нового этапа в укреплении и дальнейшем развитии "шанхайского духа".
Не менее значимо для паназиатской стабильности и безопасности тесное сотрудничество наших стран в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Выдвинутая в 1992 году Главой казахстанского государства инициатива о созыве Совещания заключается в создании надежного, а самое главное эффективного механизма превентивной дипломатии на азиатском континенте.
Инициатива также предусматривала активизацию процессов политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия азиатских государств и в перспективе создание, по емкому выражению казахстанского лидера, "единого пояса безопасности на евразийском континенте".
Сегодня, в том числе благодаря безусловной поддержке со стороны КНР, этот Форум превратился в значимый фактор современных международных отношений и эффективный общеазиатский диалоговый механизм обеспечения безопасности.
В 2010 г. состоится третий Саммит СВМДА, который станет рубежным этапом в институциональном развитии Форума: впервые председательство в Совещании перейдет от Казахстана к Турции. Надеемся на деятельное участие руководства КНР в работе Саммита.
В контексте обеспечения региональной безопасности и для Казахстана, и для Китая одной из наиболее важных в современном мире является проблема реабилитации Афганистана, без решения которой трудно говорить не только о стабильности нашего региона, но и о безопасности в глобальном масштабе. Как показали результаты Лондонской международной конференции по Афганистану, в мире растет понимание важности комплексного подхода к решению афганской проблемы. Итоги военной операции сил международной коалиции не будут долгосрочными и эффективными без массированного международного содействия социально-экономической реабилитации страны.
И в ее решение Казахстан вносит достойный вклад. Так, оказывается значительная гуманитарная помощь, в текущем году начинается реализация двустороннего межправительственного соглашения, по которому мы обучим в Казахстане 1000 афганских специалистов: агрономов, учителей, врачей, строителей. Несмотря на финансовый кризис наша страна выделила 50 млн. долларов на этот гуманитарный проект.
Именно комплексный подход позволит создать необходимые условия для передачи всей полноты ответственности и управления страной афганскому правительству.
Казахстан и Китай динамично взаимодействуют в рамках других глобальных и региональных организаций, прилагая совместные усилия в борьбе как с традиционными, так и новыми вызовами и угрозами безопасности и стабильности. Казахстан был и остается твердым приверженцем мира, свободного от ядерного оружия. Как государство, добровольно отказавшееся от ядерного арсенала, мы твердо придерживаемся принципов нераспространения. Сегодня вся Центральная Азия провозглашена зоной свободной от ядерного оружия.
Мы также приветствуем твердую приверженность правительства КНР ни при каких обстоятельствах не применять первым ядерное оружие и не использовать его против неядерных государств.
Глава нашего государства предложил разработать новый универсальный Договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. Цель инициативы - укрепление ДНЯО, придание ему подлинной эффективности, преодоление заложенной в его основу асимметричности и необязательности некоторых его положений.
Другой важной инициативой в области нераспространения стала готовность Казахстана разместить на своей территории Международный банк ядерного топлива МАГАТЭ. Привлекательность нашей инициативы обусловлена "безупречной репутацией" Казахстана в области нераспространения.
Хотел бы также сообщить, что 2 декабря 2009 г. на пленарном заседании ГА ООН была одобрена резолюция, объявляющая 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.
Такая ответственная политика Казахстана как безъядерного государства и Китая в качестве ядерной державы, безусловно, способствует укреплению режима нераспространения как в обширном азиатском регионе, так и в целом в мире.
Наша страна является активным проводником межнационального и межконфессионального согласия, развития межцивилизационного диалога. Это особенно важно в свете обострения даже в самых благополучных странах вопросов толерантности, межнациональной и межрелигиозной терпимости.
По инициативе Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева столица Казахстана - Астана - стала местом проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий, активное участие в которых принимает делегация представителей религиозных ассоциаций КНР.
Как Вы видите, сотрудничество между Казахстаном и Китаем на международной арене имеет огромный потенциал.
Дорогие друзья!
Сегодня я выступаю перед Вами не только в качестве главы МИД Казахстана, но и как действующий председатель ОБСЕ.
В этой связи хотел вы ознакомить Вас с основными приоритетами нашей работы в ОБСЕ, которое определено Главой государства общенациональным стратегическим проектом.
Единогласное решение всех 56 стран-участниц этой Организации о председательстве Казахстана стало объективным признанием достижений нашей страны за недолгие годы независимости. Впервые в истории ОБСЕ ее политическим лидеров становится азиатское государство. Для ОБСЕ это решение имеет важное историческое значение, демонстрирует действенность принципа равноправия, стремление к сближению стран к Западу и Востоку от Вены.
В рамках своего председательства мы продвигаем наши традиционные приоритеты, среди которых противодействие терроризму и новым вызовам современности, укрепление режима нераспространения, развитие транзитно-транспортного потенциала, стабилизация Афганистана, продвижение толерантности и мирного сосуществования в различных обществах.
Одной из ключевых тем председательства является обсуждение будущего европейской безопасности, имея в виду ее укрепление и адаптацию к современным реалиям.
Актуальным является также развитие сотрудничества ОБСЕ с другими международными организациями, такими как ООН, ШОС, СВМДА, ЕС, СНГ, НАТО и др. Эта работа в перспективе будет содействовать синергетическому взаимодействию региональных и континентальных систем обеспечения безопасности.
Важнейшим приоритетом председательства РК является проведение Саммита ОБСЕ, призванного придать новый импульс решению наиболее актуальных проблем на пространстве.
Эта идея получила принципиальную поддержку всех государств-участников и мы сейчас приступили к согласованию тематики и сроков встречи в верхах.
Кроме того, в 2011 г. Казахстан будет председательствовать в СМИД ОИК и войдет в состав Исполнительного комитета этой Организации, что открывает новые возможности для укрепления сотрудничества в Азии.
Уважаемые дамы и господа!
Основной компонентой нашего стратегического партнерства является масштабное торгово-экономическое взаимодействие. С 1992 г. объем двусторонней торговли между Казахстаном и Китаем увеличился более чем в 25 раз, достигнув в 2008 г. рекордной отметки в 17,5 млрд. долл. Тем самым, мы на 6 лет раньше выполнили поручение лидеров наших стран выйти к 2015 году на рубеж 15 млрд. долл.
Китай также стал одним из крупнейших инвесторов в нашу экономику с совокупным объемом инвестиций более 8,4 млрд. долларов.
Безусловно, мировой кризис оказал негативное влияние на указанные показатели. Вместе с тем, итоги 2009 г. и дальнейшие совместные планы развития придают уверенности, что в скором времени мы вернемся на рекордные рубежи.
Прежде всего, мы благодарны Китаю за финансовую поддержку в размере 13,5 млрд. долл. на реализацию важных инфраструктурных проектов. Этот шаг сыграл важную роль в успешном преодолении Казахстаном негативных последствий глобального финансового кризиса.
Кризис также продемонстрировал, что ответственная политика крупнейших экономических держав является залогом стабильности во всем мире. В этой связи мы в Казахстане приветствуем и поддерживаем проводимую руководством КНР ответственную и выверенную антикризисную политику.
По существу, Китай становится "локомотивом" вывода не только стран региона, но и всей мировой экономики из тяжелого кризиса. И прогнозы Вашей Академии в "Синей книге развития китайского общества в 2010 году" о 8% росте ВВП Китая также обнадеживают.
Казахстан готов всячески содействовать дальнейшему развитию китайской экономики, что предоставляет дополнительные возможности и для нас. Так, одним из ключевых факторов устойчивого развития в мире становятся вопросы обеспечения энергетической безопасности. С удовлетворением отмечаю, что наше сотрудничество в данной сфере имеет долгосрочный характер, отличается надежностью и предсказуемостью.
В Казахстане реализуются крупные проекты в энергетической сфере с участием китайского капитала, которые имеют стратегическое значение для обеих сторон. В частности, введение в 2009 г. в эксплуатацию нефтепровода и газопровода "Казахстан-Китай" уже дало позитивные результаты в обеспечении стабильных поставок энергоресурсов.
Одновременно Казахстан заинтересован в углублении сотрудничества и в смежных отраслях. Это открывает также дополнительные перспективы совместного выхода на рынки региона.
В настоящее время уже ведется реализация проектов в области нефтехимии. Это строительство битумного завода на базе Актауского завода пластических масс, реконструкция Атырауского НПЗ и строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, а также третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода. Рассматриваются проекты в области альтернативной и возобновляемой энергетики.
Другим не менее важным фактором устойчивого развития является обеспечение продовольственной безопасности. Наша страна является крупным производителем зерна. Мы занимаем 5 место в мире по его экспорту. Мы видим большие перспективы взаимовыгодного сотрудничества по данному вопросу с нашим китайским соседом.
Сегодня на повестке дня вопрос о транзите казахстанского зерна муки через китайскую территорию в третьи страны, поставках пшеницы в Китай. Уверен, что решение этих вопросов будет также способствовать снятию проблем с продовольствием в регионе.
Вместе с тем Казахстан не может довольствоваться сугубо сырьевой направленностью своей экономики. Наша цель - стать в среднесрочной перспективе успешной индустриальной державой.
В рамках реализации данной задачи мы придаем большое значение расширению инвестиционного, инновационного и технологического сотрудничества с КНР. У нас есть Программа сотрудничества в несырьевых секторах. Она призвана стать дорожной картой по сотрудничеству в новых сферах.
Важным подспорьем в финансировании совместных проектов в несырьевых секторах экономики должно стать создание казахстанско-китайского фонда прямых инвестиций "CITIC-Kazyna Investment Fund" с общей капитализацией 200 млн. долларов.
Активизации торгово-экономического сотрудничества, увеличению приграничной торговли и упорядочиванию транспортно-логистических потоков будет способствовать завершение строительства Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос". К концу 2010 г. планируется открытие Центра в ограниченном режиме.
Динамично развивается транспортное сотрудничество, направленное в т.ч. на максимальное использование транзитного потенциала Казахстана. К 2012 г. планируется завершить работы по прокладке второй казахстанско-китайской железнодорожной ветки Коргас-Жетыген (протяженность - 300 км, стоимость - 775 млн. долл.). Введение этой ветки сократит сроки перевозки грузов из КНР в страны Центральной Азии, Западной Европы и Закавказья и разгрузит маршрут Достык-Алашанькоу, который в настоящее время является единственным железнодорожным коридором, связывающим Китай с Центральной Азией.
В 2009 г. начались работы по созданию трансконтинентального автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай" (общая протяженность - 8500 км, из них казахстанский участок - 2800 км). Реализация мегапроекта имеет стратегическое значение для всех стран региона, т.к. сократит сроки транспортировки грузов между странами Юго-Восточной Азии и Европы.
Хотел бы также обратить Ваше внимание, что с 1 января начал работу Таможенный Союз Казахстана, России и Беларуси. По мнению экспертов, иностранным компаниям выгодно создавать высокотехнологичные СП в Казахстане, имеющем лучший бизнес-климат, и оттуда беспрепятственно поставлять свои товары на 200-миллионный рынок Таможенного союза. Поэтому приглашаем китайские компании к взаимовыгодному сотрудничеству.
Уважаемые дамы и господа!
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана" обозначил приоритетные задачи среднесрочного развития нашей страны, закрепленные в Стратегическом плане 2020. Согласно этому плану, нам предстоит подготовить экономику к посткризисному периоду, добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры, активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала, обеспечить качественные социальные и жилищно-коммунальные услуги, укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, продолжить развитие международных отношений.
Хотел бы отметить, что указанные задачи открывают широкие перспективы сотрудничества между нашими странами как на межгосударственном уровне, так и в деловой, культурно-гуманитарной, научно-академической сферах.
Уважаемые дамы и господа!
Хотел бы более подробно остановиться на проблеме обеспечения водными ресурсами. В 2001 г. между Казахстаном и Китаем было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек, действует Совместная комиссия в области использования и охраны трансграничных рек. Ведется работа по согласованию проекта Соглашения о контроле качества вод трансграничных рек и предупреждении их загрязнения, подготовке проекта Соглашения по вододелению. Мы надеемся, что эти документы будут подписаны в ближайшем будущем.
В 2009 г. начались переговоры по обсуждению проекта межправительственного Соглашения по сотрудничеству в области охраны окружающей среды между природоохранными ведомствами двух стран. Этот документ станет основополагающим в сфере совместного сохранения экологического равновесия и оздоровления окружающей среды в приграничных регионах. Надеюсь, что в 2010 г. эксперты подготовят документ к подписанию в ходе очередной встречи на высшем уровне.
Мы инициировали создание Подкомитета по сотрудничеству в области охраны окружающей среды в составе двустороннего Комитета по сотрудничеству.
Уважаемые друзья!
Наши страны отчетливо понимают стратегические преимущества отношений партнерства и взаимодействия, твердо намерены прилагать дальнейшие усилия к закреплению имеющегося позитива и выявлению перспективных направлений сотрудничества во благо народов двух стран.
Республика Казахстан готова взаимодействовать с Китайской Народной Республикой по различным аспектам сотрудничества. Достигнутый уровень стратегического партнерства позволяет с оптимизмом смотреть в будущее двусторонних отношений.
Пользуясь возможностью, обращаюсь к Вам с призывом проявить присущее ученым стратегическое видение и внести свой вклад в развитие казахстанско-китайского партнерства, нацеленного на обеспечение мира и процветания региона, а также благополучие наших народов.
В заключение хотел бы поблагодарить всех присутствующих за внимание и поздравить с праздником "Чуньцзе".
Желаю всем присутствующим благополучия и успехов!
Благодарю за внимание. |