Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, ректор Казахского национального университета им. Аль-Фараби, "Казахстанская правда", 29 апреля
Мировой кризис последних лет стал важнейшей вехой в оценке результатов кардинальных преобразований, прошедших в суверенном Казахстане, нашей готовности противостоять негативным тенденциям и находить эффективные пути не только для достойного выхода из сложной экономической ситуации, но и осуществления качественного рывка вперед. Именно с этих позиций, думаю, нужно анализировать основные шаги, сделанные государством в научной сфере, и, безусловно, системообразующую роль в этих процессах идей и стратегических замыслов Первого Президента Казахстана. Проведенный Главой государства в первые же после распада СССР годы анализ показал, что оставшаяся от Союза структура научных учреждений и система управления научной деятельностью в условиях перехода к рыночной экономике являются полностью несостоятельными. Основные результаты этого анализа были изложены, в частности, в речи на сессии общего собрания Национальной академии наук РК 2 февраля 1994 года. Во-первых, подавляющая часть научных организаций республики, особенно отраслевых институтов, находилась в прямом подчинении союзному центру и выполняла лишь отдельные элементы крупных научных программ. Полностью были дистанцированы от решения казахстанских проблем уникальные оборонно-технические комплексы, базирующиеся на Семипалатинском ядерном полигоне, ракетном полигоне Сарышаган, на других полигонах и в центрах союзного подчинения, размещенных в республике. То же самое относится к прикладной науке и опытно-конструкторским разработкам, которые практически полностью были "замкнуты" на военно-промышленном, транспортном, горно-металлургическом и других комплексах тоталитарного государства. Произошедший на рубеже 80–90-х годов прошлого века разрыв союзных связей резко оборвал эту "цепочку востребованности" отечественных исследований, поставил руководство страны и казахстанскую науку перед необходимостью разработки новых принципов, механизмов, целей и масштабов осуществления научной и научно-технической деятельности. Остро встал вопрос о выборе новых приоритетов и направлений, отвечающих потребностям молодого суверенного государства. Во-вторых, в советское время существовал отлаженный механизм использования результатов научных исследований и разработок. На "вертикальном" уровне он базировался на связи академических институтов, осуществлявших фундаментальные и прикладные исследования, с отраслевыми научно-исследовательскими и проектными организациями, обычно входившими в структуру министерств и на плановой основе доводившими научные результаты до промышленных предприятий, также включенных в структуру данных министерств. На "горизонтальном" уровне ученые выполняли прямые хозяйственные договоры с предприятиями. В эту деятельность были активно вовлечены многие видные ученые и научные коллективы вузов, академических и отраслевых НИИ. Такие договоры обеспечивали, с одной стороны, соответствие исследований потребностям и возможностям предприятий, с другой – доведение исследований до промышленно освоенного технологического или технического продукта. Оба этих механизма с распадом союзного государства полностью прекратили свое существование и поставили под большой вопрос промышленную востребованность отечественной науки. Положение усугубилось тем, что значительная часть предприятий Казахстана в кризисные 90-е практически прекратила или существенно сократила производственную деятельность. Для подъема промышленности Главой нашего государства были предприняты поистине титанические усилия, благодаря чему начался приток в страну иностранных инвестиций. Однако новые инвесторы были мало заинтересованы в обновлении производства (в основном это делалось только за счет привлечения уже отработанных за рубежом технологий, в большинстве же случаев они ориентировались на максимальную эксплуатацию имевшихся на предприятиях ресурсов и оборудования). В-третьих, и это немаловажно, никак не обеспечивался такой канал, как интеграция науки с высшим образованием. Между тем во всем мире наука развивается прежде всего в ведущих университетах (за исключением особых научных центров, связанных, к примеру, с обороной, космическими исследованиями). Здесь она становится востребованной еще задолго до каких-либо практических достижений в промышленности: идеи и даже промежуточные результаты активно используются в учебном процессе, к исследованиям в массовом порядке подключаются студенты, магистранты и докторанты. Все это существенно поднимает качество подготовки специалистов, которые уже со студенческой скамьи приобретают навыки активного поиска и накопления новых знаний, принятия решений в условиях недостатка информации. Эти качества особенно ценны для формирования интеллектуальной элиты, поэтому не случайно такие университеты, как Кембридж, Оксфорд, Стэнфорд, Йель и другие, которые с полным правом именуются "исследовательскими университетами", являются главными "кузницами" элиты своих государств. Анализ развития ведущих стран мира, таких как США, Великобритания, Германия, Южная Корея, Япония, показывает, что приоритетность и качество образования – не следствие благосостояния государства, а его основная предпосылка. В связи с этим уместно вспомнить слова одного из президентов США: "В Америке сильные университеты не потому, что Америка богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные университеты". В бывшем Советском Союзе наука была искусственно отделена от системы высшего образования. В качестве исключения можно назвать ограниченное число вузов, активно развивавших науку и привлекавших к ней студенчество: МГУ, МВТУ, МИФИ, МФТИ, Новосибирский государственный университет… В целом же научные результаты находили свое отражение в учебном процессе вузов через союзное министерство высшего и среднего специального образования, разрабатывавшего образовательные программы по всем специальностям. Дополнительным, хотя и весьма слабым механизмом привлечения студентов к научным исследованиям служили уже упомянутые хозяйственные договоры вузов с предприятиями. Естественно, с разрывом союзных связей данные механизмы также были ликвидированы, и возникла ситуация, при которой наука, предприятия и вузы существовали сами по себе. Таким образом, в начале 90-х годов для науки Казахстана сложилась, как говорят шахматисты, патовая ситуация: все имевшиеся каналы ее связи с обществом были обрублены. Выделяемые на продолжение деятельности имеющихся научных учреждений бюджетные средства во многом затрачивались впустую... В этой обстановке Нурсултан Назарбаев проявил уникальные качества лидера, способного не теряться в сложнейшей ситуации, а ставить цели и задачи с учетом не только возможностей страны, но и отдаленных перспектив ее развития. Глава государства подчеркивал: "Если мы не будем одновременно забегать вперед, уже сейчас закладывать базу для кардинального прорыва, то можем бесповоротно оказаться на позициях, на которых будем аутсайдерами в мировых цивилизационных процессах. Завоевать же себе достойное место мы можем в значительной мере только при достаточно высоком уровне развития национальной технологической базы, прикладной и фундаментальной науки, при обеспечении высокой квалификации научных и инженерных кадров". В сфере науки требовались кардинальные реформы, соотносимые по масштабу с реформами в экономике и политике. Они должны были обеспечить "встраивание" науки в систему рыночных отношений. При этом требовалось, опять-таки, на новых принципах обеспечить целостность цепочки: "идея – научные исследования – разработки – промышленная реализация наукоемкой продукции – подготовка кадров". По инициативе Нурсултана Назарбаева уже 15 января 1992 года был принят Закон "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", в феврале того же года образовано Министерство науки и новых технологий. На этой базе государство приступило к поиску новых форм управления научной отраслью. В тот период были сделаны, на мой взгляд, как минимум три принципиальных шага для перевода науки на качественно новые рельсы развития. Во-первых, осуществлен переход от чисто административного к программно-целевому методу планирования и финансирования исследований. Тем самым была создана конкурентная среда, позволявшая отбирать для государственной поддержки те научные идеи и проекты, которые в наибольшей степени соответствовали потребностям страны. Во-вторых, впервые на постсоветском пространстве внедрен хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике механизм независимой научно-технической экспертизы всех проектов и разработок, создана государственная научно-техническая экспертиза (ГНТЭ). В-третьих, сформированы национальные научные центры. Они позволили объединить под единым руководством чисто научные организации с мощным прикладным потенциалом, имевшимся в таких отраслях, как ядерная физика, биотехнологии, электроника, связь, переработка минерального сырья и других. Несмотря на то что реформы осуществлялись в условиях жесточайшего дефицита времени и крайне сложного экономического положения страны, жизнь подтвердила действенность принятых тогда решений. По сей день эффективно работают Национальный ядерный центр, национальные центры биотехнологий и комплексной переработки минерального сырья, ГНТЭ и система конкурсного отбора научных проектов и программ. Все это убедительно свидетельствует о ярком даре предвидения нашего Президента. Одновременно огромное внимание Нурсултан Абишевич уделял перестройке и развитию инженерной деятельности как важнейшего звена, связывающего науку и реальный сектор экономики. Мы знаем, что эпоха политического и экономического застоя 80-х годов самым тяжелым образом отразилась на профессии инженера. Его труд просто перестал цениться. И в это время колоссальных трудностей и кардинальных реформ в Казахстане появилась Инженерная академия (с 2003 года – Национальная инженерная академия) Республики Казахстан, и Глава государства в 1993 году нашел время и возможности принять участие в работе Первого съезда инженеров Казахстана. Нас по-настоящему окрылили слова Президента: "В целом положительно оценивая плодотворный труд инженеров республики, хотелось бы привлечь ваше внимание к нескольким крупным проблемам… В экономической политике нам, по-видимому, придется решать нечто вроде инженерной задачи возбуждения резонанса общественных, производственных и технологических процессов. Для нас настал момент проявить свой потенциал не только в сфере прогрессивных политических инициатив, но и в области экономических и технологических нововведений. При этом особенно технологическая и, в частности, инженерная политика должна стать относительно самостоятельной ветвью преобразования общества". Четкое понимание того, что Республика Казахстан испытывает острую потребность в консолидации научных и инженерных сил, предварило дальнейшие масштабные инициативы Главы государства, выдвинутые им в сфере науки в последующие годы. Они стали ответом на новые вызовы, когда резко обострилась кадровая ситуация, во много раз сократился приток в научную сферу талантливой молодежи. В высшем образовании усилился перекос в сторону экономических, финансовых, юридических специальностей, не обоснованный реальными потребностями страны. При этом наглядно проявилось явное отставание науки от динамики социально-экономической жизни республики. Да и сами ученые были инертными в вопросах реформирования науки. Эти и многие другие негативные факторы и тенденции постоянно находились в зоне особого внимания Главы государства, их анализ озвучивался, в частности, в его выступлениях на сессиях общего собрания Национальной академии наук в 1994, 1996, 2001 годах, выступлении в Московском государственном университете им. М. Ломоносова в 1996 году. Как говорил Михаил Ломоносов: "Ошибки замечать немного стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку". Президент страны активно продолжал творческий поиск новых моделей и механизмов поддержки науки и ее органического включения в жизнь страны. Одним из таких механизмов стало создание Межотраслевого научно-технического совета по проблемам развития промышленности, энергетики, строительства, транспорта и коммуникаций (МНТС). Это решение, позволившее сконцентрировать в те трудные годы пока еще очень ограниченные бюджетные средства на наиболее актуальных научно-технических разработках, дало возможность Казахстану, в отличие от большинства стран СНГ, сохранить значительную часть отраслевых научных и проектных организаций, профессиональные научно-инженерные кадры. Была реформирована Национальная академия наук. И хотя ряд конкретных мер Правительства и уполномоченных органов в этом направлении воспринимался порой неоднозначно, их генеральный вектор позволил эффективно разграничить функции и полномочия органов государственного управления и научного сообщества, приступить к созданию таких условий, которые стимулировали бы ученых соотносить свои научные интересы с реальными потребностями производства, бизнеса и государства. В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан "О науке", соответствующий новым реалиям выхода Казахстана из этапа кризисного развития, в следующем году – Закон "Об инновационной деятельности". Принципиальным прорывом к новому пониманию роли науки в современном обществе стало выдвижение Нурсултаном Абишевичем идеи создания Национальной инновационной системы и Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан (2003 год). Необходимость принятия такой стратегии была жестко обусловлена положением дел в казахстанской экономике. Анализ темпов промышленного производства на тот период свидетельствовал, что объем валового внутреннего продукта в 2003 году, который составлял около четырех с половиной триллионов тенге, был в основном обеспечен за счет нефтегазового комплекса. Учитывая высокую изменчивость конъюнктуры на мировом рынке углеводородов и принципиальную ограниченность, невосполняемость запасов нефти, Казахстан должен был в кратчайшие сроки разработать долговременную модель постепенного перехода от сырьевой экономики к сервисно-технологической с высоким уровнем развития ориентированных на экспорт производств. Для реализации поставленных задач сделано было немало, созданы базовые институты развития, среди которых Банк развития, Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Также был утвержден ряд программ отраслевого и межотраслевого характера: по формированию и развитию национальной инновационной системы, развитию строительной индустрии, энергосбережению и другие. Принято более 20 новых законов, в том числе "О техническом регулировании", "Об инвестиционных фондах", "Об Инвестиционном фонде Казахстана", началась реализация проектов, в основном относящихся к транспортной и энергетической инфраструктуре. Системообразующее значение для инновационного развития и, шире, для обеспечения конкурентоспособности Казахстана в глобальном мире имели положения, выдвинутые Нурсултаном Назарбаевым в лекции, прочитанной в 2006 году в Евразийском национальном университете. Главное из них – интенсивно развивать собственную науку для создания конкурентоспособных технологий как стержня инновационной экономики, чтобы преодолеть технологическую отсталость и не оказаться в зависимости от развитых стран. Как выразился Нурсултан Абишевич, "ни одна уважающая себя страна не станет устраивать распродажу новых технологий и секретов производства". Значит, нельзя опираться только на заимствованные технологии, необходимо ускорить мобилизацию собственного научно-технического потенциала. В числе новых мер, направленных на такое развитие, Глава государства назвал существенное повышение финансирования научно-инновационной сферы, создание Высшей научно-технической комиссии под руководством Премьер-Министра, создание в Министерстве образования и науки Комитета по науке, Фонда науки для финансирования и координации опытно-конструкторских разработок. А также создание пяти национальных лабораторий открытого типа и пятнадцати университетских лабораторий инженерного профиля с самым передовым научным и технологическим оборудованием. И отрадно, что практически все эти положения уже реализованы и существенно укрепили научный потенциал страны. Уже к 2006 году в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития и Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005–2015 годы было реализовано 520 инвестиционных проектов. Под эгидой институтов развития начато финансирование 90 проектов стоимостью 2,2 млрд. долларов. Началась успешная реализация важнейших проектов в целях развития несырьевого сектора экономики. Это строительство третьего Жанажолского газоперерабатывающего завода, горно-обогатительных комбинатов и медеплавильного завода в Актюбинской области, алюминиевого завода и завода по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, организация сортопрокатного производства и производства металлургического кремния в Карагандинской области и так далее. Вместе с тем в сфере освоения научных достижений ситуация продолжала оставаться сложной: недостаточными темпами формировалась технологическая инфраструктура, способная эффективно превращать научные результаты в реальные новые продукты и технологии, не удалось в должной мере заинтересовать бизнес во вложении средств в эту сферу. Положение усугубилось, на мой взгляд, и некоторыми недостаточно продуманными со стороны исполнительных органов реформами, в частности созданием пяти научных центров на базе бывших академических НИИ. Как и предсказывали ученые, на новые структуры уходили колоссальные государственные деньги, а научная деятельность была до предела забюрократизирована. Мировой экономический кризис показал необходимость нетерпимого отношения ко всему, что тормозит прогресс. В этих условиях Президент нашей страны, как ученый-экономист высочайшего уровня, не только детально проанализировал истоки и причины мирового кризиса, но и предложил для всех уровней (общемирового, регионального, государственного) системные меры его преодоления. Его статьи "Ключи от кризиса", "Пятый путь" и фундаментальная монография "Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций" демонстрируют огромную глубину и оригинальность подхода к решению сложнейших проблем современности. Здесь нужно особо подчеркнуть всеобъемлющий подход Нурсултана Назарбаева к проблемам взаимодействия цивилизаций, когда мир должен приобрести совершенно новые черты – перейти от изоляционистских, конфронтационных и жестко конкурентных отношений к творческому диалогу. Новый мир, по мнению нашего Президента, – это мир многополярный, интенсивно и инновационно развивающийся, более справедливый и человечный. И один из путей, ведущих к подобному мироустройству, – сближение уровня технологического развития стран и цивилизаций. На 12-м съезде Народно-демократической партии "Нур Отан" Нурсултан Назарбаев выдвигает новую программу форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на предстоящие пять лет. Оно будет осуществляться на принципиально новых условиях, четко ориентироваться на диверсификацию экономики, качественное повышение технологического уровня и наукоемкости продукции. К решению данной задачи подключаются не только политические и экономические механизмы, но и сферы, если можно так выразиться, "обеспечивающего плана" – наука и образование. И здесь Нурсултан Абишевич обозначает кардинально новые подходы и решения. 4 сентября 2009 года на совещании под руководством Президента на меня и моих коллег огромное впечатление произвела принципиально новая модель управления научной сферой. Она кардинально меняет базовые принципы взаимоотношений государства и науки, возвышает роль ученых. В очень кратком изложении данные подходы можно сформулировать так. Во-первых, Президентом страны предложено принципиально новое для нас видение градации и взаимодействия исследований и разработок. Произведен отход от устаревшей "линейной" модели "фундаментальная наука – прикладные исследования – практические разработки", которая достаточно часто не срабатывала и приводила к "сбоям" во взаимодействии науки и практики. Дело в том, что фундаментальные исследования далеко не всегда дают четко выраженный прикладной эффект, а часто остаются просто вкладом в мировую копилку знаний. С другой стороны, прикладные исследования могут привести не только к практическим разработкам, но и к по-настоящему фундаментальным открытиям. В связи с этим можно вспомнить классический пример разработок российского ученого Павла Черенкова, который в 1932 году приступил к чисто прикладным, как тогда казалось, исследованиям люминесценции растворов урановых солей. Однако в результате был открыт принципиально новый вид излучения (эффект Вавилова – Черенкова), ставший фундаментальным открытием, удостоенным впоследствии Нобелевской премии. С учетом таких факторов Глава государства выстраивает более сложную, "многосвязную" модель сферы научных исследований и закладывает ее в основу системного видения многогранной роли науки в развитии экономики, общества и государства. Во-вторых, принято решение о выводе науки из сферы действия законодательства о госзакупках, которое превратилось в бюрократический тормоз. Вводятся два принципиально новых вида финансирования – базовое, предназначенное для поддержания научной инфраструктуры, и грантовое, ориентированное не только на научные организации, но и персонально на ученых и их творческие коллективы. Это, в частности, даст возможности выполнять исследования при помощи методов и оборудования мирового класса в любой точке земного шара. На этом основан широко проявившийся в последние десятилетия эффект глобализации научного потенциала в масштабах планеты, и теперь уже и наши ученые получают принципиальные возможности использовать определенную часть мирового научного потенциала в интересах развития своей страны. Принятое сегодня программно-целевое финансирование останется только в стратегических направлениях и отраслях – здравоохранении, оборонном комплексе, сельском хозяйстве и так далее. В-третьих, производится сокращение бюрократических барьеров и процедур в цепочке принятия решений о финансировании проектов. Теперь за уполномоченным органом в сфере науки остаются только координация и техническое обеспечение финансирования, решения же о реализации проектов будут приниматься не чиновниками, а национальными научными советами. В связи с этим существенно возрастет роль научного сообщества в управлении научной деятельностью. Стратегическим органом такого управления становится Высшая научно-техническая комиссия, где также будут представлены ведущие ученые страны. В-четвертых, на новый качественный уровень переводится государственная научно-техническая экспертиза за счет обязательного привлечения зарубежных специалистов и выделения в особую структуру – Национальный центр. В-пятых, осуществляется коренной поворот в сторону форсированного развития науки в ведущих вузах страны, взята ориентация на создание в Казахстане исследовательских университетов, хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике. Такое решение будет иметь по-настоящему кумулятивный эффект. К научным исследованиям подключится огромный кадровый потенциал наших ведущих вузов, появится также реальный механизм омоложения научных кадров за счет активного участия в исследованиях магистрантов и докторантов. Объединение науки и образования резко поднимет качество подготовки специалистов, об этом однозначно говорит опыт крупнейших университетов мира. Для законодательного закрепления выдвинутых положений Президентом страны дано поручение в кратчайшие сроки разработать новый проект закона РК "О науке" и на его основе приступить к практической реализации новых подходов. Предложенные Главой государства масштабные и фундаментальные решения получили самый широкий отклик со стороны казахстанских ученых, возродились их надежды на восстановление былой славы фундаментальной и прикладной науки, высокого статуса ученого и полноценную интеграцию Казахстана в мировое научно-инновационное пространство. В сфере образования важнейшим событием последнего времени стала актовая лекция Нурсултана Назарбаева в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби в октябре минувшего года, когда отмечался 75-летний юбилей нашего вуза. Выступление Главы государства транслировалось в интерактивном режиме во все ведущие казахстанские вузы. Обсуждение лекции началось буквально на следующее утро, по всей стране прошли "круглые столы", семинары, дискуссии, появились многочисленные отклики в печати. В лекции, по сути, приведена квинтэссенция видения Главой государства всего круга проблем инновационного процесса: прорыв в развитии системы образования, развитие науки и повышение научного потенциала, развитие системы инноваций. Президент выдвинул масштабную и блестящую идею формирования в нашей стране интеллектуальной нации. На мой взгляд, это самое принципиальное положение лекции. Задачи такого уровня еще не было в истории Казахстана. При этом особого внимания, в частности, заслуживает подход Главы государства к кардинальному повышению качества подготовки кадров. Первой ласточкой здесь стала выдвинутая в 1993 году инициатива Нурсултана Абишевича о подготовке квалифицированных казахстанских специалистов в лучших университетах мира, реализовавшаяся, наверно, впервые в мировой практике в виде масштабной президентской программы "Болашак". Инициативы последнего времени – создание интеллектуальных школ и формирование исследовательских университетов, что также будет работать на воспитание интеллектуальной элиты Казахстана. В КазНУ им. Аль-Фараби, обладающем весомым научным потенциалом и включающем в свою структуру более 20 научных центров и НИИ, технопарк, две самые современные национальные лаборатории по нанотехнологиям, эти инициативы восприняты с огромным энтузиазмом и надеждой. Сегодня с высоты приобретенного суверенным Казахстаном и всеми нами опыта, с высоты новых знаний и объединяющей нас мечты приблизить расцвет государства мы отчетливо видим главный феномен Президента нашей страны – в предвидении, в способности предложить обществу научно обоснованный, убедительный и перспективный курс развития. И настойчиво направлять деятельность всех государственных институтов и граждан на достижение высоких целей. Известный американский генерал Дуглас Макартур в свое время говорил: "В этом мире нет гарантий, есть только возможности". Но у нас, казахстанцев, думаю, есть серьезная гарантия достижения поставленных целей – масштабная личность и выверенный стратегический курс лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Сильного государственного руководителя и ученого. |