Виктор Макаров, megansk.ru, 13 сентября
В середине сентября в Новосибирске состоится встреча министров образования стран Шанхайской организации сотрудничества, на которой одним из вопросов станет создание единого института стран ШОС. С неизбежностью будут затронуты вопросы стандартизации образования в странах-участницах проекта. Одним из наиболее острых станет подход к преподаванию национальной истории в постсоветских странах. Известно, что каждая страна, вышедшая из состава какой-либо империи, начинает создавать собственную национальную мифологию. К примеру, в постсоветском Казахстане конъюнктурные историки мгновенно сориентировались в ситуации и стали массово производить новые "научные" знания. Логично, что красной нитью через все эти изыскания проходит мысль о том, что всем бедам причина – колонизация Казахстана Россией. Историк Д.Тебаев замечает, что "на страницах учебников по Истории Казахстана Российская империя приводится в виде завоевателя и угнетателя покоренных народов, своего рода "тюрьмы народов", а колонизация рассматривается как сугубо негативный процесс". К сожалению, эти новые, националистические по сути, изыскания активно имплантируются в саму основу культурного воспроизводства казахстанского общества – школьное и высшее образование. Скажем, интересно трактуется образование жузов в новейших работах казахстанских ученых. Жуз – это родоплеменной союз. Традиционно коренное казахское население делят на три жуза: Старший, Средний и Младший. Согласно учебнику "Истории древнего мира" для 5 класса Т.Тулебаева, долгое бытование такой жузовой структуры казахского общества связано исключительно с "колониальной политикой, которую проводила Россия в Казахстане". По утверждению Тулебаева, царские колонизаторы "просто разделили казахский народ на три части по признаку "жуза". И тонко проводили политику противопоставления их друг другу… Это не только сохранило родоплеменное деление, но и еще больше усугубило положение". Странно, что эти тезисы публикуются в учебном пособии, одобренном Министерством образования и науки, ведь в нем дается уничижительная характеристика и самому казахскому народу: жузы преподносятся как что-то отсталое и неприличествующее истории страны. В то время как на протяжении веков они были, по мнению историка И.Ерофеевой, способом регламентации и регулирования процессов социальной мобилизации и консолидации общества. И разумеется, что создать такие структуры по щелчку пальцев было не под силу даже "колонизаторской" Российской империи. Еще дальше заходит автор другого учебного пособия "История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)" А.Абдакимов. Объясняя причины добровольного вхождения Младшего жуза, возглавлявшегося Абулхаиром, под протекторат России, Абдакимов утверждает, что "царской администрацией были крещены татары, башкиры, представители мусульманских общин. Они долгое время находились в окружении казахского хана, и им удалось убедить Абулхаира в необходимости вхождения". Наличие новообращенных православных в ставке хана мусульманина звучит уже просто как анекдот. И тем не менее этот анекдот одобрен Республиканским издательским кабинетом по учебной литературе для студентов и школьников. Коварство "колонизаторской" России красочно живописуется и в других работах казахских историков-новаторов. М.Шаймерденова в учебном пособии для студентов вузов и школ пишет буквально следующее "Россия в конце XVII в. продолжала политику завоевания. На российско-казахской границе началось строительство русских городов, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые сооружения были построены непосредственно на территории Казахстана". Историку, поучающему студентов и школьников, невдомек, что никакого современного Казахстана, а значит и российско-казахской границы, в то время не существовало. Более того, Царицынская, Закамская, Старая Сибирская и Иртышская укрепленные линии в Среднем Поволжье и Южной Сибири располагались тогда вовсе не на "казахских землях", а почти посередине кочевий башкир, волжских калмыков и сибирских татар. Но ищущие во всем знамения "колонизаторских амбиций" Росси историки-новаторы не унывают. А.Кузембайулы в учебном пособии "История Республики Казахстан" усматривает в экспедициях Бухгольца и Лихарева в Джунгарию и князя Бековича-Черкасского в Хиву не что иное как "практическое осуществление задачи присоединения" Казахстана к России, хотя экспедиции не имели к этому никакого отношения. По словам проректора Казахской академии труда и социальных отношений Ж.Сауле, историки-дилетанты в Казахстане представляют собой консолидированный и поддерживаемый кем-то круг, регулярно получающий заказы на изготовление образовательной литературы. "Есть такой научно-практический центр "Учебник", в котором уже сформировалась своя группа, – говорит Ж.Сауле в ходе организованной в 2008 году дискуссии "Историческая наука и мифотворчество в Казахстане". – Знаете, им очень хорошо оплачивают, до десятков тысяч долларов. Представьте себе, сидят эти люди и пишут, пишут, пишут. Вы, господин Ермуханов говорите, что по учебнику, который написал Артыкбаев, написали статью. Нам в качестве экспертов опять посылают Артыкбаева. Артыкбаев пишет отзыв на нашу программу, на то, как преподавать историю". Существование подобного организованного движения историков-националистов в системе казахского образования выглядит тем более странно на фоне высказываний президента республики Нурсултана Назарбаева, который в 2004 году подверг жесткой критике казахстанские учебники средних школ. "Читая учебник истории, искреннее удивляешься, как автор превращает необоснованные легенды в исторические факты, – сказал он. – Такими фальсификациями не сделаешь школьников патриотами страны, которые будут гордиться своей историей". Президент заметил, что "до сих пор нет ни одного нормального учебника новейшей истории Казахстана". "А ведь на этом надо их (школьников) воспитывать, показывать ценность межнационального, межконфессионального согласия, показывать уникальность нашего государства". Видимо, деятельность разоблачителей "колонизаторской" России нельзя остановить ни разгромными рецензиями профессиональных историков, ни словами президента страны. И если Министерство образования РК продолжит потворствовать подобным историкам-новаторам, казахстанские дети будут учиться межнациональному согласию по книгам, подобным учебнику К.Рыспаева "История Республики Казахстан", где шестая глава так и названа "Казахстан – колония Российской империи". Какое уж тут согласие? А у Новосибирска есть шанс стать городом, где будет заключен "исторический" мир между двум добрыми соседями -- Казахстаном и Россией... |