Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 26 февраля
С 10 января по 12 февраля акимы всех уровней отчитались перед народом. Некоторые уже в пятый раз, так как эта норма в политической жизни страны введена по инициативе Главы государства с 2006 года. Изучение ситуации на местах выявило две противоречивые закономерности. С одной стороны, акимы всех уровней говорят о беспрецедентных успехах в условиях кризисного года. С другой - не замечают (или не хотят замечать) реальных проблем конкретных людей. Пятый, юбилейный смотр акимовской толерантности прошел под фанфары победных реляций. Ни в коем случае не подвергаем сомнению статистику роста ВРП, сотен километров отремонтированных автодорог, тысяч трудоустроенных безработных, прочие цифровые показатели. Достижения тем более значимые, учитывая пиковый в кризисном отношении 2009 год. Однако подобные бодрые рапорты звучали с акимовских трибун и год, и два, и три года назад, но проблемы по-прежнему остаются. Стилистика отчетов - не меняется. Видимо, искусством самопиара акимы владеют куда лучше, чем умением выслушивать нужды простых людей, анализировать существующие недостатки, прогнозировать ожидаемые трудности. Сама обстановка отчетов (особенно акимов областей), сценарии проведения встреч свидетельствуют о том, что главной задачей для местной власти является стремление во что бы то ни стало запечатлеть достижения, усилить позитив. Без критики и самокритики. Без трезвого анализа реальных проблем. Типичный пример: выпячиваются исключительно количественные показатели (например, число новых производств). Но ни слова о качественных параметрах: конкурентоспособности продукции, ее экспортном потенциале, влиянии бизнеса на социальное самочувствие регионов. Акимы, на наш взгляд, чрезмерно увлеклись внешними эффектами, граничащими с популизмом. Большинство отчетов - заранее срежиссированное действо. Загодя формируется состав "проверенных" слушателей, списки выступающих, их "проблемные вопросы". Замы и помощники акимов, ответственные за организацию, никого не стесняясь, рассаживают "содокладчиков" по заранее отведенным для них местам, формируют "очередность" у микрофонов. Более того, поговаривают, что их выступления, предложения, вопросы, сплошной одобрямс или, наоборот, разумная критика заранее вычитываются и согласовываются в аппаратах акиматов. Затем аудитории, учитывая совмещение отчетов с сессиями маслихатов, заполняются чиновниками, депутатами, бюджетниками, пенсионерами и студентами за час-полтора до начала мероприятия. Естественно, желающие послушать и спросить "не по протоколу", пришедшие за 15-20 минут до назначенного времени, остаются за воротами. Нет, их не гонят прочь, но вежливо объясняют: зал уже полон, нужно было приходить раньше. Акимы рангом поменьше также берут на вооружение этот принцип. Например, во избежание острых вопросов и возможных дискуссий выбирают менее вместительные помещения. Отчитываться в такой обстановке - сплошное удовольствие! Но большинство акимов понимает: дабы не уподобляться брежневским съездам с их "бурными, продолжительными аплодисментами", нужны неожиданные ходы, якобы спонтанные акции, тематические "фишечки". И они их выдают! Аким Астаны И. Тасмагамбетов, например, часть отчета посвятил тому, сколько раз среднестатистический житель столицы посещает за год кинотеатры и кафе. Как часто ходит в гости, пользуется автобусом, сколько наматывает километража. В следующий раз нас, возможно, просветят статистикой посещения парикмахерских и саун. Как скалькулировали посещаемость ресторанов? Совокупное число их клиентов за год поделили на население Астаны? А гостей столицы сосчитали по отдельной ведомости? А главное, зачем все это? Может, важнее рассмотреть реальный рейтинг проблем, волнующих астанчан? Например, миграционное давление, неразвитость автобусного сообщения, те же недостатки в работе вокзалов, которые еще в октябре отмечал Президент. Или честно поговорить о росте цен, труднодоступной медицине, растущей пропасти между богатством и нищетой, безопасности дорожного движения, коррупции среди чиновников. Согласно недавнему соцопросу в Астане, проведенному ОФ "Сарапши" (кстати, по заказу УВП акимата), именно эта пятерка проблем более всего волнует жителей столицы. Говорить об этом непросто. Зато оживляж про кафе и семейные дастарханы запомнится, приправит скучную цифирь приятными воспоминаниями. Этого ли хотят от акима люди? Может, их больше интересуют сроки заселения в квартиры, давно оплаченные по долевке? Или стремящиеся ввысь коммунальные тарифы? Или асфальтирование малых улиц, благоустройство дворов, состояние водопровода, наличие мест в детсадах… Нынешняя отчетная кампания, как мы заметили, изобилует такими "фишками". Аким южной столицы сделал акцент на экологии. Нет слов, проблема для Алматы актуальнейшая. Но решаться она будет не один год. А там, глядишь, и новое назначение для А. Есимова подоспеет. Другие его коллеги педалируют успехи "Дорожной карты", инвестиционные перспективы, строительства мостов и развязок… Все это, безусловно, важно. Но это задачи на перспективу, а люди хотят знать, какие улучшения в их жизни наступят завтра, ближайшим летом? Настораживает настойчивость, с которой достижения (они, несомненно, есть) чеканятся акимами на аверс социально-экономических "медалей" регионов. В то время как на реверсе, обратной стороне медали, - веерные отключения света, порывы на теплотрассах, снежные заносы, беспредел с земельными участками и паями, следственно-судейская волокита, судьба оралманов, состояние "шаныраков" и иных городских трущоб. Об этом говорить не хотят. В итоге многочисленные проблемы и беды широким 40-тысячным потоком вылились в ходе ноябрьской "прямой линии" Главы государства. Парадокс - нужды конкретных людей, которые, по идее, должны были решаться акимами на местах, были адресованы исключительно Президенту страны! Зато отчетные встречи акимов - констатация свершений, тишь, гладь да божья благодать. Если заполнять аудитории по разнарядке, а отчеты фокусировать исключительно на успехах и внешних эффектах (без самокритики, анализа и прогнозов), то наши акимы рискуют навсегда утратить доверие к себе. Выход есть: будьте честнее - и к вам потянутся люди, их доверие и признательность. |