Интерфакс-Казахстан, 29 июля
США не сомневаются в успешной реализации проекта по созданию Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ). "Конечно, этот проект будет реализован. Это исключительно вопрос времени", - сказал спецпосланник США по вопросам энергетики в Евроазиатском регионе Ричард Морнингстар, отвечая на соответствующий вопрос журналистов в среду в Астане. "С учетом ожидаемого роста объемов нефти на основных проектах, таких как Кашаган, Карачаганак, Тенгиз, я считаю, что более чем достаточно нефти для того, чтобы заполнить как КТК, так и ККСТ", - добавил он. При этом, говоря о заявленной отсрочке в реализации данного проекта, он отметил, что "такого рода проекты - они достаточно долгосрочные и отсрочка на несколько лет в общей картине не настолько существенна". Как сообщалось, в середине июня глава нацкомпании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин заявлял, что реализация проекта по строительству ККСТ откладывается с 2013 года на более поздний срок. В частности, глава "КазМунайГаза" выразил сомнение, что к данному периоду у республики появятся существенные объемы нефти для заполнения ККСТ. "Мы предполагаем, что на период 2014 до 2016 года не будет реальных объемов нефти, чтобы оправдать строительство ККСТ. Соответственно, сроки начала реализации этого транспортного проекта откладываются", - сказал тогда К.Кабылдин. В январе 2007 года "КазМунайГаз", участники консорциума Agip KCO и СП "Тенгизшевройл" подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. В рамках проекта на казахстанском побережье Каспийского моря предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры, а также строительство нефтепровода Ескене-Курык, новых мощностей и расширение морского порта Курык, откуда затем нефть в танкерах по Каспийскому морю будет доставляться в систему Баку-Тбилиси-Джейхан на территории Азербайджана. Ресурсной базой для ККСТ станет месторождение Кашаган на шельфе Каспия. Предполагалось, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку через Баку-Тбилиси-Джейхан на мировые рынки 25 млн тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн тонн в год. По оценкам "КазМунайГаза", общая стоимость создания ККСТ может составить $4 млрд. Финансирование проекта планируется за счет внешних инвестиций. |