Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 5 октября
Агентство совместно с другими государственными органами разработало и внесло в Правительство законопроект, обеспечивающий прозрачность в деятельности банков и исключающий их аффилиированность с другими структурами, который был направлен Правительством РК в Мажилис Парламента РК. Об этом заявила сегодня, представляя в Мажилисе законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков", Председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена Бахмутова (тезисы): В своем послании народу Казахстана "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана" Глава государства поставил задачу "Отсечь банки от явно или скрыто аффилированных структур. Жестко следить, чтобы банки занимались исключительно банковской деятельностью, и чтобы деятельность их была предельно прозрачной.". В соответствии с указанным посланием Агентство совместно с другими государственными органами разработало и внесло в Правительство законопроект, обеспечивающий прозрачность в деятельности банков и исключающий их аффилиированность с другими структурами, который был направлен Правительством РК 2 сентября в Мажилис Парламента РК. Законопроект разработан в целях исключения негативных явлений в деятельности финансовых организаций, проявившихся в период экономических потрясений, связанных с недостаточной информационной прозрачностью, низкой капитализацией и высокой степенью концентрации бизнеса в проведении операций с высоким риском, низким уровнем корпоративного управления, в том числе систем управления рисками, а также слабой степенью ответственности наблюдательного органа и органа исполнения финансовых организаций. Согласно проекту Закона основными задачами, реализуемыми в рамках законопроекта, являются: отсечение банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур; повышение прозрачности банковской деятельности. Меры по "отсечению" банков от явно или скрыто аффилированных непрофильных структур Предлагается ввести запрет на вмешательство банков в операционную деятельность других дочерних и зависимых финансовых организаций банка, в частности накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, путем ограничения участия представителей банка в Совете директоров дочерних или зависимых организаций не более 1/3 от общего количества членов Совета директоров дочерних или зависимых организаций. В рамках реализации данной задачи предлагается запретить банковскому холдингу владеть акциями (долями участия) организаций, помимо финансовых и других организаций согласно перечню, установленному законодательством. Банкам и банковским холдингам будет запрещено покупать любые акции, за исключением финансовых организаций (резидентов и нерезидентов РК), создания дочерних организаций по секьюритизации, Фонду стрессовых активов и оказывающих некоторые виды банковских операций (инкассация, автоматизация банковской деятельности и т.д.). При этом банкам будет необходимо наличие банковского холдинга в случае владения или приобретения дочерней или зависимой финансовой организации. Дополнительно вводятся ограничения на инвестиции банков в финансовые организации, заключающиеся в лимитировании объема каждой из таких инвестиций менее 10 % от собственного капитала банка, при этом совокупный лимит на инвестиции на все дочерние и зависимые организации банка будет установлен в рамках пруденциального регулирования банков. Данный подход не содержит прямого запрета, но косвенно дестимулирует банки от владения дочерними организациями. Таким образом, будет установлена дестимулирующая норма от вхождения банков в другие сектора финансового рынка. В частности, Агентство будет обладать правом требовать увеличения достаточности собственного капитала банка при создании дочерней или зависимой финансовой организации. Между тем требования для банковских холдингов по ограничению их деятельности, в том числе инвестиционной, планируется ввести с 1 января 2013 года. Меры по повышению прозрачности банковской деятельности и банковских конгломератов Для решения данной задачи предлагается установить запрет на выдачу банками кредитов и гарантий лицам, связанным с ним особыми отношениями, за исключением: предоставляемых лицам, являющимся участниками банковского конгломерата, подлежащих консолидированному надзору; имеющих обеспечение, размер и вид которого соответствует установленным требованиям; предоставляемых лицам, не имеющим признаков неустойчивого финансового положения. Другими словами, предлагается реализовать опыт Федеральной резервной системы США, в рамках которой сделки с аффилиированными лицами не должны представлять риск для банка. Также, предлагается ввести запрет на выдачу банком значительных кредитов и гарантий лицам, имеющих непрозрачные структуры собственности. В этой связи на законодательном уровне вводится понятие "лицам, имеющим прозрачную структуру собственности". При этом, совокупная доля выданных банком кредитов и гарантий лицам, связанным с банком особыми отношениями, и юридическим лицам, имеющим непрозрачные структуры собственности, будет ограничена. В целях повышения требований к крупным акционерам по обеспечению устойчивости деятельности банков и банковских конгломератов предусматривается: 1. Для крупных участников – физических лиц будет введено требование об обязательном декларировании доходов и имущества. При этом взнос денег в капитал банков и других финансовых организаций, полученных в виде дарения, выигрышей, дохода от продажи безвозмездно полученного имущества, будет ограничен долей, не превышающей 25% от приобретенных акций банка. 2. Агентство будет иметь возможность применять меры раннего реагирования и меры воздействия к банковским конгломератам при наличии факторов, влияющих на ухудшение финансового состояния банковского конгломерата. 3. Законопроектом предусматривается применение Агентством мер воздействия и санкций к банковским холдингам (крупным участникам, владеющим 25 и более процентами размещенных (голосующих) акций) за несоответствие деятельности финансовой организации плану рекапитализации, представленному банковским холдингом (КУ) в рамках процедуры получения соответствующего статуса банковского холдинга (КУ). Также, предусматривается приостановление Агентством действия лицензии банка на проведение всех или отдельных банковских операций, в том числе при отзыве статуса банковского холдинга (крупного участника, владеющего 25 или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных) акций банка) у лица, являющегося единственным банковским холдингом (единственным КУ). Меры по ограничению в отношении иных финансовых организаций В целях снижения влияния акционеров на деятельность НПФ и ограничения сделок с аффилиированными лицами НПФ проектом Закона предусматривается: 1. Установление с 2012 года требования о том, что в период учреждения и деятельности НПФ ни одно лицо либо группа лиц, аффилиированных по отношению друг к другу, не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться и (или) управлять более чем 25% голосующих акций такого НПФ. 2. Установление запрета на создание дочерних организаций НПФ. 3. Ограничение возможности передачи в залог собственных активов НПФ и выдачи поручительств и гарантий любого рода. 4. Установление запрета на вхождение в состав инвестиционного комитета НПФ/ООИУПА лиц, не являющихся работниками данных НПФ/ООИУПА, а также работников НПФ/ООИУПА, которые одновременно являются руководящими работниками либо акционерами юридических лиц, аффилиированных по отношению к НПФ/ООИУПА. 5. Установление персональной административной ответственности лиц, уполномоченных на принятие инвестиционных решений за счет пенсионных активов (члены инвестиционного комитета), и предоставление права уполномоченному органу отстранять членов инвестиционного комитета от исполнения обязанностей в составе инвестиционного комитета в случае систематического нарушения ими законодательства Республики Казахстан. Также в целях повышения ответственности должностных лиц субъектов рынка ценных бумаг предусматривается: 1. Установление требования о том, что принятие инвестиционных решений в отношении собственных активов профессионального участника рынка ценных бумаг (за исключением регистратора и трансфер-агента) должно осуществляться коллегиальным органом – инвестиционным комитетом, не менее половины членов которого должны являться руководящими работниками данного профессионального участника рынка ценных бумаг. 2. Установление административной ответственности за действия инсайдеров по совершению сделок с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц, незаконной передаче инсайдерской информации третьим лицам, а также предоставление третьим лицам рекомендаций о совершении сделок с ценными бумагами, основанных на инсайдерской информации. 3. Предоставление полномочий Агентству по применению мер раннего реагирования в отношении организаций, осуществляющих брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционным портфелем, в случае выявления факторов, влияющих на ухудшение финансового положения данных организаций, и их способность выполнять обязательства по заключенным договорам с клиентами. 4. Введение определения понятия "аффилиированное лицо товарищества с ограниченной ответственностью" и установление требования по раскрытию сведений об аффилиированных лицах товарищества с ограниченной ответственностью. Вместе с тем, проект Закона направлен на повышение прозрачности деятельности НПФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в связи с чем, в нем предлагается: 1. Установление требования в отношении НПФ публиковать в средствах массовой информации сведения о структуре инвестиционного портфеля НПФ за счет пенсионных активов с указанием наименования и количества ценных бумаг, а также процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги к общей сумме пенсионных активов НПФ. 2. Исключение из перечня информации, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, информации об остатках и движении акций на лицевых счетах в системе реестров держателей ценных бумаг и системе учета номинального держания. 3. Установление требования в отношении всех акционерных обществ о размещении на сайте депозитария финансовой отчетности, определенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, информации обо всех корпоративных событиях, годовой финансовой отчетности и аудиторских отчетов общества. 4. Наделение фондовой биржи функцией по осуществлению мониторинга раскрытия эмитентами ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже, информации в объеме, требуемом законодательством Республики Казахстан и внутренними документами фондовой биржи, и предоставление уполномоченному органу информации о результатах такого мониторинга. * * * Законопроектом предусматривается внесение поправок в Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс, Кодекс "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), законы "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", "О страховой деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", "Об инвестиционных фондах", "О региональном финансовом центре города Алматы", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов", "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", "О Фонде национального благосостояния", "О Банке Развития Казахстана". Согласно пояснению разработчиков, в случае принятия законопроекта будут усилены подходы консолидированного надзора и повышена прозрачность финансовых организаций, в том числе по операциями с аффилиированными лицами и, как следствие, данные мероприятия будут способствовать повышению доверия со стороны клиентов банка и в целом потребителей финансовых услуг. Совершенствование системы консолидированного надзора за банками, банковскими холдингами и конгломератами позволит снизить (минимизировать) системные риски и исключить повторение негативных явлений в случае ухудшения финансовой ситуации в будущем. * * * Презентация проекта закона проведена в рамках Комитета Мажилиса по финансам и бюджету под председательством Гульжан Карагусовой. Дальнейшее обсуждение поправок продолжится в рабочей группе, которую возглавляет член вышеназванного Комитета, депутат Мажилиса Куттыкожа Идирисов. |