Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 29 сентября
В Мажилисе на пленарном заседании под председательством Урала Мухамеджанова Палата одобрила законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Словения о международных перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом". О нем докладывал депутатам вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров. Как отмечается в заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности, Соглашение регулирует перевозку пассажиров и грузов в международном автомобильном сообщении, транзит через их территории, а также перевозки в (из) третьих (х) страны перевозчиками, допущенными к выполнению таких перевозок. Соглашение позволит организовать перевозку грузов преимущественно отечественными перевозчкиками. В настоящее время большую часть грузоперевозок со Словенией и Италией осуществляют перевозчики третьих стран – украинские, белорусские и российские транспортные компании. Заслушав доклад ответсекретаря министерства иностранных дел Рапила Жошыбаева, Палата дала "добро" на законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций". В заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности говорится, что законопроект разработан с целью повышения эффективности работы МФСА и получения им статуса международной организации с соответствующими иммунитетами и привилегиями для полноценного выполнения задач, поставленных главами государств Центральной Азии, в ходе Алматинского Саммита МФСА 28 апреля 2009 года. После процедуры ратификации Соглашения Исполком МФСА, имеющий статус международной организации, будет освобожден от прямых налогов. После доклада вице-министра юстиции Амирхана Аманбаева одобрение Мажилиса получил проект Закона РК "О ратификации Найробского Договора об охране олимпийского символа", внесенный Комитетом Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности. Выступая перед депутатами, вице-министр юстиции Амирхан Аманбаев отметил, что развитие спорта высших достижений, его пропаганда и подготовка олимпийского резерва являются для Казахстана приоритетными задачами, организация и проведение в 2011 году в городах Астане и Алматы VII зимних Азиатских Игр яркое подтверждение этому. В этой связи, ратификация Республикой Казахстан Найробского договора об охране олимпийского символа, принятого 26 сентября 1981 года в г. Найроби (Кения), положительно повлияет на повышение имиджа нашей страны в свете проведения Азиады и в деле развития международного олимпийского движения в целом. Договор направлен на защиту олимпийского символа от незаконного использования в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях. Согласно основным положениям Договора, любое государство, являющееся участником Договора, обязано отказать в регистрации обозначения, состоящего из олимпийского символа (олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов, помещенных в таком порядке слева направо) или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета. Данные обязанности не распространяются на государства-участников Договора, если любой знак, состоящий из олимпийского символа, был зарегистрирован в этом государстве до даты вступления в силу Договора, а также в случае продолжения использования данного знака в коммерческих целях в этом государстве любым лицом или предприятием. Согласно положениям Договора Международный олимпийский комитет будет выдавать разрешение на использование олимпийского символа. Беспрепятственное использование олимпийского символа разрешено только средствам массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения. Данный Договор подписали 47 государств, в том числе страны СНГ (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Таджикистан). (Список прилагается). Действующее законодательство Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности гармонизировано с основными положениями данного Договора. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 26 июля 1999 года "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров" обозначения, воспроизводящие олимпийскую символику, а также сходные с ними до степени смешения не регистрируются в качестве товарных знаков. Согласно статье 5 Договора "любое государство являющееся членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) или Международного (Парижского) союза по охране промышленной собственности может стать участником настоящего Договора" (Республика Казахстан является членом ВОИС с 5 февраля 1993 года). * * * Палата поручила Комитету по финансам и бюджету продолжить работу над законопроектом "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег" и приняла по докладу Комитета Мажилиса по аграрным вопросам предложения межпалатных согласительных комиссий по законопроекту "О государственном регулировании производства и оборота биотоплива" и сопутствующим поправкам.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: отходы – страшные цифры статистики На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Бекен Алимжанов: "Одной из основных проблем экологи Казахстана является накопление промышленных и бытовых отходов. Так, на одного жителя Казахстана в среднем приходится 1,5 тысячи тонн промышленных и коммунальных отходов. И по состоянию на январь 2010 года на территории республики размещено более 43 млрд. тонн отходов. Из них 600 млн. тонн – токсичных. Кроме того, ежегодно количество отходов увеличивается на 700 млн. тонн. Таким образом, объемы отходов растут, а переработка их остается на низком уровне, утилизируется лишь 20 % образующихся отходов. Вторичная переработка отходов, в том числе токсичных, в Казахстане не практикуется. Отходы складируются на специальных полигонах, в накопителях и хвостохранилищах, постоянно формируя растущие в объеме техногенные, интенсивно пылящие ландшафты. Так, например, утилизация и использование золошлаковых отходов электростанций в республике не превышает 1%, тогда как в Европе этот показатель составляет 60 %. Все это – страшные цифры статистики состояния экологии нашей республики. И если не принять своевременных и действенных мер, то последствия ущерба, нанесенного природе и человеку, окажутся катастрофическими. По экологической ситуации и город Астана относится к неблагоприятной группе, где значение предельно допустимых концентраций пыли, диоксида серы, азота, фторида водорода, окиси углерода, то есть вредных веществ в воздухе превышает в несколько раз. Данная ситуация сложилась вследствие работы двух ТЭЦ (планируется строить третью), выхлопных газов автомобилей, отопления твердым топливом частного сектора жилых кварталов, деятельности строительных компаний, промышленных предприятий и т.п. Поэтому еще в советское время не раз поднимался вопрос по замене используемых видов топлива в ТЭЦ и частном секторе на экологически чистый природный газ, разведанных запасов которого в Казахстане достаточно. Однако принятие решения было отложено. На основании вышеизложенного и в целях решения экологических проблем в городе Астане и в целом по республике просим Вас, Карим Кажимканович, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и рассмотреть возможные пути их решения".
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: пожары – о поддержке МЧС и МСХ На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Петр Дмитриенко: "Поводом депутатского запроса послужила сложившаяся ситуация с пожарной безопасностью в республике. В связи с жарким и засушливым летом на территории республики неоднократно возникали природные пожары, суммарная площадь которых составила более 4 тысяч гектаров. На протяжении длительного времени обстановка с пожарами оставалась крайне сложной. Так, 09.09.10г. на территории Казахстана вблизи границы с Алтайским краем действовало шесть очагов природных пожаров площадью до 2 тыс. га каждый. В результате сильных порывов ветра (до 30 м/сек) возгорание грозило нескольким населенным пунктам региона. Между тем, по имеющимся данным, техники для ликвидации природных пожаров, которой располагает Министерство по чрезвычайным ситуациям и Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, катастрофически не хватает (некомплект до 40%), а имеющаяся, в большинстве своем, уже устарела. Более того, обеспеченность пожарной техникой в сельской местности не выдерживает никакой критики – полное отсутствие пожарных машин и расчетов. 14.12.09г. на прошедшем в Мажилисе Парламента Республики Казахстан Правительственном часе на тему: "О мерах по совершенствованию системы гражданской защиты в Республике Казахстан" ряд вопросов были посвящены этой теме. В этой связи, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, для укрепления материально-технической базы (приобретение средств и машин пожаротушения) предусмотреть в республиканском бюджете на 2011-2013г.г. и выделить дополнительно Министерству по чрезвычайным ситуациям 5 млрд.тенге; Комитету лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан – 1 млрд.тенге".
----
Депутатский запрос Премьер-министру: дом – интернат нуждается в поддержке На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Амангельды Момышев: "Поводом депутатского запроса послужило письмо из управления координации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области, обращенное на имя депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, "социальные услуги должны предоставляться только нуждающимся гражданам и соответствовать современным стандартам и уровню жизни в Казахстане". Считаю, что реализация предлагаемого проекта позволит реализовать поставленные Главой государства задачи перед исполнительными органами по совершенствованию системы социальной защиты и значительно улучшит социальную обстановку в области. В настоящее время в с.Кызыл тан Жамбылской области расположен единственный психоневрологический дом-интернат, расчитанный на проживание 100 человек, где на государственном обеспечении находятся 330 человек. Государственных опекаемых в данном доме-интеранте уже вынуждены размещать на двухъярусных кроватях, в среднем в комнате с площадью 20 кв.м. постоянно проживают до 10 человек, при норме 7 кв.м. на одного человека. Кроме того, для обустройства в данном учреждении в области стоят на учете 300 больных, в большинстве случаев они проживают в семьях, относящихся к социально уязвимым. Наиболее трудное положение родителей и близких, постоянно находящихся рядом с психически нездоровым родствеником, особенно в период обострения заболевания. И вполне понятным поступком, заставившим их от безысходности ситуации, явилось обращение в органы социальной защиты для определения больных в специализированные учреждения. Кроме этого, вызывает социальную опасность и проживание 30 больных старше 18 лет в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, которых необходимо переводить во взрослый дом-интернат. Само проживание психически нездоровых уже взрослых людей с детьми, считаем, уже нарушением всех прав и норм. В таких условиях никто не застрахован от несчастных случаев, и в конечном итоге будут виноваты исполнительные органы власти. Вместе с тем, к сожалению, с каждым годом число людей с психоневрологическими заболеваниями растет. Так по данным медико-социальных экспертных комиссий, на сегодняшний день зарегистрировано более 5 тыс. человек с данным диагнозом. Это – болезнь века, и причина тому не соблюдение людьми правил здорового образа жизни, а также регрессивное влияние на организм человека загрязнении окружающей среды, экологических бедствии и других факторов. В 2010 году по итогам проверки медико-социальных учреждений Жамбылской области Генеральной прокуратурой Республики Казахстан было вынесено представление об устранении нарушений норм проживания в ГУ "Психоневрологический дом-интернат" и на образовавшуюся очередность по устройству в данное учреждение. Увеличивающиеся в последнее время несчастные случаи в медико-социальных учреждениях в странах постсоветского пространства лишний раз доказывают отсутствие должного внимания со стороны как местных, так и центральных органов на проблемы, накапливающиеся в данной отрасли уже на протяжении многих лет. Вместе с тем, учитывая особую специфичность подобных социальных учреждений, где люди, обделенные судьбой, получают спокойствие и должный уход, государство в лице местных исполнительных органов старается выполнять взятые на себя обязательства, согласно статьи 28 Конституции Республики Казахстан. Благодаря коллективам учреждений создаются необходимые условия, которые максимально приближены к домашним, но из года в год это становится делать все труднее. Для частичного решения данной задачи было разработано технико-экономическое обоснование по строительству пристройки на 300 койко-мест психоневрологического дома-интерната в с.Кызыл тан Жамбылского района Жамбылской области со стоимостью проекта в сумме 3,5 млрд. тенге. Имеется положительное заключение по данному проекту Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, а также приказ Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства об утверждении окончательной суммы финансирования. Вам известно, что государственные опекаемые тоже члены нашего общества, однако они нуждаются в особом уходе и страдают не только физически, но и душевно. Волею судьбы они до конца своих дней вынуждены проживать в этом учреждении. И поэтому, создавая таким больным все необходимые социально-бытовые условия, нашим человеческим долгом является оказание всяческой помощи таким людям и от себя, и со стороны государства, и этим мы хоть как-то облегчим их участь. В связи с вышеизложенным просим Вас в республиканском бюджете на 2011 год предусмотреть средства на строительство пристройки на 300 койко-мест психоневрологического дома-интерната в с.Кызыл тан Жамбылского района Жамбылской области со стоимостью проекта в 2011 году – 503 млн. тенге, в 2012 году – 1 млрд. тенге, в 2013 году - 2 млрд. тенге". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Жолшыбеков и К. Уали.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: Павлодар – "Жасыл даму" - финансы На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Тито Сыздыков: "Ежегодно с 2006 года акиматом Павлодарской области в адрес Министерства охраны окружающей среды РК направлялись приоритетные экологические проекты. В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан была разработана отраслевая программа "Жасыл даму" на 2010-2014 годы", направленная на решение многих экологических проблем, включая особо охраняемые природные территории, отходы производства и потребления, водные ресурсы и другие. В связи с этим, из заявленных в 2010 году 8 инвестиционных проектов Павлодарской области на общую сумму 4,9 млрд. тенге пять проектов получили положительную отраслевую оценку и были включены в проект республиканской отраслевой программы "Жасыл Даму" на 2011-2014 годы". Это: - строительство полигона твердых бытовых отходов в городе Павлодаре - 693,1 млн. тенге; - возрождение русла реки Усолка - 467,8 млн. тенге; - очистка озера Сабындыколь - 288,9 млн. тенге. - модернизация существующих технологических схем очистных сооружений города Павлодара - 866,5 млн. тенге; - строительство канализационных очистных сооружений с.Баянаул - 190,3 млн. тенге. Однако, из утвержденной Правительством Республики Казахстан программы "Жасыл Даму на 2011-2014 годы" указанные инвестиционные проекты были исключены. Все вышеуказанные проекты имеют всю необходимую документацию (ТЭО, ПСД, экспертизы, отраслевую оценку), а поэтому исключение данных проектов из программы "Жасыл Даму" считаю необоснованным. Павлодарская область, являясь крупным промышленным регионом страны, имеет много нерешенных экологических проблем. За последние десять лет в Павлодарской области был реализован только один экологический инвестиционный проект "Демеркуризация основного производства хлора и каустической соды в ОАО "Павлодарский химический завод" в 2002-2004 годах за счет средств республиканского бюджета. В Павлодарской области, как и в целом в республике, остается сложной ситуация с отходами производства и потребления. Отсутствие достаточной инфраструктуры по сбору и вывозу отходов является одной из причин образования стихийных свалок в населенных пунктах и ежегодных затрат из местного бюджета на их ликвидацию. По данным статистики, в республике уже накоплено более 43 млрд. тонн промышленных и коммунальных отходов, из них 600 млн.тонн – токсичных. Ежегодно эта сумма увеличивается почти на 700 млн.тонн. Основная масса (более 97 %) коммунальных отходов в Казахстане без разделения на фракции вывозится и складируется на открытых свалках, что является причиной загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Так, в городе Павлодаре на сегодняшний день имеется только одна ячейка полигона для твердых отходов, ее эксплуатация ведется уже 40 лет. Свалка эксплуатируется по стандартам 1960-х годов, не соответствующим мировым стандартам. Сжигание отходов на ней загрязняет воздух и выпускает щелочь, загрязняющую подземные воды. Кроме того, часть территории Павлодарский области, в том числе Баянаульский район подвергнута последствиям Семипалатинского ядерного полигона. Вместе с тем, Павлодарская область расположена вдоль транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай", чем привлекательна для экологического туризма, признанного перспективным направлением и кластером отечественной экономики, согласно Указу Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы". Создание и функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано с развитием коммунально-бытового обслуживания. Поэтому финансирование вышеуказанных инвестиционных проектов также помогли бы решить и эту задачу. На основании вышеизложенного, а также Ваших протокольных поручений от 14 сентября 2010 года, прошу Вас включить в Республиканский бюджет на 2011-2013 годы финансирование вышеуказанных экологических инвестиционных проектов Павлодарской области по отраслевой программе "Жасыл Даму на 2011-2014 годы". Это позволит значительно улучшить сложную экологическую ситуацию в Павлодарском регионе".
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: для зачисления государственных социальных пособий должны открываться специальные счета, на которые нет доступа третьим лицам На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Аманжан Жамалов: "По 7-му каналу прошел сюжет о женщине из Актобе, задолжавшей за кредит в "Темир банк". В настоящее время женщина находится в декретном отпуске с двумя маленькими детьми; доходов, позволяющих оплачивать кредит, не имеет. Между тем, банк в счет ее задолженности по кредиту забирает пособие на детей, которые государство перечисляет ей на счет в "Народном банке". Из-за отсутствия денег, старший ребенок не смог пойти в первый класс, младшему нет возможности купить детское питание. Семья бедствует. Такое стало возможным потому, что государственные социальные пособия перечисляются на обычные текущие счета, открытые в банках второго уровня. Банки, в свою очередь, не отслеживают источники поступления средств на счета своих клиентов. При получении кредита заемщик для подтверждения своей платежеспособности подписывает договор займа, где заявляет о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств, банк вправе в безакцептном порядке, без дополнительного согласия заемщика списать с любых счетов заемщика, открытых в любых банках и/или иных организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций в Республике Казахстан и за ее пределами, сумму задолженности по договору. В этих случаях деньги, направляемые государством на конкретные цели, не достигают своего целевого назначения, а именно, как в указанном случае, идут не на содержание и питание детей, а на оплату задолженности по кредиту. Очевидно, что случай в Актау не единичный, это обычная практика банка. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо законодательно предусмотреть, что претензии третьих лиц, будь то претензии банков по договорам займа, либо претензии по судебным искам, либо другие физические и юридические лица не могут претендовать на средства, направляемые государством в целях социальной защиты и поддержки определенных категорий населения. В этих целях в законодательстве необходимо предусмотреть, что для зачисления государственных социальных пособий должны открываться специальные счета, на которые нет доступа третьим лицам. Данная мера привела бы к тому, что государственные социальные пособия, такие как пособие на ребенка, по инвалидности и так далее, выделяемые строго на определенные цели, достигли бы своего адресата".
----
Депутатский запрос Премьер-министру: Денисовка – Аркалык – Житикара – о воде и газе На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Багила Баймагамбетова: "Поводом моего депутатского запроса послужило обращение жителей Денисовского района и городов Аркалык, Житикара Костанайской области. В настоящее время в области завершается реализация проекта "Строительство магистрального газопровода-отвода "Перелески-Денисовка" с газораспределительной станцией и домом операторов" общей стоимостью 1 118,02 млн.тенге. Ввод объекта запланирован на октябрь текущего года и будет завершен в срок. Протяженность газопровода 31 км, после завершения строительства магистрального газопровода природный газ будет подведен к райцентру Денисовка. Для дальнейшей подачи газа до потребителей райцентра Денисовка и прилегающего села Некрасовка разработана проектно-сметная документация, имеется положительное заключение госэкспертизы на следующие объекты: - Строительство газопровода высокого давления от ГРС до ГРП в селах Денисовка и Некрасовка, сметной стоимостью 293,636 млн.тенге; - Строительство газораспределительных сетей низкого давления от ГРПБ-1 в границах реки Тобол-ул.Элеваторная-ул.Мельничная с.Денисовка Денисовского района, сметной стоимостью 210,811 млн.тенге. Жители городов Житикара и Аркалык испытывают острую потребность в бесперебойном обеспечении питьевой водой. В 2010 году были разработаны следующие проектно-сметные документации: - Строительство водопровода от ВОС-2 до ВОС-1 в городе Житикара Костанайской области, сметной стоимостью 175,914 млн.тенге; - Реконструкция участка Ащи-Тастинского водовода от насосной станции III – подъема до ВОС города Аркалыка, сметной стоимостью 190,228 млн.тенге; - Реконструкция Караторгайского водовода от насосной станции III подъема до ВОС города Аркалыка, сметной стоимостью 844,058 млн.тенге. Проекты прошли экспертизу и получены положительные заключения. Проектно-сметные документации по газораспределительным сетям и водоснабжению были переданы в Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства письмами акимата Костанайской области от 29.03.2010 года, 23.09.2010 года и от 24.09.2010 года для рассмотрения и включения в план финансирования 2011-2013 гг. за счет трансфертов из республиканского бюджета. Уважаемый Карим Кажимканович! В первом случае при завершении строительства магистрального газопровода (при затратах более 1 млрд. тенге) без строительства газораспределительных сетей газ будет недоступен потребителям, что вызовет недовольство со стороны жителей районного центра. Во втором случае указанные населенные пункты являются самыми отдаленными от областного центра и испытывают нехватку в питьевой воде. С учетом вышеизложенного, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, оказать содействие в выделении на 2011-2013 гг. из республиканского бюджета трансферта в сумме 1 608,647 млн. тенге акимату Костанайской области". |