NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 05:48 ast
03:48 msk

Оценка исполнения республиканского бюджета за 2009 год
Выступление председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на пленарном заседании Мажилиса Парламента
04.06.2010 / политика и общество

www.esep.kz, 3 июня

Уважаемые депутаты!
Отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год представлен в Парламент и стал предметом детального обсуждения в Комитетах Мажилиса Парламента и рабочих группах.
Мы благодарны депутатам за конструктивные обсуждения и дельные предложения, высказанные в ходе этой работы.
Структура и содержание нашего Отчета выстроена с учетом ваших прошлогодних замечаний и представляет собой зеркальное отражение к Отчету Правительства.
Такой подход, по нашему мнению, позволяет совершенствовать весь бюджетный процесс от принятия Закона о республиканском бюджете, хода его исполнения и последующего контроля.
Мы отмечаем, что Правительство справилось с задачами, поставленными Главой государства в период кризиса, и акцентировало свою деятельность на наиболее уязвимых секторах экономики.
При этом исполнительная власть не допустила резкого ухудшения в жилищном строительстве и сфере занятости, решила проблемы банковского сектора, сохранив в определенной степени макроэкономическую стабильность в стране.
Можно сказать, что республиканский бюджет за счет антикризисных средств, дополнительно привлеченных из Национального фонда в размере 1 трлн.105 млрд. выполнен.
Тем не менее, влияние мирового кризиса в финансовой сфере и экономике не могло не отразиться на итогах исполнения бюджета страны.
При реализации Закона о республиканском бюджете за отчетный год Правительством допущен ряд упущений и недоработок, вследствие чего не были использованы имеющиеся резервы.
По нашему мнению, не позволили дать должный эффект на дополнительный рост отдельных отраслей и качественное решение социальных задач.
На наш взгляд, вышеуказанные вопросы должны учитываться при формировании и исполнении бюджета, ориентированного на конечный результат.
Поэтому позвольте в сегодняшнем выступлении обозначить принципиальные позиции Счетного комитета по отдельным проблемным вопросам исполнения бюджета.
Следует отметить, что поступление доходной части бюджета формировалось в условиях первого года реализации норм нового Налогового кодекса.
В данном законодательстве ставки основных видов налогов были снижены.
Уточненный бюджет по доходам исполнен с ростом на 0,4%, прогнозные показатели по налоговым поступлениям на 5%, в основном за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного планового показателя.
Однако, несмотря на дважды произведенные уточнения и многократные (19 раз) корректировки в течение отчетного года, не исполнены прогнозные показатели по КПН – на 2,4%, таможенным пошлинам на ввозимые товары – на 5,1%, отдельным видам акцизов на импортируемые товары – на 16,8%.
В этой связи считаем необходимым, остановиться на выявленных фактах, указывающих на слабое администрирование налоговых и таможенных органов, что привело к упущенным возможностям роста поступлений в бюджет.
Мы понимаем, что на налоговом поступлении сказалось, с одной стороны, снижение деловой активности хозяйствующих субъектов, с другой – снижение налоговых ставок.
Безусловно, снижение налоговых ставок было действенной мерой Правительства, особенно, в условиях кризиса.
Во-первых, это стимулирует деятельность предприятий несырьевого сектора, посредством направления высвобожденных средств от налогового бремени на развитие своего бизнеса.
Во-вторых, самое важное – обеспечивает выход участников теневого рынка в сферу "честного" бизнеса, осуществляющих свою деятельность на легитимной основе, и тем самым увеличить налоговую базу в республике.
Однако, как показывает наш анализ, предпринятых мер оказалось недостаточно для механизма по выводу хозяйствующих субъектов из "тени".
Увеличилась лжепредпринимательская деятельность, потери бюджета не сокращаются.
Если в 2008 году они составляли 81 млрд.тенге, то в 2009 году они выросли на 25% и составили на 101,2 млрд. тенге. Это только то, что выявлено по результатам выборочных проверок. Налоговыми органами восстановлена только часть этих потерь – 21,3 млрд. тенге.
Еще один фактор упущенных возможностей поступлений – задолженность налогоплательщиков. Меры по взысканию задолженности в бюджет малоэффективны.
По состоянию на начало 2010 года недоимка выросла на 24% по сравнению с прошлым периодом и составила более 100 млрд.тенге.
При этом количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, возросло на 38 % и достигло 288 тысяч субъектов.
Остается низким уровень взыскания в бюджет налогов, доначисленных налоговыми органами.
За отчетный год в результате налоговых проверок по КПН доначислено более 250 млрд. тенге, из них в бюджет взыскано лишь 7,4 млрд. тенге или около 3%.
Это говорит о слабом уровне налогового контроля и малоэффективности претензионно-исковых работ фискальных органов.
В 2009 году неправомерно принятые решения налоговых органов по результатам проверок увеличило число жалоб налогоплательщиков, вследствие чего уменьшенная сумма налогов и пени составила 33,5% от доначисленных сумм, тогда как в 2008 году – 11%.
Для исполнения решения судов по неправомерным актам из резерва Правительства израсходовано 342,4 млн. тенге. Эти затраты напрямую связаны низкой квалификации наших исполнительных органов.
Уважаемые депутаты!
Принимая во внимание вступление Казахстана в Единый Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстан, следует обеспечить качественное функционирование торговых операций, направленное на повышение экономической безопасности страны, эффективности и выгодности.
Как показывают итоги контроля, из-за снижения качества работы таможенных органов установлены факты недопоступлений определенных сумм в бюджет 2009 года.
На наш взгляд имеются ряд пробелов и недоработок в законодательстве, регулирующих деятельность налоговых и таможенных органов.
Назову основные из них.
Первое, утвержденные Правительством завышенные нормы выхода продуктов в таможенном режиме "переработка товаров на таможенной территории" позволило участникам внешнеэкономической деятельности увеличить объемы беспошлинного вывоза переработанных нефтепродуктов.
Второе, отсутствие в таможенном законодательстве нормы, регламентирующей назначение таможенной экспертизы, способствует потерям бюджета.
Третье, нормы Налогового кодекса не позволяют исключать из вычетов расходы по операциям с налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов путем непредставления отчетности.
И, наконец, четвертое, не разработаны четкие критерии оценки рисков поступлений в бюджет. Эти критерии позволили бы принять своевременные действенные меры по их устранению.
Если Правительство решало бы вышеуказанные вопросы, несомненно, увеличились бы поступления в бюджет.
Расходная часть бюджета по итогам отчетного года Правительством исполнена на 98,2%, не освоено 60 млрд.тенге.
По 27 бюджетным программам допущено неосвоение средств на общую сумму более 21 млрд. тенге, из них на строительство и приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда – 11,4 млрд. тенге, строительство и реконструкцию объектов образования и здравоохранения – 5,2 млрд. тенге.
Отмечается значительный рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности.
Для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд. тенге привлечены государственные займы на сумму 609,8 млрд. тенге, а на обслуживание внешнего долга Правительства израсходовано свыше 69 млрд. тенге бюджетных средств.
Излишнее заимствование привело к образованию свободного остатка средств республиканского бюджета, которое по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд. тенге.
Со стороны администраторов бюджетных программ не на должном уровне осуществляется контроль за освоением и достижением конечных результатов, выделенных в регионы целевых трансфертов.
Вступившая в силу норма Бюджетного кодекса, предусматривающая трехлетнее планирование бюджета, на "скользящей основе", позволило местным исполнительным органам использовать неосвоенные трансферты в следующем финансовом году.
Эта норма отрицательно влияет на освоение бюджетных средств.
Так, за отчетный период не освоено 39,7 млрд. тенге целевых трансфертов, что в 4 раза превышает уровень предыдущего года, из которых 63% приходится на администраторов республиканских бюджетных программ, остальные на местные исполнительные органы.
Отсутствие в действующем Бюджетном кодексе классификации нарушений, определяющей их как нецелевое, необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств, также способствовало снижению ответственности руководителей различного уровня.
Расходование бюджетных средств зачастую происходило без детальных проверок расчетов и достоверного обоснования, необходимых заключений и экспертиз.
Только в городе Астане без проектно-сметной документации начато строительство 21-го объекта.
Общая стоимость этих объектов составила свыше 100 млрд.тенге.
Вследствие недостаточной проработки проектно-сметной документации на строительство водопроводных и канализационных сооружений, реализуемого, в том числе, за счет софинансирования из республиканского бюджета, инфляционная корректировка проекта составила 4,2 млрд.тенге.
Установлены случаи несвоевременного освоения средств, приводящие к скапливанию на местах значительных сумм, которые затем перераспределяются на другие мероприятия.
Средства республиканского бюджета, предусмотренные на строительство оптового рынка сельхозпродукции в сумме 1 млрд.тенге, решением Правительства перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для проведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.
Существует проблема удорожания проектов на этапе реализации, это приводит к несвоевременному вводу объектов, или их замораживанию.
Удорожание произведено по 33 проектам на общую сумму 158,6 млрд.тенге, что составляет 21% от общего объема средств, выделенных в 2009 году.
Наибольшее количество таких проектов установлено в водном хозяйстве, в сферах транспорта и коммуникаций, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
При строительстве транспортной развязки в городе Алмате путем завышения сметных расчетов акционерному обществу "Трансстроймост" необоснованно выплачено 389 млн.тенге. Эта смета прошла государственную экспертизу.
Государственным учреждением "Казселезащита" Министерства по чрезвычайным ситуациям 14-ти субподрядным организациям за фактически невыполненные работы при строительстве Коксарайского противопаводкового контррегулятора Южно-Казахстанской области выплачены 1,7 млрд.тенге
Следует отметить, что работы в таком важном объекте производились без проектно-сметной документации.
Позвольте акцентировать ваше внимание, на том, что частные компании, разрабатывающие проектные сметные документации, чтобы получить большие бюджетные ассигнования, а также используя отсутствие утвержденных норм СНиПов на сегодняшний день намеренно завышают стоимость проектно-сметную стоимость объектов.
Эти завышенные расчеты закладывается в СНиПы и на законодательной основе способствуют к извлечению необоснованных крупных бюджетных средств.
Со стороны администраторов бюджетных программ нет ответственности и вызывает подозрение, что не заинтересованы ли они в этом.
Перечисленные выше системные проблемы на всех этапах реализации инвестиционных проектов и программ не позволяют полноценно реализовывать социально-экономические задачи государства.
В условиях формирования бюджета на трехлетний период, Правительству необходимо обоснованно подходить к определению объемов бюджетных средств на каждый планируемый год, исходя из реальной подготовленности администраторов бюджетных программ и субъектов квазигосударственного сектора к реализации задействованных проектов.
Мы уже неоднократно поднимаем проблему по необходимости разработки эффективных механизмов управления активами государства.
Продолжается практика нерационального использования средств республиканского бюджета, выделенных на увеличение и пополнение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора.
Субъекты квазигосударственного сектора ищут легкий способ получения прибыли, размещая свободные остатки на депозитах, не пуская их на дальнейшее развитие бизнеса, а это, как вы сами понимаете, упускается возможность эффективного их использования. Мы отмечаем, что в отчетном периоде 270 млрд. тенге находились на депозитах.
Это, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие отраслей, создание рабочих мест, цепочку дополнительных добавленных стоимостей.
Для проведения весенне-полевых и уборочных работ двумя дочерними организациями КазАгро одновременно выданы кредитные ресурсы 13 субъектам агропромышленного комплекса в общей сумме 4,3 млрд.тенге на одну и ту же площадь посева сельскохозяйственных культур. Мы хотим отметить, что это свидетельствует о нерациональном использовании бюджетных средств.
Институтами развития сохраняется практика увеличения административных расходов. При этом данные расходы покрываются за счет тех дивидендов от депозитного вклада.
Этому способствуют имеющиеся недоработки в законодательстве, позволяющие использовать активы государства неэффективно и не по назначению.
В 2009 году акционерным обществом "Национальная компания "Қазақстан "Ғарыш Сапары" выплачены премии в сумме 43,5 млн. тенге по итогам 2008 года, несмотря на наличие убытков в размере 143,7 млн.тенге.
С одной стороны, мы не возражаем, что доходы институтов развития должны направляться на пополнение оборотных средств. С другой стороны, считаем, что Правительство должно установить нормативы по доходам, регламентирующие их размеры, которые могут оставаться в распоряжении субъектов квазигосударственного сектора, а также предусмотреть нормативно-правовую базу, позволяющую оставшуюся часть доходов возвратить в бюджет.
Допущено превышение лимита правительственного долга (41 млрд.тенге), которое произошло вследствие несоблюдения Правительством требований Бюджетного кодекса. Отсутствует своевременный мониторинг, а это явилось причиной роста свободных денежных средств.
В соответствии с новыми полномочиями в отчетном периоде нами проведен анализ исполнения стратегических планов в 13 государственных органах и контроль их реализации в министерствах юстиции, культуры и информации.
Нововведение по разработке стратегических планов прошедшее практическую реализацию показало его определенные недоработки.
Все-таки существует оторванность одного процесса – это составление бюджета, от другого – разработка стратегического плана. Это недопустимо.
Ведь мы хотим получить бюджетирование, ориентированное на результат, а это значит должна быть прямая связь объемов выделенных сумм и конкретных под них указанных мероприятий. Чего мы не увидели в ходе контроля и анализа.
Мероприятия стратегических планов слабо увязаны с государственными и отраслевыми программами, а некоторые из них реализуются вне стратегических направлений.
Считаем, что Правительству в этом вопросе надо совершенствовать методику формирования стратегических планов, основанную на научных подходах, предусматривающую обоснованность и интегрированность всех этапов бюджетного процесса.
До сих пор по вопросам исполнения бюджета не выработаны меры ответственности за невыполнение намеченных целей, порождающее безответственность, чему свидетельствует рост выявленных органами госфинконтроля сумм финансовых нарушений.
Общий объем, финансовых нарушений установленный нами в ходе контрольных мероприятий составил 254,3 млрд. тенге.
В отчетном году наша деятельность сосредоточена на контроле эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов, антикризисных мероприятий и управления государственными активами
Подробно о характере нарушений и недостатков изложено в выводах нашего Отчета.
На основе выводов нами выработан комплекс рекомендаций, направленный на совершенствование бюджетного процесса. Прошу их поддержать.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации в Астане 30.06.2010
НДП "Нур Отан" разработала новую модель государственной службы 30.06.2010
Международная антикоррупционная конференция 30.06.2010
Встретились министры юстиции Казахстана и Литвы 30.06.2010
Презентация книги "Елбасы" 30.06.2010
"Профессионализм и качество госуслуг - ключевой индикатор эффективности системы государственного управления" 30.06.2010
Чем аким лучше президента? 30.06.2010
Самозахват земель и незаконное строительство домов в Алатауском районе Алматы полностью прекращены 30.06.2010
Дискуссия с пикейным жилетом, или перечитывая С. Дуванова… 30.06.2010
Тяжело оставаться в строю, когда строй обошел тебя стороной 30.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz