NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 03:43 ast
01:43 msk

Законодательный феномен цивилизации и культуры
Проголосовав за Основной закон, казахстанцы высказались в поддержку Президента и его курса политических и экономических реформ
19.08.2010 / политика и общество

Мусабек АЛИМБЕКОВ, председатель Верховного суда РК, "Казахстанская правда", 19 августа

Как известно, не существует универсального образца Конституции, годной для всех стран и на все времена. На этот основополагающий документ накладывают свой отпечаток особенности социально-политического и экономического развития каждого государства, его традиции и духовная культура. Содержание Основного закона также во многом может определяться характером борьбы различных политических и социальных сил в обществе, необходимостью закрепления баланса их интересов, мерой национального согласия и гражданского мира. В этом случае мы говорим о юридической Конституции, обеспечивающей правовое оформление фактической Конституции, то есть реальных отношений в обществе.
Такие реальные отношения и были закреплены в Конституции РК 1995 года, когда большая часть общества ждала обновления политической системы, адекватного отражения в законодательстве новых тенденций социального, экономического и духовного развития страны. Поэтому можно уверенно говорить о том, что новая Конституция республики, разработанная под руководством и принятая по инициативе Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева, прервала развитие советского типа демократии и организации власти и закрепила восприятие Казахстаном либеральных ценностей и ориентиров, доминирующих в западных обществах. Вместе с тем Конституция учитывала и особенности национального развития республики, где новая государственность создавалась на исконно казахской земле, богатой своими демократическими, культурными и духовными традициями.
Проголосовав за Конституцию, казахстанцы высказались прежде всего в поддержку курса Президента республики на проведение в стране политических и экономических преобразований, в пользу основных принципов и ценностей, заложенных в ее основу. Эти принципы – приоритет прав и свобод личности, курс на построение гражданского общества, реальная демократия, развитие и укрепление казахстанской государственности, многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности, рыночная экономика.
Правовое оформление фактической конституции обеспечило в обстановке сложнейшего переходного периода функционирование казахстанского общества как сложной и динамичной системы, целостного организма, которому стали посильны быстрый экономический рост, культурный и духовный прогресс, углубление демократических реформ, несмотря на тяжелое наследие, доставшееся нам после распада Союза ССР.
Однако сущность Конституции заключается не только в том, что она призвана закреплять реальные отношения, отражать жизнь во всех ее сложных проявлениях, но и выступать в качестве программного документа, формируя необходимые предпосылки для политического, экономического, социального и культурного развития. В этом смысле действующая Конституция РК выполняет моделирующую функцию, направляя общественные отношения в необходимое русло с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с тенденциями общемирового значения.
В частности, статья 1 Конституции устанавливает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Однако и демократия, и правовое государство не есть нечто застывшее в своем развитии, это не конечный результат, а движение, процесс, в ходе которого достигаются ближайшие, отдаленные и конечные цели, выдвигаемые в Конституции. Расширяя диапазон демократии, республика одновременно должна усиливать государственную власть, поскольку история напоминает нам о прошлом казахского ханства, когда чрезмерное ослабление государственной власти в угоду степной демократии привело к расколу единого государства на несколько ханств, а впоследствии и к утрате суверенитета, колониальной зависимости.
Реализация целей, выдвигаемых в Конституции и направленных на осуществление социально-экономических и правовых задач, отражающих требование цивилизации, обеспечивается через исполнение развернутой программы, изложенной в Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".
Суть феномена Конституции как явления, выражающего требования цивилизации, не исчерпывается только тем, что она объективирует и реализует эти требования, поскольку Основной закон есть также явление культуры. Это выражается в том, что Конституция в специфическом виде отражает нашу современную жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем жизнь в особом, качественном состоянии, связанном с утверждением в обществе принципов прав и свобод личности. Так, Конституция РК, закрепив приоритет прав и свобод человека, фактически установила, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Исходя из этих конституционных положений, любое заинтересованное лицо вправе рассчитывать на эффективную защиту судом своих прав, свобод или охраняемых законом интересов.
Поступательный рост числа обращений граждан в суды, рост рассматриваемых ими дел свидетельствует о повышении доверия населения к судебной системе, о доступности судебной защиты.
Как отметил Президент Нурсултан Назарбаев на V съезде судей, именно суды стали той инстанцией, в которую граждане при нарушении их прав, как правило, обращаются за защитой, благодаря конституционной реформе казахстанская система правосудия получила новые мощные рычаги защиты прав граждан. Вместе с тем рост количества обращений физических и юридических лиц в суд приводит к чрезмерной загруженности судов, поэтому сегодня весьма актуален вопрос упрощения порядка судопроизводства. В связи с этим необходимо развивать процедуру рассмотрения споров путем непубличного слушания в гражданском процессе, когда по отдельным категориям споров суд в упрощенном порядке с привлечением сторон в кратчайшие сроки принимает решение по существу. Это позволит исключить излишнюю регламентацию судебных процедур, волокиту и значительно повысит эффективность функционирования судов.
Таких же результатов следует ожидать и через закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиации, посредничества и других), как в судебном, так и внесудебном порядке. В связи с этим в целях осуществления Концепции правовой политики РК на период до 2020 года Верховным судом разработан законопроект, предусматривающий внедрение института примирительных процедур (медиации). Следует отметить, что существуют исторические предпосылки обращения к медиации в Казахстане, поскольку между медиацией и судом биев имеется некоторое сходство.
Вот почему в рамках законопроекта "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс" предлагается ввести институт судебного референта по гражданским делам. Необходимость этого института основывается и на рекомендациях Комиссии по правам человека при Президенте РК, отраженных в Национальном плане действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2012 годы.
Если в целом говорить о реализации конституционных норм, устанавливающих, что судебная власть имеет основным назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, то следует подчеркнуть основные достижения судебно-правовой реформы. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности и введена трехзвенная судебная система, успешно действует институт суда присяжных, во всех регионах созданы не только межрайонные специализированные экономические, но и специализированные административные и уголовные суды, а в двух регионах введены суды ювенальные, внедрено судебное санкционирование ареста, учрежден Институт правосудия при Академии госслужбы, во всех судах осуществляется переход к аудио- и видеодокументированию.
Теперь мы вправе говорить о масштабности перемен, проведенных за небольшой срок. Ибо суды из преимущественно обвинительного инструмента, защищающего, как правило, государственные интересы, превратились в орган, независимый от государства, самостоятельно разбирающий судебные дела, руководствуясь законом. Введение суда присяжных, судебного санкционирования ареста, гуманизации уголовного законодательства значительно приблизило судебную систему страны к мировым стандартам правосудия, а общество – к правовому и демократическому государству.
Однако впереди – не менее важные задачи, поскольку, как отмечал еще Гегель, рассуждая о вопросах совершенства какого-либо явления или предмета, "…так называемое совершенство есть непрерывное приближение". Президент Нурсултан Назарбаев, отмечая успехи судебной реформы, достижения в деятельности судебной системы, подчеркнул: "Мы многое сделали за это время, и это признается. Но сделать придется еще больше".
В связи с этим требуется в будущем дальнейшее комплексное реформирование с позиций организации судоустройства, совершенствования порядка судопроизводства, устранения противоречий и коллизий в законодательстве и оптимизации администрирования деятельности судов. Для повышения качественной характеристики судейского корпуса нужна поэтапная реализация "Стратегии судебного образования в Республике Казахстан".
Таким образом, содержание Конституции вбирает в свои формализованные нормативные положения целый мир очень сложных человеческих отношений чрезвычайно широкого диапазона – от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и других) до самых что ни на есть житейских, семейных и других вопросов. В этом состоит феномен Конституции как явления цивилизации. Наша задача – следовать ее установлениям, подчиняться ее нормам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На центральной площади Астаны состоялся Парад войск, посвященный 15-летию Конституции 31.08.2010
Состоялось открытие Международной научно-практической конференции "Конституция - основа демократического развития государства" 31.08.2010
Конституция – не застывший текст, а живой документ 31.08.2010
Премьер-Министр РК провел ряд совещаний 31.08.2010
Возвращение Джедая 31.08.2010
Состоялась встреча ДП ОБСЕ К.Саудабаева со Спецпредставителем ДП ОБСЕ по механизмам наблюдения за выборами К.Кильюненом 31.08.2010
Министр Ж. Туймебаев признал, что отечественные учебники "не дотягивают" до идеала, и требуется жесткий контроль при их утверждении 31.08.2010
Мангистау: О проведении военного парада, посвященного 15-летию Конституции РК 31.08.2010
Времена политического года 31.08.2010
Спорное деление 31.08.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz