Александр СКРИПЧЕНКО, www.better.kz, 16 июля
К одним из самых противоречивых за последнее время официальных спичей на высоком уровне можно отнести выступление председателя правления фонда национального благосостояния "Самрук-Қазына" Кайрата Келимбетова на пленарном заседании III Астанинского экономического форума 2 июля 2010 года. Он предложил поговорить об уроках, преподнесенных Казахстану как части международной финансово-экономической системы в течение нынешнего глобального кризиса. При этом, как ни странно, глава ФНБ начал за здравие, а закончил почти за упокой, хотя течение кризиса, грянувшего на рубеже 2007 и 2008 годов и пока не исчерпанного, предполагает вроде бы обратную последовательность построения речи. Это – если верить официальным реляциям правительства РК и самого ФНБ о том, Казахстан, в отличие от многих, из кризиса уже вышел, и дела в отечественной экономике все лучше и лучше. Однако это одно большое противоречие речи г-на Келимбетова становиться понятным и закономерным, когда начинаешь то и дело спотыкаться о "непонятки" в тексте его выступления. 2010 07 16Глава фонда напомнил, что уже в начале 2008 года банки впервые запросили помощи у правительства, которое ее оказало, выделив просителям 3-4 миллиарда долларов (заметим в скобках, что недоумение вызывает уже эта небрежность оратора – так сколько точно тогда получили банки: $3, $3,5 или все $4 миллиарда?). Но ситуация продолжала ухудшаться. "Мы провели соответствующие стресс-тесты, то, о чем говорят многие финансовые сообщества, и обнаружили проблему недостаточности капитала в ведущих системообразующих банках", – сказал Келимбетов. Вот вам и первая "непонятка". Почему недостаточность капитала не второразрядных, а системообразующих банков пришлось "обнаруживать" с помощью стресс-тестов? Чего после этого стоит давно (задолго до кризиса) и широко разрекламированная система финансового мониторинга и регулирования во главе с Агентством финнадзора РК? И насколько плодотворно сотрудничал с ним в этом плане ФНБ тогда в лице еще двух разных структур – "Самрука" и "Казыны"? Ответов на эти вопросы в выступлении Келимбетова нет – он предпочел сразу перейти к рассказу о крупномасштабной правительственной программе спасения Народного, Казкома, БТА и Альянс банков, которую оратор преподнес едва ли как не главный успех республики в борьбе с кризисом. В отношении Народного и Казкома спорить не будем, а вот с БТА и Альянсом вновь "непонятки". Во-первых, задолго до выступления главы ФНБ на упомянутом форуме было широко известно, что государство удерживает БТА на плаву из последних сил абсолютно искусственно, спит и видит во сне, как бы поскорее избавиться от этого обанкроченного беглецом Аблязовым (бывшим главой БТА) заведения. Уже более года "мылится" купить БТА российский Сбербанк, да все никак не надумает. Во-вторых, в БТА и Альянсе ФНБ опять же "обнаружил" (прямо-таки не легальные финучреждения, а подполье какое-то!) "существенные злоупотребления", потянувшие, соответственно, на $10 и $4 миллиардов. И это – успех?! Читаем доклад дальше. От банков г-н Келимбетов перешел к недвижимости и строительству. "Проблема заключалась в том, – сказал глава ФНБ, – что порядка 100 тысяч квартир начиналось строиться в Алматы и Астане. И начинались они строиться за счет так называемого механизма долевого участия, когда деньги собирались стройкомпаниями с населения. Когда банки оказались в кризисной ситуации, сделать это было невозможно. Мы оказались перед ситуацией огромного социального напряжения. И правительство Казахстан приняло решение о том, что необходимо разделить эту программу на две части. Там, где мы имеем место с проблемами уголовного характера, правительство пришло на помощь обанкротившимся предприятиям и достроило за счет бюджетных средств многие дома в Алматы и Астане. Фонд "Самрук-Казына" был назначен достроить дома по более коммерческой модели, то есть, те стройкорпорации, которые испытывали трудности, получили от нас финансовую помощь на условиях того, что квартиры будут достраиваться в срок для дольщиков и по ценам, которые, с одной стороны, не дадут "упасть" компаниям, с другой – не будут заоблачными, какими были до кризиса… Таким образом, мы решаем проблемы обеспечения жильем населения, с другой стороны – разрезаем гордиев узел, который лежал на секторе недвижимости". Простим автору "разрезание" гордиева узла, хотя его, вообще-то, согласно этому крылатому выражению принято разрубать. Обратим внимание на другое – на то, что ФНБ "был назначен достроить дома по более коммерческой модели". Кем назначен? Ясное дело, правительством. Это лишь один из сотен примеров, когда "Самрук-Казына" за два неполных года существования оказывался не более чем назначенцем правительства. И это притом, что де-юре ФНБ – сущий двуглавый монстр, под крышу которого сбиты в одну кучу, если верить официальному сайту фонда, более 400 дочерних, близких и аффиллированных фонду компаний, в том числе "Казмунайгаз", "Казахстан темир жолы", "Казатомпром" и десятки подобных монстрят. Следующий пассаж г-на Келимбетова можно публиковать под рубрикой "Хоть стой, хоть падай, хоть плачь, хоть смейся. "Еще одним уроком стало осознание того, что ипотека как продукт, к сожалению, рассчитан на высокооплачиваемые слои населения, – сказал он не у себя на кухне, а на высоком экономическом форуме. – И мы получили огромные проблемы из-за того, что многие люди, которые брали ипотеку, не могли ее обслуживать". Но ведь с первых шагов ипотеки, которые она делала в Казахстане через Лариба банк, все негосударственные экономисты и прочие эксперты единодушно твердили, что эта штука даже в спокойные времена мало в какой стране предназначена для массового потребления!!! Тем более на постсоветском пространстве, где главными легальными рвачами были и остаются именно банки. Достаточно сказать, что у того же Ларибы на первых порах конечная ипотечная ставка (со всеми накрутками) в начале "нулевых" годов достигала умопомрачительных 60-70%. И после всего этого списывать фактический провал ипотечной системы лишь на успешно усвоенный "урок кризиса"? Как восклицал Станиславский, не верю! После преподнесения решения проблем дольщиков тоже очевидным успехом борьбы с кризисом позитивный зачин г-на Келимбетова пошел на спад. "К сожалению, – посетовал он, – было много проблем с тем, что мы не знали конечную структуру собственников банков, мы не знали, насколько запутана система оффшорных счетов. Мы, к сожалению, не очень довольны работой аудиторских компаний и рейтинговых агентств, которые все это время не давали нам соответствующие сигналы о проблемах, которые накапливаются в конкретных банках". Это – вновь к вопросу о качестве финансового мониторинга и работы Агентства финнадзора РК, которое, кстати, до сих пор не понесло ответственности за то ли вранье, то ли беспомощность в 2005–2007 годах, когда в банковской сфере скапливался нарыв, прорвавшийся в 2008-м. Другой важный опыт, по словам Келимбетова, состоит в том, что цены на нефть могут колебаться, а энергетический фактор в ближайшие 20-30 лет вообще будет уходить из разряда самых актуальных. "Поэтому проблема диверсификации для Казахстана является очень важной, – на полном серьезе заявил Келимбетов. – К сожалению, опыт, который мы извлекли из кризиса – без внятной государственной политики в этой сфере, без госинститутов развития, без существенных инвестиций, в том числе со стороны государства, и очень трудно рассчитывать на инвестиции в такие важные сектора экономики, которые не связаны с энергоресурсами". Ну, колебание цен – аксиома рынка, а о необходимости снижения сырьевой зависимости страны и диверсификации ее экономики практически с начала независимости Казахстана говорят и Нурсултан Назарбаев, и все правительства РК. Так что привязка и этих хрестоматийных тезисов к "опыту" кризиса тоже вызывает недоумение. Келимбетов также считает, что стране нужна программа участия в диверсификации экономики институтов развития, коих в последнее время сильно критикуют. По словам главы ФНБ, "Самрук-Казына" "переформатировали работу части институтов развития" и привел в пример фонд поддержки предпринимательства "Даму". Но цифры, к которым Келимбетов прибег в качестве иллюстрации, ставят вообще в тупик. "За 10 лет существования "Даму" прокредитовал проектов всего на 200 миллионов долларов, – сказал шеф ФНБ. – Но за последние три-четыре года с помощью партнерства с банками второго уровня он профинансировал проекты на общую сумму 4 миллиарда долларов". Вновь "непонятка". Как такое возможно – за десять лет существования освоить проектов всего на $200 миллионов, если только "за три-четыре года" (еще одна небрежность – все-таки за три или четыре года?) их освоено на целых $4 миллиарда?! Кроме того, пример крайне неудачный, поскольку и "Даму" не избежал пристрастия к вороватости – осенью прошлого года за растраты и хищения были осуждены на длительные сроки лишения свободы руководители и представители филиалов фонда сразу в трех областях – Западно-Казахстанской, Жамбылской и Карагандинской. "Мы переформатировали и работу Банка развития Казахстана, который теперь вместо того, чтобы финансировать проекты в 5-10 миллионов долларов, как это было установлено правительством вначале, теперь переходит к финансированию крупных инвестпроектов, – заявил также Келимбетов. – Только за последний месяц БРК принял решение о финансировании двух проектов свыше 1 миллиардов долларов – это модернизация АНПЗ и строительство Атырауского интегрированного газохимического комплекса". Что не помешало БРК заняться, по выражению главы национальной экономической палаты "Атамекен" Азата Перуашева, рейдерством по отношению к достаточно скромным предприятиям. Эта тема попала в поле зрения комиссии партийного контроля НДП "Нур Отан", которая изучала выделение бюджетных денег регионам в рамках "Дорожной карты бизнеса". Присутствовавший на заседании глава НЭП Перуашев привел вопиющий факт: государственный Банк развития Казахстана выставил условием финансово-экономического оздоровления текстильного АО "Меланж" согласно "Дорожной карте бизнеса" покупку за… 1 тысячу тенге 50% акций этого предприятия! "Даже не в залог, а просто продать за грош! – возмутился Перуашев. – Это, на мой взгляд, прямое вымогательство, это рейдерство, совершаемое госинститутом". В результате деятельность двуглавого монстра по имени ФНБ "Самрук-Казына" выглядит в устах его главы сотканной не только из противоречий, но также из несамостоятельности и отсутствии контроля, обеспечить который более чем над 400 субъектами рынка действительно невозможно. Монстр-то монстр, да только до сих пор ковыляет в коротких штанишках, цепляясь за полы правительства. |