ru.government.kz, 12 октября
Уважаемый Карим Кажимканович! Приглашенные! Министерством финансов за прошедший отчетный период продолжена политика, направленная на поддержание уровня государственных расходов, обеспечивающих с одной стороны уровень совокупного спроса, с другой – уровень инвестиционной активности за счет государственных инвестиций, необходимых для восстановления роста экономики. В текущем году основным приоритетом является обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения, реализация нового плана дальнейшей модернизации страны для обеспечения посткризисного развития. С учетом тенденций развития экономики в течение года дважды был уточнен Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы. На основании скорректированных макроэкономических показателей в 2010 году дважды была проведена работа по уточнению республиканского бюджета. В ходе второго уточнения за счет увеличения доходной части бюджета и перераспределения ожидаемого неисполнения плана по итогам 2010 года, с целью их эффективного использования увеличены расходы по ряду приоритетных направлений, а также на дополнительное финансирование мероприятий, реализуемых с опережением сроков и решение ряда неотложных задач. Уточнение бюджета осуществлялось в строгом соответствии с поручением Главы государства о жесткой экономии бюджетных средств и их эффективном использовании. А теперь позвольте кратко доложить об итогах исполнения государственного бюджета за 9 месяцев 2010 года. Более подробная информация по исполнению государственного бюджета изложена в раздаточных материалах. Общие показатели: за 9 месяцев 2010 года в государственный бюджет (без учета поступления займов) поступило 2995,6 млрд.тенге, или 97,8 % к плану на отчетный период, расходы составили (без учета погашения займов) 3 443,1 млрд.тенге или 95,2 % к плану по платежам на отчетный период. Дефицит бюджета сложился в сумме 447, 5 млрд. тенге. Свободные остатки бюджетных средств на конец отчетного периода составили 70,3 млрд.тенге.
Исполнение доходов Доходы государственного бюджета составили 2992,9 млрд.тенге или 97,9 % к плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на 16,2 % за счет налоговых поступлений. Слайды 1 и 2. Налоговые поступления за 9 месяцев текущего года составили 1970,5 млрд.тенге или 109,2% к плану с превышением на 166,8 млрд.тенге. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличение составило 406,5 млрд.тенге. Слайд 3. По корпоративному подоходному налогу исполнение плана 100%, наблюдается положительная динамика по поступлениям:за июль – сентябрь 2010 года поступило 156,4 млрд.тенге, тогда как за соответствующий период прошлого года – 86,3 млрд.тенге, т.е. рост составил 81,2%, что является положительным показателем развития экономики страны в текущем году. Налог на добавленную стоимость поступил в сумме 479,8 млрд.тенге, или 111,6% к плану, в том числе НДС на товары внутреннего производства исполнен на 165,2%, НДС на импортируемые товары – на 93,9%. На перевыполнение плана НДС на товары внутреннего производства в значительной мере повлияло замедление темпов возврата НДС из бюджета. Слайд 4 . Основной причиной неисполнения НДС на импортируемые товары является снижение объема импорта на 10% против импорта за аналогичный период прошлого года. План по индивидуальному подоходному налогу исполнен на 103,4 %. По индивидуальному подоходному налогу поступил разовый платеж в сумме 1,4 млрд.тенге по имущественному доходу, полученному физическим лицом. Наблюдается рост поступлений социального налога, исполнение которого составило 103,6%, или в бюджет поступило 180,5 млрд.тенге. Увеличение поступлений по указанным налогам объясняется снижением уровня безработицы с начала года с 6,4 до 5,7% и уровня скрытой безработицы с 0,7 до 0,4% экономически активного населения. Налоги на международную торговлю и внешние операции поступили в сумме 213,8 млрд.тенге и составили 156,4% к плану. План перевыполнен за счет поступления экспортной таможенной пошлины на нефть в сумме 41,7 млрд.тенге, введенной с 15 августа и довзысканных таможенных пошлин на вывозимые товары в результате пост-таможенной проверки в сумме 18,7 млрд.тенге. Слайд 5 . Кроме того, с 1 сентября действует механизм распределения таможенных пошлин на ввозимые товары между странами Таможенного союза. За сентябрь месяц поступления составили 24,4 млрд.тенге, из них доля Казахстана 1,1 млрд.тенге, Российской Федерации – 22,7 млрд.тенге и Республики Беларусь – 0,6 млрд.тенге. Доходы местных бюджетов за 9 месяцев текущего года при плане 1782,9 млрд.тенге составили 1804,7 млрд.тенге или 101,2%. Планы по доходам исполнены по всем регионам, за исключением Северо – Казахстанской области.
О недоимке по налогам По состоянию на 1 октября 2010 года недоимка по налогам и платежам в бюджет составила 160,9 млрд.тенге (Слайд 6), по сравнению с началом года недоимка увеличилась на 60,6 млрд.тенге, в связи с доначислением по актам налоговых проверок и за счет недоимки, безнадежной к взысканию. Основной рост с начала года приходится на корпоративный подоходный налог на 29,3 млрд. тенге и на НДС на ТВП – 19,9 млрд.тенге. Недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 3,6 млрд.тенге и по сравнению с 1 января 2010 года снизилась на 19,5 %. Активы Национального фонда Республики Казахстан на отчетную дату составили 5 019,1 млрд.тенге, при этом поступления по прямым налогам от предприятий нефтяного сектора составили 1592,4 млрд.тенге, что на 724,2 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года. Расшифровка по видам поступлений и использованию Национального фонда приведена в (Слайде 7).
О состоянии заимствования За 9 месяцев 2010 года Министерство финансов Республики Казахстан разместило государственные эмиссионные ценные бумаги на сумму 558,8 млрд.тенге, (Cлайд 8) в том числе: - государственные краткосрочные ценные бумаги (МЕККАМ) со сроком обращения 6, 9 и 12 месяцев на сумму 129,4 млрд.тенге или 23,16% от общего объема заимствования; - государственные среднесрочные ценные бумаги (МЕОКАМ) со сроком обращения 2, 3, 4 и 5 лет на сумму 155,1 млрд.тенге или 27,75% от общего объема заимствования; - государственные долгосрочные ценные бумаги (МЕУКАМ) со сроком обращения от 6 до 12 лет на сумму 160,3 млрд.тенге или 28,69% от общего объема заимствования; - государственные долгосрочные сберегательные ценные бумаги (МЕУЖКАМ) со сроком обращения от 12 до 19 лет на сумму 114,0 млрд.тенге или 20,4% от общего объема заимствования. В целях привлечения правительственных внешних займов от международных финансовых организаций приняты Законы Республики Казахстан: 31 марта 2010 года о ратификации Соглашения о займе с Азиатским Банком Развития (2-транш) по проекту Международный транзитный коридор "Западная Европа – Западный Китай", подписанного 3 декабря 2009 года (сумма займа – 187 млн. долларов США); 15 июля 2010 года о ратификации Соглашения о займе (Кредит в поддержку программы развития) с Международным Банком Реконструкции и Развития, подписанного 31 мая 2010 года (сумма займа – 1 млрд. долларов США). Также подписаны: 12 июля 2010 года Соглашение о займе (Реформирование Налогового администрирования) с Международным Банком Реконструкции и Развития (сумма займа – 17 млн. долларов США); 10 августа 2010 года Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Республики Казахстан и Правительством Японии о привлечении займа для осуществления проекта реконструкции Транспортного коридора ЦАРЭС (Жамбылская область) и Протокол переговоров к нему; 23 августа 2010 года Соглашение о займе по Проекту реконструкции Транспортного коридора ЦАРЭС (Жамбылская область) между Японским Агентством Международного Сотрудничества и Правительством Республики Казахстан (сумма займа – 6361 млн. японских иен). В настоящее время проходят внутригосударственные процедуры по ратификации данных соглашений. В течении отчетного периода государственные гарантии и поручительства государства не выдавались.
Теперь, по исполнению расходов По итогам 9 месяцев текущего года сумма расходов республиканского бюджета (без учета погашения займов) составила 3 073,4 млрд.тенге или 97,1 %. Сумма неисполнения плана по платежам на отчетный период составила 92,4 млрд.тенге. При этом хочу отметить, что в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2010-2012 годы", подписанным Главой государства 6 октября 2010 года две трети данной суммы подлежат перераспределению. На 1 октября администраторами республиканских бюджетных программ не принято обязательств на сумму 899, 9 млрд.тенге. Слайд 9. Основными причинами неисполнения 92,4 млрд. тенге являются (Слайд 10): экономия 14,4 млрд. тенге – в том числе в процессе государственных закупок – 2,0 млрд.тенге и 12,4 млрд.тенге в связи со снижением фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной экономией по фонду оплаты труда, непредставлением местными исполнительными органами подтверждающих документов по целевым трансфертам; по другим причинам –77,9 млрд.тенге, это: несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, отсутствие конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 9,5 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенос сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное представление актов выполненных работ, счетов-фактур – 32,4 млрд.тенге; неправильное помесячное распределение годовых планов – 1,3 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины – 34,7 млрд.тенге. Наибольшая сумма неисполнения плана по платежам сложилась у следующих администраторов (Слайд 11):
СПРАВОЧНО: Комитет национальной безопасности – 21,5 млрд.тенге, в том числе по бюджетной программе: 001 "Обеспечение национальной безопасности" – 15,9 млрд.тенге, сложилось по статье особые затраты; 002 "Программа развития системы национальной безопасности" – 5,6 млрд.тенге, сложилось по статье особые затраты. Министерство образования и науки – 16,1 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 082 "Увеличение уставного капитала АО "Новый университет Астаны"" – 5,0 млрд.тенге, сложилось по объективным, независящим от АБП причинам, в связи с принятием решении о передаче функций администрирования данной программы Канцелярии Премьер-Министра РК. 005 "Строительство и реконструкция объектов образования и науки" – 4,8 млрд.тенге, из них в связи с непредставлением документов, подтверждающих обоснованность платежей на сумму 3, 1 млрд. тенге; Министерство финансов – 11,0 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 001 "Обеспечение исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета"- 2,6 млрд. тенге, в связи с несостоявшимися конкурсами по госзакупкам, из-за длительного подписания договора и несвоевременного предоставления актов выполненных работ, счетов-фактур; в связи с несвоевремменым проведением кокурсных процедур, также с переносом конкурсных процедур, 026 "Строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры" – 2,1 млрд. тенге из них в связи с несостоявшимися конкурсами по гос.закупкам – 1,6 млрд.тенге; 036 "Модернизация информационных систем Налоговых органов, связанных с изменением налогового законодательства" – 1,4 млрд.тенге, из них в связи с длительным проведением конкурсных процедур, длительным заключением договоров, непредставлением актов выполненных работ -1,1 млрд. тенге; Управление делами Президента – 8,1 млрд.тенге, в том числе по бюджетным программам: 008 "Строительство и реконструкция объектов Управления делами Президента Республики Казахстан" – 5,2 млрд.тенге, по причине непредставления актов выполненных работ по строительству объектов и длительного проведения конкурсных процедур по строительству объектов; Министерство связи и информации – 5,9 млрд.тенге, основная причина – это приостановление платежей и конкурсных процедур во время реорганизации госоргана; Министерство индустрии и новых технологий – 5,4 млрд.тенге: 026 "Предоставление инновационных грантов в рамках направления "Производительность-2020" – 1,7 млрд.тенге, сложилось ввиду отсутствия экономической экспертизы по услугам поверенного. Министерство по чрезвычайным ситуациям – 4,2 млрд. тенге в том числе: 013 "Формирование государственного материального резерва" – 2,7 млрд. тенге, из них по причине несостоявшихся конкурсов по государственным закупкам авиатоплива – 2,5 млрд.тенге. Министерство транспорта и коммуникаций – 3,4 млрд.тенге: 002 "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне" – 3,2 млрд.тенге, в том числе: 2,5 млрд.тенге в связи с длительностью процедур прохождения оплаты в Международных финансовых институтах, платеж проведен 1 октября т.г.;
По расходам местных бюджетов Расходы местных бюджетов за 9 месяцев 2010 года (без учета погашения займов) составили 1733,3 млрд.тенге или 95,5 % к плану. Слайд 12. Сумма неисполнения плана по платежам уменьшилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 21,4 млрд.тенге и составила 81,4 млрд. тенге. Большая доля неисполнения сложилась по следующим функциональным группам расходов (Слайд 13):
СПРАВОЧНО: жилищно-коммунальное хозяйство – 29,1 млрд.тенге; образование – 10,7 млрд.тенге; топливно-энергетический комплекс и недропользование – 10,2 млрд.тенге; здравоохранение – 7,3 млрд.тенге; транспорт и коммуникации – 5,0 млрд.тенге; сельское хозяйство, водное, лесное рыбное хозяйство – 4,5 млрд.тенге; культура, спорт, туризм и информационное пространство – 3,3 млрд.тенге; социальная помощь и социальное обеспечение – 1,3 млрд.тенге; промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность – 1,1 млрд.тенге.
О состоянии исполнения целевых трансфертов (предварительные данные) За 9 месяцев т.г. из республиканского бюджета местным бюджетам перечислено целевых трансфертов в общей сумме 596,8 млрд.тенге, из которых по предварительным данным местных исполнительных органов освоено 548,9 млрд.тенге, или 92,0% (Слайд 14). В целом по республике местными исполнительными органами остались неисполненными средства в сумме 47,9 млрд.тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма неисполнения увеличилась на 4,8 млрд.тенге.
СПРАВОЧНО: Наибольшие суммы неисполнения местными исполнительными органами сложились по следующим бюджетным программам, администрируемым: - Агентством по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в сумме 14,0 млрд. тенге, в том числе: на развитие коммунального хозяйства – 4,4 млрд.тенге, которая сложилась по г. Астане. Причинами неисполнения плана явились – позднее получение госэкспертизы на ПСД из-за проверки органами прокуратуры конкурсной документации -2,3 млрд.тенге (из них 2,0 млрд.тенге –перераспределены на другие проекты при осеннем уточнении РБ), несоблюдение подрядчиком графика производства работ в связи с корректировкой ПСД – 1,5 млрд.тенге; на строительство и (или) приобретении жилья государственного коммунального жилищного фонда- 3,8 млрд.тенге, из них по г.Астане- 3,1 млрд.тенге из-за несоблюдения подрядчиком графика производства работ; на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры – 3,0 млрд.тенге, из них по г.Астане – 1,2 млрд.тенге в связи с несвоевременным предоставлением Управлением строительства площадок для строительства инженерных сетей; по Жамбылской области – 0,4 млрд.тенге, из них из-за позднего проведения конкурса по госзакупкам на сумму – 0,1 млрд.тенге, позднего представления актов выполненных работ – 0,3 млрд.тенге. - Министерством индустрии и новых технологий в сумме 9,5 млрд.тенге, их них: на развитие теплоэнергетической системы – 9,3 млрд.тенге, в том числе по г.Алматы – 3,0 млрд.тенге, г.Астане – 4,5 млрд.тенге. Основные причины: в связи с необходимостью изъятия земельных участков. вопрос по использованию денежных средств на выкуп земли на стадии согласования в АДС и ЖКХ- 1,7 млрд.тенге, отставание от графика в связи с корректировкой ПСД- 4,9 млрд.тенге, экономия от выполненных объемов работ- 0,4 млрд.тенге, из- за расторжения договора по причине ненадлежащего проведения конкурсных процедур – 0,5 млрд.тенге. - Министерством здравоохранения в сумме 6,6 млрд.тенге, их них: на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и для сейсмоусиления объектов здравоохранения – 5,0 млрд.тенге в связи с образовавшейся экономией по госзакупкам, непредставлением актов выполненных работ, недопоставкой медоборудования, экономией по выполненным объемам работ и экономии за счет отмены НДС с медицинского оборудования. Министерством образования и науки в сумме 6,1 млрд.тенге, из них: на строительство и реконструкцию объектов образования и сейсмоусиление объектов образования – 3,9 млрд.тенге в связи с поздним проведением конкурсов, не соответствие планов финансирования фактическим потребностям, отставание от графика выполнения работ, из-за проверок органов прокуратуры, экономия по госзакупкам, непредставлением актов выполненных работ.
Реализация Дорожной карты по регионам В рамках освоения целевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета, осуществлялась и реализация бюджетных программ Дорожной карты. За 9 месяцев т.г. из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Дорожной карты регионам выделено 91,5 млрд.тенге , из них местными исполнительными органами освоено 88,7 млрд.тенге или 96,9%. Неисполнено 2,8 млрд.тенге. При этом, хочу отметить, что реализация мероприятий Дорожной карты в регионах осуществлялась по 6 направлениям. Основное направление, по которому больше предусмотрено бюджетных средств, это – ремонт и развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройство городов и населенных пунктов. На эти цели в республиканском бюджете (без учета осеннего уточнения) на 2010 год предусмотрено 32,8 млрд.тенге, за 9 месяцев т.г. регионам выделено 31,7 млрд.тенге, из них освоено 30,4 млрд.тенге или 95,9%.
Реализация программы "Дорожная карта бизнеса – 2020" В рамках освоения целевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета, осуществлялась и реализация программы "Дорожная карта бизнеса – 2020". Хочу отметить, что регионами крайне плохо осваиваются средства, выделенные на реализацию программы. Так, в республиканском бюджете на 2010 год (без учета осеннего уточнения) на реализацию программы "Дорожная карты бизнеса -2020" предусмотрено 14,0 млрд.тенге, за 9 месяцев т.г. регионам выделено 4,0 млрд.тенге, из которых местными исполнительными органами освоено 2,1 млрд.тенге, или 52,5%. Неисполненными остались 1,9 млрд.тенге. Также, хочу отметить, что 2010 год для программы является пилотным. В регионах его реализация осуществлялась по двум направлениям: на поддержку частного предпринимательства из республиканского бюджета выделено 2,8 млрд.тенге, из которых регионами освоено 2,0 млрд.тенге, или 71,4%; на развитие индустриальной инфраструктуры выделено 1,2 млрд.тенге, из них местными исполнительными органами освоено 0,1 млрд.тенге, или 8,3%.
О состоянии бюджетной дисциплины По итогам 8 месяцев 2010 года дебиторская задолженность (Cлайд 15) государственного бюджета составила 267,7 млрд.тенге, из них по республиканскому бюджету 145,2 млрд.тенге или на 59,8 млрд.тенге больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в том числе авансовые платежи 107,3 млрд.тенге), а по местным бюджетам дебиторская задолженность увеличилась на 11,0 млрд.тенге и составила 122,5 млрд.тенге (в том числе авансовые платежи 116,2 млрд.тенге).
СПРАВОЧНО: Наибольшую сумму дебиторской задолженности допустили следующие администраторы республиканских бюджетных программ: Министерство транспорта и коммуникаций – 38,8 млрд.тенге, (по развитию автомобильных дорог на республиканском уровне – 24,3 млрд.тенге, за счет внешних займов, предоплата согласно условиям договоров (более 1 года) погашается по мере выполнения работ); Министерство обороны – 26,4 млрд. тенге, (по модернизации, восстановлению и приобретению вооружения, военной и иной техники, систем связи в рамках межотраслевой государственной программы – 24,4 млрд.тенге, в связи с проведением следственных мероприятий); Министерство сельского хозяйства – 14,0 млрд.тенге, (по бюджетной программе 061 "Закуп зерна в государственные ресурсы" – 11,3 млрд.тенге, в связи с оплатой за закуп зерна в государственные ресурсы зерна). Министерство здравоохранения –13,1 млрд. тенге (по бюджетной программе 067 "Услуги по оказанию стационарной и стационаразмещающей медицинской помощи, за исключением медицинской помощи при инфекционных, туберкулезных и психических заболеваниях" – 6,0 млрд.тенге, в связи с проведением авансового платежа по закупу медицинских услуг); Основная доля дебиторской задолженности по местным исполнительным органам приходится на г.Астану – 69,0 млрд.тенге, из которых сумма авансовых платежей составляет 67,1 млрд.тенге по причине произведенных и не погашенных авансовых платежей. Ситуация по кредиторской задолженности по государственному бюджету по сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшилась, то есть уменьшилась на 0,9 млрд.тенге и составила 9,6 млрд.тенге, при этом по республиканскому бюджету задолженность увеличилась на 1,9 млрд.тенге и составила 3,7 млрд.тенге, а по местным бюджетам снизилась на 2,8 млрд.тенге и составила 5,9 млрд.тенге. Слайд 16. Наибольшая сумма кредиторской задолженности сложилась у следующих администраторов: Министерство транспорта и коммуникаций – 2,0 млрд.тенге (по бюджетной программе 002 "Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне" – 1,3 млрд.тенге, за счет внешних займов, в связи с поздним представлением актов выполненных работ; по бюджетной программе 003 "Капитальный, средний и текущий ремонт, содержание, озеленение, диагностика и инструментальное обследование автодорог республиканского значения" – 0,5 млрд.тенге, в связи с неполным выполнением договорных обязательств подрядчиками по ремонту дорог). Министерство обороны – 1,7 млрд.тенге (по бюджетной программе 007 "Тыловое обеспечение Вооруженных сил" – 1,0 млрд.тенге, в связи с досрочной поставкой товаров, срок оплаты которых не наступил согласно условиям договоров). Министерство внутренних дел – 0,7 млрд.тенге (по бюджетной программе 004 "Услуги внутренних войск по обеспечению общественной безопасности" – 0,3 млрд.тенге). По местным бюджетам кредиторская задолженность составила 5,9 млрд.тенге, в том числе по г.Астане – 3,8 млрд.тенге.
И в завершение о контроле за исполнением бюджета Комитетом финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан за 9 месяцев 2010 года проверено 5484 объектов контроля. При этом установлены нарушения бюджетного законодательства в сумме 89,4 млрд. тенге, в том числе финансовые нарушения в сумме 67,8 млрд. тенге и нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий и процедур, а также связанные с использованием финансовых активов в сумме 21,6 млрд. тенге. Слайд 17. Кроме того, за 9 месяцев 2010 года установлены нарушения, допущенные при проведении государственных закупок на сумму 121,1 млрд. тенге. Принятыми мерами по итогам контрольных мероприятий, проведенных в течение 9 месяцев 2010 года, из подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет 32,7 млрд. тенге, восстановлено и возмещено – 23,2 млрд. тенге или 71 %. Слайд 18. В правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 1090 материалов контроля на сумму 62,4млрд.тенге. В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках наложено административных взысканий на 513 должностных лиц на сумму 60,8 млн. тенге, из них поступило в бюджет – 36,5 млн. тенге или 60% от суммы наложенных штрафов. К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечено 4433 работника проверенных объектов контроля, из них 23 освобождены от занимаемых должностей. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках внесено 5512 представлений на устранение выявленных нарушений, причин и условий, способствующих им, из них исполнено 5170 или 93,8% от общего количества внесенных представлений. Назарларыңызға рахмет! Благодарю за внимание! |