Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 21 мая
"Неожиданная" проблема вылезла там, где ее не ожидали. В Центрах обслуживания населения, которые с 2007 года открылись во всех городах и районах для оказания в "одном окне" услуг по выдаче различных документов, справок и регистраций. С 1 января 2010 года началась их передача из органов юстиции на баланс акиматов. Процесс этот, кстати, неоправданно застопорился. Одновременно на финишной прямой оказалась кампания по замене паспортов и удостоверений личности граждан, в которых отсутствовал индивидуальный идентификационный номер (ИНН). Итогом чиновничьего головотяпства стали забытые было очереди, ругань, нервотрепка… Программа создания ЦОНов изначально курировалась и софинансировалась Министерством юстиции. Осенью 2009 года Правительством было принято в общем-то обоснованное решение о передачи ЦОНов местным исполнительным органам. Процесс пошел, но вылез досадный нюанс. Большинство из 62 госуслуг, оказываемых сегодня, к примеру, ЦОНами столицы, осуществляются сотрудниками в ранге гражданских служащих, получающих зарплату от акимата. У них низкая (в среднем, 25 тыс. тенге) зарплата. Как следствие, наблюдается высокая текучесть молодых и малоопытных кадров. При этом функции документирования и регистрации граждан как были, так и остались за сотрудниками местных управлений Министерства юстиции. Ведомственная епархия связана с доступом к республиканской базе данных физических лиц, наличием цифровой подписи у сотрудников, их более высоким в социальном и материальном плане статусом государственных служащих. В итоге вышло "двоевластие". В одном помещении ЦОНа сейчас "квартируют" два ведомства – управления юстиции и акиматы, и далеко не всегда между ними царит полное взаимопонимание. Временной режим работы "окон", относящихся к юстиции и акиматам – разный. А холл и "электронная очередь" одна. Народ, да и сами сотрудники ЦОНов – в растерянности. Дошло до того, что "свои" и "чужие", разделив "окна", стали отгораживаться друг от друга стенками и дверями. Типичный пример – ЦОН № 2 столичного района "Алматы". Здание общее, но два входа. Акимат и юстиция физически разделили зоны ответственности. Однако посетители, привыкшие к единому ЦОНу, путаются. А потом возмущаются: мол, в ЦОНе бардак, акимат все испортил! Основная неразбериха началась когда люди, привыкшие тянуть до последнего, ринулись обменивать теряющие свою силу документы личности, на которых отсутствует ИИН. Тут-то и начались столпотворение и ажиотаж. Причем, основной наплыв предсказуемо происходит в сторону "окон" юстиции. К "окнам" акимата, ответственным за выдачу, скажем, кадастровых справок, документов ЗАГС и другие госуслуги, очередей и претензий практически нет. Зато все недовольство по поводу "давки за документами" с ИИН адресуются директорам ЦОНов, не имеющим полномочий вмешиваться в дела и порядки органов юстиции. 28 апреля горячую тему ситуации в ЦОНах экстренно обсуждали депутаты Маслихата Астаны. - Нет нормативно-правового акта (НПА), регулирующего взаимодействие между центральными госорганами, местными госорганами и непосредственно ЦОНами, – считает Олжас Омар, завотделом по контролю качества предоставления госуслуг акимата Астаны, – Если в ЦОН приходит какой-то исполненный документ с просрочкой, то нет рычагов и механизмов ответственности. Ни аппарат акима, ни руководство ЦОНов не может как-то воздействовать на Министерство юстиции. А ведь очереди в ЦОНах столицы – это очереди именно управления юстиции. 80% посетителей приходят по поводу удостоверений, паспортов, домовых книг и регистрации. На проблемы в ЦОНах обратили внимание и депутаты Мажилиса Ирак Елекеев, Уалихан Калижанов и Бекен Алимжанов. В своем запросе на имя Премьер-министра они сетуют на ажиотаж, разгоревшийся в связи с внедрением ИИН: - С 13 августа 2010 года документы, удостоверяющие личность граждан РК, иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия на них ИИН будут признаны недействительными. Чем ближе эта дата, тем больше очередей в ЦОНах и тем нервозней становится обстановка вокруг обмена документов в стране. Работники центров не справляются с большим потоком людей. Активизировались разного рода посредники, старающиеся использовать ситуацию для получения незаконных доходов. Госорганы все эти годы не на должном уровне проводили информационную работу среди населения. Надо было ожидать, что поток желающих сделать это хлынет только сейчас. При этом работниками ЦОНов и органов юстиции дается порой противоречивая информация. Мажилисмены в растерянности. Предлагают "активизировать работу органов юстиции и ЦОНов путем работы в выходные дни". Или даже круглосуточно! А еще "предусмотреть возможность выезда работников госорганов в коллективы учреждений и организаций для приема документов". По их мнению, перевод ЦОНов в акиматы получился каким-то "недоделанным". Простые люди, занимающие очереди с ночи, выражаются куда менее дипломатично. В разного рода рабочих группах и комиссиях ведутся дебаты: что лучше, создать НПА или принять отдельный Закон "О госуслугах"? Некоторые деятели предлагают разработать отдельный закон о ЦОНах. Но задача эта – на многие месяцы, а ситуацию исправлять нужно уже сейчас. Поэтому буквально вчера официальный представитель Министерства юстиции Е. Еримбет сообщил, что это ведомство поддерживает предложения парламентариев продлить сроки обмена документов, удостоверяющих личность, в связи с присвоением ИНН. Предположительно до 1 января 2012 года. |