Андрей Михайлов, "Экспресс К", 1 октября
Итак, про клады Степана Разина на Тюленьих островах ничего доподлинно неизвестно. Зато выяснилось, что совсем недавно седой Каспий вынес из своих пучин настоящий "Летучий голландец" времен Петра Великого. Царь Петр грезил золотом Индии не меньше, чем властители Пиренеев. Деньги ему были нужны отчаянно, потому что по всей Российской империи велось грандиозное строительство и продолжались нескончаемые войны. И как только Петр слышал, что где-то поблизости от русских границ есть золото, туда немедленно снаряжалась военная экспедиция. Самой неудачной и трагичной была Хивинская экспедиция князя Бековича-Черкасского. Несчастный князь, отправленный Петром I на поиски яркендского золота в Хиву, запрограммированно сложил свою буйну голову в столице хивинского хана. Голова Бековича-Черкасского стала элементом декора городской площади, вся экспедиция повторила судьбу своего начальника, а золота так и не обнаружилось. Зато самого Петра Великого выбрали в почетные члены Французской академии - за исследование Каспия и составленную карту моря-озера. Ведь прежде чем отправиться в Хиву, князь Бекович-Черкасский несколько лет вел плодотворную разведывательную работу в Каспийском море.
ОКНО В АЗИЮ Хотя новоиспеченный академик Петр лично карту не чертил, но именно благодаря его неуемной энергии в начале XVIII века европейская наука наконец-то получила более-менее правильные представления о Каспии. Вспомним, что в те годы Каспий считался "внутренним морем" Российской империи. Но если Балтийское море стало-таки "окном в Европу", то Каспийское осталось только претендентом на ту же роль в Азии. Однако для Петра Великого оба эти водоема были знаковыми и вожделенными. Недаром он столько сил вложил в обустройство Астрахани, географическое и стратегическое значение которого поразительно напоминает диспозицию Санкт-Петербурга. И российский флот, создание которого ассоциируется с Балтикой, с не меньшей энергичностью строился и на Каспии.
Историческая справка Петр Первый на Каспии Уже после того как Россия получила выход в Финский залив и разделалась со своим главным врагом - Швецией, неуемный Петр начал свой последний военный поход, получивший название Персидского. За год с небольшим (1722-1723 годы) Петр сумел отнять у Персии все ее прикаспийские владения, вплоть до южного Мазендерана. Если бы не смерть Петра Великого в 1725 году и не бездарность наследников, которые вынуждены были вернуть завоеванное в 1732 году, возможно, сегодня на Каспии мы бы имели совершенно иные границы и геополитические реалии
"КОМПАС" ПРОТИВ "ДЖЭПЭЭСА" Потому-то сообщение о том, что на берегах Тюленьих островов вдруг "всплыл" корабль из тех буйных времен, было хотя и неожиданным, но вполне правдоподобным. Сам Петр, правда, в этой части Каспия вряд ли бывал, но никакая морская экспедиция по восточному Каспию не могла миновать Тюлений архипелаг и берега Мангышлака. В те времена тут плавал не только Бекович-Черкасский, но и Травин, и Сойманов, и Кожин, и Урусов. А раз плавали, значит, и тонули. Как тут не вспомнить случай с нашим доблестным таможенным флотом, потерявшим почти все свои катера уже в наше время. А во времена парусного флота естественная убыль судов закладывалась на каждое плавание. Есть данные, что флотилия Бековича-Черкасского в Северном Каспии умудрилась растерять 2/3 всех своих кораблей! Поручик Кожин, поставленный царем надзирать за Бековичем-Черкасским, в 1718 году доносил в Петербург: "Оставлено в Тюк-Карагани 3 бригантины, 15 малых шкут, 5 бус для возки каменья, на дрова разломаны 7 бус".
ОСТРОВ ЛЕТУЧИХ ГОЛЛАНДЦЕВ Но вернемся к другому Петру - Петру Лупенкову, аборигену и робинзону острова Кулалы, который рассказал мне про корабль Петра Первого, обнаруженный им на берегу, в нескольких километрах от своей метеостанции. По словам Лупенкова, посмотреть на корабль прибыла экспедиция из России, которая наметила на следующий год раскопки. Но россияне не нашли денег, а через год раскапывать уже было нечего - что Каспий дал, то и забрал обратно. Уже после я обнаружил данные, что корабль времен Петра Великого действительно был найден, но в 1990 году российско-американской экспедицией. Из судна были извлечены многочисленные ядра, гранаты и снаряды, которые специалисты отнесли к тем, что стояли на вооружении русской армии в начале XVIII века. Что представляло собой само судно - шкоут, шняву, бус, бот, галеру, струг, бригантину - так доподлинно и не выяснили. Но в то время Петра Лупенкова на острове еще не было. Выходит, речь идет о двух разных судах петровских времен? Получается, что за короткий период Каспий подарил нам на маленьком участке два бесценных артефакта? Вспомнилось, что и в прошлые времена на острове находили многочисленные следы старинных кораблекрушений. Что ж, наличие своего Острова погибших кораблей лишь подтверждает реноме Каспия как настоящего моря.
ЗАГАДКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ - А вот еще было, - вспоминает Лупенков. - Как-то солдатики нашли на берегу бутылку… Старинную! Сургучом запечатанную. С письмом внутри! Да, каспийский робинзон продолжал неторопливо открывать тайны своего острова. Пиратский клад, кладбище кораблей, а теперь еще и бутылка какого-то капитана Гранта! Но об этом - в следующий раз.
(продолжение следует)
Автор выражает признательность акимату Мангистауской области за организацию экспедиции по Мангышлаку и Усть-Урту. |