Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажиилса Парламента РК, 25 февраля
Проекты новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, Административно-процессуального кодекса и сопутствующие АПК поправки представлены сегодня в Комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе. О законодательных нововведениях доложил и ответил на вопросы депутатов вице-министр юстиции Дулат Куставлетов:
"Новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях предлагается: 1) устранить нормы отсылочного характера; Действующий Кодекс содержит около 200 статей, в которых установлена ответственность за нарушение законодательства какой-либо сферы в целом. Фактически административная ответственность наступает за нарушение норм, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах. Вместе с тем, не понятно, за какое конкретное деяние наступает ответственность? Потому что подзаконные нормативные правовые акты могут содержать деяния как незначительные, так и представляющие общественную опасность. Учтено при этом наличие множественных специальных и технических правил в области пожарной безопасности, здравоохранения и охраны окружающей среды. И то, что данные отрасли связаны с общественной безопасностью и защитой здоровья населения, которым обеспечивается оперативное предотвращение нарушений. В проекте Кодекса в данных отраслях отсылочные нормы сохранены. 2) указать конкретные составы правонарушений; В проекте конкретизированы более 50 составов правонарушений. Например, в действующем КоАП статья 117 закрепляет ответственность за незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку. В предлагаемом проекте КоАП незаконные действия по усыновлению ребенка содержат в себе конкретные виды нарушений. Это такие как нарушение сроков назначения опеки, процедуры усыновления, сроков осуществления контроля за условиями проживания, содержания, воспитания, образования детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью. Это и искажение информации при представлении органами опеки попечительства заключения о соответствии усыновления интересам ребенка в суд. 3) снизить значительные разрывы между минимальным и максимальным размерами штрафов; В контексте проводимого анализа на предмет наличия норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, в новой редакции КоАП сужен разрыв, "вилки" межу минимальным и максимальным пределом размера штрафа. Например, если действующая санкция за нарушения по неполной и несвоевременной уплате неналоговых платежей в бюджет составляла от 300 до 1000 МРП, то в проекте этот штраф равен от 200 до 300 МРП. 4) установить фиксированные размеры штрафов; Такой подход используется по таким правонарушениям, которые совершаются с прямым умыслом правонарушителя и не зависят от дополнительных обстоятельств, влияющих на совершение правонарушения. В действующей редакции, например, статьи 166-1 КоАП предусмотрен штраф за отказ в приеме по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении и подлежащих приему в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, отказ банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в приеме, размене и обмене банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении и подлежащих приему в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. В проекте КоАП предусмотрен штраф за отказ в приеме по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, являющихся законным платежным средством, находящихся в обращении и подлежащих приему, отказ банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, в приеме, размене и обмене банкнот и монет национальной валюты, являющихся законным платежным средством, находящихся в обращении и подлежащих приему (статья 179 проекта КоАП). 5) исключить ответственность за частноправовые или гражданские деликты; Так, договорные отношения основаны на равенстве сторон и должны быть решены в гражданско-правовом порядке. Например, ст. 134-1 - нарушение сроков возврата государственных натурных грантов. 6) закрепить основания приостановления действия и лишения лицензии за правонарушения в КоАП, а порядок и основания приостановления и лишения действия лицензии за юридические факты. Например, в случаях признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим, утраты лицом гражданства Республики Казахстан и другие.
По Административно-процессуальному кодексу: Проект АПК включает в себя процессульно-процедурные нормы, изъятые из КоАП, и нормы, касающиеся особого искового производства, перенесенные из Гражданского процессуального кодекса. АПК регламентирует: 1) процессуальную деятельность уполномоченных субъектов административно-процессуальных отношений по разрешению конкретных дел: об административных спорах, об административных правонарушениях в сфере государственного управления; 2) порядок защиты в административных судах прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина и охраняемых законом интересов юридических лиц от неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов. В АПК получили разрешение проблемы, которые неоднократно отмечались правоприменителями, а также научной общественностью. 1) расширен круг субъектов обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях; 2) предусмотрена норма о ведении протокола судебного заседания во время судебного производства по делу об административном правонарушении и административным спорам. 3) расширены категории административных правонарушений, подведомственные судам, и, соответственно, уменьшено количество уполномоченных госорганов, имеющих право налагать административные взыскания Членами Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования административного законодательства, учеными-юристами неоднократно говорилось о расширении судебной юрисдикции в отношении дел об административных правонарушениях. Обусловлено это необходимостью повышения правовых гарантий реализации прав и свобод граждан и их объединений, борьбы с коррупцией и снижения административных барьеров в деятельности субъектов частного предпринимательства. В контексте отмеченного, проекты кодексов направлены на существенное увеличение категорий административных правонарушений, подведомственных судам. И, соответственно, уменьшение количества уполномоченных государственных органов, имеющих право налагать административные взыскания. При этом в полномочиях уполномоченного органа оставлены дела, по рассмотрению которых требуется незамедлительное реагирование для охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения. Путем этого обеспечивается оперативное предотвращение нарушений. Это, например, статья 263 проекта КоАП - нарушение правил технической эксплуатации и безопасного обслуживания электро- и теплоиспользующих установок, а также нарушение установленных режимов энергопотребления Статья 383 проекта КоАП - уклонение от лечения лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих В Особенной части КоАП имеются 553 статей, предусматривающих ответственность. Из них 190 статей полностью отнесены к исключительной компетенции суда, 65 статей отнесены частями. Данный анализ показывает, что действующим КоАП около пятидесяти процентов всех статей, устанавливающих ответственность, уже отнесены к компетенции суда. Проектом АПК предполагается дополнительно передать в компетенцию суда 35 статей Особенной части КоАП. 4) в целях повышения ответственности лица, возбудившего административное производство, исключена возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, в случаях неправильного составления протокола и оформления материалов, либо составления, оформления неправомочными лицами; 5) минимизирована альтернативная подведомственность В действующем КоАП 172 статьи отнесены к альтернативной подведомственности. В проектах кодексов по более 20 статям альтернативная подведомственность минимизирована. Например, статья 261 КоАП (Нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления, сбросу сточных вод) в действующем Кодексе отнесена к компетенции министерств энергетики, охраны окружающей среды, здравоохранения. В проекте КоАП данную статью предлагается отнести только к компетенции министерства охраны окружающей среды. * * * Относительно законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процессуального законодательства" В рамках данного законопроекта предусмотрены: - поправки в ряд законов, связанные с совершенствованием законодательства о лицензировании: "О лицензировании", "О связи", "О нотариате", Таможенный кодекс и др.); - поправки, необходимость которых возникла в связи с разработкой нового АПК (Гражданский процессуальный кодекс, Земельный, Лесной кодексы, законы "О транспорте", "О торговом мореплавании" и др.). С момента внесения проекта Кодекса в Мажилис было принято 14 законодательных актов, которыми вносятся дополнения и изменения в Кодекс. Данные поправки прорабатываются с учетом положений проекта Кодекса и будут переданы для включения в сравнительную таблицу. В настоящее время проводится мониторинг поправок в Кодекс прорабатываемых в законопроектах, находящихся в Мажилисе и Сенате Парламента. Предлагается включать их в сравнительную таблицу по мере принятия Парламентом. В целом за 9-летний период действия Кодекса об административных правонарушениях (от 30 января 2001 года) в него внесены поправки 87 законами. Поэтому принятие КоАП в новой редакции является актуальным. * * * Дальнейшее обсуждение проектов будет продолжено на заседаниях рабочих групп. Руководителем рабочей группы по проекту Кодекса РК об административных правонарушениях (новая редакция) является депутат Рамазан Сарпеков. Работу над вторым проектом - Административного процессуального кодекса и законопроектом, предусматривающим поправки по вопросам административного процессуального законодательства, возглавил депутат Серик Темирбулатов. Вел заседание председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев.
----
МАЖИЛИС: практически каждый законопроект, находящийся сегодня на рассмотрении Парламента, вносит поправки в административное законодательство – Рахмет Мукашев – на презентации МЮ адмкодексов Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 25 февраля
Практически каждый законопроект, находящийся сегодня на рассмотрении Парламента, вносит поправки в административное законодательство. Об этом заявил сегодня в Парламенте председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев на презентации правительственных проектов кодексов: об административных правонарушениях (новая редакция) и Административного процессуального кодекса, представленных Министерством юстиции. Сегодняшняя наша встреча посвящена Презентации поступивших в Мажилис Парламента проектов Кодекса об административных правонарушениях (новая редакция), Административного процессуального кодекса и проекта Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процессуального законодательства". О важности рассмотрения указанных законопроектов 1 сентября 2009 года говорил Глава государства на открытии третьей сессии Парламента четвертого созыва. Кроме того, Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года, определено, что дальнейшее развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы и совершенствованием административных процедур. В этой связи, административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия, наряду с уголовным и гражданским судопроизводством. Осознавая высокую ответственность, которая на нас возложена и актуальность данных законопроектов для государства и общества, Комитетом было принято решение провести их презентацию. На презентацию приглашены представители разработчика, других государственных органов, общественных объединений и международных организаций. Все это для того, чтобы сказать, что мы готовы к диалогу, готовы выслушать все позиции и конструктивно их обсудить. Прежде всего, это связанно с тем, что законопроекты очень объемные, так: - проект Кодекса об административных правонарушениях состоит из 629 статей, - проект Административного процессуального кодекса содержит 430 статей, - проект Закона по вопросам административного процессуального законодательства предусматривает внесение поправок в 6 Кодексов и 33 Закона. На сегодняшний день в указанные проекты поступило около 150 поправок и это еще не предел. Анализ поправок показывает, что они имеют самый различный характер. Но главным замечанием остается то, что данными законопроектами не учтены изменения и дополнения порядка 14 Законов, которыми уже внесены поправки в действующий Кодекс РК об административных правонарушениях. Надо ожидать, что эта цифра увеличиться, поскольку практически каждый законопроект, находящийся сегодня на рассмотрении Парламента, вносит поправки в административное законодательство. Ради справедливости, следует сказать, что это вызвано объективными причинами, жизнь ведь не стоит на месте, так и правоотношения подвержены изменению. Но в тоже время при рассмотрении законопроектов разработчику следует согласовывать их с уже принятыми Законами, так и со всеми законопроектами, поступающими в Мажилис Парламента. Есть и серьезные вопросы концептуального характера, которые поднимают эксперты, а также наши коллеги - депутаты Сената. В частности это вопрос о целесообразности выделения из Гражданского процессуального кодекса положений, регулирующих порядок судопроизводства по делам особого искового производства и закрепления их в Административном процессуальном кодексе. Как вы видите, работа предстоит достаточно объемная по содержанию и сложная по характеру, но все же потенциал для совершенствования данных законопроектов есть. И мы должны этим воспользоваться в полном объеме. Поэтому чтобы из стен Парламента вышли качественные законы, которые могли бы позволить более эффективно защищать права каждого гражданина нашего общества, нам вместе следует четко выстроить свою работу и решать возникающие проблемы". |