NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 15:16 ast
13:16 msk

АФН презентовало в Мажилисе законодательные поправки: регулирование банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков
Е.Бахмутова: Согласно проекту Закона основными задачами, реализуемыми в рамках законопроекта, являются: отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур; повышение прозрачности банковской деятельности
06.10.2010 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 5 октября

Агентство совместно с другими государственными органами разработало и внесло в Правительство законопроект, обеспечивающий прозрачность в деятельности банков и исключающий их аффилиированность с другими структурами, который был направлен Правительством РК в Мажилис Парламента РК.
Об этом заявила сегодня, представляя в Мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков", Председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена Бахмутова (тезисы):
В своем послании народу Казахстана "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана" Глава государства поставил задачу "Отсечь банки от явно или скрыто аффилированных структур. Жестко следить, чтобы банки занимались исключительно банковской деятельностью, и чтобы деятельность их была предельно прозрачной.".
В соответствии с указанным посланием Агентство совместно с другими государственными органами разработало и внесло в Правительство законопроект, обеспечивающий прозрачность в деятельности банков и исключающий их аффилиированность с другими структурами, который был направлен Правительством РК 2 сентября в Мажилис Парламента РК.
Законопроект разработан в целях исключения негативных явлений в деятельности финансовых организаций, проявившихся в период экономических потрясений, связанных с недостаточной информационной прозрачностью, низкой капитализацией и высокой степенью концентрации бизнеса в проведении операций с высоким риском, низким уровнем корпоративного управления, в том числе систем управления рисками, а также слабой степенью ответственности наблюдательного органа и органа исполнения финансовых организаций.
Согласно проекту Закона основными задачами, реализуемыми в рамках законопроекта, являются:
отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур;
повышение прозрачности банковской деятельности.
Меры по "отсечению" банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур
Предлагается ввести запрет на вмешательство банков в операционную деятельность других дочерних и зависимых финансовых организаций банка, в частности накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, путем ограничения участия представителей банка в Совете директоров дочерних или зависимых организаций не более 1/3 от общего количества членов Совета директоров дочерних или зависимых организаций.
В рамках реализации данной задачи предлагается запретить банковскому холдингу владеть акциями (долями участия) организаций, помимо финансовых и других организаций согласно перечню, установленному законодательством.
Банкам и банковским холдингам будет запрещено покупать любые акции, за исключением финансовых организаций (резидентов и нерезидентов РК), создания дочерних организаций по секьюритизации, Фонду стрессовых активов и оказывающих некоторые виды банковских операций (инкассация, автоматизация банковской деятельности и т.д.). При этом банкам будет необходимо наличие банковского холдинга в случае владения или приобретения дочерней или зависимой финансовой организации.
Дополнительно вводятся ограничения на инвестиции банков в финансовые организации, заключающиеся в лимитировании объема каждой из таких инвестиций менее 10 % от собственного капитала банка, при этом совокупный лимит на инвестиции на все дочерние и зависимые организации банка будет установлен в рамках пруденциального регулирования банков.
Данный подход не содержит прямого запрета, но косвенно дестимулирует банки от владения дочерними организациями.
Таким образом, будет установлена дестимулирующая норма от вхождения банков в другие сектора финансового рынка. В частности, Агентство будет обладать правом требовать увеличения достаточности собственного капитала банка при создании дочерней или зависимой финансовой организации.
Между тем требования для банковских холдингов по ограничению их деятельности, в том числе инвестиционной, планируется ввести с 1 января 2013 года.
Меры по повышению прозрачности банковской деятельности и банковских конгломератов
Для решения данной задачи предлагается установить запрет на выдачу банками кредитов и гарантий лицам, связанным с ним особыми отношениями, за исключением:
предоставляемых лицам, являющимся участниками банковского конгломерата, подлежащих консолидированному надзору;
имеющих обеспечение, размер и вид которого соответствует установленным требованиям;
предоставляемых лицам, не имеющим признаков неустойчивого финансового положения.
Другими словами, предлагается реализовать опыт Федеральной резервной системы США, в рамках которой сделки с аффилиированными лицами не должны представлять риск для банка.
Также, предлагается ввести запрет на выдачу банком значительных кредитов и гарантий лицам, имеющих непрозрачные структуры собственности. В этой связи на законодательном уровне вводится понятие "лицам, имеющим прозрачную структуру собственности".
При этом, совокупная доля выданных банком кредитов и гарантий лицам, связанным с банком особыми отношениями, и юридическим лицам, имеющим непрозрачные структуры собственности, будет ограничена.
В целях повышения требований к крупным акционерам по обеспечению устойчивости деятельности банков и банковских конгломератов предусматривается:
1. Для крупных участников – физических лиц будет введено требование об обязательном декларировании доходов и имущества.
При этом взнос денег в капитал банков и других финансовых организаций, полученных в виде дарения, выигрышей, дохода от продажи безвозмездно полученного имущества, будет ограничен долей, не превышающей 25% от приобретенных акций банка.
2. Агентство будет иметь возможность применять меры раннего реагирования и меры воздействия к банковским конгломератам при наличии факторов, влияющих на ухудшение финансового состояния банковского конгломерата.
3. Законопроектом предусматривается применение Агентством мер воздействия и санкций к банковским холдингам (крупным участникам, владеющим 25 и более процентами размещенных (голосующих) акций) за несоответствие деятельности финансовой организации плану рекапитализации, представленному банковским холдингом (КУ) в рамках процедуры получения соответствующего статуса банковского холдинга (КУ).
Также, предусматривается приостановление Агентством действия лицензии банка на проведение всех или отдельных банковских операций, в том числе при отзыве статуса банковского холдинга (крупного участника, владеющего 25 или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных) акций банка) у лица, являющегося единственным банковским холдингом (единственным КУ).
Меры по ограничению в отношении иных финансовых организаций
В целях снижения влияния акционеров на деятельность НПФ и ограничения сделок с аффилиированными лицами НПФ проектом Закона предусматривается:
1. Установление с 2012 года требования о том, что в период учреждения и деятельности НПФ ни одно лицо либо группа лиц, аффилиированных по отношению друг к другу, не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и (или) управлять более чем 25% голосующих акций такого НПФ.
2. Установление запрета на создание дочерних организаций НПФ.
3. Ограничение возможности передачи в залог собственных активов НПФ и выдачи поручительств и гарантий любого рода.
4. Установление запрета на вхождение в состав инвестиционного комитета НПФ/ООИУПА лиц, не являющихся работниками данных НПФ/ООИУПА, а также работников НПФ/ООИУПА, которые одновременно являются руководящими работниками либо акционерами юридических лиц, аффилиированных по отношению к НПФ/ООИУПА.
5. Установление персональной административной ответственности лиц, уполномоченных на принятие инвестиционных решений за счет пенсионных активов (члены инвестиционного комитета), и предоставление права уполномоченному органу отстранять членов инвестиционного комитета от исполнения обязанностей в составе инвестиционного комитета в случае систематического нарушения ими законодательства Республики Казахстан.
Также в целях повышения ответственности должностных лиц субъектов рынка ценных бумаг предусматривается:
1. Установление требования о том, что принятие инвестиционных решений в отношении собственных активов профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением регистратора и трансфер-агента) должно осуществляться коллегиальным органом – инвестиционным комитетом, не менее половины членов которого должны являться руководящими работниками данного профессионального участника рынка ценных бумаг.
2. Установление административной ответственности за действия инсайдеров по совершению сделок с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц, незаконной передаче инсайдерской информации третьим лицам, а также предоставление третьим лицам рекомендаций о совершении сделок с ценными бумагами, основанных на инсайдерской информации.
3. Предоставление полномочий Агентству по применению мер раннего реагирования в отношении организаций, осуществляющих брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционным портфелем, в случае выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения данных организаций, и их способность выполнять обязательства по заключенным договорам с клиентами.
4. Введение определения понятия "аффилиированное лицо товарищества с ограниченной ответственностью" и установление требования по раскрытию сведений об аффилиированных лицах товарищества с ограниченной ответственностью.
Вместе с тем, проект Закона направлен на повышение прозрачности деятельности НПФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в связи с чем, в нем предлагается:
1. Установление требования в отношении НПФ публиковать в средствах массовой информации сведения о структуре инвестиционного портфеля НПФ за счет пенсионных активов с указанием наименования и количества ценных бумаг, а также процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги к общей сумме пенсионных активов НПФ.
2. Исключение из перечня информации, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, информации об остатках и движении акций на лицевых счетах в системе реестров держателей ценных бумаг и системе учета номинального держания.
3. Установление требования в отношении всех акционерных обществ о размещении на сайте депозитария финансовой отчетности, определенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, информации обо всех корпоративных событиях, годовой финансовой отчетности и аудиторских отчетов общества.
4. Наделение фондовой биржи функцией по осуществлению мониторинга раскрытия эмитентами ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже, информации в объеме, требуемом законодательством Республики Казахстан и внутренними документами фондовой биржи, и предоставление уполномоченному органу информации о результатах такого мониторинга.
* * *
Законопроектом предусматривается внесение поправок в Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс, Кодекс "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), законы "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан",
"О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью",
"О страховой деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", "Об инвестиционных фондах",
"О региональном финансовом центре города Алматы", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов", "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", "О Фонде национального благосостояния", "О Банке Развития Казахстана".
Согласно пояснению разработчиков, в случае принятия законопроекта будут усилены подходы консолидированного надзора и повышена прозрачность финансовых организаций, в том числе по операциями с аффилиированными лицами и, как следствие, данные мероприятия будут способствовать повышению доверия со стороны клиентов банка и в целом потребителей финансовых услуг. Совершенствование системы консолидированного надзора за банками, банковскими холдингами и конгломератами позволит снизить (минимизировать) системные риски и исключить повторение негативных явлений в случае ухудшения финансовой ситуации в будущем.
* * *
Презентация проекта закона проведена в рамках Комитета Мажилиса по финансам и бюджету под председательством Гульжан Карагусовой. Дальнейшее обсуждение поправок продолжится в рабочей группе, которую возглавляет член вышеназванного Комитета, депутат Мажилиса Куттыкожа Идирисов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.10.2010
Масимов в очередной раз потребовал, чтобы члены правительства носили с собой планшетные компьютеры 29.10.2010
Заседание правительства РК 29.10.2010
Мажилис-Минюст: чтобы из стен парламента вышли качественные законы 29.10.2010
Заявление Действующего председателя ОБСЕ К.Саудабаева 29.10.2010
Председатель Мажилиса Урал Мухамеджанов награжден российским орденом Дружбы 29.10.2010
Прорыв неизбежен. Интеллектуальный 29.10.2010
Коксарайский контррегулятор обеспечит безопасность Южного региона 29.10.2010
Мажилис – ЦА: Казахстан – одна из немногих стран, где имеется концептуальная база по развитию гендерного равенства 29.10.2010
28 октября состоялось 22-е заседание Правления Агентства по защите конкуренции 29.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz