Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 25 февраля
Сегодня в Мажилисе под председательством Динар Нукетаевой состоялось заседание Комитета по социально-культурному развитию, на котором Министерство труда и социальной защиты населения презентовало законопроект "О миграции населения" и сопутствующие поправки. Ответсекретарь Министерства Тамара Дуйсенбаева, представляя законопроекты, сказала (тезисы):
Действующий Закон "О миграции населения" был принят в 1997 году и он в полной мере соответствовал тогдашнему уровню социально-экономического развития страны и проводимой политике в сфере миграции населения.
Но за прошедшие 17 лет коренным образом изменилась структура экономики страны, идет интеграция как глобальной, так и региональной экономики. Кроме того, процесс старения населения, увеличение миграционного потока также усиливает конкуренцию на квалифицированные кадры.
В этих условиях Главой государства перед Правительством страны была поставлена задача о необходимости разработки новой Концепции миграционной политики. Такая Концепция разработана и принята в 2007 году и во исполнение данной Концепции разработан Закон "О миграции населения" в новой редакции.
Концепция законопроекта была презентована в стенах Парламента 29 октября 2009 года с Вашим участием на заседаний кругла стола по вопросу совершенствования законодательства в области миграции. В предлагаемом проекте учтены все замечания и предложения, высказанные Вами в ходе обсуждения Концепции законопроекта.
Целью разработки законопроекта является обновление политики управления миграционными процессами с учетом: - геополитических интересов страны; - сохранения и развития национальной идентичности и безопасности; - уменьшения негативных последствий миграционных процессов; - использования миграции для ускоренного экономического развития Казахстана и реализации потенциала мигрантов.
Основными новациями законопроекта являются: - законодательное установление основных видов, типов и форм миграционных потоков; - создание селективного механизма управления миграционными потоками (в зависимости от видов, типов и форм развития миграционных процессов); - совершенствование институциональных условий обновления миграционной политики; - создание целостной системы мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования миграционных процессов.
Законопроект предусматривает следующие основные виды миграции: - внешняя миграция (иммиграция); - внутренняя миграция - эмиграция.
Основными типами иммиграции являются: - с целью получения образования; - с целью осуществления трудовой деятельности (трудовая миграция); - с целью воссоединения семьи (семейная миграция); - с целью возвращения на историческую родину (этническая миграция); - с целью приобретения гражданства; - по гуманитарным и политическим мотивам; - с целью туризма.
В целях стимулирования въезда отдельных категорий мигрантов и привлечения инвестиций в экономику страны законопроектом впервые иностранная рабочая сила разделена на иностранных работников, сезонных иностранных работников и бизнес-иммигрантов. Законопроект предусматривает в зависимости от поставленных целей установление общей квоты, страновой квоты, отраслевой квоты и квоты на приоритетные проекты. Также с семнадцати до трех сокращен перечень трудящихся-мигрантов, привлекаемых вне квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
Законопроектом касательно этнической миграции идеология проводимой в настоящее время политики в целом сохранена. Вместе с тем, предусмотрены ряд норм, направленных на улучшение условий интеграции этнических мигрантов на исторической родине.
В частности: - этнические казахи могут обратиться с заявлением о включении в квоту иммиграции в стране своего проживания. В случае получения согласия на включение в квоту, они после прибытия в течение пяти рабочих дней получают статус оралмана, десяти рабочих дней разрешение на постоянное проживание и одного месяца пакет социальных услуг; - в течение календарного года в квоту иммиграции оралманов включаются и другие члены семьи оралманов, которые прибыли после включения семьи в квоту иммиграции оралманов, а также дети, родившиеся в Казахстане до получения их родителями гражданства Республики Казахстан; - в случае смерти оралмана или членов его семьи, после включения их в квоту иммиграции оралманов, единовременные пособия и средства для приобретения жилья выплачиваются членам семьи или оралману независимо от получения ими гражданства Республики Казахстан; - выплата единовременных пособий, дифференцированных в зависимости от региона расселения; - предоставление льготного кредитного займа для строительства, восстановления или приобретения жилья.
Данные меры также позволят сочетанию интересов принимающего общества и самих этнических мигрантов.
Законопроект предусматривает установление Правительством квоты внутренних мигрантов, переселяемых из административно-территориальных единиц с особо неблагоприятными экологическими условиями жизни, с оказанием им пакета социальных услуг.
В целях реализации равных прав мигрантов, упрощения и ускорения процедур, а также их прозрачности, законопроектом предусмотрено установление механизма регулирования въезда и пребывания иммигрантов.
Для расширения возможностей мониторинга, прогнозирования и планирования миграционных процессов законопроектом предусматривается создание единого Банка данных мигрантов. Законопроект также предусматривает нормы, направленные на предупреждение незаконной миграции и ответственности за нарушение законодательства в сфере миграции.
Нормы Закона "О миграции населения" в новой редакции потребовали необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты. В связи с чем, такие изменения и дополнения внесены в девять действующих законов:
№ п/п | Наименование законопроекта | Новшества законопроекта касательно: | 1 | Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 30 января 2001 года № 155 | Ужесточения меры наказания за: - проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности, либо без регистрации по месту; - привлечение работодателем иностранных работников без разрешения уполномоченного органа на привлечение иностранной рабочей силы или использование труда иностранцев и лиц без гражданства; - привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении уполномоченного органа на привлечение иностранной рабочей силы. | 2 | Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года | 1. Исключения отдельных норм касательно компетенции Правительства и местных исполнительных органов, регулируемых законами о занятости населения и миграции населения. 2. Ограничения заключения трудового договора с иностранными студентами и стажерами, а также иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан. 3. Дополнения перечня документов, необходимых для заключения трудового договора удостоверением оралмана. | 3 | О налогах и других обязательных платежах в бюджет Налоговый кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года | Не взимания консульских сборов за проработку обращений граждан о выдаче виз и направление указания загранучреждениям Республики Казахстан о выдаче виз (визовой поддержке) с лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан. | 4 | "О гражданстве Республики Казахстан" Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года
| 1. Ужесточения оснований для отказа в приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве Республики Казахстан для отдельных категорий иммигрантов. 2. Ужесточения оснований утраты гражданства РК для заключения фиктивных браков только с целью получения гражданства. 3. Приобретения гражданства РК в срок не более трех месяцев со дня подачи заявления: - оралманами; | 5 | Закон РК от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев" | Уточнения отдельных норм касательно получения иностранцами разрешения на въезд в РК. | 6 | Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года "О жилищных отношениях" | Приведения в соответствие понятия оралман с нормами Закона "О миграции населения". | 7 | "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" Закон Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года № 110 | Включения в категорию граждан, которым предоставляются жилищные займы за счет долгосрочных бюджетных кредитов оралманов и внутренних мигрантов, переселяющихся по квоте. | 8 | О занятости населения Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149 | Уточнения полномочия местных исполнительных органов при выдаче разрешения иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы | 9 | Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" | Прав иностранцев, въехавших с целью воссоединения с семьей на получение образования. |
Для реализации законопроектов Республиканской бюджетной комиссией одобрены средства: в 2010 году – 16 071,1 млн. тенге в 2011 году – 17 431,7 млн. тенге в 2012 году – 18 837 млн. тенге.
* * *
После ответов докладчика на вопросы депутатов Марала Итегулова, Алдана Смаила, Владимира Нехорошева, Кылышбая Бейсенова, Нуртая Сабильянова, Гульмиры Исимбаевой, Гульнар Сейтмаганбетовой, Розакула Халмурадова и Шавхата Утемисова решено продолжить дальнейшее обсуждение в рабочей группе, возглавляемой депутатом Жарасбаем Сулейменовым. |