"Хабар", 22 мая
Предотвращение последствий глобального финансового кризиса, реформы международной валютно-финансовой системы, положение дел в Кыргызстане, вопросы разоружения и афганская проблематика. Такие темы обсудят президенты стран на саммите ШОС в начале июня в Узбекистане. Встреча глав внешнеполитических ведомств, которая сегодня состоялась в Ташкенте, стала своего рода прологом предстоящего саммита. Министры иностранных дел Китая, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана и национальный координатор ШОС от Кыргызской Республики обсудили и одобрили проекты декларации по актуальным международным проблемам и положения о порядке приема новых членов в организацию. Среди главных тем совета – положение дел в Кыргызстане. Министры обсудили меры поддержки киргизских партнеров в рамках ШОС. Также они рассмотрели комплекс вопросов, связанных с ситуацией в Афганистане. Владимир Норов, министр иностранных дел Республики Узбекистан: - Ситуация в Афганистане остается главной угрозой безопасности в Центральной Азии. Участники встречи убеждены, что нет военного решения афганской проблемы. Путь к миру лежит через социально- экономическое возрождение страны, достижение внутреннего консенсуса и согласия, а также создание для этого благоприятных международных условий. Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев провел двусторонние встречи с главами внешнеполитических ведомств. Во время разговора с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым обсуждалась подготовка к неформальному саммиту МИД ОБСЕ. На встрече с китайским коллегой Ян Цзеченем речь шла об исполнении договоренностей, достигнутых в ходе визита президента Китая Ху Цзиньтао в нашу страну. Президент Узбекистана Ислам Каримов поблагодарил глав внешнеполитических ведомств за подготовительную работу к саммиту ШОС.
----
Выступление Действующего председателя ОБСЕ, Государственного секретаря – Министра иностранных дел Республики Казахстана К.Б.Саудабаева на пленарном заседании Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС (г.Ташкент, 22 мая 2010 г.) portal.mfa.kz
Уважаемый Владимир Имамович, Уважаемые участники заседания! Прежде всего, позвольте поблагодарить узбекскую сторону за оказанное гостеприимство и прекрасные условия, созданные для проведения заседания Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Казахстанская сторона высоко оценивает итоги председательства Республики Узбекистан, в период которого были подготовлены такие важные документы, как Правила процедуры Шанхайской организации сотрудничества и Положение о порядке приема новых членов, подписана Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН. Выражая поддержку проектам повестки дня и документов, выносимых на подписание в ходе предстоящего заседания СГГ, уверен, что оно станет важным этапом на пути подготовки к 10-летнему юбилею ШОС, который планируется отметить в 2011 году в Астане. Уважаемые коллеги, Вопросы обеспечения мира, безопасности и стабильности всегда занимали ключевое место в деятельности Шанхайской организации сотрудничества. В этом контексте наиболее актуальной проблемой по-прежнему остается нестабильность в Афганистане, что имеет крайне деструктивные последствия для государств-членов ШОС и нашего региона в целом. Буквально 17 мая я был в Кабуле, и должен отметить, что несмотря на многолетние военные усилия, крепнет понимание, что одними военными мерами решить эту проблему невозможно. Несмотря на наличие возможностей совместного решения проблемы в интересах восстановления мира и стабильности в этой стране, обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии, следует признать, что деятельность Организации на этом направлении носит несистемный характер, о чем свидетельствует практическое приостановление работы Контактной группы "ШОС-Афганистан". Мы считаем, что ШОС могла бы более активно подключиться к процессу нормализации ситуации в Афганистане через создание стабилизационного механизма по оказанию необходимого содействия и помощи Кабулу. В этих целях целесообразно: - активизировать работу Контактной группы "ШОС-Афганистан"; - всесторонне использовать возможности Исполкома РАТС ШОС для контактов с афганской стороной; - осуществить практическую реализацию документов, принятых по итогам Московской международной конференции по Афганистану (27 марта 2009 г.); - инициировать проведение совместных с ОДКБ мероприятий по афганской тематике, к примеру, заседание Контактной группы "ШОС-Афганистан" и Рабочей группы при СМИД ОДКБ по Афганистану. Серьезной проработки заслуживает предложение Секретариата о возможном предоставлении Афганистану статуса партнера по диалогу ШОС, что способствовало бы систематизации контактов Организации с Кабулом, которые ограничиваются лишь участием президента этой страны в качестве гостя в заседаниях Совета глав государств. Мировое сообщество все больше приходит к пониманию того, что решение афганской проблемы исключительно военными методами не способно обеспечить достижения планируемого результата. Положительно оценивая итоги международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС в марте 2009 г., Казахстан считает целесообразным продолжить в этом направлении многосторонние усилия по линии ООН, ЕС, НАТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА, ОИК и ОБСЕ. Сегодня Афганистан рассматривается как один из серьезных источников глобальной наркоугрозы, что диктует необходимость выработки практических рекомендаций и плана совместных действий. В этом плане мы положительно оцениваем сформированные в рамках ШОС механизмы сотрудничества по борьбе с наркоугрозой и факт согласования проекта Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 гг. Казахстан придает большое значение реализации принятой по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева Образовательной программы по обучению афганских граждан в вузах нашей страны стоимостью в 50 млн. долл. США, в соответствии с которой в период с 2010 по 2018 гг. в Казахстане будет обучено до 1000 афганских студентов. Мы убеждены, что предоставив афганской молодежи возможносрь получить качественное образование, мы внесем важный вклад не только в процесс реабилитации этой страны, но и в сокращение распространения идеологии терроризма и экстремизма. Уважаемые коллеги, Казахстан не может не беспокоить ситуация в братском Кыргызстане, которая выявила насущную потребность в эффективных международных механизмах предотвращения и разрешения конфликтов. На наш взгляд, Шанхайская организация сотрудничества должна более активно использовать политико-дипломатический инструментарий для урегулирования таких ситуаций в зоне своей ответственности. Мы также считаем, что в указанных целях Организации следует теснее взаимодействовать с другими международными структурами. ШОС также могла бы инициировать оказание государствами-членами ШОС совместной гуманитарной помощи Бишкеку. Ввиду оказания помощи исключительно на двусторонней основе, предлагаем провести встречу экспертов министерств по чрезвычайным ситуациям для консультаций по соответствующей юридической основе и механизмам предоставления такой помощи. Хотел бы отметить в этой аудитории, что учитывая сложное социально-экономическое положение в Кыргызстане, Глава нашего государства с 20 мая Казахстан отменил временные ограничения на казахстанско-кыргызской государственной границе. В целом, вопрос мог бы в перспективе стать одним из направлений деятельности Центра ШОС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, предлагаемого к созданию на территории Казахстана. Уважаемые коллеги, Позиционируя себя в качестве важного фактора региональной и международной архитектуры, Шанхайской организации сотрудничества необходимо продолжить дальнейшее повышение роли ШОС в формирующейся партнерской сети многосторонних объединений. В этой связи предлагаем поддержать предложение Секретариата Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) о налаживании партнерских отношений с ШОС. Никоим образом не нужно видеть между ШОС и СВМДА как конкурирующие структуры. Они гармонично дополняют друг друга. Поэтому в наших общих интересах ШОС могла бы активней использовать площадку форума СВМДА. Весьма перспективным было бы установление сотрудничества с Организацией Исламская Конференция, которая является самой крупной и наиболее влиятельной межправительственной мусульманской международной организацией, объединяющей 57 стран с населением в 1,5 млрд. человек. Полагаем, что для ШОС, среди членов которой 4 страны являются участниками ОИК, важно было бы установить прямые контакты с ней. Тем более, что в этом году председательство в Организации принял Таджикистан, а в следующем году председательство перейдет к Казахстану. Хочу обратить внимание коллег на то, что после Ташкентского саммита до конца 2010 года Казахстан будет параллельно председательствовать в ОБСЕ и ШОС. Мы могли бы использовать эту уникальную возможность для разъяснения целей и задач Шанхайской организации, укрепления доверия между этими функционально схожими структурами. Полезным в этом контексте было бы налаживание контактов между Исполкомом РАТС ШОС и Антитеррористическим подразделением ОБСЕ. В интересах расширения международных контактов Исполкома РАТС ШОС предлагается наладить практическое взаимодействие с Контртеррористическим комитетом и Комитетом – 1267 Совета безопасности ООН, Интерполом, Управлением ООН по наркотикам и преступности, ЦАРИКЦ. На наш взгляд, заслуживает внимание предложение Секретариата ШОС о подписании Меморандума о сотрудничестве и взаимопонимании с Международным комитетом по контролю над наркотиками. Во избежание определенного крена в сторону структур по безопасности и для позиционирования ШОС на международной арене как многопрофильной организации в развитие Совместной декларации о сотрудничестве между ШОС и ООН предлагается наладить контакты с ЮНЕСКО. Уважаемые коллеги, Как известно, вопрос расширения Шанхайской организации сотрудничества по-прежнему является одним из актуальных. После вступления в силу планируемого к утверждению на предстоящем Ташкентском саммите ШОС Положения о порядке приема новых членов мы можем ожидать актуализации этого вопроса в преддверии саммита ШОС в 2011 году. В этой связи полагаем необходимым выработать единую позицию о возможности рассмотрения подобных ходатайств только после согласования Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса члена ШОС, который находится на стадии разработки, а также придерживаться моратория на прием новых членов. Казахстан в целях дальнейшего стабильного развития Организации, считает принципиально важным, чтобы потенциальные кандидаты в члены ШОС не подпадали под санкции Совета безопасности ООН. Кроме того, при возможном приеме в члены необходимо четко оговорить, чтобы двусторонние проблемы отдельных стран никоим образом не влияли на взаимодействие в рамках ШОС. На данном этапе государства-наблюдатели нужно максимально вовлечь в практическую деятельность экспертных групп и совещаний отраслевых министерств и ведомств. Более того, было бы целесообразным шире использовать уникальный институт "партнеров по диалогу", каковыми являются Беларусь и Шри-Ланка. Уважаемые коллеги, Мы благодарны всем партнерам по ШОС за решение о председательстве Казахстана в ШОС в канун ее 10-й годовщины и намерены обеспечить слаженную, содержательную и плодотворную работу нашей общей Организации. В заключение хотелось бы заверить, что Казахстан будет и впредь твердо привержен динамичному развитию и дальнейшему повышению эффективности ШОС, принципам консенсуса, взаимного уважения и подлинного партнерства. Благодарю за внимание. |