Динара ИБРАЕВА, "Вечерняя Астана", 6 мая
Переход на 12-летнее образование не состоялся в срок из-за слабой материально-технической базы, отсутствия дополнительных часов, недостаточной подготовки педагогических кадров К такому мнению пришли участники II Республиканской конференции "Возможность внедрения основ профессионального самоопределения в условиях предпрофильной подготовки". Вместе с тем, как отметила эксперт Департамента среднего образования Министерства образования и науки РК Гульбарам Алиакбарова, работу по преодолению проблем, противоречий и рисков нельзя прекращать ни на минуту. Ждать официального перехода на 12-летнее обучение не стоит, нужно уже сейчас активно внедрять в преподавательскую практику элементы профильного обучения, являющегося ядром 12-летки. Воспитание конкурентоспособного поколения должно начинаться со школьной скамьи, и в этом свою роль должна сыграть предпрофильная подготовка, убеждены организаторы конференции. Однако, как отметила президент центра альтернативного образования "Достижения молодых" Тамара Ильичева, несмотря на определенную работу, которая ведется в данном направлении, упускаются важные аспекты подготовки школьников к выбору профессиональной деятельности: предпрофильная подготовка учитывает лишь интересы учащихся, планирующих обучение в 10-11 классах. Сам собой напрашивается вопрос: "А что же делать школьникам, которые решили получить профессию после 9 класса?" Тамара Ильичева заметила, что в Казахстане, как и во многих странах мира, число молодых людей, желающих овладеть рабочей профессией, растет из года в год. При этом практика показывает, что процесс самоопределения у подростков идет очень тяжело в силу отсутствия соответствующих навыков, умений, деловых качеств, зависимости от родителей, незнания рынка труда. Исследования, проведенные ЦАО "Достижения молодых", показали, что 75% выпускников 9 классов не могут определиться с выбором профессии. Более 60% тех, кто выбирает обучение в профессиональном лицее или колледже, ориентируются на более уверенных друзей, идут учиться "за компанию" или выбирают профессию, которая нравится родителям. Между тем директор Института повышения квалификации города Астаны Майра Курманбаева на языке цифр продемонстрировала, какой положительный экономический и социальный эффект дает изначально верный выбор профессии: это в 2-2,5 раза сокращает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает необходимость переподготовки кадров. Выбор, встающий перед выпускником, действительно, сложен, и усугубляется он тем, что ребенок не в силах изучить все тонкости будущей специальности. Поэтому, уверена Тамара Ильичева, необходимо разработать гибкую универсальную систему профподготовки с учетом способностей детей и типов организаций образования (общеобразовательная школа, гимназия, лицей). Совершенствования требует и законодательная база. Участники конференции отметили необходимость внимательного изучения имеющихся нормативных документов с целью последующей их доработки и разработки новых правовых актов, таких, например, как концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения, правила организации деятельности профильных школ. Опыт развитых стран свидетельствует, что наиболее эффективных результатов в профилизации образовательные учреждения могут достичь в тесном партнерстве с государственными и частными службами занятости. За рубежом агентства и бюро по трудоустройству, причем в не зависимости от форм собственности, составляют главные элементы организационной структуры профориентации молодежи. Так, в Канаде структура профессиональных программ изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, которые занимаются изучением текущего и перспективного спроса на рабочую силу. В Казахстане же пример успешного взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и НПО демонстрирует проект по ранней профориентации школьников, инициированный компанией "Шеврон" и ЦАО "Достижения молодых". Начиная с 2005 года 350 подростков (8-9 классы) из городов Астана, Алматы и Атырау на практике ознакомились с выбранными по их желанию профессиями, а некоторые ребята попробовали себя сразу в нескольких амплуа. Говоря о результатах, координатор по связям с общественностью компании "Шеврон" Гульжан Смагулова отметила, что за время реализации проекта более 40% подростков поменяли свои профессиональные предпочтения, а значит, получили возможность прийти к осознанному и самостоятельному выбору специальности. Не менее важно, что этот проект позволил пробудить интерес школьников к ранее считавшемуся непрестижным профессионально-техническому образованию. В программу ранней профориентации также были включены специальные тренинги по умению работать в команде, развитию лидерских качеств, здоровому образу жизни. Вместе со школьниками в проекте приняли участие педагоги и психологи. На сегодняшний день слушателями таких тренингов стали около 400 человек, которые могут работать с подростками по программе ранней профориентации и профессиональному самоопределению. |