Асель МУКАНОВА, "Казахстанская правда", 2 апреля
В связи с созданием Таможенного союза трех стран в Казахстане вновь встал вопрос праворульных автомашин. Как известно, еще в 2007 году ввоз таких авто в нашу страну запрещен на самом высоком уровне. Однако с формированием единого таможенного пространства это ограничение снимается автоматически. Потому Комитет дорожной полиции МВД РК спешит принять превентивные меры: законодательно запретить первичную регистрацию и производство у нас транспорта с правым расположением узлов управления. Вторым вопросом на повестке дня заседания "круглого стола", прошедшего под председательством главы Комитета дорожной полиции Кайрата Тыныбекова, стал консолидированный Закон "О дорожном движении". Не то чтобы существующий Закон "О безопасности дорожного движения", принятый в далеком 1996 году и претерпевший с тех пор ряд изменений, не работает. Просто жизнь не стоит на месте, и, судя по опыту других стран, такой объединяющий, всеобъемлющий закон нам все же необходим. К тому же в конце прошлого года Казахстан ратифицировал две международные конвенции – "О дорожном движении" и "О дорожных знаках и сигналах", что также требует совершенствования и внесения соответствующих изменений в отечественное законодательство. О злополучных "праворульках" – до первого июля нынешнего года, а о новом законе – до 2012 года, в законопроектный план которого он включен. Потому дорожная полиция вынесла их на публичное обсуждение, пригласив к обмену мнениями представителей заинтересованных ведомств и общественных объединений. Начальник управления координационной и правовой работы КДП МВД РК Канат Садвакасов напомнил, что с января 2007 года на территорию Казахстана запрещен ввоз праворульных автомашин. Данное решение принималось в 2006 году на заседании Совета безопасности Главой государства. Вместе с тем в связи с формированием единого Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации снимаются ограничения по ввозу автотранспортных средств с правым расположением узлов управления на территорию Таможенного союза. А значит, дабы не противоречить однажды принятому отказу от "праворулек", нам необходимо идти другим путем. Законом "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется путем государственной регистрации. И именно на этом этапе мы имеем возможность обосновать запрет законодательно. Технически конкретизация имеющихся норм отражена в законопроекте о внесении изменения в постановление Правительства РК от 9 июля 2008 года № 675 "Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности автотранспортных средств", в части введения запрета на первичную регистрацию и выпуск в обращение на территории Республики Казахстан автотранспортных средств с правосторонним расположением органов управления. Учитывая, что на территории нашей страны установлено правостороннее движение, данные меры позволят снизить риск совершения дорожно-транспортных происшествий. А ведь именно с "праворульками" был в свое время связан рост ДТП, отметил председатель Союза водителей Казахстана Талгат Жанабаев. – Почему в свете новых обстоятельств мы должны подстраиваться под желания других государств и соглашаться с тем, против чего боролись десять лет?! – возмущен руководитель этой крупной общественной организации. – Если опять разрешим "праворульки", получим сотни инвалидов и миллиарды тенге на покрытие расходов. Мы поддерживаем Комитет дорожной полиции в этом вопросе. К слову, в Беларуси такая норма предусмотрена техническим регламентом, что положительно сказалось на состоянии аварийности. У нас тоже аварийность по вине водителей праворульных автомобилей в 2009 году снизилась: по количеству ДТП – на 14,5% (с 588 до 503), по погибшим в них – на 21,2% (с 137 до 108) и по травмированным – на 18,3% (с 764 до 624). Кстати, обсуждаемый законопроект никоим образом не коснется уже имеющихся в стране "праворулек": их сегодня насчитывается около 150 тыс., и эксплуатироваться они, как было решено ранее, будут до полного износа. Немного странной на фоне всеобщей поддержки инициативы дорожных полицейских выглядела позиция начальника отдела экспертиз и технического нормирования РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации" Бауржана Адилова. По его мнению, основным критерием безопасности движения является качество автомобиля, и в этом смысле японским авто уступают многие другие. Однако Кайрат Тыныбеков главным считает безопасность людей, и именно введение ряда ограничений способствовало улучшению ситуации на дорогах. Эксперт Адилов предложил взамен запрета "праворулек" обратить внимание на наличие в авто подушек безопасности, системы ABS, а также ужесточить требования к выдаче водительских удостоверений и порядку проведения техосмотра. Еще одно альтернативное предложение высказал заместитель директора юридического департамента НЭП "Союз "Атамекен" Данияр Изатуллин: разрешить эксплуатацию "праворулек" только в городах. Однако все эти "поблажки" не встретили поддержки. Вместе с тем дорожные полицейские призывают широкие слои населения принять участие в обсуждении проблемы на сайтах Комитета по техническому регулированию и метрологии и КДП. То же касается разработки консолидированного проекта Закона "О дорожном движении". По словам К. Садвакасова, основная идея законопроекта заключается в создании единого дорожного законодательства, которое должно представлять собой систему законодательных и подзаконных актов, основанных на едином терминологическом подходе. В целом можно говорить о формировании дорожно-транспортного законодательства как самостоятельной единой отрасли. В настоящее время в стране практически отсутствует должная нормативно-правовая база, регламентирующая систему организационно-планировочных и иных инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т. д.), а регулируемые вопросы во многих случаях носят эпизодический характер. Не определены полномочия органов исполнительной власти, местного самоуправления, связанные с проведением подобных мероприятий. Это и приводит к заторам в городах. Такие фундаментальные законы давно приняты в Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Беларуси и во многих странах дальнего зарубежья. Необходим он и нам, уверены в Комитете дорожной полиции. Так как наши нормативно-правовые акты во многом не систематизированы, есть немало противоречий и правовых пробелов. Проблема усугубляется тем, что сфера дорожного движения регламентируется разными отраслями права, которые в ряде случаев не только отличаются подходами к регулированию общественных отношений, но и оперируют неодинаковой терминологией. Нормативно-правовая база в сфере дорожного движения зачастую не отвечает существующим в стране социально-экономическим отношениям. Участники "круглого стола" согласились с целесообразностью разработки проекта Закона "О дорожном движении" и создании рабочей группы. С его принятием в 2012 году, возможно, начнется новый этап взаимоотношений на дорогах, в которых в той или иной степени заинтересован каждый из нас. |