Александра АЛЕХОВА, "Время", 6 октября
Как мы уже писали, наша страна намерена инвестировать 7-8 млн. долларов в отделку и оформление одной из станций московского метро, которую затем переименуют в "Казахстанскую" (См. "Эти глаза - не против", "Время" от 23.9.2010 г.). Информацию о готовящемся проекте по взаимообмену названиями станций подземок - "Казахстанская" в Москве и "Московская" в Алматы - распространила пресс-служба посольства Казахстана в России в рамках договоренностей, достигнутых еще 17 сентября между казахстанским послом Заутбеком ТУРИСБЕКОВЫМ и тогдашним мэром Москвы Юрием ЛУЖКОВЫМ. Инициативу планировалось закрепить соответствующими межправительственными соглашениями. Однако 28 сентября Юрия Лужкова отрешили от должности. Но, как выясняется, идея не скисла. Это нам подтвердил в понедельник заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ. - Насколько я знаю, проект будет реализован на бюджетные деньги, которые выделит правительство Казахстана, - пояснил он. - Соглашение пока не подписано, но оно уже готовится. Что касается российского участия в оформлении одной из станций алматинского метро, то, скорее всего, станция "Московская" появится уже во второй очереди нашего метрополитена: ведь все семь станций первой очереди уже практически оформлены и названы. Насколько логично и целесообразно вкладывать безумные деньги в чужое метро, если свое собственное вот уже 22 года никак не откроет турникеты для алматинцев как раз по причине дефицита с финансами? Вот что об этом думают наши эксперты.
Петр СВОИК, член президиума ОСДП "Азат": Хороший понт дороже денег - Я ничуть не удивлен этой новостью - она целиком вписывается в тот образ, который наши власти используют для пиара в ближнем и дальнем зарубежье. Что до нашего метро, то, в отличие от московского, проект с самого начала был не столько транспортным, сколько, извините, понтовым. В советское время в ЦК Компартии Казахстана все мечтали сделать Алматы миллионным городом, чтобы получить право на строительство метро. Хотя я считаю, что действующая алматинская подземка вызовет еще больше проблем, чем недостроенная. Во-первых, транспортную проблему города она никак не решит. Это будет больше аттракцион, куда, наверное, каждый алматинец по разу спустится, чтобы увидеть, что ж это такое. Во-вторых, пользоваться подземкой будет небольшая часть алматинцев, кому повезет жить и работать рядом с этой веткой. В-третьих, чтобы окупить само строительство, цена на услуги метро должна быть заоблачной. И наша подземка станет бездонной бочкой для государственных вливаний. В общем, чем закапывать деньги в землю здесь, лучше потратить их в Москве - миллионы москвичей будут хотя бы благодарны Казахстану. В общем, я - за.
Амангельды МОМЫШЕВ, депутат мажилиса: Непозволительная роскошь - Если этот номер пройдет, я буду первым, кто выступит против непозволительной траты целых 8 млн. долларов ради одного слова "Казахстанская". Считаю непозволительной роскошью не только инвестировать в чужое метро, но и строить свое собственное. И об этом я уже говорил. Только в четвертом квартале 2010 года алматинская подземка обошлась бюджету в 10,5 млрд. тенге. В следующем году город запросил еще порядка 30 млрд.! А всего на создание метро в Алматы государство потратит 200 млрд. тенге. А ведь многие азиатские страны, где города более населены, - решили транспортные проблемы, построив вместо метро монорельсовые железные дороги. Надеюсь, что в связи с уходом с поста мэра Москвы Юрия Лужкова все забудут об идее вложения огромных денег в московское метро.
Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ, президент НИИ транспорта и коммуникаций: Пусть бизнес раскошеливается! - На мой взгляд, тратить огромные государственные деньги на оформление станции московского метро нецелесообразно. Ведь 8 млн. долларов - это стоимость большой транспортной развязки в Алматы. Вот если наш бизнес профинансирует проект с подземкой в Белокаменной - ради бога, патриотизм я уважаю.
Сергей МАРТЕМЬЯНОВ, председатель Союза архитекторов Алматы: Откуда деньги, Зин? - В восстановлении московского храма Христа Спасителя тоже есть казахстанский вклад - для облицовки использовался наш гранит. Так что с точки зрения дружбы народов идея оставить казахстанский след в московской подземке вроде бы неплоха. По крайней мере, у меня на нее аллергии нет. Но в таком случае нужно объяснить людям, откуда государство изыщет 8 млн. долларов на эти цели. Вряд ли такой кусок оторвут от финансирования алматинской подземки - это было бы нелогичным. Скорее всего, договоренности между правительствами наших стран давние и средства уже найдены.
Владислав КОСАРЕВ, лидер КНПК: Нам такая слава ни к чему - Если нашим властям пообещать, что именем Казахстана назовут вновь открытую звезду, они что - будут инвестировать во все проекты по изучению космоса? Я - за разумные траты на разумные цели. Если честно, мне плевать, будет ли метро в Алматы, поскольку оно все равно ничего в городе не изменит, зато обойдется горожанам в астрономическую сумму. По-хорошему, прежде чем тратиться на чужое хозяйство, властям не мешало бы навести порядок в своем. Алматы нужно еще очень много денег для решения вечных проблем - с ветхим жильем, коммуникациями, дорогами. Вот что нужно людям, а не пустая "слава". |