Наталья СЕЙТАХМЕТОВА, доктор философских наук, профессор, "Казахстанская правда", 19 мая
21–22 мая в Алматы пройдет международная научно-практическая конференция "Республика Казахстан: Опыт государственного строительства и перспективы социально-политической модернизации". Накануне этого события на вопросы, касающиеся темы форума, ответил директор Института философии и политологии Комитета науки Министерства образования и науки академик НАН РК Абдумалик НЫСАНБАЕВ. – Нынешняя конференция приурочена к 20-летию института президентства в нашей республике. Можно говорить о двух целях форума. Первая – провести фундаментальный анализ социально-политических, экономических, культурных, духовно-нравственных, образовательных процессов, характеризующих становление независимости Казахстана и одновременно – становление и укрепление института президентства. Вторая – раскрыть поливариантные возможности адаптации казахстанских сценариев модернизации к мировым модернизационным процессам. Речь идет о формировании сбалансированной диалогической модернизационной стратегии Казахстана и других государств. За 20-летний период президентского правления в нашей республике приняты судьбоносные решения, радикально изменившие не только социально-экономическую и политическую жизнь страны, но и прежде всего наше сознание, мировоззрение. Обновленное сознание казахстанского общества выработало новую парадигму мышления – диалог, способность к взаимопониманию, к интеграции, к реформированию, к модернизации. Мы помним, как долог и драматичен был этот путь обновления нашего мышления, но благодаря прозорливости Президента Нурсултана Назарбаева мы смогли достаточно безболезненно преодолеть тоталитарные стереотипы и открыть в себе потенциал для диалогической коммуникации с мировым сообществом, вступив на путь политической и социальной модернизации. Предстоящий форум – это итоги нашей казахстанской философской жизни в парадигме обновленного исторического сознания. – Абдумалик Нысанбаевич, какие темы станут главными для дискуссий? Ведь конференция – это не просто собрание высоких гостей, научной элиты и множество монологов-докладов. – Вопросы, которые предстоит обсудить, настолько сложны и актуальны, что предполагают развернутую дискуссию, продуктивный диалог ученых, а также политиков и государственных деятелей из многих стран. Статус конференции можно без сомнения признать самым высоким. Мы ожидаем гостей из Великобритании, Франции, Турции, России, Беларуси, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана. В совместном диалоге с казахстанскими учеными они выступят по таким темам, как институт президентства, национальная идентичность, социальная трансформация постсоветских обществ, политическая и социальная модернизация, гражданский патриотизм, региональная и национальная безопасность, межконфессиональный и межкультурный диалог, имидж политического лидера, глобализация и традиционализм. Выявляется широкий спектр социально-политических, экономических, духовно-нравственных, философских проблем, не просто располагающих к дискуссии, а уже содержащих в себе дискуссионный потенциал. – Считаете ли вы, что институт президентства в Казахстане является гарантом стабильности, консолидации и демократии благодаря феномену Президента Нурсултана Назарбаева? – Вы задали мне очень сложный вопрос, но очень важный. При компаративистском анализе институтов президентства в современном мире и в исторической ретроспективе выявляются различные модели президентской власти, зависящие от личностных качеств глав государств и не зависящие от них. На постсоветском пространстве институт президентства как форма государственной власти принят многими республиками. Но история показала, что не все президенты смогли выполнить и четверти поставленных задач в реализации стратегий независимости, государственного строительства, демократии. А вот опыт казахстанской модели показал свою эффективность и историческую состоятельность. Я считаю, что это произошло благодаря феномену Президента Нурсултана Назарбаева. Социально-экономические, политические, образовательные стратегии, реализуемые в Казахстане, показали перспективность и эффективность выбранного курса нашей страны на инновационную постиндустриализацию. Осуществление этих задач стало возможным благодаря феномену Главы государства, который не только раскрыл диалогический потенциал казахстанского общества, но и стал гарантом, объединившим традиционные и современные ценности казахстанского народа, открывшим перспективы для диалогической коммуникации в эпоху глобализации. – Имидж политического лидера, на ваш взгляд, реален или все-таки виртуален? В философских сочинениях образ политического лидера интерпретировался по-разному, например у Макиавелли, Гоббса, Монтескье, Витте. – Совершенно верно, существуют различные толкования образов политических лидеров. К названной философской ретроспективе можно добавить даже Платона, аль-Фараби и Фрейда. Феномен политического лидера и имидж политического лидера – разные понятия. Сегодня существует огромное количество имиджтехнологий по формированию образа (имиджа) политического лидера. Политимиджмейкеры предлагают многочисленные рецепты достижения желаемого эффекта. Обычно рецепты одинаковы – избегать пессимистических прогнозов, полного отрицания прошлого политического и экономического опыта, находить механизмы преемственности традиций, то есть реконструировать прошлое, не забывая о материальном стимулировании общества. Имеются целые пособия, написанные психологами, социологами, политиками по формированию имиджа политического лидера. Однако искусственно созданный имидж политического лидера имеет "срок годности", поскольку за этим образом-символом не существует реального человека, компетентного, масштабно мыслящего, обладающего незаурядными личностными качествами и дарованиями. Лидера, отвечающего всем профессиональным, политическим, экономическим параметрам, ответственного за свои слова и дела. Подлинный политический лидер, такой как Президент Нурсултан Назарбаев, не только выдающийся политик и государственный деятель. Он прежде всего профессионал высочайшего класса, он не только теоретик, ученый стратег, он – практик, реализующий свои идеи. С его деятельностью связан как экономический и социальный подъем Казахстана, так и наше духовно-нравственное, культурное возрождение. И то, что в республике как приоритетная сегодня воплощается программа духовно-нравственного развития, доказывает, что Глава нашего государства стремится к осуществлению этических императивов в обществе. Кстати, эти императивы были самыми действенными в истории и традиции нашего народа. Конечно, каждый политический лидер имеет свой имидж, который влияет на общество в целом. Зачастую имидж и реальный носитель имиджа не совпадают, находятся, как говорят постмодернисты, в "бинарной оппозиции". В этом случае можно уже прогнозировать сценарий дестабилизации общества. Нам очень повезло, поскольку имидж Президента Казахстана и сам Президент воплотились в феномене политического лидера, обладающего такими личностными качествами, которые представляют собой "фактор Назарбаева", идентифицируемый сегодня как фактор демократической стабильности и национальной безопасности. – Какую концепцию, разработанную за 20-летний период института президентства, вы могли бы назвать казахстанским ноу-хау? – Концепцию диалога культур и партнерства цивилизаций, разработанную Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Этот диалог содержит в себе презумпцию толерантности и развивается в диалоге религий, евразийском диалоге, диалоге Востока и Запада и диалоге цивилизаций. Диалогическая стратегия представляется выходом из экономического, политического и культурного кризиса, поскольку партнерство цивилизаций как одна из современных стратегий ведет к решению экономических и политических проблем посредством принципов солидарности и понимания. Казахстанские инициативы в этой нелегкой сфере формирования коммуникативной политики определены прежде всего интересами нашего государства, казахстанского народа. Но формирование политики национального единства и согласия любого государства зависит от приоритетов и других государств. Поэтому Президентом Нурсултаном Назарбаевым была поставлена цель: в диалоге культур "по-казахстански" осуществить толерантную философию тюрков, казахов и казахстанцев, имеющую многовековой опыт коммуникации, и раскрыть ее в контексте современных коммуникативных стратегий. |